Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 6:47

Мануэль Антонио — Коста-Рика Февраль 2022

Начало рассказа здесь.

Абсолютное большинство гостиниц в Мануэль Антонио, как мы уже упоминали, расположены на склонах гористого выступа в океан, поросших джунглями. Поэтому только немногие из них имеют прямой доступ к пляжам. Наш отель Shana By The Beach был в числе последних.

Наш отель Shana By The Beach на закате.

Так забавно - «желанный» вместо «Добро пожаловать» - в нашем отеле перевели на русский это приветствие.

Прямо с территории этого отеля проложена обустроенная тропинка к пляжу Бисанц (Playa Biesanz). 5–7 минут ходу по относительно пологому склону в тропическом лесу, и мы на побережье Тихого океана, в уединенном заливе.

Панорамный вид на пляж и залив Бисанц.

Пляж небольшой, но очень уютный. Кроме того, он скрыт от глаз несведущих путешественников. Волны небольшие, купание отменное. Температура воды — очень комфортная. Тепло, но нет чувства, что купаешься в парном молоке — как было в парке Мануэль Антонио. Видимо, в этом заливе есть какие-то прохладные течения. Над заливом летают пеликаны, которые, высмотрев добычу, камнем устремляются в воду.

Волны небольшие, купание на пляже Бисанц отменное.

Из минусов — во время приливов размеры пляжа довольно быстро уменьшаются, а отлив обнажает каменистую часть пляжа, и заход в воду оттуда становится неприятным. Правда, мы быстро нашли участки на пляже, где этой проблемы нет в любое время.

Отлив обнажает каменистую часть пляжа.

Пляж окружен тропическим лесом с большим количеством птиц и зверей. Именно на этом пляже нам выпала удача вволю понаблюдать за ревунами. Колумбийский ревун (Columbian howler monkey) — это большая обезьяна с окрасом тела от бурого до черного цвета, на боках у которой — как мантия — растет длинная золотисто-рыжая шерсть. Поэтому в англоязычных источниках эту разновидность ревунов часто называют Golden-Mantled Howler Monkey (англ. mantle — мантия). Ревуны — крупнейший местный вид обезьян. Взрослые самки весят от 3 до 7 кг, взрослые самцы — от 4 до 10 кг.

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2

Основной компонент рациона ревунов — листья, любят они и плоды, и соцветия. Проблем с поиском пищи в тропическом лесу с густой круглогодичной листвой у них не возникает. Но у растительного рациона есть очень существенный недостаток — он низко калориен. Из-за этого ревунам приходится соблюдать строгий режим экономии энергии: три четверти дневного времени и всю ночь они проводят во сне.

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2

Ревун получил свое название неспроста. Это животное знаменито своим протяжным и громким ревом. Их уникальные «вокальные данные» обеспечиваются своеобразным строением гортани: у ревунов огромная подъязычная кость, которая в 25 раз больше, чем у близких им по размерам паукообразных обезьян.

Обезьяна с уникальными вокальными данными.

Мы неоднократно слышали ужасный рёв этих животных и тогда казалось, что все лесные звери вступили в смертельный бой. Наверно, «разборки» среди обезьян тоже случаются, но, как выяснилось, эти жуткие вопли — рутинный способ ревунов общаться со своими сородичами, сообщая тем о своем местоположении. Рев слышно на несколько километров, значит, нет нужды лишний рез передвигаться по лесу (что важно ввиду низкоэнергетического рациона этих обезьян).

Жуткие вопли ревунов – рутинный для них способ общения со своими сородичами

У ревунов замечательные хвосты: длинные и сильные. Обезьяна пользуется им как дополнительной рукой (придерживается им за ветку, хватает различные предметы и т. п.). Он такой мощный и крепкий, что ревун может обернуть кончиком хвоста сучок и повиснуть так вниз головой на долгое время.

Особая гордость ревуна- сильный хвост.

Ревуны живут на высоких деревьях, и они очень редко спускаются оттуда на землю. Поэтому, несмотря на свой дикий рев и устрашающую внешность, ревуны — одна из самых безобидных обезьян для человека.

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2

Вторая поездка за пределы нашей гостиницы в Мануэль Антонио была на лодке вдоль мангрового леса. Нужно признать, что мангровые заросли вряд ли можно назвать особо живописными. Но правда и то, что мангры — это удивительные создания природы с интереснейшими механизмами приспособления растений к просто немыслимым условиям существования.

Мангровые заросли.

Живут мангры на узкой, защищенной от волн прибрежной полосе тропиков с их изнуряющей жарой, почти половину времени (из-за приливов и отливов) проводя «по колено» в соленой воде, а остальное время — в топкой грязи вместо почвы.

Полжизни «по колено» в соленой воде, а остальное время – в топкой грязи.

Как же эти подвижники выживают в таких жутких условиях? А у них есть несколько интереснейших приспособлений для этого. Прежде всего — очень много мощных корней. Ими они крепко цепляются за илистый грунт, также с их помощью деревья дышат. Кроме того, корни мангров при всасывании соленой воды могут частично ее опреснять! Излишки соли мангры выводят наружу и через поры в листьях и коре.

