Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Тасос — Греция Сентябрь 2018

Начало (Беларусь-Украина)

Молдова — Приднестровье

Румыния

Болгария

Турция (начало)

Предыдущая часть (Чанаккале и пролив Дарданеллы)

В 12:10 прибыли на ПП «Ипсала». Я опасался, что от безделья турки могут отправить нас на рентген, но пронесло. Две минуты на все формальности, и мы переезжаем в Грецию — ПП «Кипи». Там тоже две минуты. Греки настолько ленивы, что даже отпечатки пальцев не хотят снимать.

Всё идёт к тому, что вечер мы сможем провести в неге и без суеты, поэтому я решаю отказаться от всех предполагаемых остановок и мчаться не по извилистым регионалкам, а по автомагистрали и до упора. Тем более что платных участков немного и стоимость их копеечная. Трафик такой же вялый, как и с утра в Турции. Но здешние пейзажи намного более привлекательны.

Около двух часов сворачиваем в направлении моря. На глаза попадаются АЗС. При виде цен хочется зажмуриться — бензин на 65% дороже, чем в Турции.

В Керамоти (Κεραμωτή) прибываем очень вовремя — аккурат на посадку на паром, следующий в «столицу» острова Тасос порт Лименас. Это очередной и, пожалуй, самый главный сюрприз для Маши. Предварительная подготовка позволила мне узнать, что на линии работают два перевозчика. Один — «Thassos Ferries».

Второй — «Aneth».

Но паромные перевозки, видимо, весьма прибыльное дело. Поэтому основных игроков решили потеснить новички: «Thassos Link» и «Thassian Sea Lines». Первый обзавёлся флотом аж из двух судов и уже нашёл своё место под солнцем, оттяпав себе порядка 15% рынка. А вот у второго дела, видимо, пока не клеятся. Несмотря на то, что единственный паром оператора самый новый на линии и самый красивый.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

По большому счёту, все эти тёрки на пассажирах никак не сказываются. Паромы ходят регулярно. В высокий сезон — с интервалом в полчаса. Стоимость проезда одинакова для всех компаний. Правда, на отдельных рейсах «Thassos Link», вроде как, пробует демпинговать, но только в несезон.

Понятно, что в отсутствие максимального пассажиропотока, каждый оператор стремится принять на борт как можно больше автомобилей. Ведь те, кто не успеют погрузиться вовремя, отойдут конкурентам. В то же время нельзя опаздывать с отправлением. Поэтому за считанные минуты до отхода все начинают нервничать. Матросы, отвечающие за погрузку, отчитывают кассиров за то, что они медленно работают, те в ответ огрызаются. При этом работа организована чисто по-гречески. О том, что делать; куда бежать; где, как и сколько платить приходится только догадываться. Это, конечно, не Турция, где весь процесс прозрачен и интуитивно понятен.

Билеты обошлись нам в 30 евро: 22 за машину и по 4 за каждого пассажира. Примечательно, что кассир не задавала вопросов по поводу длины авто, а намётанным глазом определила, что превышает 4,25 метра. Если меньше, то тариф составил бы 18 евро.

Для разнообразия я, конечно же, хотел идти на Тасос и обратно паромами разных компаний. Для этого в Керамоти нам нужно было попасть на судно компании «Aneth». Так, собственно, и произошло. Погрузились мы на один из пяти паромов этого оператора — «THASSOS I» 2008 года постройки.

Судно способно принять на борт 195 авто и 806 пассажиров. Но, к счастью, нас было на порядок меньше. Легковушек едва хватило на то, чтобы сформировать по ряду вдоль каждого из бортов. И только парочка фур и мусоровоз, заехавшие на паром в последнюю очередь, создали иллюзию полной загрузки. Боюсь даже себе представить, что здесь творится в высокий сезон.

В 14:15 паром отошёл.

Сманеврировав, медленно выбрался из бухты.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

А взяв курс на Лименос, потихонечку достиг крейсерской скорости порядка 10 узлов в час. Погода благоприятствовала. Абсолютного штиля не наблюдалось, но волна была незначительной.

Отличная возможность для приёма солнечных ванн.

Можно, конечно, спуститься в просторный и уютный салон.

Но лучше всего провести эти сорок пять минут, подкармливая чаек или хотя бы наблюдая за ними.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Кстати, плоскодонная посудина с осадкой порядка двух метров, надёжной посреди моря никак не выглядит. Но от возможной лёгкой паники спасает тот факт, что паром идёт мимо острова Тасопула. Таким образом создаётся ощущение, что ты находишься не в открытом море, а в замкнутом пространстве.

Как-то незаметно подкрались к Тасосу (Θάσος).

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Лименос (Λιμένας) настолько крошечный городок, что из-за стоящих в порту паромов его даже заметить нелегко.

Выехав с парома, мы пристроились на главной улице аккурат под знаком «остановка запрещена» (в островной Греции — это, видимо, норма) и пошли изучать Лименос.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Смотреть в городе по сути не на что. Узкие внутренние кварталы — это вотчина продавцов сувениров и общепита.

Ещё чуть глубже тусуются аборигены, не занятые в сфере туризма.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Впрочем, самих туристов здесь в это время уже кот наплакал. И я уверен, что это идеальный сезон для отдыха.

Набережная пустынна, поэтому её красота от глаз не ускользнёт.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Но самое живое и интересное место, разумеется, порт. Связанная с ним суета заскучать никогда не даст.

Далее нам нужно было переместиться на юг острова. Ехали по часовой стрелке. Дорога, естественно, везде узкая. В начале пути — лесная.

Когда она приближается к морю, настроение неизменно повышается.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

А неизменно оно понижается, когда приходится преодолевать участки с последствиями лесных пожаров.

Наша цель — Гиола (Γκιόλα) — главная природная достопримечательность острова. На трассе рядом с указателем есть импровизированный паркинг, мы на нём и остановились. Но кто-то из местных сказал, что на нашей машине можно в сторону моря и по грунтовке проехать. Время терять не хотелось, поэтому я соблазнился этой идеей. Вообще-то, зря. Во-первых, мы только полпути смогли проехать. Во-вторых, на обратной дороге пришлось побуксовать, так как колёса совсем не хотели цепляться на уклоне за чуть припыленный грунт.

Гиола — это лагуна, которую от моря отделяет едва заметный перешеек.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

В спокойное время, когда морской прибой её не заливает, вода в ней, несмотря на бирюзовый оттенок, абсолютно прозрачна.

В нашем случае бассейн выглядел несколько сурово и даже опасно. Особенно, когда небольшая волна с лёгкостью сбила с ног нескольких зевак, стоявших на перешейке.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Глубина лагуны достаточная для того, чтобы можно было в неё нырять с обрыва высотой порядка 6–7 метров.

Правда, делать это надо умело, а не так, как одна девица, которая слишком долго готовилась к прыжку, но в результате решила приводниться на попу. В итоге раздался такой хлопок, что все зрители охнули. Правда, затем зааплодировали. Тем самым наша героиня получила свою законную минуту славы.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Гиола, конечно, очень эффектна, но для извлечения максимального удовольствия от посещения лагуны нужна удача. И минимальное количество зевак — это лишь небольшая её часть.

Выбравшись из западни, мы устремились на юго-восточное побережье острова. Конечная цель на сегодня — кемпинг Pefkari (Κάμπινγκ Πευκάρι).

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Отыскали его без труда. В 17:30 были на месте. Очень доброжелательный менеджер среднего возраста оформил нас быстро и толково. Предложил на выбор два места под палатку. Мы остановились на том, что ближе к пляжу.

Соседей мало — в основном пенсионеры — немцы, англичане. Обстановка камерная. Пляж пустой. Вода в море тёплая. Разумеется, что остаток вечера мы провели именно там.

Накупавшись, сидели на пляже и ждали, когда солнце уйдёт за горизонт.

Вечер удался на славу, Маша была в восторге, тем более что ужинали в местном ресторане, а не варили макароны на газовой горелке. Впрочем, питанием на коленке мы уже давно не занимались.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Лучше кемпинга на берегу моря мог бы быть только кемпинг в горах, если бы не неизбежность околевания к утру. Впрочем, на Эгейском море сон мой получился некрепким и тревожным. Из-за шума прибоя мне казалось, что с каждым часом вода подступает к нашей палатке всё ближе и ближе. Ну, а ранним утром вторника 18 сентября я и вовсе проснулся от ощущения, что мы уже болтаемся посреди моря. Понятно, что ко всему следует привыкнуть. Увы, но на Эгейское море у нас была выделена всего одна ночь, поэтому покинуть Тасос нам предстояло в ближайшие часы.

Некоторый запас времени у нас имелся. Поэтому Маша успела не только на стол накрыть, но и пару раз искупаться. Благо, что утро в очередной раз выдалось дивное.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Паром отходил в 10:30, но уже не из Лименоса, а из Ормос Прину (Όρμος Πρίνου) — маленького порта на северо-западе острова. Получаса должно было нам хватить на то, чтобы туда добраться. Поэтому ехали на расслабоне, пялились по сторонам, Маша что-то пыталась фотографировать.

Следует отметить, что западное побережье Тасоса мне показалось более уютным и менее диким. Возможно, потому, что дорога тяготеет к морю и крайне редко забирается в горы. Правда, перед каждым поворотом появлялась боязнь, что я в него не впишусь и соскользну в воду. В горах подобное чувство меня практически никогда не преследует. Видимо, сказывается врождённая боязнь воды.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Заключительный этап пути заставил понервничать. Несколько небольших заминок из-за вроде бы небольшого трафика, и навигатор уже стал показывать, что мы опаздываем на минуту-другую. Это было недопустимо, поскольку паромы из Ормос Прину в Кавалу, а именно на этот город мы нацелились, ходят нерегулярно и крайне редко — не более пяти рейсов в сутки. Когда мы вломились на терминал, наш паром уже готовился отдать швартовы. Кассир энергично замахала руками — мол, живо на борт, прямо там и с билетами разберётесь. Короче, успели. Заплатив боцману 34 (24+5+5) евро, можно уже было и осмотреться на предмет того, куда мы попали.

Наше судно — «PANAGIA THASOU» принадлежит оператору «Thassos Ferries». Год постройки — 1985. Староват, однако.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

В порту мы даже оглянуться не успели, поэтому взгляд на него бросили только лишь с борта парома. Но весь вид на Ормос Прину закрыл давешний «DIMITRIOS X» фирмы-«фантома» «Thassian Sea Lines». Может, он по маршруту Керамоти — Ормос Прину ходит?

Навстречу нам прошмыгнул «Agios Panteleimon». Примечательно, что на этой линии основные игроки используют самые старые свои суда. Хотя, возможно, это всего лишь совпадение.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Тасос стремительно отдаляется, поэтому можно понаблюдать и за тем, что происходит на борту.

Греки находятся в своём типичном состоянии абсолютной индифферентности.

Карикатурного вида английское семейство не понимает, что происходит.

Маша мыслями всё ещё на пляже или в море.

Опомнившись, спешит, едва не падая из-за небольшой качки, что-то достать из машины.

В рубке всё под контролем.

Тем более что «штурман» бдит, взгромоздившись на мачту.

Расстояние от Ормос Прину до Кавалы раза в три больше, чем от Керамоти до Лименоса. Тем не менее паром затрачивает на этот путь всего на полчаса больше времени, т. е. 1 час и 15 минут. Очевидно, что львиная доля времени уходит на маневрирование. Правда, на этом маршруте судно безо всяких допущений идёт через открытое море. Глаз может здесь зацепиться разве что за вышки, с помощью которых греки пытаются извлекать из морских глубин углеводороды.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 36

Но постепенно внимание переключается на континентальную Грецию.

А вскорости — конкретно на белоснежную Кавалу.