Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 15:32
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Хунзах, Матлас, Гоцатль Большой, Дубки — Россия Май 2022

Продолжение экспедиции Туристера «Большой Кавказ». Предыдущая часть: Через майские снега к Сердцу Чечни.

Экспедиция Туристера уже вторую неделю колесит по дорогам Большого Кавказа. Мы видели и высокие горы, и глубокие реки, и живописные каньоны, проложенные вторыми в первых. Сегодня мы отправляемся в Дагестан к самому глубокому каньону Европы — Сулакскому каньону.

В некоторых местах его глубина достигает 1920 метров. Это глубже даже чем Великий Каньон в США. Река Сулак бирюзовой змейкой струится где-то очень далеко внизу. Это не обман зрения, вода в реке действительно бирюзовая из-за частиц голубой глины, содержащихся в воде.

Изюминка смотровой площадки, с которой открываются эти виды — небольшая скала, взобравшись на которую можно почувствовать себя «царём горы».

Недалеко от неё, почти на самом краю установлено несколько скамеек. Никаких ограждений, буквально в паре шагов перед ними — обрыв. Можно очень долго сидеть здесь, наслаждаясь видом на окружающие со всех сторон горы.

В краю гор и водопадов

Природные условия Сулакского каньона позволили построить здесь в 70-е годы прошлого года Чиркейскую ГЭС. На данный момент это — самая мощная ГЭС на Северном Кавказе.

При её строительстве было затоплено более 3000 гектар сельхозугодий, в том числе и аул Чиркей, давший название ГЭС. Сейчас на этом месте располагается крупнейшее водохранилище Северного Кавказа — Чиркейское водохранилище. От каньона его отделяет плотина.

В краю гор и водопадов

Где-то здесь мы должны были разбить лагерь, но погода в очередной раз сыграла с нами злую шутку. Никто не горел желанием ставить палатки под дождём и ночлег в тот вечер мы нашли на турбазе «Сулакский берег». Как нетрудно догадаться, она расположена прямо на берегу водохранилища.

В общем коридоре стену украшают различные предметы национальной кухонной утвари.

У самого берега водохранилища расположено несколько беседок, из которых отрывается вид на водоём.

Площадь водохранилища довольно велика — свыше 40 км². Береговая линия сильно изрезана и изобилует различными бухтами и заливами.

Это делает довольно интересной водную прогулку, которую осуществляют на таком катере. Заказать прогулку можно прямо в «Сулакском береге».

В мае уровень воды в водохранилище не очень высокий. Летом, когда в горах тают снежные шапки, она поднимается почти до самой турбазы, но сейчас нам нужно преодолеть прибрежную полосу, чтобы спуститься к катеру.

В краю гор и водопадов

С катера видны обступающие водоём скалы и плотина ГЭС. Вдалеке на солнце блестят заснеженные шапки гор.

Где-то на краю водохранилища — узкая бухта, кажется что её практически отвесные стены достают до самого неба, открывая взору лишь маленький его кусочек.

Дагестан — край величественных горных образований. Один из лучших видов на них открывается с плато Матлас на высоте 1800 метров над уровнем моря.

В краю гор и водопадов

Со смотровой площадки видны горные аулы, прилепившиеся почти на самом на краю обрыва; изящные водопады, льющиеся с отвесных скал; заснеженные горные хребты, с которых вниз еле заметными ниточками спускаются дороги.

Здесь же, на самом краю, расположена небольшая мечеть без минарета.

Рядом с ней — памятник Л. Н. Толстому и герою его одноименной повести Хаджи-Мурату.

Узкая дорожка со смотровой площадки ведёт вниз через небольшое ущелье.

За ним она петляет вдоль отвесной скалы, с которой падает водопад. Чтобы пройти дальше нужно пройти в нескольких сантиметров от его струи. Сильный ветер относит струю то в одну сторону, то в другую. Мало кому удаётся миновать водопад сухим.

Ещё один памятник природы находится в нескольких километрах от этого водопада и носит название «Каменная чаша». Это теснина, окруженная скалами высотой до 30 метров.

Другое впечатляющее горное плато — это Хунзахское плато. Самое широкое плато в Дагестане, его ширина больше 8 км. Расположено оно тоже на высоте 1800 метров, примерно в 12 км от Матласа.

После окончания Кавказской войны для укрепления российской власти здесь была построена одноимённая крепость. Это один из самых больших и хорошо сохранившихся объектов культурного наследия России в Дагестане.

Один из лучших видов с плато — на каньон Цолотль, который буквально раскалывает его. Особенно красив вид на него на закате.

С плато стекают два водопада. Один из них — Тобот, образованный одноимённой рекой. Именно она и течёт по каньону.

Тобот падает с высоты 70 метров и имеет пульсирующий характер. Наиболее сильная струя в мае—июне, зимой он замерзает.

Второй водопад называется Итлятляр, он образован рекой Тиронтляр.

В краю гор и водопадов

У него не такая мощная струя, как у Тобот, но он более изящный.

На самом плато Хунзах пасутся козочки.

Бескрайние склоны гор были заселены человеком довольно давно. Например, согласно археологическим находкам, в ауле Гоцатль Большой, расположенном в горной котловине среди лесистых хребтов, первые поселения людей появились ещё в первой половине I тыс. н. э. Место очень красивое — со всех сторон аул окружают горы.

Здесь мы остановились на ночлег в гостевом доме «У Зайнаб».

В краю гор и водопадов

Дом очень аутентичен, его хозяева дома Бурдух и Зайнаб сами живут здесь, размещая гостей, кажется, в своих собственных комнатах. Если это так, то непонятно где ночуют в это время сами. Видимо место пользуется спросом — рядом с домом они строят отдельное здание гостиницы.

Жизнь в ауле протекает также как протекала, наверное, сотни лет назад. Жители держат скот, занимаются ремёслами и очень ценят землю, которая им принадлежит. В Гоцатле Большом живёт потомственный ювелир, который изготавливает различные украшения. После него дело перейдёт к сыну.

Прогуливаясь по аулу можно встретить в большом количестве различных домашних животных.

Нравы и обычаи здесь также не меняются веками. Обычно родители стараются сами женить/выдать замуж свои детей и чем раньше тем лучше. Для молодой девушки нормально выйти замуж за того, кого ей пару раз показали на экране телефона. Как говориться, «нравится, не нравится, терпи моя красавица». Впоследствии брак легко может распасться и к этому тоже относятся легко — ну значит не судьба. Многоженство практикуется, поскольку разрешено в исламе, но довольно редко.

Дагестан — самый многонациональный регион России, здесь проживает множество народов, которые говорят на разных языках. Жители разных аулов нередко могут не понимать друг друга. В Гоцатле Большом живут аварцы и здесь нам удалось познакомиться с их кухней. На завтрак едят различные каши, в том числе абрикосовую, которая готовится из смеси муки и абрикосового пюре.

В каши добавляют урбеч — тягучую массу, приготовленную из растёртых семян и орехов. Вариантов его приготовления существует великое множество. Вместе с кашей получается очень питательное блюдо, которое придаёт сил на целый день.

В краю гор и водопадов

На ужин едят типичный для тюркских народов плов и курзе, которые внешне напоминают наши вареники, по составу — пельмени или манты.

Ещё одно популярное в Дагестане блюдо — чуду. Это лёпешки из пресного теста с разнообразной начинкой или без неё.

В краю гор и водопадов

В качестве десерта используется чак-чак, отличающийся от татарского аналога. Чай часто пьют травяной, даже в чёрный чай добавляют травы.

Сейчас в Гоцатле Большом проживает более двух тысяч человек. Не все горные аулы Дагестана могут похвастаться таким населением. В некоторых из них уже никто не живёт, что превратило их во впечатляющие памятники архитектуры горцев. В следующем раз мы поговорим и о них.