Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 18 апреля 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Наше путешествие на Аландские острова

Хамина, Котка, Турку, Хельсинки, Мариехамн, Экере + 1 город — Финляндия Август 2019

Аландские острова — это островная территория, находящаяся в Балтийском море, на полпути между Финляндией и Швецией. И хотя острова относятся к Финляндии, но живут там исключительно шведы. Как так получилось? Об этом чуть позже. А пока расскажу о том, как туда добраться. Путь-то неблизкий, от Санкт-Петербурга — почти 800 км.

Обычно на Аландские острова попадают, сев на большой паром в Турку, Хельсинки или Таллине. Всего-то ночь в дороге, и вы уже в островной столице — городе Мариехамн. Но, во-первых, до парома еще тоже надо добраться, а во-вторых, у нас все же автопутешествие :) Так что едем своим ходом, через знаменитую Торфяновку и южную часть Финляндии, сначала своим ходом, а потом на местных паромах. Поездка с самого начала обещала быть интересной. А с собой мы опять взяли нашего Михаэля :)

Наше путешествие на Аландские острова

Границу в Торфяновке прошли довольно быстро, а дальше началась 4-полосная трасса, идущая по всему югу Финляндии до самого Турку. Ехать по ней — одно удовольствие, она прямая, ровная, встречные потоки разделены, по краям на некотором удалении стоят заборы, чтобы лесные жители не выбегали на проезжую часть. А еще иногда для тех же лесных жителей сделаны специальные мостики, чтобы те могли безопасно переходить из одной части леса в другую.

Но, кстати, удивило меня здесь не это. Вот вы считаете, что такие дороги в Финляндии уже давно? Ошибаетесь! Та часть трассы № 7, что идет от Хамины и до российской границы построена с нуля совсем недавно — в 2018 году. Это ж получается, что российские дорожники, прокладывающие автобан в сторону Выборга, отстают совсем ненамного :)

Наше путешествие на Аландские острова

А первую остановку мы сделали как раз в Хамине. Городок этот в прошлом назывался Фридрихсгам и был известен своей мощной звездообразной крепостью, которую шведы построили для защиты от русских.

Впрочем, крепость им не помогла, и после очередной русско-шведской войны в 1809 году именно здесь был подписан Фридрихсгамский договор, по которому Российская Империя присоединила к себе всю Финляндию. Крепость с тех пор в военных действиях не участвует, а ее бастионы теперь используются в качестве арт-пространств :)

Наше путешествие на Аландские острова

И хотя Финляндия уже давно не часть России, о тех временах напоминает православная церковь Петра и Павла, построенная в самом центре города, напротив ратуши.

А дальше мы едем в следующий город — Котку. Здесь тоже есть памятные места, связанные с русско-шведскими войнами. К примеру, в 1789–1790 годах здесь произошли два Роченсальмских сражения, первое русские выиграли, но второе — проиграли. Скорбящая женщина на скале — это памятник, посвященный именно тем событиям.

Наше путешествие на Аландские острова

А островок, где стоит памятник, называется Куусинен. Также здесь есть смотровая башня, с которой хорошо видно порт и целлюлозно-бумажный комбинат на другом берегу залива.

Еще одна достопримечательность Котки — водный парк Сапокка. Красиво, конечно, но откуда вода на вершине скалы? :)

Наше путешествие на Аландские острова

Виды сверху на залив тоже хороши

Самое высокое сооружение Котки, возвышающееся над всем городом — старая водонапорная башня Хауккавуори

Наше путешествие на Аландские острова

Пройти мимо такой смотровой площадки мы никак не могли. Сверху весь город прямо как на ладони.

Три города за один день — это уже перебор :) В столицу Финляндии — Хельсинки — мы приехали вечером. И первое, что бросилось в глаза на центральной набережной — колесо обозрения.

Наше путешествие на Аландские острова

Колесо крутится довольно быстро, но зато на нем можно сделать три оборота. Обзор сверху там, правда, никакой. Снимать можно только через чуть-чуть приоткрытые форточки, которые еще и смотрят строго в две стороны. Но все же кое-что получилось :)

Одна из важнейших достопримечательностей Хельсинки — православный Успенский собор из красного кирпича. Заснял его здесь с необычного ракурса — сзади, куда туристы обычно редко заходят :)

Наше путешествие на Аландские острова

У главного лютеранского собора, что на Сенатской площади мы тоже побывали. А еще попытались найти 0-й километр финских дорог :)

А теперь загадка. Узнаёте главную торговую площадь Кауппатори? Кто угадает, зачем здесь эта сетка? :)

Наше путешествие на Аландские острова

А на второй день путешествия начался самый интересный его этап — морской. Только бы не опоздать на первый местный паром, а то ведь тогда не успеем на основной, который ходит раз в день. Местные паромы здесь, конечно, смешные такие. Но очень эффективные — команду практически не видно, погрузкой управляют автоматические светофоры.

