Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 23:10
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Гоор, Кахиб, Гамсутль, Датуна — Россия Май 2022

Продолжение экспедиции Туристера «Большой Кавказ». Предыдущая часть: В краю гор и водопадов

Подавляющее большинство населения Дагестана исповедует ислам, однако здесь есть небольшое количество христиан. Христианство проникало сюда с первых веков нашей эры и от тех времён до сих сохранилось некоторое количество старых храмов. В селе Датуна расположен Датунский храм, возведённый грузинскими миссионерами предположительно в X–XI веках.

Опустевшие аулы

Храм находится в Хатан-Бугеб-Ккал, в «ущелье, где находится храм» в переводе с аварского.

По мере распространения в Дагестане ислама храма стал заброшен — время не пощадило ни деревянные двери, ни фрески внутри.

Вторую жизнь храм обрёл во времена Кавказской войны. Шамиль предоставил его казакам, перешедшим на его сторону. Сейчас в нишах внутри храма стоит несколько современных икон.

Примерно к тому же времени, что и Датунский храм, относят первые каменные постройки в селе Кахиб. Наиболее старая его часть, Старый Кахиб, сейчас заброшена. Из современного Кахиба туда ведёт горная тропа.

С неё открывается вид на окружающие горы.

На склонах гор пасутся овечки и барашки.

Опустевшие аулы

Тропа пересекает маленькую речку Кахитляр, через которую переброшен мост. Немного в стороне Кахитляр спускается вниз водопадом.

За этим мостом, на крутых горных склонах и расположен Старый Кахиб. Место стратегически выгодное — здесь проще было отражать набеги завоевателей. Сейчас, конечно, здесь никого не завоёвывают и во второй половине прошлого века горцы переселились на противоположный, более пологий берег.

Наиболее полно в Старом Кахибе сохранились мечеть и сторожевая башня XVI–XVII веков. При должной сноровке на вершину башни можно подняться.

Недалеко от Кахиба находится ещё одно подобное поселение, Гоор. До наших дней в нём сохранили руины домов.

Людей привлекал сюда особый микроклимат, который позволял даже в самые засушливые годы собирать хороший урожай. Соседи нередко нападали на проживавших здесь горцев и для предупреждения таких нападений были построены сторожевые башни, количество 7 штук. До наших дней сохранилось только три из них.

Сейчас это место на высоте 1700 метров заброшено, хоть и популярно у туристов. Отсюда открывается вид вниз на горное ущелье.

А также на окружающие горы.

Здесь, у самого обрыва, мы устроили пикник. Можно сказать, пикник на обочине.

Примерно в 40 км от Гоора расположено узкое ущелье под названием Карадахская теснина. Ущелье узкое, его стены вздымают высоко вверх оставляя взору лишь узкую полоску неба. Путь по нему петляет, перескакивая с одного берега на другой. Лучше идти сюда в резиновых сапогах.

Лагерь планировалось разбить где-то здесь. В очередной раз никто не захотел ставить палатки «в долине реки, окружённой скалами» и ночлег в этот вечер мы нашли в гостевом доме Санта-Барбара.

Опустевшие аулы

Снаружи здание выглядит неказистым. Тем не менее, комнаты гостевого дома оригинально оформлены. Здесь, как и у Зайнаб из предыдущего рассказа, ощущается национальный колорит.

И Санту-Барбару тоже окружают горы, рядом журчит река Каракойсу. Несмотря на то что для меня это уже 12-й по счёту день на Кавказе, меня не перестаёт восхищать горы, столь эффектно выглядящие на фоне голубого неба.

Простившись с Санта-Барбарой мы отправляемся к одному из самых известных аулов Дагестана, одному из древнейших поселений этих мест. Когда-то это был густонаселенный аул с развитой инфраструктурой, но сейчас он заброшен. Дорога к нему тоже лежит среди гор.

Аул называется Гамсутль и расположен он на вершине горы Гамсутльмеэр. Дорога по склонам горы труднопроходима даже полноприводных автомобилей. Часть пути можно преодолеть на УАЗах и буханках, на которых туристов поднимают от подножия горы.

Опустевшие аулы

Есть тут и такой вариант, но на нём наверх, кажется, никого не возят.

Дорога наверх — петляющий просёлок. В принципе можно преодолеть его и пешком, но при цене проезда 100 рублей с человека эти усилия того не стоят.

Опустевшие аулы

Корова тоже идёт в Гамсутль.

Дальнейший путь можно проделать только пешком и его условно можно разделить на три части. Сначала он пролегает по дороге, довольно круто поднимающейся вверх.

Затем она сужается до неширокой тропы в тени деревьев.

Виды, которые открываются с неё, невероятно крутые. У меня нет слов чтобы описать это великолепие.

Также отсюда виден ещё один заброшенный аул, Куриб.

В небе над нами кружит орёл.

Опустевшие аулы

Перед Гамсутлем тропа резко поворачивает. В этом месте находится родник с очень вкусной водой.

От родника открывается вид на Гамсутль.

В ауле сохранились остатки множества домов. Некоторые из них расположены буквально на самом краю отвесных скал.

Уже находясь в ауле можно бросить взгляд на тропку, которая ведёт в него. Ниточкой она строится по склону горы.

Опустевшие аулы

У каждого из этих домов есть свой хозяин. В Гамсутль приходили турфирмы, хотели выкупить аул и устроить в нём туристический объект. Для горцев это позор, продавать родовое, то что принадлежало отцу, деду, прадеду. Заброшенные постройки прошлых веков медленно рассыпаются и возможно со временем от былого величия аула-призрака не останется и следа.

Ещё в прошлом столетии в Гамсутле работали магазины и небольшая больница. Дорога, которая вела сюда, была вполне проходима для машин. Даже сейчас в некоторых домах можно увидеть необычные артефакты, например проржавевшую железную кровать.

Аул расположен на высоте 1400 метров над уровнем море. В принципе для Кавказа это не очень много. Тем не менее виды на окружающие горы открываются фантастические.

Здесь, на вершине Гамсутльмеэр, я с грустью должен написать, что мы прощаемся с горами Большого Кавказа. Но не прощаемся с самим Кавказом. Спустившись к подножию горы мы едем дальше на восток. Туда, где заканчивается Большой Кавказ, а солёные волны Каспийского моря разбиваются о берег, вдоль которого вытянулся самый древний и самый южный город России.