Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Санта-Барбара-де-Самана — Доминикана Ноябрь 2021

Продолжаем наше путешествие по полуострову Самана. На этот день намечена поездка к интересному природному феномену, известному как Глотка Дьявола. Это не очень далеко от нашей базы в Санта Барбаре, единственная трудность в том, что последние 7 километров придется тащиться по плохой грунтовке. Есть еще намерение ознакомиться с дорогой дальше Глотки вдоль берега, там остается 3,5 километра до шикарного пляжа — Фронтон, считающегося если не самым лучшим, то точно входящим в первую тройку пляжей Доминиканы. А потом действуем по ситуации, мы сами себе хозяева.

Утро не очень порадовало — дождь. Но мы уже доминиканцы бывалые, знаем, что дождь на этом острове ничего не значит, во-первых, он может закончиться буквально через несколько миинут, а во-вторых, в пункте назначения его может не быть и вовсе. Так что завтрак, быстрые сборы, и вот мы уже едем на восток, в сторону торца полуострова.

Описываемая в этом рассказе часть маршрута выглядит так:

О чем шепчет дьявол

А чтобы напомнить, где полуостров Самана, вот то же самое, но на общей карте страны:

Едем. Море поначалу лежит справа от нас, там видны островки, сравнительно редкие пляжики, чаще просто скалистый берег. Вода немного мутновата. Иногда встречаются точки наблюдений за китами, уж не знаю, как их отсюда можно увидеть, разве что в телескоп. Но китов еще нет, поэтому и смотреть нечего, не тормозим. Вскоре сворачиваем по малоприметному указателю к «Ла Бока дель Дьябло». Плохая грунтовка оказалась вполне терпимой, через минут 10 мы подъезжаем к какому-то интересному месту. Интересность его никак не обозначена на картах или указателях, просто неожиданный заборчик с открытой калиткой, да интуитивное предчувствие хороших видов.

Оставили машину, идем к морю. Виды и правда хороши, я такие люблю:

О чем шепчет дьявол

Ух ты, тут еще и пара пушек:

О чем шепчет дьявол

Пушки оказались бутафорскими — то ли пластмасса, то ли глина, а может, и вовсе папье-маше. Но выглядят натурально. Название этого места узнать мне не удалось, а по большому счету, там весь берег примерно такой же, разве что без пушек.

Чтобы картонные пушки не пострадали от безжалостных рук туристов, их охраняет лошадь:

О чем шепчет дьявол

Места вокруг потрясающие, интенсивная зелень просто режет глаза. Вообще, еще по прошлогодней поездке я заметил, что зеленый цвет на Самане имеет какие-то непривычные, порой даже нереальные оттенки.

Дорога проходит вдоль моря, метрах в ста от скалистого берега, он справа, слева же нависают затейливые скалы.

О чем шепчет дьявол

Скалы изъедены эрозией, много пещер и гротов. Порой на скальной стене висят сталактиты.

О чем шепчет дьявол

Много опутанных корнями и лианами каменных глыб:

О чем шепчет дьявол

Прямо у дороги вдруг видим каменные кубы, вернее, параллелепипеды. Некоторые покрыты растительностью, другие свежевыпиленные.

О чем шепчет дьявол

А вот и вывеска, здесь, оказывается, мраморная шахта. Вылезли из машины, прошлись. Шахта действующая, что-то там жужжит, пыль столбом, люди (их мало) в респираторах; трактора и спецмашины, вгрызающиеся в скальную твердь. Там, где очень уж пыльно, я не снимал, но чуть в сторонке можно сделать непыльные кадры.

О чем шепчет дьявол

Поскольку дорога сюда плохая и совсем не годится для тяжелых грузовиков, можно сделать вывод, что добытый мрамор обрабатывают в два этапа: сначала из скалы вырезают большие кубы, затем их уже в более удобных условиях распиливают на фрагменты помельче, возможно, непосредственно под заказ. А мелкие изделия можно вывозить на пикапах. Я хотел заказать себе памятник, но не было времени ждать изготовления.

Едем дальше. Если до шахты грунтовка была вполне терпима, то после шахты существенно ухудшилась, машина движется примерно со скоростью пешехода. Но природа вокруг не стала хуже, то и дело останавливаемся пощелкать затворами.

О чем шепчет дьявол

И вот, наконец, доехали до такого баннера:

О чем шепчет дьявол

Это она, Глотка Дьявола. На картах и в описаниях обычно используют слова Бока дель Дьябло (бока — это и устье реки, и рот, и глотка), на вывеске же — слово Гарганта, что означает более академичное горло. Въезжаем на небольшую стоянку, осматриваемся. Здесь более-менее обустроенный клочок земли, есть даже туалет (забавный, но не буду углубляться). Кроме нас — никого. Идем в сторону моря с полной уверенностью, что эту глотку прям сразу и увидим. Но нет. Глотка — это просто щель в скалах, неприметная с виду, даже пришлось немного поискать. Главный ориентир — шум, исходящий из этой щели. Нам, скажем прямо, не очень повезло — океан был спокоен, почти штиль, видимо, небольшим волнам не хватало мощи для накачки системы, изображенной на рисунке выше.

Никакого фонтана или брызг, а рев, о котором часто можно прочитать в описаниях, в нашем случае оказался свистящим гулом. Однако, даже при таком слабом волнении, силы вырывающегося воздушного потока хватает, чтобы сбить с ног зазевавшегося туриста, стоящего у края дыры в направлении моря. Я пытался записать этот рев, но меня постоянно постигали неудачи — один, второй, третий дубль, да сколько ж можно; выключаю, и тут приходит хорошая волна и раздается впечатляющей силы звук. Ну, в-общем, совет: если соберетесь туда ехать, убедитесь, что на море есть волны.

Это все проза, а вот и картинки.

Берег в зоне Глотки Дьявола:

«Простые камни серого цвета,
простые камни, камни без эпитафий».

О чем шепчет дьявол

Поток воздуха может сбить с ног еще и потому, что сделать удерживающий шаг назад не глядя — весьма сложно, т. к. поверхность от дыры до береговой кромки сильно изрезана:

О чем шепчет дьявол

А это те скалы, вдоль которых проходит дорога:

И даже в таких суровых условиях — сплошной камень, брызги морской воды, соленый ветер — умудряется прижиться растительность:

О чем шепчет дьявол

Сама же дыра совсем не фотогенична, я даже сначала не хотел вставлять картинку. Но, подумав, решил — пусть будет. Вот она, Глотка Дьявола:

Покопался в интернетах, там висит приличное количество видеороликов с этого места, интересно, что даже при хорошем волнении идеальный фонтан из звуков и водяного пара бывает не так уж и часто. Самый сильный эффект воздействия на человека дает не столько рев и брызги, сколько мощь вырывающегося из дыры воздуха. Даже в нашем случае эта мощь была очень и очень велика, я реально чуть не упал, когда впервые подошел, не ожидал такого напора. Позже сделаю видео об этой поездке, туда включу и здешние кадры.

Провели на этом месте примерно полчаса. Если б никакой Глотки вовсе не было, все равно там просто приятно — величественный океан, красноватые скалы вдали, серые камни под ногами, зелень, бирюза и синева, пьянящий морской воздух. Даже если дьявол из своей дыры не орет, а лишь что-то шепчет сиплым голосом, это все равно поразительно эффектно. А сбивающий с ног поток воздуха обязательно стоит ощутить на себе. Если взять в руки, например, полотенце, то оно в момент выхода потока будет вырываться из рук (лайфхак для фото).

Довольные, несмотря на неполное соответствие ожиданиям, возвращаемся к машине. Изначально у нас было призрачное предположение — а вдруг дорога дальше, до пляжа Фронтон, окажется не такой непроходимой, как пишут? Ведь всего 3,5 километра. Я провел небольшую пешую разведку — увы, дороги, как таковой, собственно и нет. Есть каменистая тропа, по которой, в принципе, можно проехать на небольших внедорожниках типа Suzuki Jimny или Jeep Wrangler, да и то, если их не жалко. Кроссовый мотоцикл или квадроцикл тоже подошли бы. Взгляд на часы, недолгие размышления на тему пешего марш-броска… нет. Едем назад.

Следующий пункт назначения — пляж Ринкон. До него отсюда 19–20 км.

В интернете полно материалов об этом пляже, в которых говорится, что попасть туда на машине невозможно, эти материалы устарели. Так и было когда-то, но уже несколько лет к пляжу можно проехать по новой асфальтированной дороге. У нас на это ушло 45 минут от Глотки Дьявола, это с учетом примерно получасового ползучего выезда до трассы.

Ринкон. Кто из посещавших Доминикану не слышал это название… Гиды и интернет-описания щедро отсыпают этому пляжу эпитеты: «лучший в Доминикане», «лучший на Карибах», «один из лучших в мире». Ну как не заехать, чтоб составить свой набор эпитетов?

Сворачиваем на последний поворот по указателю, здесь начинается новая дорога. Я все время упоминаю указатели, хотя ездим мы по GPS-навигатору. Дело в том, что если нет интернета, в качестве навигатора можно использовать Maps.me, это проще всего. Но это приложение в Доминикане весьма часто показывает неправильные точки. Например, довольно известную Пещеру Чудес он показывает километрах в десяти от истинного места. Аналогично было и с одним малоизвестным водопадом, тот мы вообще не нашли, потеряв час. Поэтому лучше всегда сверяться с указателями.

Вдали появляется залив, там и находится пляж Ринкон:

О чем шепчет дьявол

Вскоре выезжам и на сам пляж. Вдоль моря идет грунтовка, можно проехать от одного края пляжа до другого. На всем протяжении связка море-берег примерно одинакова, за исключением крайних участков. Народа мало, в центральной зоне вообще ни души. Это, безусловно, в плюс. Нашли местечко, оставили машину у начала песчаной зоны, идем к океану.

Ну-у-у… я б половину эпитетов отбросил с первого же взгляда.

О чем шепчет дьявол

В глаза сразу бросаются главные минусы пляжа — обилие выброшенных на берег водорослей, постоянное волнение, мутная от взвеси мелкого песка полоса воды шириной метров 20 от берега. Также немаловажный фактор — пляж дикий, пока необустроенный, а следовательно, здесь нет системной уборки мусора. Видны бутылки, обертки и прочие тапочки с мячиками. Впрочем, похоже, время от времени мусор таки собирают, иначе его было бы по колено (как на некоторых диких пляжах Юго-Восточной Азии). Хорошая новость в том, что больше особых минусов нет. А несомненный позитив — очень мало людей, простор, пальмы с тенью, отличный песок.

Бросив вещи, сразу лезу в воду, вода немного прохладнее, чем в нашем Доминикусе, замеряю — 27 градусов, что на 1 градус ниже чем у нас. Пустяки, конечно. Волны на снимках выглядят небольшими, но это из-за общего простора, на себе при заходе в воду ощущаешь их прилично, может и с головой накрыть.

Искупался, что ж пора запускать летательный аппарат. Ветер, конечно, неслабый, но попробовать стоит.

О чем шепчет дьявол

В описаниях часто утверждается, что на Ринконе особый микроклимат, связанный с тем, что от остальной большой земли он отгорожен горной грядой. Ну, горной грядой это назвать трудно, да и микроклимата особого я не уловил.

Вид на восточную сторону:

А это западный край:

На западном фланге в море впадает речка, она довольно чистая: