Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 3:02

Две недели в Коста-Рике — обзор

Коста-Рика Февраль 2022

Идея поездки в Коста-Рику в феврале—марте 2022 года появилась в результате перебора немногих вариантов, подходящих нам сразу по трем критериям: погода, простота текущих визовых, а также ковидных требований.

Коста-Рика — страна небольшая (всего на 15% больше Московской области). Но в ходе планирования поездки выяснилось, что посмотреть там можно многое, и хотя визит в страну был и не таким уж коротким — 15 дней, пришлось ограничивать свои «территориальные» аппетиты. Изучив доступные путеводители и отзывы коллег-туристеров (tinka61, Nomad, Sergey_traveldiaries), мы составили для себя следующий, достаточно интересный и сбалансированный маршрут перемещений (карта 1).

Карта 1. Маршрут нашего путешествия по Коста-Рике. Цифры отражают последовательность перемещений и в тексте на них даны ссылки.

Начиналась и заканчивалась наша поездка в аэропорту Сан-Хосе (№ 1 на карте 1). В саму столицу мы решили не заезжать (из-за ковида и противоречивых отзывов), а прямо из аэропорта на арендованной машине отправились в сторону национального парка «Вулкан Поас».

Сразу скажем, что аренда авто в Коста-Рике обходится существенно дороже, чем во многих других странах (главным образом, из-за очень дорогой обязательной страховки). Развитая здесь альтернатива — переезды между отдельными интересными местами на шаттлах, рейсовых автобусах и такси — существенно дешевле (об этом подробно написали наши коллеги-туристеры). Машина в личном пользовании, конечно, создает массу удобств по сравнению с общественным транспортом, но за это приходится платить.

При аренде автомобиля в аэропорту мы впервые за свою многолетнюю практику столкнулись с тем, что получили машину почти без бензина — с баком, заполненным всего на 1/8 емкости. В ответ на наше недоумение по этому поводу, нам было сказано, что мы можем по окончании поездки вернуть им машину в таком же состоянии. Поскольку итоговый расход бензина в чужой стране и на незнакомой машине рассчитать сложно, в результате мы вернули машину с существенными «излишками» бензина: видимо, на это они и надеялись (жлобство!).

Столичный Сан-Хосе находится в центре страны — на плато, которое называют Центральной долиной. По обе стороны от нее расположены тянущиеся с северо-запада на юго-восток через всю страну вулканические горные цепи. Коста-Рика «зажата» между двумя океанами — Тихим с запада и Атлантическим (Карибское море) с востока, минимальное расстояние между побережьями — всего 118 км (карта 2). Сильно пересеченная местность, несмотря на миниатюрные размеры страны, делает перемещение между отдельными её регионами небыстрым. Так что небольшие размеры страны не должны вводить туриста в заблуждение.

Карта 2. Рельеф Коста-Рики. С северо-запада на юго-восток через всю страну тянутся вулканические горные цепи.

Из аэропорта мы приехали в небольшое горное местечко Альтура, откуда на следующее утро отправились в национальный парк «Вулкан Поас» (Parque Nacional Volcán Poás, № 2 на карте 1). Билет на его посещение был куплен заранее по интернету. Поас — высотой 2697 м — один из 4-х действующих вулканов Коста-Рики. Читали, что очень часто вершину этого вулкана затягивает плотный слой облаков, можно ничего не увидеть, но нам повезло: кратер вулкана, заполненный изумрудным серным озером, был перед нами во время посещения как на ладони.

Основной кратер вулкана Поас.

А дальше мы направились в сторону другого, пожалуй, самого популярного в этой стране вулкана Ареналь. Но по пути туда мы сделали остановку в »Lа Paz Waterfall Gardens», что дословно можно перевести как «Сады водопада Мир». На самом деле — это природный парк, расположившийся на одном из склонов вулкана Поас. И водопадов в нем не один, а целых 5, среди которых «Мир» — самый большой. Между водопадами проложена туристическая тропа.

В парке Lа Paz Waterfall Gardens.

