Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 14:36

Эксклюзивный Дагестан: про великана и красавицу, песчаный бархан и маршрут к древним петроглифам

Махачкала — Россия Май 2021

Я назову вам навскидку 1000 и одну причину приехать в Дагестан. Про море, горы, солнце, песчаные пляжи, легендарный Дербент и местную гастрономию знают почти все. А что, если я пообещаю провести вас по невероятной красоты ущелью?

Где панорамы — будто на краю земли, но при этом всего в получасе езды от столичной Махачкалы. Где обнаженные скалы серо-желтого цвета, драматические обрывы, поляны алых маков, родники, изумрудные бархатные холмы.

А также там есть то, чего не очень ждешь найти в Дагестане. Это рисунки на камне от древних художников, те самые петроглифы.

И за ними необязательно лететь за тридцать три моря. Можно только за одно — Каспийское. Отправная точка путешествия — Махачкала, направление — известный и популярный у туристов бархан Сарыкум.

Бархан Сарыкум расположен на заповедной территории, вход сюда платный, хотя стоимость билета символическая - 50 рублей.

Бархан в наши дни почти визитка республики. А вот о ближайшем соседе «песочницы» мало кто знает — местные фермеры не в счет.

Действительно, догадаться о том, что ждет вас за ближайшими скалами, почти невозможно.

Хотя даже сама прогулка по этим холмам уже может стать причиной сюда приехать. Местность напоминает бархатные шотландско-новозеландские просторы, но никак не засушливый Дагестан. Особенно, если вам как и мне повезет с погодой.

В путеводителях (не всех, а только самых продвинутых) это место называется ущельем Марковых. Знают о нем… да почти никто и не знает. Мой персональный водитель и гид — один из немногих знатоков республики, придерживающей в рукаве еще немало козырей. Постараемся их изучить.

Пока идете по тропинке, расскажу легенду. Древняя народность Дагестана, кумыки, сказали бы что это ущелье Нартов. То есть великанов. Что есть, то есть, «создававшие» все это чудо явно грешили гигантоманией!

Рассказывают, что прежде в этих местах водились великаны, чудовища и красавицы. Красавицы, кстати, прогуливаются тут и по сей день иногда…

А вот все остальное быльем поросло. Но если верить преданиям, в ущелье проживало чудище Аждаха. Да не просто так жил злодей, а сторожил красавицу (ее имя осталось за кадром). Великан, тот самый Нарт, и пришел сюда как спаситель. От их битвы стоял такой шум, что камни летели в разные стороны, как пушинки.

Возможно, это один из них, с той поры он загораживает вход в теснину. Как память о той битве чудовища и великана осталась глыба у входа в ущелье, трещина в скале и родник.

А еще сохранились петроглифы, каменные шедевры древних жителей Дагестана. Вот вы тоже не знали, что эта республика — рекордсмен на Кавказе по первобытной наскальной живописи? По количеству, качеству и разнообразию древних шедевров Дагестан не имеет себе равных. Тут найдено 26 стоянок первобытных художников — в общей сложности более 7000!!! рисунков.

На скалах можно рассмотреть целые эпические полотна: животные, сцены охоты, мифические существа (то самое чудище?), огненные диски. Таких рисунков возрастом в 1–2 тысячи лет очень много в Старом Кахибе — рекомендую.

Но в ущелье Марковых возраст картин исчисляется многими тысячами лет. В общей сложности здесь примерно 30 изображений возрастом около 6000 лет. Мы нашли далеко не все, но и то, что повидали — впечатляет!

Кстати, по мнению дагестанских этнографов, эти петроглифы — логичная цепочка развития местной культуры. Позже они станут основой для узоров табасаранских ковров, встретятся в удивительной резьбе по дереву, и даже тончайшей, ювелирной работе кубачинских златокузнецов.

Маршрут по ущелью немного путанный, но в целом несложный. Когда будете гулять, смотрите не только под ноги, но и в небеса. Все рисунки располагаются повыше, ближе к пещерам и гротам.

Как составить маршрут и что еще посмотреть

Поездка к ущелью Марковых — развлечение всесезонное. Климат в Махачкале мягкий, почти всегда довольно тепло и комфортно. Лучшее время для визита — с мая по сентябрь, а значит, у вас все лето впереди:)

На прогулку смело оставляйте целый световой день, в ущелье очень красиво и спокойно. Хочется гулять и гулять. Можно и пикник устроить, будет здорово. Прогулка легко совмещается с посещением бархана Сарыкум — рекомендую.

И золотой бархатный песок под ногами!

Ущелье с картинками, несмотря на развивающуюся семимильными шагами популярность Дагестана, пока туристически не освоено. Если вы мечтали о девственной природе — это то, что надо.

Указателей, протоптанных дорог, стрелочек к маршруту нет. Добраться самостоятельно, если вы не новое воплощение Марко Поло, не выйдет. Соберетесь в Дагестан, подскажу вам телефон надежного водителя и проводника по опасно-красивым тропам.

Очень советую! Всем поклонникам истории, археологии и красивой природы тут точно понравится!