Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Перемышль — Польша Сентябрь 2018

Сербия

Румыния-Венгрия

Словакия-Польша

В субботу 30 сентября Маша проснулась в шесть часов — ненамного раньше, чем обычно. Даже в отпуске привычки её не отпускают. Вскорости вынужден был встать и я. Аккурат к тому моменту и дождь прекратился, который, видимо, шёл всю ночь. Выходит, нам повезло, ибо ко времени начала нашей экскурсии тучи рассеялись, и выглянуло солнце. Впрочем, покамест на температуре воздуха это никак не сказывалось.

Забегая вперёд отмечу, что Перемышль превзошёл все мои самые оптимистичные ожидания. Осторожно предположу, ибо видел не так уж и много, что это один из самых интересных городов Польши. Город обладает одной из крупнейших аутентичных «коллекций» исторических зданий в национальном масштабе. И это несмотря на то, что в годы последней войны Перемышль был разрушен почти наполовину.

Выгодное стратегическое положение города, чему он в немалой степени обязан рельефу местности, на протяжении столетий приковывало к себе внимание и являлось предметом соперничества со стороны Польши, России и Австро-Венгрии. Крепость Перемышль являлась в своё время третьей по величине в Европе. Речь идёт о тех цитаделях, где размещался постоянный воинский контингент. В середине XX века Перемышль стал объектом ожесточённого противостояния двух самых чудовищных диктатур в мировой истории. Искать тому доказательства долго не приходится. Буквально у гостиничного паркинга находится отлично сохранившийся дот — капонир 8813, входивший в систему укреплений Линии Молотова.

Размещается он на высоком правом берегу Сана, откуда открывается вид на его левобережье и, соответственно, новый Перемышль. Сравнение явно некорректное, но набережная Сана мне почему-то напомнила Констанц.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Само собой, что нас интересует старый город, в который мы постепенно погрузились, последовательно передвигаясь по улицам Сенкевича и Grodzka.

Сразу же в глаза бросается стройный ряд столетних особняков.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

И тот факт, что многие из них выглядят обшарпанными и неухоженными, лишь утверждает в мысли о том, что не всё в Перемышле подделка.

Собственно, пока что мы повторяем наш вечерний маршрут.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Поэтому прогнозируемо выходим на Рыночную площадь.

Она даже в масштабах Польши весьма необычна.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Из-за её ощутимой перекошенности создаётся впечатление, что площадь расположена в двух уровнях.

Закономерно, что часть Рынка окаймляют типичные для Польши коммерческие аркады, над которыми нависают грузные каменицы.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Сохранились каменицы с трёх сторон площади.

А вот их появление относится к рубежу XV–XVI веков.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Правда, поначалу дома были одноэтажными. Впрочем, как и везде. И жили в них преимущественно торговцы. Там же были и товарные склады.

Надстраивать дополнительные этажи начали в XVII веке. В Перемышле этому «поспособствовал» пожар 1638 года. В это же время многие каменицы были выкуплены знатью. Видимо, именно тогда стало престижно селиться в центре городов. Нынешний вид большинства жилых домов является результатом реконструкции в более поздние времена. Прежде всего XIX века. Именно тогда было заложено кирпичом и большинство аркад. К счастью, некоторые каменицы на Рынке Перемышля сумели избежать перестройки. Например, декорированный сграффито дом Хильдов.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Радует, что руки реставраторов, наконец-то, дотягиваются и до провинциальных польских городов.

Один из ярких тому примеров — бывший доходный дом Бжиковского, где сейчас разместился музей города.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Мы же с Машей временно пристроились в чайной по соседству — согреть внутренности и продрогшие конечности.

Впервые осознав при этом, как приятно ранним утром, когда город ещё не вошёл в свой привычный ритм, сделать небольшую паузу и стать его составной частью, а не инородным телом. Надо бы впредь выработать такую традицию.

