Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 15:32
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Булунгу, Терскол, Чегем — Россия Май 2022

Продолжение экспедиции Туристера «Большой Кавказ». Предыдущая часть: Эльбрус манит и зовёт.

Село Терскол невелико. В 2010 году здесь проживало чуть больше 1000 человек, сейчас, наверное, уже меньше. Это — ближайший к Эльбрусу населенный пункт. Даже центральная улица села называется Эльбрусской.

Местом нашего прибывания здесь стал отель «Три брата». Название соответствует действительности: он действительно принадлежит трём братьям. Нас встретил их двоюродный брат, с порога окружив знаменитым кавказским гостеприимством. Напоил чаем-кофе, помог отнести чемоданы на второй этаж, где располагались наши номера.

Вода застывшая и вода льющаяся

Отель расположен в сосновом лесу. Из окна нашего номера открывался вид на Чегет, ближайший к Эльбрусу трёхтысячник Большого Кавказа.

Большую часть первого этажа отеля занимает гостиная-столовая. Горец старался вовсю: разжёг для нас самый настоящий камин, ставил песни местных исполнителей — Султана Лагучева и Ислама Итяшева.

Дорога на Эльбрус начинается из посёлка Поляна Азау в 3 км к северо-западу от Терскола. Здесь работают два подъёмника: старый советский канатно-кресельный подъёмник и современный гондольный, с закрытыми кабинками на 8 человек. Снаружи каждой кабинки есть место для размещения 8 пар лыж и двух сноубордов. Опытные лыжники молниеносно закидывают свои лыжи в пазы кабинок и также молниеносно запрыгивают в кабинки.

Вода застывшая и вода льющаяся

По пути на верх располагается две промежуточные станции — Кругозор и Мир. На каждой нужно выходить и пересаживаться на следующий подъёмник, заново прикладывая ски-пасс. Из кабинки открывается вид на склоны Эльбруса, покрытые ослепительно-белым снегом. Мои очки-хамелеоны здесь бессильны и я одеваю поверх них солнцезащитные.

На станции Мир рядом друг с другом расположены станции обеих канатных дорог.

Немного в стороне от них — памятник Героям обороны Приэльбрусья в Великую Отечественную Войну.

Вода застывшая и вода льющаяся

Конечно, как и везде, кругом горы, укрытые снегом. Есть здесь и обрыв, о чём предупреждает соответствующий знак.

Конечная станция — Гарабаши, высота 3847 метров. Воздух разреженный и дышать слегка тяжело. Отсюда дальнейший путь вершину возможен пешком либо на ратраке.

Вода застывшая и вода льющаяся

Сразу от станции канатной дороги начинается лыжная трасса.

Также здесь расположено кафе. Многие берут глинтвейн, чтобы согреться — температура здесь точно минусовая. Тоже самое делаем и мы.

Канатная дорога, ведущая на Чегет, находится юго-западу от Терскола. Это довольно старый канатно-кресельный подъёмник, построенный ещё в 60-х годах прошлого века. Кабинок как таковых нет, поднимаешься на фактически открытом сиденье, подвешенному к тросу. Это придаёт подъёму… остроту.

Вода застывшая и вода льющаяся

Промежуточная станция здесь одна, рядом с ней есть кафе, а за отдельную плату можно покачаться на качелях буквально над пропастью.

Отсюда же открывается красивый вид на Баксанское ущелье, то самое через которое мы и приехали к Эльбрусу.

Сам Эльбрус отсюда теоретически может быть виден. В нашем случае он был затянут тучами, хотя если приглядеться то контуры пика можно различить.

Вода застывшая и вода льющаяся

На подъёмнике можно подняться и выше. В отличие от сдвоенных сидений первого участка подъёма, на втором участке они одиночные.

Южнее Баксанского ущелье и примерно параллельно ему тянется ещё одно ущелье, Чегемское. Ущелье известно своими водопадами. Если двигаться по нему с востока на запад, то первым из них будет Малый Чегемский Водопад или Адай-Су, что означает «Девичья коса».

Водопад образован одноименной рекой, правым притоком Чегема.

Вода застывшая и вода льющаяся

Он действительно похож на косу, мощный поток воды падает с высоты 30 метров.

Тропа от Чегема к водопаду — это ещё одно небольшое ущелье. Интересны слоистые стены этого ущелья.

Вода застывшая и вода льющаяся

Перед этим ущельем, на небольшой поляне, мы разбили лагерь.

В принципе этот лагерь не сильно отличался от нашего предыдущего лагеря и можно было бы не упоминать про него. Если бы наутро мы не обнаружили рядом с ними группу местных парнокопытных. Поляна, на которой мы разбили лагерь, вероятно, используется ими в качестве пастбища.

Дальше на запад по Чегемскому ущелью, там где в Чегем впадает река Каяарты, расположен Главный Чегемский водопад.

В отличие от Адай-Су это не один водопад, а группа из нескольких небольших водопадов. Высота, с которой они спадают, почти в 2 раза выше — порядка 50–60 метров.

Ещё здесь установлена стела, посвящённая 200-летию вхождения Балкарии в состав России. То что до этой знаменательной даты остаётся ещё 5 лет, её устроителей, видимо, не смутило.

Вода застывшая и вода льющаяся

Чтобы добраться до ещё одного водопада, Абай-Су, нужно двигаться дальше по ущелью в верховья Чегема. С обеих сторон дороги нас обступают стены ущелья.

Водопад расположен на территории Кабардино-Балкарского горного заповедника. Для въезда нужно фактически пройти паспортный контроль, как на границе. Только не по загранпаспорту, а по внутреннему. Машины тоже досматривают. Дорога по самому заповеднику фактически отсутствует, но нам повезло — по пути нам попался Газ-66, в кузове которого мы добрались почти до самого водопада.

Вода застывшая и вода льющаяся

Нас высадили в большой долине, со всех сторон окружённой скалами. Существует мнение, что где-то здесь прятался от своих преследователей Герой нашего времени, лермонтовский Казбич.

С одной из таких скал и падает Абай-Су, самый высокий не каскадный водопад Кабардино-Балкарии. Назван он так был честь охотника Абая. Зимой водопад замерзает, превращаясь в ледяную статую, но в мае осталась лишь снежная шапка в нижней части водопада.

Река Башиль-Аузусу, образовавшая этот водопад, ниже падения образует множество порогов.

Ниже по течению Башиль-Аузусу, сливаясь с рекой Гара-Аузусу и образует Чегем.

В горах вода, будь она застывшая в виде снега и льда, или спадающая водопадами с высоких скал, неизменно красива. Абай-Су достаточно труднодоступен, но пожалуй это самый красивый из всех водопадов, увиденных нами в Кабардино-Балкарии. После него экспедиция прощается с этим регионом и отправляется дальше на восток в своём путешествии по Большому Кавказу.