Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:07

Владикавказ — Россия Май 2021

Второй день нашего кавказского путешествия начался рано. С солнечных зайчиков, пения птиц и невероятных вершин, проплывающих за окнами автомобиля. План был очень насыщенным: Кармадонское ущелье, великое и ужасное, город мертвых Даргавс, много-много башен. И водопады, много-много водопадов. Привет, Осетия!

Если вы все еще немного путаетесь в кавказских республиках, Северная Осетия — Алания, один из самых южных, высокогорных и невероятно красивых регионов нашей страны. Ее соседки — невероятная Грузия и ошеломительная Ингушетия, известны далеко за пределами Кавказа.

Но и Осетия не отстает — здешние маршруты давно облюбовали и активные туристы, и горнопляжники. Те, кто ездят в горы в шелковых блузках и блестящих кедах. Ну, как я:)

Вообще, поездка в Кармадонское ущелье из Владикавказа — прекрасный несложный маршрут. Дорога хоть и грунтовая, но весьма раскатанная — автобусы с туристами поспособствовали. Здесь можно познакомиться и с архитектурой, и с природой, и с гастрономией Осетии. Не скажу точно, что больше впечатляет!

Пока мы завтракали-собирались-грузились в автомобиль, в чудесное солнечное утро врезалась громада Кавказских гор. Сказочные пики, то серо-графитовые, то белоснежные, то изумрудные, то запутавшиеся в облаках будут сопровождать нас всю дорогу.

Не знаю, возможно Кармадонское ущелье — это страшно, но скорее страшно красиво. Вообще, я ничего устрашающего не увидела. Если только у вас не особенно богатое воображение, или вы перечитали на сон грядущий жуткие репортажи о трагедии 2002 года. Когда все на своем пути уничтожил смертоносный ледник Колка.

Сейчас картинка вполне себе мирная. Хотя ледник все тут же, рядом, никуда не делся. И относится к «пульсирующим» — то есть может снова сойти в тот день, когда катастрофы никто не ждет.

О том дне напоминает памятная мемориальная табличка около тоннеля. Мы тоже вышли почтить память погибших и едем дальше.

Виды по дороге, конечно, фантастические. Вообще, Кармадонское ущелье, расположенное на высоте до +1200 метров над уровнем моря, считается одним из популярнейших маршрутов Кавказа. Помимо автомобильных дорог его опутывают и пешие треки. Можно наматывать километры вдоль рек, водопадов, долин.

Но для начала поезжайте в Даргавс. За прогулку по городу призраков придется заплатить 100 рублей — но когда еще доведется покупать билет на кладбище? Впрочем, трата полностью оправдана: территория древнего некрополя аккуратная и ухоженная.

Кладбищенской мистики я не почувствовала, а вот невероятными видами насладилась сполна. Будете кататься по Северной Осетии — непременно включайте Даргавс в ваш маршрут. Не пожалеете.

На внедорожнике (а на другой машине сюда нечего и собираться в путь) доедете из Владикавказа примерно за час. Отсюда же, от Даргавса, начинается дорога к Мидаграбинским водопадам.

Это настоящее чудо. Высокогорный парк, где по склонам великанов-скал спускаются ручьи, десятки или сотни сверкающих струй. Пороги водопадов разные по высоте, красоте и разнообразию ландшафтов.

Здесь же, в долине водопадов, царствует Большой Зейгалан — самый высокий водопад не только Осетии и России, но и всей Европы. Его поток ниспадает с уровня примерно +700 метров над уровнем океана. Название водопада в вольном переводе с осетинского звучит как «место падения лавины», и надо думать, гул стоит соответствующий.

Длина Мидаграбинской долины 7 километров. Она заканчивается грандиозным вертикальным горным барьером, с ледниками. Они и питают струи водопадов, которым нет числа.

Кстати, максимально хороши (и видны) Мидаграбинские водопады в июле—августе. Жарко, солнечно, ледники тают, потоки бурлят. Нам в мае досталась пара водных потоков, но и сама долина красива необыкновенно.

Только представьте: каменная чаша гигантских размеров, отполированные графитовые скалы, реки и ручьи. Альпийские луга, дымка от природного «пульверизатора» циклопических размеров. Если повезет, увидите радугу. Зрелище так величественно, что очень сложно повернуть назад.

Немного полезной информации

• Весь маршрут Владикавказ — Кармадонское ущелье — Даргавс — Мидаграбинские водопады легко помещается в один световой день. Это если с чувством, с толком, с расстановкой. Можно и быстрее — но вам оно надо?
  • Поездка эта эконом-вариант — платный объект только один, город мертвых Даргавс. Да и тот платный условно — билет стоит всего 100 рублей. Осетия вообще очень добра к бюджетным путешественникам.
  • Берите с собой паспорт. Водопады расположены на приграничной с Грузией территории, у нас ничего не спросили, но иногда встречаются пограничники.
  • Перекус и вкусняшки захватите с собой из Владикавказа, нам в мае открытых кафе или хотя бы гастрономов по пути не встретилось. В столице Осетии есть классная сеть пекарен «Три пирога». Только ради их выпечки можно еще раз поехать во Владикавказ!
  • Водичку можно набрать в горных источниках, местный лимонад (а он в Осетии офигенный) купить в небольших лавках.

И раз уж мы с вами запаслись пирогами и вкусняшками, сочиню вам еще один отличный маршрут по горному краю. Встречаемся на том же месте:)

Цикл материалов "Северная Осетия, Ингушетия, Чечня"

1. Лучше гор могут быть только горы...
  2. Маршрут по горной Осетии — с водопадами, облачными далями, древним некрополем и Кармадонским ущельем
  3. Еще один маршрут по горной Осетии — от монастыря до крепости в скалах Куртатинского ущелья
  4. Обитель вечного покоя, Даргавс
  5. Башенная Осетия: Горное селение Цимити
  6. Хотите прогуляться по Тропе Чудес?
  7. Удивительный храм на берегу Терека — мечеть Мухтарова во Владикавказе
  8. Легендарная Ингушетия: 100-башенный Эгикал
  9. Легендарная Ингушетия: Башенный комплекс Таргим и древний храм Алби-Ерды
  10. Не только небоскребы, или 5 причин устроить себе выходные в Чеченской республике
  11. Мечеть «Сердце Чечни» — в сердце Кавказа
  12. Мрамор, перламутр и много золота: где посмотреть самую большую мечеть в Европе