Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 11:43

Архыз — Россия Сентябрь 2020

А вы заметили, как изменилось наше отношение к путешествиям в последние полтора года? После того, как в ежедневный обиход вошли противные понятия пандемия, локдаун и «какие там страны открыты, говорите?». Сейчас вновь, как и много лет назад, любая поездка за пределы родного города (а иногда и по самому городу тоже) расцветает всеми оттенками радуги эмоций. Мы не вертим носом, а берём, что даёт Вселенная. Пока даёт.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

И вот не знаю, как ваши — но почему-то уверена что также, все мои пост-апокалипсис путешествия сложились невероятно крутыми. Тогда ещё не мейнстримный Дагестан, любимый Сочи, головокружительные Осетия с Ингушетией, модная Чечня. Вылазки на выходные в Дербент или ущелье с петроглифами запали в душу навсегда, но пожалуй самым феерическим стало первое путешествие без масок — в Пятигорск, Кисловодск и великолепный Архыз.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Если верить Ассоциации туроператоров России, Кавказские Минеральные Воды, наравне с Сочи, возглавляют рейтинг самых популярных туристических направлений. Я туристов прекрасно понимаю: тут есть все-все, что нужно для классного отдыха. Ну и еще немножко больше.

Например, способность перезагрузить любого человека. Абсолютно показанная жителям больших городов, удаленщикам, офисным клеркам, усталым мамашам, и измученным ограничениями путешественникам. Здесь только один вариант страданий — можно измучиться нарзаном. Лучше всего сделать это в Кисловодске.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

А потом прикоснуться к Лермонтову, прогулкам «водного сообщества» и правильным традициям ЗОЖ в Пятигорске. Когда все это осилите, поезжайте повыше в горы.

Хороший вариант отправиться в Архыз, это чудное направление для уик-энда. Выезжать лучше пораньше. Потому что несмотря на не слишком большое расстояние — пути от Пятигорска до Архыза около 200 км, быстро домчать не выйдет. То вас остановят дивные панорамы, то хычины вдоль дороги продают ароматные, то коровы создали пробку. Кавказ, сами понимаете.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Итак, что же такое Архыз? Небольшой горный поселок в божественной Карачаево-Черкесии, известный своей разносторонностью. Тут и отдых на природе, и гостиницы, и эко-фермы, и горнолыжный курорт в поселке Романтик. Я вам его показывала недавно.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

А еще это поселок с древней, очень-очень древней историей. Причем, она пришла к нам из глубины тысячелетий не в виде поломанных черепков и рассказов экскурсовода в стиле «а вот здесь, когда-то, наверное были…». Все очень четко и ясно: в Архызе расположены одни из древнейших христианских храмов России. Их сохранность просто великолепна.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Храмы расположены на территории огромного музея-заповедника под открытым небом, Аланского городища. Оно возвращает нас в эпоху домонгольского мира и расцвет государства аланов. Он пришелся на X — XII века.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Есть мнение, что городище у поселка Нижней Архыз могло быть древней столицей аланов — процветающим богатым городом, средневековым мегаполисом Магасом (не путайте с современной столицей Ингушетии).

Средневековый Магас, довольно масштабный по территории и в наши дни, 1000 лет назад мог показать примерно 1000 построек. Считается, что многое было разрушено стихией, другое — нашествием монголо-татар.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

В наши дни огромный музей-заповедник — осматривать его лучше на автомобиле, проезд разрешен, состоит из множества объектов. Это древние могильники, фундаменты старинных зданий, языческие святилища, астрономический календарь древних. Поздоровайтесь с каменным изваянием тюркского воина, попробуйте определить время по солнечному календарю.

Кстати, это место считается невероятно мощным энергетически — мы даже встретили компанию современных ведунов и знахарей (судя по их внешнему виду) неподалеку. Наверное, искали зарядку для своих внутренних батареек. Рядом с языческим святилищем расположен Средний храм.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Все церкви Архыза обозначены по географическому признаку — Северный, Южный и Средний храмы. Средний храм, старинная византийская базилика IX века постройки — не самая большая, но изящная и лаконичная.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Храм можно осмотреть как снаружи, так и изнутри. Рядом, кстати, много древних каменных саркофагов расставлено.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Самый интересный храм — Северный. Считается, что это древнейший действующий христианский храм России. Ну, самый — не самый, а то что он солидный, просторный и очень впечатляющий не отнять.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Северный храм долгие века оставался резиденцией аланских митрополитов.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Несмотря на музейный статус древнего городища, в Северном храме периодически проводятся торжественные службы. Смотреть, фотографировать, щупать тысячелетнюю каменную кладку не возбраняется.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Южный храм, или церковь святого Ильи, сильно отличается от своих собратьев. Белоснежная церковь с синим «звездным» куполом просто очаровательна, и если вы приехали в Архыз чтобы поставить свечу о своих надеждах и чаяниях, этот храм как раз действующий. Ума не приложу, почему у нас нет своего фото, взяла для вас на официальном сайте.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Итак, чем заняться в Архызе вы уже поняли. А вот как туда доехать?

Идеально — на автомобиле. Местность горная, дождаться тут общественный транспорт затея еще та. Можно купить организованную экскурсию, но лучше самим, в своем темпе, изучать великолепные просторы. Ваш ориентир — поселок Нижний Архыз, он расположен в 25 километрах от курорта. Дорога по ущелью очень живописная.

Горный Архыз: от модного курорта до самых древних храмов России

Комплекс работает ежедневно, кроме понедельника. Режим работы: 09:00 — 18:00. Хотя, как вариант, кто вам помешает пройти на территорию огромного заповедника в 08:30 или 19:00, не представляю. Еще и 150 рублей на входном билете сэкономите.

И все же лучше приходить в урочное время, и спокойно проезжать на территорию. Так вы легко и непринужденно прогуляетесь по векам истории древнего Аланского царства.

А за такое приключение, согласитесь, 150 рублей не жалко:)