Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Тихвин — Россия Август 2019

Эта поездка в Тихвин случилась у нас довольно спонтанно. А с собой мы решили взять Михаэля. Хорошенький, правда? :)

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Расстояние от Петербурга до Тихвина - около 220 км, примерно как от Нарвы до Таллина. Дорога хорошая. Сначала по Мурманскому шоссе до моста через Волхов. По пути попали на строительство, которого в прошлом году здесь не было - сейчас этот участок расширяют до 4 полос. За мостом - поворот на федеральную трассу А-114 Новая Ладога - Вологда. Трассой занимается Росавтодор, а потому качество покрытия и разметки - отличное, ехать очень приятно.

Итак, что мы знаем про Тихвин? Лично мне еще со школы запомнилось, что именно через Тихвин проходила линия максимального продвижения немецко-фашистских захватчиков на участке вокруг Ленинграда. Окружив Ленинград кольцом блокады, они также хотели отрезать его вообще от любого снабжения, даже по Дороге Жизни. А это значит, что надо было захватить ближайший железнодорожный узел, ведущий вглубь страны - Тихвин. Город был захвачен немцами в ноябре 1941 года, но уже в декабре его удалось отбить. Благодаря этому выстоял и Ленинград.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Сейчас на месте боев стоит памятник - танк Т-34. Правда за неимением танков образца 1941 года здесь поставили Т-34-85 образца 1944 года, их к концу войны осталось больше всего. Такой же стоит и у нас в Нарве.

А мы здесь сделали остановку и прогулялись в лес, пособирали чернику и бруснику

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А еще посмеялись над забавными виршами, сочиненными местным лестничеством. Тут я подумал - а ведь охотники же тоже в какой-то мере вальщики :)

Курение в лесу вредно и опасно! Если лес сгорит, Тихвинская фабрика ИКЕА лишится сырья :)

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А дальше начался сам Тихвин. Как и повсюду в российской провинции, на окраинах здесь много старых деревянных домов. Причем если одни отремонтированы и обшиты современным сайдингом, то другие - хоть сейчас в музей.

Обновленные же дома выглядят примерно так

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А за мостом через Введенский ручей уже виднеются постройки Тихвинского Введенского женского монастыря. Всего в городе два монастыря, но более известен мужской, он же и гораздо лучше сохранился.

Введенский монастырь был основан в 1560 году по указу царя Ивана Грозного. Долгое время настоятельницей монастыря была его четвертая жена Анна Колтовская (в монашестве Дарья).

В период шведской оккупации монастырь был взят штурмом и разорен. По легенде, инокиня Дарья и ее сподвижницы скрывались у небольшого озера в лесу, которое впоследствии получило название Царицыно. После заключения Столбовского мира в 1617 году царица Дарья трудилась над восстановлением и укреплением обители.

В XVIII веке монастырь использовался как место ссылки и заточения. Его невольными затворницами стали княгиня А.Волконская, княжна П.Юсупова, Е.Ганнибал.

Архитектурный ансамбль монастыря окончательно сложился к середине XIX века и включал в себя более 10 строений.

В храме Введенского монастыря крестили великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Сегодня на территории монастыря находится Введенский собор, трапезная, колокольня с надвратной церковью, игуменский корпус и кельи.

Это необычное деревянное здание напротив Введенского монастыря - бывшее Реальное училище. Посмотрите, как оно выглядело раньше, до того, как его обшили сайдингом. А сейчас здесь универмаг "Дикси" :)

Кстати, в Тихвине это далеко не единственный сетевой магазин, разместившийся в деревянном здании. На ночлег мы остановились в гостинице "Росстань", где номера на втором этаже, а на первом - "Пятерочка". А что, очень удобно, не надо далеко ходить, если что-то понадобится. Но этот дом современной постройки, из "формованного лакированного бревна".

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Устроившись в отель, пошли гулять по городу. Только сейчас присмотрелся - а окна-то в доме современные пластиковые :)

Когда гуляли, услышали неподалеку колокольный звон. Это оказалась Знаменская церковь.

Церковь в честь иконы Божией Матери Знамение в Тихвине была сооружена в 1770-1771 годах. Некий Варлаам Саньков с товарищами, вернувшись живыми из шведского плена в 1711 году, дали обет построить церковь, если Бог даст им вернуться домой. В 1832 году церковь была перестроена тихвинским купцом Михаилом Горелушским совместно с прихожанами. При этом старая постройка не была разобрана, а сделалась частью новой.

Мы хотели зайти, но внутрь нас не пустили, потому как сразу по окончании службы батюшка запер двери. А церковь большая, в кадр не помещается, отойти же при этом особо некуда, так что сделал панораму.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А это мы уже в центре города - на площади Свободы. Главный городской собор Преображения Господня (1693-1748). В советское время купола были сломаны, а в здании размещался кинотеатр. Сейчас собор отреставрирован. Очень красиво и необычно смотрится.

Рядом с собором там на площади еще Гостиный Двор, Дом культуры и памятник Ленину, но мы сразу пошли в сторону монастыря и пруда Таборы.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Еще один деревенский дом в центре Тихвина. Веранда-скворечник на ножках напоминает "азербайджанскую перепланировку" :)

Что интересно - пруд, на берегу которого сейчас стоит монастырь, был вырыт лишь в 1960-е годы. А свое странное название - Таборы - это место получило в народе из-за того, что во время осады Тихвина в 1613 году здесь "табором" стояли шведские войска.

Пруд Таборы и Богородичный Успенский монастырь

Тут Михаэль решил сделать селфи на фоне пруда и монастырской стены :)

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Вокруг пруда разбит парк с пешеходными дорожками, это любимое место прогулок жителей Тихвина. Прогулялись и мы.

Вход в монастырь сделан через церковь "Крылечко". Однако было уже поздно, монастырь был закрыт, так что мы решили вернуться сюда на следующий день.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А пока перешли по мосту речку Тихвинку и обошли монастырь с другой стороны, по улице Римского-Корсакова. Великий русский композитор - уроженец Тихвина, на этой улице находится его дом-музей, где в 1844 году он родился.

Монастырь с противоположного берега Тихвинки смотрится особенно грандиозно, как будто это не монастырь, а целый Кремль. А место, куда мы подошли, носит название Фишева гора. Далее курсивом - текст с информационных щитов.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Деревянные дома, располагающиеся справа на возвышенности, некогда были отдельной деревней под названием Фишева Гора. В XVII веке эта деревня была отдана во владение четвертой жене Иоанна Грозного, ставшей настоятельницей Введенского монастыря.

На возвышенном берегу прямо напротив мужского монастыря располагались укрепления шведских войск, осаждавших монастырь в 1613 году. Расположение монастыря с северной стороны не вполне выгодное: река хоть и служит естественной преградой на подступах к стенам, но противоположный берег Тихвинки значительно выше. Шведские артиллеристы установили здесь свои орудия и бомбардировками доставили осажденным тихвинцам массу неприятностей.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Тут вдалеке показалась плотина и шлюзы

Тихвинская водная система была маловодной и по ней могли передвигаться только легкие суда. Так появились суда особой конструкции "тихвинки" и "соминки", грузоподъемностью около 30 тонн и небольшими габаритами: длина около 21-23 м, ширина - 5-6.5 м. Тихвинка - парусная одномачтовая беспалубная деревянная барка, могла иметь рогожную крышу или навес. Но иногда устраивалась палуба, на которой возводили каюту. Движение тихвинки осуществлялось с помощью лошадей, по течению, с помощью паруса, в исключительных случаях с помощью шестов или людской тягой. Экипаж состоял из лоцмана, 4-6 рабочих и погонщиков лошадей. Срок службы одной лодки был 6-7 лет.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Эти суда строили крестьяне, проживавшие по берегам рек Тихвинки и Соминки. Во время действия водной системы постройка судов была одним из доходных местных кустарных промыслов.

Благодаря своим судоходным качествам тихвинка была использована для создания первого российского парохода.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Вблизи, конечно, видно, что бревенчатая плотина на Тихвинке - полный новодел. Но все равно интересно. Когда и для чего это все было изначально построено?

Тихвинская водная система (шлюзы)

Строительство водной системы, которая соединила бы новую столицу Санкт-Петербург с хлебородными районами Волги, задумывал еще Петр I. Планировалось, что реки Тихвинка и Соминка, соединенные каналом, станут связующим звеном на водном пути от Невы к Волге.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Однако действовать Тихвинская водная система начала только в 1811 году. Длина ее составляла почти 700 км, из которых 188 км - шлюзованные участки.

С постройкой водной системы одним из главных занятий населения стало "лодочничество" (сопровождение судов). Местные мастера создали свой образец речных судов "тихвинок" и "соминок", что способствовало оживлению кузнечного, плотничного и других промыслов. Они представляли собой надежные баржи с осадкой на воде 62 см и грузоподъемностью до 24.5 тонн и обладали хорошей скоростью.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

В течение 150 лет Тихвинская водная система играла важную роль в экономике Северо-Запада России, но со временем утратила свое значение и была закрыта в 1965 году.