А ещё в этом парке находится, как пишут, самый большой в Коста-Рике приют диких животных (Wildlife Sanctuary) — что-то вроде зоопарка, но все его обитатели были изъяты властями у частных владельцев. Набор зверушек там очень представительный, и посмотреть на них можно с очень близкого расстояния. Задним числом можем сказать, что именно там мы смогли разглядеть некоторых птиц и животных, которых позже, при посещении национальных парков и заповедников Коста-Рики, мы либо совсем не видели, либо видели лишь издалека. Так что этот парк определённо заслуживает внимания, хотя удовольствие это дорогое: для иностранцев — $49 с каждого взрослого.

Вообще, цены на посещение различных природных объектов Коста-Рики (а ради них, с их экзотическими животными и растениями и едут туда туристы) нас поразили. Нам приходилось бывать в национальных парках в разных странах, но нигде не приходилось платить за вход так дорого. Например, билеты в роскошные американские нацпарки стоят от 25 до 35 долларов с одной машины (сколько бы ни было в ней пассажиров) и действительны в течение 7 дней. Билеты в парки Коста-Рики — одноразовые и индивидуальные. Так что если жилье и еду в этой стране ещё можно найти по умеренным ценам, то на посещение природных объектов придется потратиться.

Следующая остановка была в городке Ла Фортуна (№ 3 на карте 1), где мы задержались на три ночи. Здесь безусловная звезда — вулкан Ареналь, который можно наблюдать из самых разных мест в округе. Большую часть времени вершину этого вулкана, имеющего правильную коническую форму, видно не лучшим образом: его покрывает облачная «шапочка», но нам улыбнулась удача. Хотя даже с шапочкой вулкан смотрится замечательно, поэтому Ла Фортуна — популярнейшее туристическое место.

Вулкан Ареналь с разных ракурсов и в разные дни.

В Ла Фортуне у нас была довольно насыщенная программа: поход к водопаду La Fortuna, прогулка по подвесным мостам Mistico Arenal Hanging Bridges Park, два трека в национальном парке Ареналь, визит в парк ленивцев.

Водопад Фортуна выглядит весьма эффектно — вода обрушивается с высоты 75 м в окружении тропических зарослей. Одна из фишек водопада — опция купания, которой мы и воспользовались в жаркий день.

Парк подвесных мостов Mistico Arenal Hanging Bridges Park большого впечатления не произвел из-за огромного количества посетителей, хотя билеты туда продают по сеансам. Видимо, толпы людей не понравились и зверушкам/птичкам: не видели там практически никого. Правда, взглянули на вулкан Ареналь с другого ракурса.

Гораздо больше нам повезло с живностью в национальном парке Ареналь (Parque Nacional Volcán Arenal). А две коротких тропы, идущие через тропический лес и частично — через лавовые поля предыдущих извержений, там несложные. Зато с них с разных точек открываются виды на сам вулкан.

В национальном парке Вулкан Ареналь.
В национальном парке "Вулкан Ареналь".

На тропах в национальном парке Вулкан Ареналь.
На тропах в национальном парке "Вулкан Ареналь".

Запомнилось нам и посещение парка ленивцев — Sloths Watching Tour. Мы не любим туры с гидами, но этот был хорош и абсолютно оправдан. Во-первых, он был практически частным: помимо гида, были только мы и еще одна девушка из Одессы. Плюс, ленивцев в живой природе увидеть сложно, а у гидов глаз натренирован. Видели и двупалых, и трехпалых ленивцев. А поближе их рассмотреть смогли после, в реабилитационном центре в парке Сельватура в районе Монтеверде.

Одно из любимых занятий в районе Ареналя — купание в термальных источниках. Горячие источники в тех краях — результат недавней вулканической активности, которую местный бизнес оперативно перевел в твердую валюту, построив несколько отелей вокруг горячих ключей. В нашей гостинице (Baldi Hot Springs Hotel & Spa) у нас был неограниченный доступ к бассейнам с термальной водой, и отмокание в них было большим удовольствием после «трудового» туристического дня.

Термальные бассейны в нашей гостинице.

В Аренале, как и в других частях Коста-Рики, очень популярны «парки приключений», а в них — особенно «канопи-туры», где за 80–100 долларов можно полетать на zip-line над джунглями. Есть возможности для рафтинга, для конных походов и т. д. Сразу скажем, что это — не наши виды активности, поэтому мы эти возможности проигнорировали.

Из Ла Фортуны мы перебрались в Монтеверде, остановившись по пути туда на ночевку на озере Ареналь, в местечке Nuevo Arenal (№ 4 на карте 1). Хозяин гостиницы оказался «птичником» и завел в садике кормушки, куда слетаются многочисленные окрестные птицы. Мы, конечно, не преминули воспользоваться такой возможностью для «птичьей» фотосессии.

Чтобы попасть в Монтеверде, надо оказаться по другую сторону озера Ареналь. Дорога, идущая вокруг озера — асфальтированная, а затем начинается довольно протяженный отрезок грунтовки. Здесь дорога вьется между бархатистыми зеленоватыми холмами, которые по мере приближения к Монтеверде становятся все выше и их зеленые одёжки — гуще.

Видимо, стоит сказать несколько слов о костариканских дорогах. Качество основных дорог в Коста-Рике в целом неплохое, однако практически везде отсутствует разметка. А там, где она есть, обгоны через двойную сплошную полосу — общее правило. Ещё одна особенность костариканских дорог — почти повсеместное отсутствие обочин при довольно узком дорожном полотне. Большинство мостов в Коста-Рике однополосные с необходимостью пропускать встречный трафик. В районе Сан-Хосе есть платные дороги, правда, проезд по ним совсем недорог. Довольно много грунтовых дорог, в том числе серпантинных, особенно — в районе Монтеверде (из тех частей страны, что мы посетили). Короче, для перемещений в Коста-Рике больше подходит полноприводная машина.

Виды по дороге из Ареналя в Монтеверде.

Насыщенной была и наша двухдневная программа в Монтеверде (№ 5 на карте 1): прогулки по двум заповедникам облачного леса — Монтеверде (Monteverde Cloud Forest Biological Reserve) и Санта-Елены (Santa Elena Cloud Forest Reserve), наблюдение за птицами с гидом в заповеднике Кури Канча (Curi Cancha Reserve), поход по подвесным мостам (treetop walk) парка Сельватура и визит там же в реабилитационный центр ленивцев (Sloth Sanctuary).

В районе Монтеверде на высоте около 1800 м над уровнем моря проходит континентальный водораздел, вокруг которого и конденсируется водяной пар, приносимый тёплыми ветрами с Карибского моря. Влага образующихся там облаков окутывает возвышенности белой дымкой, и возникает волшебство под названием «облачный лес» (cloud forest).

Местный лес — многоуровневый, каждому «этажу» присущи свои растения. Очень много эпифитов. Тропические облачные леса — это кладезь биоразнообразия. В районе Монтеверде встречаются около 800 видов деревьев, 300 видов орхидей, не менее 200 видов папоротников. Просто рай для ботаников!

Облачный лес.

И с птичками/зверушками здесь тоже все в порядке. Местная звезда — птица кетцаль, ради которой некоторые специально сюда приезжают. Нам ее удалось увидеть на bird-watching tour в заповеднике Кури Канча. Это ещё один тур, где гид был просто необходим. Наш гид был исключительно удачный: блестящий английский, отличное чувство юмора, артистизм, ну и конечно, глубокие знания о предмете, включая умение подзывать птиц на их языке. Если бы не наш Эстебан, не видать бы нам кетцаля! Хотя очень близко он к нам и не подлетел, к сожалению.

В поисках птичек (Bird-watching tour).

Зато очень близко можно было посмотреть на колибри. Прямо у входа в облачный лес Монтеверде есть кафе, а рядом с ним — галерея колибри с тремя кормушками для них (а приманивают их сахарным сиропом). Стоять рядом и наблюдать за активностью этих птичек можно очень долго!

Понравился нам и парк Сельватура (Selvatura Park), где мы прогулялись по его подвесным мостам. Мосты находятся на уровне крон деревьев, что позволяет посмотреть на этажность облачного леса сверху вниз. С этой перспективы лес выглядит совсем иначе, чем с туристической тропы. Подвесные мосты в парке Сельватура нам понравились гораздо больше, чем аналогичный тур в районе Ареналя, в Mistico Arenal Hanging Bridges Park.

