Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 1:58

Коста-Рика: Вулкан Ареналь и окрестности, часть 1

Ла Фортуна — Коста-Рика Февраль 2022

Продолжаем рассказывать о нашем двухнедельном путешествии по Коста-Рике. В этот раз речь пойдет об одном из самых популярных у туристов регионе Коста-Рики, прилегающем к «открыточному» вулкану Ареналь.

Карта 1. Маршрут нашего путешествия по Коста-Рике. Цифры отражают последовательность перемещений. Этот рассказ - про точку 3 - городок La Fortuna, рядом с которым расположен вулкан Ареналь.

Несколько столетий вулкан Ареналь считался спящим или даже потухшим. Но в июле 1968 года здесь случилось мощнейшее извержение, продолжавшееся 15 дней, покрывшее окрестности непрерывно изливавшейся лавой и тоннами пепла. Потоки лавы проделали путь длиной 5 км от эпицентра извержения, двигаясь со скоростью 10–30 метров в сутки, похоронив 15 кв. км территории с западной стороны вулкана, полностью разрушив 2 поселка (в некоторых источниках утверждают, что 3), загубив 80–90 человеческих жизней (цифры тоже разнятся).

С тех пор статус этого вулкана изменился: теперь он считается самым активным вулканом в Коста-Рике, хотя в последние 10–12 лет он попритих: извержение лавы и ночное свечение вершины Ареналя прекратились. Но фотографии огненных рек, текущих по темному склону, до сих пор гуляют в интернете, поддерживая интерес к этому вулкану и территории вокруг него. Но даже когда Ареналь не извергается, вид этого практически правильного конуса очень импозантен и неизменно притягивает взгляды всех, попавших в этот регион.

А виден он почти отовсюду, в чем мы и убедились, проведя в районе Ареналя около 3-х дней. Остановились мы в небольшом городке Ла Фортуна (исп. la fortuna — удача, богатство). Существует миф, что это поселение получило такое название, счастливо избежав трагических последствий извержения вулкана Ареналь в 1968 году. На самом деле, это имя городок получил еще до той природной катастрофы — за удачное расположение на исключительно плодородных землях к востоку от Ареналя.

Ну, а Ареналь своей вулканической активностью, привлекая в регион миллионы туристов, сильно поспособствовал увеличению богатства этих мест. Ла Фортуна сейчас — главный туристический центр в этой части страны. Визитеров сюда привлекает национальный парк с вулканом и маршрутами для прогулок по тропическому лесу с разнообразной живностью, а также впечатляющие водопады, горячие источники и огромное озеро Ареналь.

Карта 2. Карта Ла Фортуны с посещенными нами достопримечательностями. В тексте на них даны ссылки.

В районе Ла Фортуны также очень популярны канопи-туры, прогулки по подвесным мостам, катание на лошадях и прочие виды активного отдыха. Так что Ла Фортуна за короткое время превратилась из небольшого поселения в один из самых прибыльных курортов в стране с огромным количеством развлечений.

Мы тоже приобщились к некоторым из этих занятий. Естественно, мы не преминули посетить национальный парк «Вулкан Ареналь» (цифра 1 на карте 2). Он не слишком большой и там всего две главных тропы, которые легко можно объединить в один круговой маршрут общей протяженностью примерно 5 км (карта 3).

Национальный парк «Вулкан Ареналь».
Карта 3. Карта троп национального парка «Вулкан Ареналь». Мы прошли по желтому и красному маршрутам.

БОльшая часть обеих троп проходит у подножия вулкана по плоской поверхности, плотно укрытой густой растительностью. Это влажный тропический лес (или, как его еще называют, дождевой лес — rain forest): сказочный, многоярусный, весь обвитый лианами и покрытый эпифитами.

Во влажном тропическом лесу, или, как его еще называют, в дождевом лесу.

Мы начали с тропы под названием Sendero Las Coladas («тропа лавовых потоков» в переводе с испанского) — желтого цвета на карте 3. Она ведёт к месту, где прошли потоки лавы в ходе извержения 1991/92 годов. Выходу к лавовым полям, покрытым черными камнями, предшествует небольшой подъем. Ну, а дальше — замечательный вид на юго-западный склон вулкана. Как это часто бывает, вокруг него плывут облака, несколько прикрывая его вершину.

Склон вулкана Ареналь, где в 1991/92 годах прошел лавовый поток длиной 1,5 км и шириной 300 м. Склон до сих пор лысый, лишь у подножия вулкана появилась поросль.

Если обернуться и посмотреть в другую сторону, то можно увидеть фрагмент красивого озера Ареналь.

Вернувшись на тропу, мы перешли на ту ее часть (Sendero La Ceiba — красного цвета на карте 3), которая ведет к чудом сохранившимся во время извержения вулкана огромным старым деревьям. Это 4 фиговых дерева и 400-летнее дерево сейба (El Ceibo) высотой 30 м.

Чудом пережившие извержение вулкана фиговые деревья.

Считается, что этих красавцев спас невысокий холмик на пути лавы, из-за которого она обошла стороной небольшой островок в лесу с этими деревьями, хотя вся остальная растительность в округе была уничтожена.

Сейба служит домом для множества насекомых, птиц, лягушек, змей, ящериц, мелких видов обезьян.

Дерево сейба, чья родина — тропическая Америка, — это дальний родственник баобабов. У сейбы много замечательных качеств, но чисто внешняя ее фишка — мощные «контрафорсы» — досковидные выросты-подпорки нескольких метров длиной, которые расходятся от ствола в разные стороны.

У науки нет единого мнения о причинах такой «конструкции». Ранее предполагалось, что дело все в том, что эти выступы нужны дереву для удержания равновесия. Сейчас некоторые считают, что с помощью своей развитой и утолщенной нижней части, где накапливаются большие объемы влаги, эти деревья в засушливые сезоны обеспечивают водой свою широкую, но неглубокую корневую систему. Как бы там ни было, впечатление эти деревья производят сильное.

Коста-Рика:  Вулкан Ареналь и окрестности, часть 1
Сейба с контрафорсами с разных ракурсов.

В тропическом лесу и фауна очень разнообразная. Нам, правда, в этом парке попались преимущественно птицы, но зато какие!

Большой курасов (Great curassow) - крупная фазаноподобная птица. Это самка (рыжий подвид).

Но самая распространенная там птица, как нам показалось, это сойка. Причем нам встретились две ее разновидности — белогорлая сорочья сойка (White-throated magpie-jay) и бурая сойка (Brown jay).

Белогорлая сорочья сойка (White-throated magpie-jay).

Бурая сойка (Brown jay).

Сорочьи сойки начали вертеться вокруг людей прямо на парковке. В какой-то момент одна из них села прямо на открытую дверцу соседней с нами машины — в ожидании угощения. Еще активнее и многочисленнее они были на смотровой площадке с маленькой пикниковой зоной, где туристы перекусывали.

Белогорлая сорочья сойка (White-throated magpie-jay).

Там с ними в паре «выступали» бурые сойки, и конкуренция за крошки «с барского стола» между ними была очень сильна — вплоть до драки.

Бурая сойка (Brown jay).

В национальном парке «Вулкан Ареналь», помимо главной секции, о которой мы рассказали, есть и еще одна — под названием «Полуостров» (исп. Peninsula), которую открыли недавно (большинство путеводителей не содержат информацию о ней). Она находится чуть в стороне от главной (синяя тропа на карте 3). Там проложена километровая асфальтированная дорожка, приводящая на берег озера Ареналь. Наверно, это тоже интересно, но мы предпочли пройти другой маршрут — ведущий к склону Ареналя, где текла лава в историческом 1968 году.

Эта тропа находится за пределами национального парка «Вулкан Ареналь», хотя и совсем рядом с ним, — в частном заповеднике под названием Arenal 1968 (цифра 2 на карте 2), имя которого отсылает к случившемуся в 1968 году катастрофическому извержению этого вулкана.

Инсталяция «Вулкан Ареналь» на фоне реального вулкана в частном заповеднике Arenal 1968.

Нужно сказать, что в такой маленькой стране, как Коста-Рика, целых 27 (!) национальных парков и еще в два раза больше — частных природных объектов. Обычно национальные парки, обладая более высоким статусом и лучшим финансированием, имеют преимущества перед всеми остальными. В Коста-Рике мы такого однозначного вывода не сделали, побывав в нескольких частных природных объектах, которые национальным, по крайней мере, не уступали. Как, например, в случае с частным заповедником Arenal 1968.

В этом заповеднике всего две тропы, обе круговые (карта 4), из которых мы выбрали ту, что не просто подступает к лавовому полю, но и частично проходит по нему (Lava Flow 1968 Trail — оранжево-красная на карте 4).

Карта 4. Карта троп частного заповедника Arenal 1968.

Сначала эта тропа (общая ее протяженность — 2,5 км) идет вдоль открытого поля, на опушке которого нельзя было не обратить внимания на деревья, на ветках которых обильно «угнездились» бромелии. Бромелии — эпифиты и не приносят никакого вреда дереву, на котором растут, так как влагу и питание они получают за счет своих листьев и корней из воздуха, а не от дерева.

Войдя в тропический лес, тропа постепенно набирает высоту. Вдоль нее начинают попадаться огромные камни, а затем маршрут просто пересекает огромное лавовое поле, поднимаясь все выше и выше — к обзорной точке с великолепным, ничем не загороженным, видом на Ареналь.

На тропе лавовых потоков 1968 года.

На переднем плане перед склоном — большое количество вулканических булыжников, разбросанных там и тут. Невозможно представить, но путеводители утверждают, что во время извержения Ареналь выбрасывал эти камни из своего кратера со скоростью 2000 км/час. За прошедшие с тех пор более 50 лет западный склон вулкана начал потихоньку снова покрываться лесом. Оттуда же можно увидеть и близлежащее озеро Ареналь.

В лесочке вдоль тропы встретилась вот такая необычная для нас белка Пестрая (это она так называется):

Помимо двух троп, в этом частном заповеднике построена терраса с еще одним роскошным видом на вулкан. Когда мы там оказались, на какое-то мгновение вся его вершина вынырнула вдруг из облаков, и Ареналь предстал во всей своей красе.

Вулкан Ареналь с террасы заповедника Arenal 1968.

Вокруг террасы было много птиц, некоторых из которых удалось неплохо сфотографировать. Спешим поделиться.

Большая питанга (Great kiskadee).

Одно из любимых занятий в районе Ла Фортуны — купание в термальных источниках. Горячие источники в тех краях — результат недавней вулканической активности, которую местный бизнес оперативно перевел в твердую валюту, построив уже пару десятков гостиниц вокруг горячих ключей.

Термальные бассейны в Baldi Hot Springs Hotel & Spa вечером.

Первым таким отелем стал Tabacon Hot Springs, созданный примерно в тех же местах, где в 1968 году вулкан Ареналь смел с лица земли одноименный поселок Tabacon. Сейчас это продвинутое курортное место с говорящим названием Tabacon Grand Spa Thermal Resort (выделен на карте 2) — самое шикарное, самое дорогое в районе Ла Фортуны, хотя в округе уже открыты более 20 отелей с горячими источниками.

В курорте Табакон успешно поработали ландшафтные дизайнеры, перенаправив воду из естественных источников в несколько потоков («рек»), падающих водопадами с искусственно созданных скал, в окружении тропического сада. Мы там не были, но фото в сети впечатление производят.

Термальные бассейны в Tabacon Grand Spa Thermal Resort (из Интернета).

А мы, на основе информации из рассказа Ирины (tinka61), поселились в Baldi Hot Springs Hotel & Spa (цифра 3 на карте 2) — гостинице тоже очень недешевой, но классной. Прямо из окна своего номера мы постоянно видели вулкан Ареналь. А еще у нас был неограниченный доступ к бассейнам с термальной водой, и отмокание в них было большим удовольствием после «трудового» туристического дня. Наука называет это гидротерапия.

Термальные бассейны в Baldi Hot Springs Hotel & Spa.

На 97% термальные воды Ареналя, как пишут, состоят из дождевой воды, которая, проходя через трещины и разломы в земле, нагревается магмой и насыщается полезными минералами. Благодаря низкому содержанию сульфатов, горячие подземные воды, выходящие на поверхность в виде натуральных источников, не имеют неприятных запахов.

В Балди устроен целый сложный комплекс из 25 бассейнов (некоторые из них совсем небольшие, сказать по правде) с водой разной температуры, разного дизайна и глубины, с водопадами, водными горками, каскадами…

Термальные бассейны в Baldi Hot Springs Hotel & Spa. В Ла Фортуне все отели, даже не имеющие на своей территории термальных источников, организуют для своих постояльцев «hot springs tours» - в гостиницы, где такие горячие бассейны есть.

Вечером все это подсвечивается. А вокруг этого термального комплекса — восхитительный тропический сад с невиданными нами прежде растениями и птицами.

В продолжение рассказа о костариканских зверушках, покажем нашу встречу с носухами, или как их еще называют — «коати» (в английской, испанской и французской версиях).

Носух в районе Ареналя много, нам они попадались несколько раз, но однажды их группа, распределившаяся по обе стороны от дороги, была особенно многочисленна. Как мы прочитали, в группы до 40 особей обычно входят несколько взрослых самок и их потомство. Это не гаремные группы, поскольку все взрослые самцы ведут одинокий образ жизни (мы видели нескольких таких одиночек) и к самкам приближаются только в период спаривания.

Носухи переходят дорогу.

Носухи в Коста-Рике, как показалось, что-то вроде бродячих собак. Они спокойно переходят автодороги, не глядя по сторонам, людей не боятся. Откровенного попрошайничества мы не видели, но фотосъемка их точно не смущает. Они из семейства енотовых и всеядны.

Коста-Рика:  Вулкан Ареналь и окрестности, часть 1

Но не вулканом единым (и результатами его деятельности — термальными источниками) славится регион Ла Фортуны. Не зря этот городок иногда называют столицей приключений — The Adventure Capital. Но об этом в следующий раз, в части 2.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия