Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — сейчас на сайте
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Махачкала — Россия Май 2022

Заключительная часть экспедиции Туристера «Большой Кавказ». Предыдущая часть: Солнечная крепость.

Экспедиция Туристера близится к своему завершению. Позади высокие горы и бурные реки Большого Кавказа, впереди — конечная точка нашего маршрута, столица Дагестана, Махачкала. Город довольно молодой на фоне древнего Дербента, он основан всего лишь в 1844 году. Центральная улица Махачкалы, проспект Расула Гамзатова — это красивая широкая аллея.

В городе есть несколько театров, некоторые из которых расположены вдоль этого проспекта. Один из них — это Театр Кукол, своими башенками он отдалённо напоминает лубочный средневековый замок.

Прощай, Кавказ!

Прямо рядом с ним — здание, в котором размещаются сразу Русский театр, Лакский театр и Театр оперы и балета. В русском театре я посетил спектакль по пьесе Рэя Куни «Номер тринадцать». По сюжету помощник британского премьер-министра снимает номер в отеле, чтобы уединиться в нём со своей любовницей. Романтический вечер нарушает труп, который они обнаруживают у себя в номере, а попытки избавиться от него приводят к череде смешных ситуаций.

Перпендикулярно проспекту Гамзатова идёт улица Дахадаева, названная так в честь выдающегося революционера, военного комиссара Дагестана, Махача Дахадаева.

Прощай, Кавказ!

В начале этой улицы, почти у самого моря расположено красивое здание ещё одного театра Махачкалы — Кумыкского музыкально-драматического театра.

Недалеко от него находится несколько музеев. Один из них, расположенный на улице Даниялова, Национальный музей Республики Дагестан, примечателен тем, что расположен в единственной из существующих в городе построек XIX–XX веков, в которую встроены «атланты, поддерживающие балкон», а весь фасад украшен по фронтону, окнам и цоколю лепниной.

Как легко догадаться, музей посвящён истории Дагестана от древнейших времён до наших дней. В слайдере ниже представлены находки эпохи ранней бронзы середины IV — конца III тыс. до н. э.

На культовой горе Кидилишавни («Кукольная гора») было найдено более тысячи статуэток второй половины I тыс. до н. э. и раннего средневековья. В это культовое место ходили молиться только мужчины и просили плодородия и достатка, обращаясь к божествам земных недр. Затем они стали оставлять вместо себя статуэтки в позе постоянного моления, а сами тем временем могли заниматься другими делами.

Более поздние экспонаты — монеты дербентских ханов XIII–XIV веков.

Россия с давнего времени взаимодействовала с народами, населяющими Кавказ. После взятия Астрахани в конце XVI века границы государства приблизились в Кавказу. А в XVIII веке Петр I предпринял Персидский поход в ходе которого на некоторое время были захвачены Дербент и Баку.

Прощай, Кавказ!

Окончательное присоединение Северного Кавказа к России стало возможным только после окончания Кавказской войны 1817–1864 годов. На фото ниже — портрет имама Шамиля, сплотившего разрозненные горские племена и до 1859 года дававший отпор российской экспансии.

Ордена и знаки отличия в имамате Шамиля.

После Октябрьской Революции, в 1920 году была провозглашена автономия Дагестана, а годом позднее принята конституция Дагестанской ССР.

Прощай, Кавказ!

На другой стороне улицы Даниялова расположен Дагестанский музей изобразительных искусств.

Здесь можно увидеть картины, на которых изображены различные сюжеты Дагестана. Например на этой картине изображена сакля (т. е. дом) Шамиля.

Прощай, Кавказ!

На другой картине изображёна первая крупная операция Шамиля против царских войск в Кавказской войне — оборона аула Ахульго, которая продлилась 80 дней.

Ещё одна картина показывает штурм аула Ахты.

Прощай, Кавказ!

Также в музее представлено богато украшенное оружие различных народов Дагестана.

Украшения к традиционному женскому костюму у ногайцев. Выглядят довольно массивно, хорошо хоть одеваются не на повседневную одежду, а в торжественных случаях, например на свадьбу.

Аналогичные украшения у аварцев.

Некоторые достопримечательностей Махачкалы расположены на удалении от центральной части города. Например, Джума-мечеть, построенная в 90-е годы прошлого века здесь была построена. Прообразом для неё послужила Голубая мечеть Стамбула.

Также на небольшом удалении от центра расположен главный православный храм города — Свято-Успенский собор, построенный в 1906 году.

В Махачкале, расположенной на берегу Каспийского моря, можно попробовать рыбу, в этом море и пойманную. По крайней мере так меня уверили в ресторане Fish House Masgouf.

Прощай, Кавказ!

Это преимущественно рыбный ресторан. Различной рыбы у них много, готовят прямо при вас. Мы с Ирой выбрали Кефаль (1 фото) и шашлык из осетрины (2 фото). Осетрина по цене кусается — 300 грамм стоят 930 рублей. Оригинальная подача и приборы, включающие вилку для рыбы, прилагаются.

Обратим наш взор теперь непосредственно к Каспийскому морю. Но сначала прогуляемся по бульвару имени Сулеймана Стальского, протянувшегося вдоль него.

Он посвящён одному из выдающихся дагестанских поэтов XX века, этническому лезгину.

Прощай, Кавказ!

Бульвар одним своим концом упирается в Аварский театр,

а другим — в Городской сад.

Из этого сада мы спустимся к Каспию, на городской пляж.

Пляж достаточно ухоженный, есть спортивные площадки, удобные дорожки ведут к морю.

Прощай, Кавказ!

Очень красиво здесь на закате, особенно если стоять слева от моря.

Солнце опускается в Каспийское море, к закату клонится и экспедиция Туристера. Нас было 13 человек, за 13 дней (по советской традиции я считаю день приезда и день отъезда за один день) мы проехали 2123 км и в пятницу 13 мая мы последний раз собрались в полном составе на прощальный ужин в ресторане Джага.

Выражаю благодарности:

• всем участникам экспедиции, для меня было огромным удовольствием путешествовать вместе с вами;
  • лично Коле Лебедеву, без которого вряд ли это невероятное путешествие могло бы состояться;
  • порталу Туристер.ру, на котором мы все так здорово собрались.

Вот в общем-то и почти всё, что хотелось рассказать про Большой Кавказ. За рамками рассказа остался город Кисловодск, из которого и стартовала экспедиция, о нём я расскажу в следующий раз.