На одном из подвесных мостов в парке Сельватура.

Очень нам запомнился и визит в центр ленивцев (Sloth Sanctuary) в парке Сельватура. Это не зоопарк, а место, где выхаживают травмированных животных, а потом вновь отпускают в дикую природу. Во время нашего визита в этом центре было 19 двухпалых ленивцев. Большинство из них спали, свернувшись клубочком, но некоторые, движимые чувством голода, вдруг начинали перемещаться, как в замедленном кино, в направлении кормушек. Незабываемое зрелище и отличная возможность разглядеть этих экзотических животных!

Из района Монтеверде мы переместились на тихоокеанское побережье Коста-Рики. Первая остановка — в Тарколесе (№ 6 на карте 1). Здесь у нас было две цели — попасть на крокодилий тур и в национальный парк Карара.

Крокодилий тур на реке Тарколес — это что-то нереальное и щекочущее нервы, хотя и безопасное для туристов. Подплывали к крокодилам очень близко, и один из организаторов тура кусочками курицы подманивал их выйти на берег. Просто дрессировщик крокодилов! Ну и птиц в ходе этого тура видели очень много и близко, в том числе хищных!

На крокодильем туре.

В национальный парк Карара (Parque Nacional Carara) мы хотели попасть, главным образом, чтобы увидеть попугаев Макао. Это одно из двух мест в стране, где их можно увидеть. Но нам удача не улыбнулась. Лишь два раза видели пролетающую довольно высоко пару этих птиц. Это все. Другие животинки и интересные растения не в счет.

Последние 5 дней мы провели в популярном курортном месте на Тихом океане под названием Мануэль Антонио (№ 7 на карте 1). Свое пребывание там мы начали с визита в одноименный национальный парк. Его рекламируют как дающий сразу три возможности: погулять по тропам тропического леса, увидеть диких животных и отдохнуть на отличных пляжах.

Лес в этом парке нас не впечатлил совсем после того, что мы уже увидели в других частях Коста-Рики. Основная часть посетителей парка прямым ходом сразу направляется на его пляжи. Пляжи там, действительно, хорошие: в заливах со спокойным купанием, с белым песочком. Но вода там была слишком теплая, как парное молоко, что при температуре воздуха +34С свежести не приносило. Да и людей в парке многовато было, так что большинство зверей и птиц просто попрятались. Хотя обезьян-капуцинов и игуан многолюдие не смущало.

Один из пляжей в нацпарке Мануэль Антонио с игуаной на нем.

В районе Мануэль Антонио была еще лодочная поездка по мангровым зарослям, которая в целом не слишком запомнилась. Хотя кое-что интересное с точки зрения флоры и фауны там тоже было.

Оставшееся время мы провели на близлежащем к нашей гостинице пляже и у бассейна. Но даже такое относительно пассивное времяпрепровождение дало нам возможность понаблюдать за тремя из четырех видов обезьян, которые есть в Коста-Рике, и еще целой группой экзотических птиц.

Нужно сказать, что несмотря на небольшие размеры страны, животный и растительный мир даже в соседних районах сильно различается. Так что многие из тех птичек и зверушек, которых мы видели рядом с вулканом Аренал, совсем не попадались в тихоокеанской части. Но зато там были другие! Та же история — с растениями. Поэтому Коста-Рика — удивительная по биоразнообразию страна! Можно сказать, что это — страна-заповедник, в которой охраняемые природные территории занимают почти треть ее площади.

Подводя итоги нашей поездки, можем сказать, что Коста-Рика — место исключительное для активного отдыха и для любителей природы. Здесь можно увидеть много птиц, зверей и экзотической растительности, но заплатить за эти развлечения придётся весьма немало. Местные пляжи вряд ли могут конкурировать с карибскими. Ни архитектурой, ни историческим достопримечательностями страна тоже не удивит. Но заряд энергии от интенсивного общения с живой природой здесь получит каждый.