Другие виды мангров для решения проблемы дыхания от своих подземных корней пустают вверх отростки: получается что-то похожее на щетку. По-научному такие воздушные корни называются спаржевидными. Они вырастают вертикально вверх на 30-300 см. Фото из интернета.

Зеленая игуана (Green iguana) - один из обитателей мангрового леса.

Несмотря на множество приспособлений для жизни в экстремальных условиях, все-таки немногие растения могут адаптироваться к такой среде обитания. Поэтому разнообразие флоры в мангровых лесах обычно небольшое, и в них, как правило, господствуют всего 1–2 вида растений. А вот животный мир мангров, наоборот, исключительно разнообразен. И там можно увидеть как сухопутных, так и водных обитателей.

Американский белый ибис (American white ibis). Это подросток, поэтому пока его оперение преимущественно коричневое, хотя белые перышки на крыльях уже просматриваются.

Среди птиц попадаются как местные виды, так и перелетные. Как сказал один гид, некоторые из пернатых в Коста-Рике — в отпуске (»on vacation»).

Птицы мы не местные: Средний кроншнеп (Whimbrel) — перелётная птица семейства бекасовых.

В целом поездка по мангровым зарослям не слишком запомнилась, возможно, из-за заурядного гида. Хотя кое-что интересное не только по части флоры, но и с точки зрения фауны там тоже было. Например — хоботковый мешкокрыл (Proboscis bat) на фото ниже. Это одна из самых маленьких тропических летучих мышей (ее длина около 6 см и вес в среднем 4 г). Питается исключительно насекомыми. В отличие от большинства летучих мышей, хоботковые мешкокрылы висят не на горизонтальной, а на вертикальной поверхности, образуя собой длинную вертикальную линию.

Поскольку из нашей гостиницы был прямой доступ на симпатичный пляж, мы ходили туда на несколько часов каждый день. В один из них, возвращаясь в отель, мы наткнулись в лесу на большую группу так называемых беличьих обезьян.

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2

Обыкновенная беличья обезьяна, или беличий саймири (squirrel monkey) — маленькая обезьянка весом до одного килограмма с длинным хвостом. Длина их тела достигает 25–36 см, хвост — до 40 см. Масса тела — в пределах 1 кг. Они крохотные, рыженькие, с черной кисточкой на конце хвоста. Самые, пожалуй, веселые и забавные из тех обезьян, что мы видели.

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2

Саймири иногда именуют «мёртвой головой». Но это страшноватое название, в сущности, опирается лишь на очень поверхностное сходство: темные глаза и темное пятно вокруг рта на фоне светлого ореола мордочки. На самом деле, эти обезьянки выглядят скорее забавно, чем страшно: большие, близко посаженные глаза в розоватых «очках», «человеческие» уши, опушенные белыми пучками шерсти, темная «шапочка уголком» на голове.

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2
Ну какая же это «мёртвая голова»? А ногти - хоть маникюр делай.

Несмотря на свои маленькие размеры, это самые «мозговитые» обезьянки на свете. Соотношение веса их мозга к весу тела — 1/17 — самое высокое среди приматов (и даже примерно в два раза выше, чем у человека). Правда, в мозгу беличьих обезьян, как пишут, полностью отсутствуют извилины (так что, извини, саймири:).

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2

Саймири всеяден: он потребляет все виды растительной пищи (фрукты, ягоды, орехи, цветы, бутоны, листья, семена), а также много насекомых и мелких позвоночных, включая летучих мышей, птиц, ящериц и лягушек.

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2

Хвост служит им большей частью как руль во время прыжков. Они, правда, обматывают им иногда какой-нибудь предмет, но не в состоянии повиснуть на хвосте.

В день нашего отъезда самири нагрянули в ресторан, где мы завтракали, и навели шухер.

На завтрак в ресторан.

Таким образом, даже относительно пассивное времяпрепровождение в Мануэль Антонио в конце нашей поездки дало нам возможность понаблюдать за тремя из четырех видов обезьян, которые есть в Коста-Рике (капуцины, ревуны и беличьи), и еще целой группой экзотических птиц.

Большая питанга (Great kiskadee).

Коста-Рика — удивительная по биоразнообразию страна! Несмотря на свои небольшие размеры, животный и растительный мир даже в её соседних районах сильно различаются. Так что многие из тех птичек и зверушек, которых мы видели рядом с вулканом Ареналь или в Монтеверде, совсем не попадались в тихоокеанской части. Но зато здесь были другие! Та же история — с растениями.

Коста-Рика: Мануэль Антонио, в окружении обезьян, часть 2

Толстоклювая эуфония (Thick-billed euphonia) - самка.

Подводя итоги нашей поездки, можем сказать, что Коста-Рика — место исключительное для любителей природы и активного отдыха. Здесь можно увидеть огромное количество необычных птиц, зверей и экзотической растительности, но заплатить за эти развлечения придётся весьма немало. Местные пляжи вряд ли могут конкурировать с карибскими и пляжами юго-восточной Азии. Ни архитектурой, ни историческим достопримечательностями страна тоже не удивит. Но заряд энергии от интенсивного общения с живой природой здесь получит каждый.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия