Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
Maksim Starostin — был сегодня 1:07
Резекне и Лудза - 175,000 просмотров !

Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Экере, Мариехамн — Финляндия Август 2019
29 47

Хоть мы и запланировали на всю поездку целых 5 дней, но, как ни крути, а на самих Аландских островах мы могли провести максимум один полный день. А это значит, что его надо было использовать по полной. Так что проснувшись в Мариехамне, мы сразу с утра направились к главной достопримечательности всего острова — огромному четырехмачтовому барку «Поммерн», что пришвартован у причала рядом с Морским музеем. Оцените, какой красавец!

8
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Чтобы попасть на парусник, надо купить билет в Морской музей, а стоит он недешево — 14 евро. По этому билету можно посетить и сам музей, и парусник. Но у нас времени было мало, так что пошли только на парусник.

4
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Четрыехмачтовый парусный барк «Поммерн» (Померания) был построен в 1903 году в шотландском Глазго для германской судоходной компании F.Laeisz. Что самое удивительное, построили его уже тогда, когда на морях безраздельно господствовали суда, оборудованные паровыми машинами. Как-то было странно полагаться на ненадежный парус в то время, когда весь мир уже захватили пароходы. Но тем не менее — построили. И не из дерева, а из стали!

1 из 4

И корпус из стали, и даже мачты из стали. Высота их достигала 50 метров!

Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Парусное вооружение барка проектировалось по последнему слову техники, так что для постановки парусов уже не требовалось, как раньше, посылать на мачты и реи многочисленных матросов. Удивительно, но весь экипаж «Поммерна» составлял лишь 26 человек! Для такой громадины это все равно, что ничего!

3
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Учитывая конкуренцию с пароходами, единственное, чем могли взять суда такого типа — это рациональное использование ветра. Их даже так и называли — «выжиматели ветра» (англ. windjammer). Если поймать хороший ветер, мощный парусник мог пересечь океан даже быстрее, чем пароход.

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Но был у этих парусников и серьезный недостаток. Ведь как работают, к примеру, сегодняшние парусные яхты? Когда есть ветер, они идут под парусом, а когда ветра нет или нужно маневрировать в узком пространстве, они включают двигатель. У «Поммерна» двигателя не было в принципе, только паруса! А это значит, что ни в Суэцкий, ни в Панамский канал его не пускали. Приходилось, как и столетия назад, огибать мыс Горн или идти вокруг Африки. Не слишком экономично получалось!

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

В 1918 году Германия проиграла Первую Мировую, и по ее итогам многие торговые суда у нее забрали в счет репараций. Отобрали и «Поммерн», передав его в 1921 году правительству Греции. В 1923 году Густав Эриксон, предприниматель и судовладелец с Аландских островов, выкупил парусник у Греции и продолжил возить на нем зерно из портов Австралии в Англию и Ирландию. Удивительно, но все межвоенные годы этот бизнес оставался вполне успешным!

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

И лишь после войны гигантские парусные торговые суда ушли на покой окончательно. Какие-то из них пошли на слом, а несколько, в том числе и «Поммерн», стали музеями.

Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А один из межвоенных «выжимателей ветра» ходит в море до сих пор. Переданная в 1946 году в счет репараций СССР "Падуя", сейчас известна под именем «Крузенштерн». Слышали наверно в новостях? Курсанты морских училищ России тренируются на нем и в XXI веке. Хорошая практика для будущих моряков :)

7
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А мы отправились смотреть, как был устроен парусник внутри. Больших кубриков там не было, ведь — напомню — весь экипаж составлял всего лишь 26 человек.

3
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Офицеры и специалисты жили в основном в двухместных каютах

7
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Отдельная каюта была только у капитана

3
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

У него был персональный туалет и даже своя ванна :)

2
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Командный состав собирался за столом в кают-компании

7
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Буфет

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Это мы уже на камбузе :)

4
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Снимаем пробу с сегодняшнего супа :)

3
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А это то, ради чего весь парусник строился — грузовой трюм. Именно сюда складывали мешки с перевозимой пшеницей

2
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Вообще разных помещений на паруснике много, и везде можно залезть. Единственное, чего я не понял, как можно рулить судном, стоя спиной к штурвалу :)

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А от парусника, если совсем немного пройти в гору, то можно забраться на самую высокую точку Мариехамна, где стоит вот такая башня. Она, правда, построена здесь не для туристов и оказалась заперта :)

Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Так что сфотографировались просто на скале, с видом на торчащие мачты «Поммерна» :)

8
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А дальше мы едем в западном направлении, в сторону городка Экерё, что на крайнем западе Аландских островов. По пути нам попадались вот такие аккуратные отреставрированные ветряные мельницы. Ну как было не остановиться.

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Пока ехали в Экерё, встретили лося, перебегавшего дорогу :)

Сам городок обнаружить так и не удалось, настолько он оказался маленький. Всего 963 жителя, и к тому же их дома разбросаны по окрестностям. В центре — всего пара строений:)

Сейчас Экерё в основном известен тем, что здесь базируется паромная компания ECKERÖ LINE, работающая в том числе и на линии Таллин — Хельсинки. Именно Экерё указан на корме этого парома в качестве порта приписки. Но на фото это не он, это какой-то местный причал :)

7
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А главная достопримечательность Экерё — это т.н. «русская почта». К ней мы и направились в первую очередь.

2
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Почему почта русская? А дело в том, что в 1808 году разразилась очередная русско-шведская война. Повод к ней был довольно надуманный. Русский царь Александр I тогда заключил мирный договор с Наполеоном в Тильзите. Швеция же тогда выступала против Наполеона в союзе с Англией. Ну и дошло до того, что Наполеон сказал Александру, что не возражает, если Россия возьмет себе не только Финляндию, но даже и всю Швецию вместе со Стокгольмом. Главное чтобы убрать из северных портов англичан.

1
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

(Переход русских войск через Ботнический залив. Рисунок из «Военной энциклопедии Сытина. Википедия)

Война сначала шла с переменным успехом, но зимой 1808—1809 гг. Швеция наконец не выдержала и начала отступление. Русские войска под командованием Багратиона перешли по льду Ботнический залив, захватили Аландские острова и уже даже начали высадку в самой Швеции. Это был полнейший разгром. Шведы запросили мира и согласились отдать не только Финляндию, но и Аландские острова. Так они на долгое время стали частью Российской Империи.

1 из 2

Ну, а там, где начиналась Империя, следовало наладить потовую связь и поставить таможню

1
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Так в 1828 году посреди сельской местности в Экерё было построено здание в классическом стиле, объединившее эти две функции

6
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Русская почта — вид со двора

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Внутри там сейчас музей. Мы зашли туда, но музей оказалася посвящен вовсе не почте или таможне, а национальным мотивам в дизайне:)

1 из 2

Всякие ткани, коврики, сумки и т. п.

1
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

И коровы :)

2
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Через дорогу от русской почты начинается море. Берег здесь очень каменистый, сплошной гранит.

1 из 2

Но если пройти немного в сторону, то есть песчаный пляж. На нем, правда, никто не купался. Даже в августе на Балтийском море прохладно :)

6
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Мы же решили проехать еще немного на север, где, судя по карте, обещал быть музей охоты и рыболовства

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Сам музей располагается в интересном деревянном здании, где одна крыша как бы налезает на другую :)

6
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Внутрь мы не пошли, неохота было терять время

4
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Гораздо интереснее здесь погулять на открытом воздухе, самые интересные экспонаты стоят как раз на улице:)

2
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Осторожно, падающие машинки:)

1
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Рядом с музеем здесь раскинулась целая рыбацкая деревушка, вся состоящая из колоритных деревянных сарайчиков у воды

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Наткнулись даже на заправку, обслуживающую как автомобили, так и катера

Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

98-й бензин стоил 1.639 евро. Не дешево, но и не безумно дорого :)

Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А еще на карте Maps. Me увидели, что здесь есть какой-то маяк, надо лишь немного пройти в сторону выхода из бухты. Поднялись на горку.

2
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Сверху деревушка выглядит особенно красиво

6
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Деревянные сарайчики на скалах

1 из 2

Забираемся еще выше

4
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Э, и это что, маяк? :)

1 из 2

Да уж, это было полное разочарование :)

6
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Но зато прогулялись по окрестностям

3
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Церковь прихода Экерё. Красивые на Аландских островах церкви. Причем вроде заезжаешь в деревню, а церковь там будет такая монументально-древняя, сложенная из камней лет пятьсот назад, и с аккуратным шпилем, покрытым деревянными чешуйками.

1 из 2

Что церковь деревенская, хорошо видно, когда заходишь внутрь

3
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Сверху подвешен макет парусника, показывая, что жизнь местных жителей издавна была связана с морем. Соответственно и молились о том, чтобы моряки возвращались домой живыми.

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Еще прочитали, что на Аландских островах жители любят раскрашивать свои почтовые ящики. Впрочем, это не самые яркие, видели и более пестрые, но уже было некогда останавливаться.

4
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Ветряная мельница, встреченная по дороге

5
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Еще одна сельская церковь

7
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

Это уже приход Хаммарланд, поближе к Мариехамну

4
Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А вернувшись в районе обеда в Мариехамн, мы нашли почту и отправили оттуда открытку победителю объявленного нами конкурса. Им стал Ярослав Глухов, наконец-то угадавший, куда же мы уехали. Угадать и правда было непросто, т. к. выставленный нами на фотографиях флаг не принадлежал ни одной из стран. Пришлось делать еще намеки :)

Из СПб на Аланды. Русская почта и выжиматели ветра

А дальше мы из Мариехамна похали в другую сторону, теперь уже на восток Аландских островов. Где посетили две старинные крепости и музей под открытым небом, а потом залезли на высоченную вышку :)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬИЗ СПБ НА АЛАНДЫБомарсунд и Кастельхольм

И общее оглавление всего проекта, по дням —

1. Торфяновка и Хамина || Котка — город орлов || Вечер в Хельсинки

2. Дорога в Мариехамн. Машина + паром + паром + паром + паром

Комментарии