Конечно же, в Перемышле ощущается острая нехватка традиционной ратуши, которая обязана была находиться посреди рынка. И она здесь была, но в 1812 году её снесли то ли австрийцы, то ли венгры. Мотивировали это плохим состоянием здания. Хотя, на самом деле, завоеватели задумали уничтожить таким образом важнейший символ польской государственности. Сейчас на месте ратуши находится фонтан с медведем — ещё одним историческим символом города.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

А муниципалитет разместился в другом историческом здании — бывших казармах.

Ну, а на месте камениц в западной части Рынка, которые были безвозвратно утрачены в водовороте времён, ныне отдыхает бравый солдат Швейк, который, возможно, бывал в Перемышле.

Самое привлекательное в городе — это его террасная структура. Но это всего лишь моё сугубо личное определение. По мере удаления от Сана каждая последующая улица находится выше предыдущей. Подъём наверх возможен как посредством «серпантина», так и напрямую.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Поначалу мы придерживались первого варианта. Как с целью знакомства с архитектурными ансамблями отдельных улиц и конкретных камениц,

так и с тем, чтобы «выудить» те достопримечательности, которые находятся чуть в стороне от городского центра.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Самой симпатичной в Перемышле оказалась улица Казимира Великого. Это условный нижний уровень Рынка.

Её отличает целая россыпь богато декорированных камениц пастельных тонов.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Это уже дань моде времён архитектурного модерна.

Второму уровню Рынка соответствует улица Францисканская.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Логично, что начинается она аккурат от стен францисканского костёла св. Антония Падуанского.

Яркие образцы модерна на улице Францисканской, конечно же, способны слегка вскружить голову.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Но не настолько, чтобы оставить без внимания пл. Независимости. Вообще-то, это наиболее радикально видоизменённое место в старом городе.

Наверняка, в силу последствий войны. Именно здесь нашлось место памятнику папе Иоанну Павлу II.

Но привлекательность пл. Независимости придаёт Башня с часами, которая стала одним из главных символом Перемышля. На самом деле — это колокольня так и не построенного греко-католического собора.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

К храмам мы, конечно же, ещё обратимся. Тем более что самые значительные из них являются доминантами тех самых террас, о которых я заикнулся ранее. А пока метнёмся на периферию. Речь прежде всего о здании вокзала Перемышля.

Его диспозиция настолько уникальна, что даже затмевает архитектурное великолепие. Ибо вокзал расположился в низине и кажется буквально втиснутым в плотную окружающую застройку. Так что опознать его получается лишь по характерным «вторичным признакам».

Мне бы и одного вида на него хватило, но Маша предложила зайти внутрь, с чем я нехотя согласился.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

В очередной раз она оказалась права, поскольку интерьеры вокзала несомненно заслуживали интереса.

Здание выглядит абсолютно аутентично, и это даёт основания думать, что со времени реконструкции 1895 года здесь ничего не изменилось.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Глядя на расписание движения, даже захотелось куда-нибудь отсюда сорваться.

И данный позыв буквально вытолкнул меня на железнодорожную платформу.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

К счастью, там никаких посадок не отмечалось. А долго ждать я не очень люблю.

Ладно, пора возвращаться к т.н. террасам, а точнее, к церквям. На Францисканской улице, в паре шагов от Рынка, расположился францисканский костёл св. Марии Магдалины и непорочной Девы Марии (а я-то думал, что это одно и то же лицо — век живи, век учись).

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

За скромным фасадом, что для Польши — в порядке вещей, скрывалось форменное безумие.

Шикарный алтарь и не менее шикарный орган.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Образа в золотых окладах.

И повсюду фрески.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Кто-то из прихожан обратил наше внимание на две из них, отражающие исторический события. Осаду города войсками Дьёрдя II Ракоци в 1657 году.

И смерть францисканских монахов на рыночной площади в Перемышле в 1498 году. Примечательно, что на этой фреске можно увидеть то, как выглядела аутентичная ратуша Перемышля. По сути — это единственный подобный «пруф».

Балканский калейдоскоп. Эпизод 54

Следующая ступенька — это грекокатолический собор св. Иоанна Крестителя.

Его главная ценность — исторический резной деревянный иконостас XVII века, принадлежащий к западноукраинской школе церковной росписи.