Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 15:52

Коста-Рика: Вулкан Поас и окрестности

Коста-Рика Февраль 2022

Начинаем делиться подробностями о нашей поездке по Коста-Рике по следующему маршруту (карта 1). Начало здесь.

Карта 1. Маршрут нашего путешествия по Коста-Рике. Цифры отражают последовательность перемещений и в тексте на них даны ссылки.

Наш самолет прилетел в Сан-Хосе (цифра 1 на карте 1) около 15:00. Паспортный контроль, получение багажа, оформление аренды машины, заправка ее бензином и… мы в пути в сторону национального парка «Вулкан Поас» (цифра 2 на карте 1) . Этот парк — всего в 37 км от столицы, но бОльшая часть пути — по узкой горной дороге, так что требуется примерно 2 часа, чтобы туда добраться. Эта дорога поднимает нас почти на 1,5 километра над Центральной долиной, где находится столичный Сан-Хосе.

В 6 часов вечера в Коста-Рике было уже темно, да и по всем отзывам, на вулкан Поас лучше смотреть с утра: вероятность ясного неба ранним утром гораздо выше. Так что мы заранее запланировали ночевку в местечке Альтура (Altura), чтобы на следующее утро оказаться в парке прямо к его открытию в 8:00. На это время и купили заранее билеты по Интернету (иначе — нельзя).

Приехав в Альтуру, мы поняли, что тропики в горах — это по ощущениям совсем даже не тропики. Шел дождь, сильный ветер 25 км/час, температура на улице +11С, а у нас с собой — все больше шорты да майки. Спать легли, надев на себя все, что можно, за исключением ветровок. Слава богу, такая ситуация больше нигде в Коста-Рике не повторялась: было тепло и даже жарко.

На утро: ветрено, прохладно, но ясно. Едем смотреть вулкан Поас. В парке нам выдают каски, как у строителей, показывают короткий фильм про вулкан и отправляют к смотровой площадке. От парковки до обзорной точки — минут 10 пешком. Если ожидаешь увидеть конусовидную гору (как на Камчатке, как Этна, как вулканы Индонезии и т. д.), то тебя ждет разочарование: ярко выраженной вершины у Поаса нет. А есть классический кратер, заполненный изумрудным озером. Со смотровой площадки туристу открывается вот такой вид.

Панорамный вид вулкана Поас.

Вулканы Коста-Рики входят в Центрально-Американскую вулканическую систему или, как её ещё называют, Вулканическую дугу Центральной Америки. Это цепь вулканов протяженностью 1500 км, выстроившаяся вдоль Тихоокеанского побережья с северо-запада на юго-восток — от Гватемалы через Сальвадор, Гондурас, Никарагуа и Коста-Рику до северной части Панамы (карта 2).

Поас — высотой 2697 м — один из 4-х действующих вулканов Коста-Рики. За почти 200 лет (а наблюдения за ним ведутся с 1828 года) он извергался более 40 раз. По-настоящему серьезная вулканическая активность — с выбросом лавы и тонн пепла — здесь закончилась в середине прошлого века, и в 1971 году на территории вокруг вулкана открыли национальный парк.

Но в апреле 2017 года случился довольно сильный выброс газа, пепла и камней, повредивший часть сооружений и троп парка. После этого парк закрыли почти на 17 месяцев, в течение которых вокруг активного кратера были установлены мониторы для регулярных наблюдений и создана эвакуационная инфраструктура на случай новых обострений. Последние по времени извержения здесь случились осенью 2019 года, но тогда парк закрывали только на очень короткое время.

Активный кратер вулкана Поас

В центре - камень, торчащий из оградительной стенки на смотровой площадке, как напоминание о том, что из вулкана прилететь может в любой момент. Этот был выброшен вулканом Поас при извержении в 2017 году.
В центре - камень, торчащий из оградительной стенки на смотровой площадке, как напоминание о том, что из вулкана "прилететь" может в любой момент. Этот был выброшен вулканом Поас при извержении в 2017 году.

После извержения 2017 года парк вновь открылся лишь в сентябре 2018 года, но с ограниченным доступом: только к зоне наблюдения за кратером Поас. На самом деле, в этом парке 3 кратера. Два других, помимо Поаса, не активны уже около 7500 лет. К одному из них (с кратерным озером Ботос) с момента открытия парка была проложена туристская тропа, которую после извержений 2017 года закрыли. По состоянию на февраль 2022 года кратер Ботос оставался недоступным.

Два из трех кратеров вулкана Поас. На переднем плане - кратерное озеро Ботос. На заднем плане - ныне активный кратер (фото из Интернета).

Возвращаемся к рассказу об активном кратере. По данным установленных на смотровой площадке стендов, кратер Поас имеет следующие размеры: 1746 м x 848 м, его глубина — 260 м. Параметры кратерного озера Поас динамично меняются: оно пересыхало и снова восстанавливалось за время наблюдений несколько раз. «Народная примета»: если уровень воды в озере начинает уменьшаться, а вода нагревается — скоро жди новой вулканической активности.

Активный кратер вулкана Поас с другого ракурса.

Расстояние от смотровой площадки до центра озера — 1 км. Так что это озеро — довольно большое, а вовсе не лужица, как может показаться на фотографии: максимальный его диаметр за время наблюдений был 340 м, наибольшая глубина — порядка 50 м.

Кратерное озеро Поас - довольно большое, с диаметром до 340 м.

А по своему химическому составу это одно из самых кислотных кратерных озер в мире. И температура озера — параметр подвижный (от 19 до 70 градусов Цельсия), но большую часть времени оно горячее (на испанском его называют Laguna Caliente — горячее озеро). Так что эта лазурно-голубая идиллия — кажущаяся.

На склонах кратера множество расщелин-фумарол, из которых периодически выходит пар. При нас сильных выделений не было, серного запаха вообще не ощущалось, но всех идущих посмотреть на кратер туристов предупреждают, что время нахождения на смотровой площадке по соображениям безопасности — не более 20 минут. Возможно, все эти предосторожности чрезмерны, но все-таки никто не может точно сказать, что там «варится» внутри этого кратера и когда может шарахнуть.

Расщелины-фумаролы на правом склоне кратера Поас.

Вся территория парка, обладая плодородными вулканическими почвами, покрыта густой зеленью (за исключением участка, непосредственно примыкающего к кратеру Поас). Мы особенно выделили там одно растение, похожее на гигантские лопухи, — гуннеру, листья которой достигают 3 м в диаметре! Не заметить его невозможно. В англоязычных странах гуннеру называют Brazilian giant-rhubarb — бразильский гигантский ревень. А еще — динозавровой едой (как раз из-за размера листьев). В Коста-Рике его называют «зонтиком бедняков».

Учитывая, что все тропы/объекты в национальном парке «Вулкан Поас» (за исключением одной смотровой площадки) закрыты, его посещение занимает не более одного часа. Ну, а дальше мы спустились назад в Центральную долину, и по дороге в Ла Фортуну остановились в «Lа Paz Waterfall Gardens», что дословно можно перевести как «Сады водопада Мир». На самом деле — это природный парк, расположившийся на одном из склонов вулкана Поас.

Парк — частный и был открыт в 2000 году вокруг русла реки Ла-Пас с её водопадами на восточном склоне вулкана Поас. В качестве своей миссии владельцы парка объявили сохранение этого уголка живой природы в неизменном виде и соответствующие образовательные услуги населению. Как утверждает сайт парка, при его создании не было срублено ни одного дерева.

От главного входа расходятся несколько дорожек, по которым можно бродить часами. Они приводят в самые разные части парка (карта 3).

Этот парк — целый природный заповедник в миниатюре: помимо тропического леса и горной речки с водопадами, в нем есть авиарий с экзотическими птицами, обезьянник, приюты ленивцев и диких кошек, ферма бабочек, сад колибри, сад орхидей, серпентариум, ранариум (лягушарий)…

Как пишут, в этом парке находится самый большой в Коста-Рике приют диких животных (Wildlife Sanctuary) — что-то вроде зоопарка, но все его обитатели были изъяты властями (и переданы владельцам этого парка) не из дикой природы, а у частных владельцев. Этих животных незаконно содержали в качестве домашних питомцев, но сейчас по разным причинам выпустить их в дикую природу невозможно.

Чернорукая паукообразная обезьяна (Black-handed, или Geoffroy’s spider monkey). Она имеет очень длинные руки и сильный, цепкий хвост, который используется как дополнительная конечность. Этот вид обезьян в живой природе в Коста-Рике нам увидеть не удалось.
Чернорукая паукообразная обезьяна (Black-handed, или Geoffroy’s spider monkey). Она имеет очень длинные "руки" и сильный, цепкий хвост, который используется как дополнительная конечность. Этот вид обезьян в живой природе в Коста-Рике нам увидеть не удалось.

Набор зверушек там очень представительный и посмотреть на них можно с очень близкого расстояния. Задним числом можем сказать, что именно там мы смогли разглядеть некоторых птиц и животных, которых позже, при посещении национальных парков Коста-Рики, мы либо совсем не видели или видели лишь издалека. Так что этот парк определенно заслуживает внимания.

Все звери-птицы в этом парке — местные и теоретически их можно увидеть в тропических лесах Коста-Рики, но с некоторыми из них в дикой природе встретиться и не хотелось бы — например, с дикими кошками. Центр, где раньше размещались эти кошачьи, разорился, и власти Коста-Рики передали их парку «Сады водопада Мир».

Оцелот. В Коста-Рике его называют также «Толстолапый» (исп. Manigordo) из-за непропорционально больших передних лап.

Пума.

В парке «Сады водопада Мир» также имеется самая крупная в Коста-Рике ферма бабочек. В коллекцию центра входят почти все существующие их виды, встречающиеся в тропических джунглях. Сравнивая бабочек, увиденных нами на Арубе, с костариканскими, мы здесь увидели не так уж много нового для себя.

Самая длинная тропа в парке проходит вдоль реки Ла-Пас с ёе водопадами. И водопадов там не один (как можно было бы подумать, исходя из названия парка), а целых 5, среди которых «Мир» — даже не самый большой. Водопадная тропа спускается к реке и вновь поднимается в тропический лес.

Река обрушивается каскадами водопадов, которым дали красивые названия: Templo (Храм), Magia Blanca (Белая Магия), Encantada (Зачарованный), Еscondida (Спрятанный) и, пожалуй, самым фотографируемый — La Paz (Мир). На подходах к водопадам сооружены смотровые площадки.

На территории парка есть и репродукция традиционной костариканской фермы — уголок «Касита». Эта хижина сделана исключительно с использованием инструментов и материалов, которые были доступны среднему фермеру сто лет назад, и дает представление о том, как жили костариканцы в сельских регионах.

Здесь туристов угощают крестьянским сыром и «аgua dulce» (дословно: «сладкая вода») — типичным горячим напитком в Коста-Рике, особенно любимым в высокогорьях. Его делают, смешивая горячее молоко или горячую воду с костариканской патокой сахарного тростника.

Здесь же можно прокатиться и на телеге, запряженной волами — тоже символ Коста-Рики. Такие повозки сыграли большую роль в 19-м веке в организации доставки кофейных зерен в порты для отправки на экспорт. Точно не известно, где зародилась традиция красочно расписывать экипажи и ярма. Одна из популярных версий гласит, что владельцы повозок сначала наносили на них свои имена, а потом стали и украшать их.

Рядом с традиционным фермерским домиком есть небольшой кофейный садик. Известно, что имя страны (Costa Rica, означающее на испанском языке «богатый берег»), приписывают высказыванию Колумба, который приплыл к восточному побережью нынешней Коста-Рики в 1502. Увидев огромное количество золотых украшений, которые носили туземцы, Колумб решил, что в регионе большие залежи золота. Пришедшие сюда следом испанцы золота в изобилии здесь не нашли, а открытая ими страна оказалась скорее бедным (Costa Pobre:), чем богатым берегом.

Впоследствии оказалось, что горные склоны региона идеально подходят для выращивания кофе, на экспорте которого с середины 19-го века Коста-Рика и разбогатела. Страна и поныне — один из основных поставщиков этого продукта на мировой рынок. В связи с этим некоторые шутят, что Коста-Рику было бы правильнее называть Кофе-Рика.

Кофейные туры для туристов довольно популярны в Коста-Рике, особенно в Центральной долине. Недалеко от парка Ла-Пас есть крупная кофейная плантация — Doka Coffee Plantation, но в воскресенье, когда мы были в том регионе, для туристов это хозяйство было недоступно.