Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

Ингушетия — Россия Май 2021

Вообще то все было наоборот, но я буду рассказывать вам в порядке осмотра красот и удивления увиденным. Ингушетия — это новый Дагестан, точно вам говорю. А по количеству красот на каждый квадратный метр она даже ему фору даст.

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

Ингушетия не похожа на соседние кавказские республики. Больше на какое-то затерянное европейское королевство, где лет 500 назад жили много-много принцесс. Каждой полагалось по крепости или башне!

Строить маршрут по Ингушетии очень легко. Основное собрание красот, башен, видов, горных панорам и живописнейших руин найдутся в Джейрахском ущелье. Которое правильно называется Джейрахско-Ассинский историко-архитектурный заповедник.

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

В него входят: античные руины, древние святилища, самые почтенные христианские церкви России, башенные комплексы и даже целые башенные города, исторические поселения, некрополи и многое другое. В общей сложности около 2000 объектов культурного и архитектурного наследия!

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

Впрочем, если вы не относитесь к знатокам раннесредневековой кавказской истории и зодчества, можно выбрать только самые-самые, а остальные… пропустить. С ощущением дежа-вю — где-то вы похожее уже видели, кажется:)

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

Когда въедете в Ингушетию, вбивайте в навигатор название «Вовнушки». Можете ехать к ним, не останавливаясь (ну почти!), как сделали мы — на обратном пути осмотрите все понравившееся не торопясь. В любом случае, Вовнушки увидеть надо — это одно из знаковых мест республики и всей России.

Вовнушки переводится как «Место боевых башен». Крепость состоит из трех каменных пиков — две башни рядом и третья на соседней скале. Если полагаться на мой дилетантский взгляд, вырастают башни в прямом смысле слова из отвесных скал. Как их можно построить, покорить или хотя бы просто увидеть поближе — не представляю. Но юная ингушская барышня, чье семейство расположилось рядом с пикником и нас зазывало плюнуть на историю и идти кушать шашлык, сказала что только оттуда. С этих башен спустилась, в смысле. Наверное, у горцев и горянок есть какая-то суперспособность.

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

Замок Вовнушки был построен в раннем средневековье, и между башнями прежде был перекинут мост, соединяющий караваны Великого Шелкового пути.

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

А Вовнушки в XXI веке — это туристическая визитка Кавказа, финалист конкурса «Семь чудес России», герой одной из марок Почты России и памятной серебряной монеты. Чтобы увидеть Вовнушки, вам нужно въехать на территорию заповедника Эрзи, и оплатить 150 рублей за проезд. Но не думайте, что эти деньги будут потрачены напрасно. Вы увидете большую часть красот заповедника — начинать удобнее с башенного комплекса Таргим.

Когда нагуляетесь по Вовнушкам, поезжайте обратно, только не быстро. Перед пунктом КПП берите направо, и езжайте к реке. Покорить ее не удастся, это Асса — одна из крупнейших рек Ингушетии.

Мы любовались комплексом с противоположного берега. Наверное, если времени у вас не слишком много, не стоит тратить его на объездную дорогу — с другого берега открывается классный обзор, правда же?

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

Не пропустите также руины древнего храма Алби-Ерды. К сожалению, от древнего святилища (его датируют как минимум X века) мало что сохранилось.

Гораздо солиднее смотрится церковь Тхаба-Ерды. Это одна из самых древних, а также загадочных, необычных, неизученных сакральных святынь Кавказа, возвели базилику примерно в VIII веке. А вот кто был строителем и почему так назвали — не ясно.

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

Совершенно точно храм христианский, но скорее всего находится он на месте языческого капища. И по сей день в каменных рельефах соседствуют кресты, лики святых, мифические звери и звезды. Интересно, что в чертах храма прослеживается и грузинское, и византийское влияние. А открыл его для жителей равнины человек с именем Мориц фон Энгельгардт, профессор Императорского университета.

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

Считается, что в средние века базилика Тхаба-Ерды была культурным и административным центром жителей гор — тут собирались на совет старейшины, решались правовые вопросы и даже наказывали за преступления. Сейчас базилика закрыта для посещения, но осмотреть интрьер через окна вполне реально.

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

Посетили церкви и башенный Таргим — поезжайте в Эгикал. Эгикал — самый крутой, впечатляющий, масштабный средневековый город Ингушетии. Если вы где и встретите туристов, то здесь, в Эгикале.

И в наши здесь можно осмотреть десятки башен, одни в руинах, другие будто доставлены телепортом из средних веков. Каменные гиганты, древняя кладка крепостных стен, окошки-бойницы и ступенчатые крыши — на фоне фантастических Кавказских гор все это выглядит очень импозантно. Если вам интересна история Эгикала, советую почитать, я рассказывала о ней подробнее.

Маршрут по Ингушетии на 1 день: от Боевых Башен до Военно-Грузинской дороги

На самом деле, вся трасса через перевал Цей-Лоам, Джейрахское ущелье, башни и каньоны — одна сплошная фото-площадка.

И если времени у вас чуть побольше, чем 1 световой день, искупайтесь в панорамных бассейнах всесезонного курорта Армхи. Слопайте тыквенную лепешку, или мясо с галушками — это как хинкал в Дагестане, те, кто у нас гостил, знают:)

Покорите Ляжгинский водопад, башенные комплексы Мецхал, Эрзи, Хамхи. И еще примерно 1988 достопримечательностей, менее известных туристической публике, но от этого ничуть не менее прекрасных. Мы остановились на смотровой площадке с беседкой — чтобы как очумелые вертеть головой, наслаждаясь панорамами.

Чего и вам желаем:)

Цикл материалов "Северная Осетия, Ингушетия, Чечня"

1. Лучше гор могут быть только горы...
  2. Маршрут по горной Осетии — с водопадами, облачными далями, древним некрополем и Кармадонским ущельем
  3. Еще один маршрут по горной Осетии — от монастыря до крепости в скалах Куртатинского ущелья
  4. Обитель вечного покоя, Даргавс
  5. Башенная Осетия: Горное селение Цимити
  6. Хотите прогуляться по Тропе Чудес?
  7. Удивительный храм на берегу Терека — мечеть Мухтарова во Владикавказе
  8. Легендарная Ингушетия: 100-башенный Эгикал
  9. Легендарная Ингушетия: Башенный комплекс Таргим и древний храм Алби-Ерды
  10. Не только небоскребы, или 5 причин устроить себе выходные в Чеченской республике
  11. Мечеть «Сердце Чечни» — в сердце Кавказа
  12. Мрамор, перламутр и много золота: где посмотреть самую большую мечеть в Европе