В 2014 году на территории города Тихвина были восстановлены шлюз и плотина.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Вид на плотину и монастырь - панорама

А мы завершаем обходить Тихвинский монастырь. В лучах заходящего солнца - башня Раскат.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Следующий день у нас начался с того, что мы попытались от своей гостиницы дойти до набережной Тихвинки

Фото в цветах 😘

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Однако набережной в этом месте города нет, к реке можно подойти лишь по основательно заросшей тропинке через лес. Саму же речку я заснял в виде перевернутого отражения :)

Помните, как Семён Семёныч Горбунков все порывался сходить на вокзал? Вот и мы тоже решили сходить посмотреть на Тихвинский вокзал, благо он располагался неподалеку от нашей гостиницы. По дороге встретили современную многоэтажку, названную в честь Мэрилин Монро :)

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Вокзал в Тихвине небольшой, но красиво отреставрированный. Вот только вместо вывески ТИХВИН, которую ожидаешь увидеть из окна поезда, на фронтоне висит логотип РЖД :)

Тут по громкой связи объявили, что скоро на вокзал прибудет электричка, следующая по маршруту Пикалёво - Волховстрой, так что решили ее дождаться. ЭТ2М — серия электропоездов постоянного тока, строившихся с 1999 по 2010 год на Торжокском вагоностроительном заводе.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А это современный грузовой электровоз 2ЭС4К "Дончак". Разработан и производится в Новочеркасске. Кстати, а в самом Тихвине с 2012 года работает крупнейший в СНГ завод, производящий грузовые вагоны. Так что когда говорят, что в России ничего не производится, это неправда, кое-что, как видим, все же производится :)

Ну, а теперь идем в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Монастырь этот один из самых почитаемых в русском православии, все благодаря знаменитой иконе Тихвинской Божьей Матери, что здесь находится.

Кем и когда была написана икона, достоверно неизвестно, но принято считать, что ее автором был сам евангелист Лука. Сначала икона находилась в одной из церквей Константинополя, но в XIV веке она оттуда исчезла и, согласно легенде, на крыльях ангелов отправилась в путешествие по северо-западу Руси. Там она несколько раз являлась местным жителям, пока в 1383 году наконец не произошло ее "обретение".

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Как оно было на самом деле, мы не знаем. Понятно, что икона сама летать не могла, ее кто-то должен был возить. Как я думаю, православные священники получили эту икону в Византии для того, чтобы идти и проповедовать православие в малообжитых на тот момент регионах Руси. Со временем история обросла легендами, а сама икона стала почитаться как чудотворная.

А в 1560 году на месте явления иконы по указу Ивана Грозного был заложен монастырь.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Центральный храм, вокруг которого построен весь монастырь - собор Успения Пресвятой Богородицы. Он был возведен в 1507-1513 гг. великим князем Василием III.

Второй храм - Крестовоздвиженский - построен в 1699-1702 гг. Позже в 1871-1876 гг он был надстроен и получил нынешний вид.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А какая здесь красивая и необычная звонница - "пятигнездная". Все колокола там разного размера и, соответственно, разной высоты звучания.

При советской власти монастырь ожидаемо закрыли, а знаменитую Тихвинскую икону поместили в краеведческий музей, открытый в части помещений монастыря.

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А вот дальше история была еще более некрасивая. Немецкая оккупация Тихвина в 1941 году продолжалась всего около месяца. Однако созданная под руководством оккупантов "православная миссия" успела вывезти икону сначала в Псков, а затем и в Ригу. Рижский епископ Иоанн (Гарклавс) был конечно рад, что у него в руках оказалась такая святыня, воспользовавшись этим, после войны он уехал в США и увез икону с собой. Но правда завещал вернуть ее России, когда Тихвинский монастырь будет восстановлен.

И в 2004 году Тихвинская икона наконец вернулась на свое историческое место, в отреставрированный монастырь

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

А напоследок Михаэль сделал еще одно селфи. У него уже лучше получается, правда? :)

Подводя итоги, хочется сказать, что Тихвин оказался гораздо интереснее, чем мы ожидали. Город не сильно известен среди туристов, а между тем, здесь есть, на что посмотреть!

Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин

Мы же из Тихвина дальше поедем исследовать Приладожье - нам надо будет найти самый высокий в здешних краях Стороженский маяк. А по дороге мы проедем через город с очень смешным и труднопроизносимым названием :)

Наша Ленобласть. Сясьстрой и Стороженский маяк

Вставлю также ссылку и на нашу прошлогоднюю поездку по Ленинградской области -

Наша Ленобласть. От Волхова до Свири

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия