Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

Владикавказ — Россия Май 2021

Я уже рассказывала, что в этом путешествии строила маршруты очень легко. Забивала в Гугл-карты конечную достопримечательность на сегодня, а дальше, как на леску, нанизывала на нее жемчужины красот по пути. Так вышло с Ингушетией: конечная точка — башни Вовнушки.

И с поездкой по Кармадонскому ущелью — надо посетить Даргавс, а уж все остальное как-то само приложится.

Если вы решили прокатиться по красивейшему Куртатинскому ущелью, ваш финишный пункт — Аланский Успенский мужской монастырь.

Тут главное — собрать волю в кулак и все же до него доехать. Потому что с вершин окрестных гор вам будут подмигивать башни, манить крепости и заброшенные города, завлекать в свои объятия реки и крутые смотровые террасы над пропастью. Никуда они от вас не денутся.

Я уже рассказывала, что один из главных бонусов Осетии — тут все близко. Даже не так — БЛИЗКО. Если в Дагестане вы едете полдня, чтобы посетить условный Старый Кахиб или покорить Гоорские башни, то в Осетии за полдня у вас наберется солидный перечень осмотренных красот. Наш второй маршрут по красивейшему горному краю выглядел так: Аланский Успенский мужской монастырь — археологическое поселение Цимити — поселок Дзивгис, а там скальная крепость и некрополи — маршрут «Тропа чудес». Ну что, поедем вместе?

Начнем сначала — монастырь. Если говорить как на духу, а с чего бы мне вас обманывать, Аланский мужской монастырь оказался главным огорчением в поездке. Нет, единственным.

Чтобы вы могли представить всю степень моего расстройства, посмотрите фото более удачливых туристов. Это был бы кадр точно из серии «ожидание — реальность». Знаете, когда на первом фото стройная красотка предстает в шелках от Гуччи, а на втором ее грустная товарка примеряет унылую копию платья от китайских мастериц.

Впрочем, я вам даже такой коллаж не предложу. Потому как сфотографировать монастырь издалека не вышло, вблизи — сами смотрите.

Территория у храма отсутствовала от слова совсем. И рядом тоже ничего. Даже не так, все пространство перед монастырем переверчено, заставлено строительной и ремонтной техникой, и работниками в количестве трех человек на метр.

С трудом припарковавшись, мы грустно побрели к ступенькам. Почему-то здесь тихо, но совсем неуютно. Поднявшись к основному храму, пытаюсь открыть дверь. Пока не встречаюсь глазами с табличкой «ремонт».

Видимо, в этом причины тишины и запустения. Эх, не судьба мне поставить свечу в самом высокогорном монастыре России!

Но вы мои стенания не слушайте. Если будете в тех краях, непременно обитель посетите. Наверняка вам повезет больше.

Помните, я рассказывала вначале о собранной в кулак воле и множестве красивостей по сторонам. Это не трюк, чтобы завлечь читателя, отнюдь. По пути и к монастырю, и разумеется обратно, не пропустите поселок Верхний Фиагдон. Вполне современное селение, с Домом культуры, почтой, пекарней и школой. Все, как везде в Осетии.

И руины живописные поблизости. Буквально в паре километров от монастыря расположено археологическое селение Цимити — с рассыпающимися домами, фундаментами построек, башнями и собственными мини-городом мертвых.

Место нереально крутое, одухотворенное и историческое. Здесь вы точно произнесете сакраментальную фразу про «остановись, мгновенье». Мне понравилось!

Едем дальше? Опять таки не торопитесь. Все по той же дороге через ущелье (дорога, кстати, великолепного качества, не во всех городах такие имеются) расположен поселок Дзивгис. Если с первого раза не выговорите и не запомните — не беда, я вам сейчас расскажу о нем подробнее.

Это в наши дни Дзивгис — крошечное селение в Алагирском районе Осетии, на левом берегу реки Фиагдон, среди холмов и скал Куртатинского ущелья. В средние века тут располагался культурный и духовный центр Осетинского царства, с древним святилищем. Причем, поклонялись осетины не Христу, а Уастырджи, небесному покровителю… мужчин.

Со временем его имя трансформировалось в Георгия, однако древние обряды остались неизменными. Помимо святилища в селении Дзивгис, на перекрестке дорог, расположена Дзивгисская скальная крепость. Даже целый оборонный комплекс, созданный еще в раннем средневековье. Только чтобы его увидеть, надо знать, куда смотреть.

Видите каменную кладку, что почти сливается со скалой? Это потому, что крепость пристроена ко входам в естественные пещеры.

Подняться в крепость можно через пролом в стене, по выложенной скользкими каменюками лестнице.

Чтобы вам не пропустить верную дорожку к цитадели, обратите внимание на башню справа у входа в селение. От нее нужно повернуть налево, а там уж информационная табличка вам поможет.

Если немного прогуляться по Дзивгису, и подняться чуть выше, можно рассмотреть древний некрополь — небольшие каменные строения, будто выросшие из самой земли. Но мы необычным кладбищем уже вчера полюбовались (в самом деле, я не шучу) в комплексе Даргавс. Потому не пойдем.

Скажу напоследок, что Дзивгисская цитадель — одна из крупнейших крепостей Осетии и Кавказа. Очень советую посетить.

Закончить день очень здорово на Тропе чудес. Это популярный прогулочный маршрут — короткий, но зрелищный.

И, несмотря на всю попсовость, симпатичный. Как и абсолютно все маршруты, виды, прогулочные парки и виды в Осетии:)

Цикл материалов "Северная Осетия, Ингушетия, Чечня"

1. Лучше гор могут быть только горы...
  2. Маршрут по горной Осетии — с водопадами, облачными далями, древним некрополем и Кармадонским ущельем
  3. Еще один маршрут по горной Осетии — от монастыря до крепости в скалах Куртатинского ущелья
  4. Обитель вечного покоя, Даргавс
  5. Башенная Осетия: Горное селение Цимити
  6. Хотите прогуляться по Тропе Чудес?
  7. Удивительный храм на берегу Терека — мечеть Мухтарова во Владикавказе
  8. Легендарная Ингушетия: 100-башенный Эгикал
  9. Легендарная Ингушетия: Башенный комплекс Таргим и древний храм Алби-Ерды
  10. Не только небоскребы, или 5 причин устроить себе выходные в Чеченской республике
  11. Мечеть «Сердце Чечни» — в сердце Кавказа
  12. Мрамор, перламутр и много золота: где посмотреть самую большую мечеть в Европе