А логистика на сегодня следующая. Сначала первый маленький паромчик в Kustavi, потом большой паром, обозначенный цифрой 1, дальше переезд по группе островов Brändö (A), следом еще один большой паром (2+3), и в конце — последний маленький паромчик в Töftö.

Наше путешествие на Аландские острова

Это наш первый большой паром. Кстати, знаете, сколько стоит перевезти машину на Аландские острова? 120 евро в один конец! Поначалу тоже был в шоке :)

Все острова Brändö соединены между собой мостами и дамбами. И хотя это уже официально территория Аландского архипелага, но до главных островов отсюда еще довольно далеко.

Наше путешествие на Аландские острова

Наш второй паром. Пока его ждали, исследовали окружающую местность. Скалы здесь покрыты типично северной растительностью — различные мхи, цветущий вереск …

… и кусты можжевельника с ягодами

Наше путешествие на Аландские острова

А вон по той дамбе мы только что сюда приехали

У Михаэля это был первый морской круиз. В море ему понравилось, морская болезнь не мучала, и он даже сделал селфи с Аландским флагом на корме парома :)

Наше путешествие на Аландские острова

А последний на сегодня паром, самый маленький из всех, у нас был в местечке со смешным названием Тёфтё :)

И это именно здесь я заснял, как нас стало качать из стороны в сторону. Да, погода в этот день была так себе.

Это уже Мариехамн, церковь Св. Георгия с необычно тонким шпилем. Мы поселились неподалеку. Что интересно, удалось найти ночлег всего за 70 евро в день, что для Финляндии практически даром ;) И гостиница была довольно приличная, с прекрасным завтраком и даже с балконом в номере.

Наше путешествие на Аландские острова

А дальше у нас был всего один день, за который мы должны были охватить все значимые достопримечательности Аландских островов. Но первое, что мы увидели, отправившись в сторону Экерё, это перебегавший дорогу лось. Наташа так давно мечтала встретить дикого лося в Эстонии, но он нам попался, так уж получилось, лишь здесь ;)

А в Экерё мы поехали, чтобы увидеть рыбацкую деревню и бывшее здание русской почты. Удивительно, но Аландские острова — это тоже бывшая территория Российской Империи, как и вся остальная Финляндия. В свое время по Фридрихсгамскому договору к России отошли не только территории, населенные финнами, но и эти чисто шведские земли. Да там, на самом деле, чуть было и вся Швеция вместе со Стокгольмом не вошла :)

Рыбацкий музей в Экерё

Наше путешествие на Аландские острова

А вот обозначенный на карте маяк, который мы пошли смотреть, разочаровал. Какой-то он оказался совсем маленький и неказистый. Но зато скалистый берег у выхода из бухты здесь очень живописный.

А в Мариехамне главный музейный объект — огромный четырехмачтовый барк Pommern, построенный в 1903 году. Тут я, конечно, сильно удивился, узнав, что еще в 1930-х годах зерно из Австралии в Англию возили в том числе и на таких парусниках. Это в век пароходов-то! А еще парусные суда не пускали в Суэцкий канал, так что им по дороге из Австралии приходилось огибать Африку!

Наше путешествие на Аландские острова

Да, такие музеи я очень люблю! Мы обошли все уголки, были и в огромном трюме, и на камбузе, и в каюте капитана. Представляете, у него там в персональном санузле даже ванна была!

А еще я даже немного порулил. Только за штурвалом здесь почему-то приходится стоять лицом к корме, почему так?

Наше путешествие на Аландские острова

А от парусника обозначенная на карте тропинка вела куда-то наверх. Мы поднялись туда и не прогадали. Оттуда такие виды! Потом еще и вечером сюда придем, будем встречать закат.

А дальше мы едем в другую сторону от столицы — к развалинам крепости Бомарсунд. Она располагалась вот у этого пролива между островами, закрывая проход как по воде, так и по морю.

Наше путешествие на Аландские острова

Крепость на Аландских островах начали строить вскоре после завоевания их Российской Империей. Здесь должен был размещаться русский гарнизон. Однако к началу Крымской войны закончить строительство не успели. Когда англо-французская эскадра подошла к островам, крепость не смогла долго продержаться и вскоре капитулировала. Англичане так боялись русских — нынешняя русофобия, как видим, имеет глубокие корни — что распорядились взорвать все построенные укрепления, а в текст мирного договора внесли требование о демилитаризации островов. И хотя острова уже принадлежат Финляндии, этот статус соблюдается до сих пор.

Однако настоящая крепость на Аландских островах все же есть — это средневековый замок Кастельхольм. Мы сначала туда внутрь зашли, а потом долго бегали вокруг, пытаясь найти, где лучше заснять его со стороны :)

Наше путешествие на Аландские острова

А рядом с замком располагается еще и музей под открытым небом — Jan Karlsgården. Где мы единственный раз встретили соотечественников. Удивительно — они приехали сюда с автобусной экскурсией из Петербурга!

Но самое поразительное место, где удалось побывать в этот день — кафе Uffe på berget у подножия смотровой башни, возвышавшейся над мостом через один из проливов. Мы сначала выпили там кофе с необыкновенно вкусными (но и дорогими) пирожными …

Наше путешествие на Аландские острова

… а потом забрались на самый верх башни. Виды оттуда — просто улет :)

А еще на Аландских островах много очень красивых старинных церквей. Побывать во всех мы уже не успевали, приходилось выбирать, сворачивать к очередной или нет. И когда слева показался шпиль церкви Jomala kyrka, мы уже думали ехать в Мариехамн и не останавливаться, но в последний момент все же решили заехать.

Наше путешествие на Аландские острова

И как удачно заехали. Именно в это время в церкви как раз начинался концерт, причем играть должны были учащиеся музыкальной школы из Таллина. Эх, жалко, что мы торопились в Мариехамн, удалось послушать всего 15 минут.

Вечернюю прогулку по Мариехамну мы начали с морского квартала Sjökvarteret, где туристам демонстрируют, как местные шведы строили свои традиционные корабли и лодки. Под вечер там, правда, вся активность уже замерла, так что ходили почти что в полном одиночестве.

Наше путешествие на Аландские острова

Аландский лицей, что-то типа средней школы. Одно из самых красивых зданий в Мариехамне.

А на следующий день в 9:30 у нас уже обратный паром на материк. Это мы уже погрузились и ждем, пока заедет автобус с чешскими (кажется) туристами.

Наше путешествие на Аландские острова

Паром идет до острова Корпо около 5 часов. По пути мы сделали несколько заходов на более мелкие островки. Некоторые выглядели настолько пустынно, что было непонятно, кто на них вообще выходит или садится :)

На острове Корпо начинается автомобильная дорога, ведущая в Турку. По пути она пересекает еще несколько островов, где-то через проливы построены мосты, а в двух местах действуют бесплатные паромные переправы.

Фотосессия в полях;)

В Турку все обязательно ходят в старинный шведский замок. Но что мне там не понравилось — наверху нет смотровых площадок. Да и на самый верх, где окошки, вроде как подняться нельзя. Так что видов сверху не будет.

Наше путешествие на Аландские острова

Далее — прогулка по набережной реки Аурайоки…

… до кафедрального собора Турку

Наше путешествие на Аландские острова

Но главное открытие дня — это был собор Св. Михаила. Просто нет слов, до чего впечатляющее сооружение.

А на ночлег мы отправились в городок Порвоо. И утром приступили к его осмотру.

Наше путешествие на Аландские острова

Городок оказался чудо, как хорош. Здесь и каменный старый город с узкими улочками и булыжной мостовой…

… и река с колоритными историческими амбарами на берегу

Наше путешествие на Аландские острова

А еще красивые машинки на улицах. И не только машинки;)

Да, это было необыкновенное путешествие, самое интересное и запоминающееся за прошедшее лето. Хотя разве у нас бывали неинтересные путешествия? :)

В дальнейшем, я надеюсь, будет еще подробный рассказ про каждый из дней, потому как в обзорном формате просто нереально передать все наши впечатления от увиденного за пять дней.

А в конце вставлю ссылки на наши другие путешествия в этом году —

Таллинская телебашня и орхидеи на 8 марта

Чуфальня, Гаврюша и встреча туристеровцев в Петербурге

Где поймать эстонский дзэн?

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Романтическое путешествие на остров Крит

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия