Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Аландские острова — Финляндия Август 2019

Собираясь на Аландские острова, я не особенно готовился в плане того, что мы там будем смотреть, а единственная достопримечательность, о которой я знал уже давно — это бывшая русская крепость Бомарсунд. Ну или развалины крепости. И у кого-то даже прочитал, что развалены они настолько, что и смотреть особо не на что.

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Но в любом случае, пропустить такое историческое место было никак нельзя

На деле оказалось, что от крепости и правда мало что осталось. На большом поле среди земляных валов лишь кое-где торчали останки стен. Неужели когда-то здесь стояли русские войска?

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

А начало всему положила русско-шведская война, случившая в 1808–1809 годах. Та самая, в ходе которой Швеция потеряла Финляндию, которой до этого владела примерно 600 лет. И пока шведский король думал, подписывать ему капитуляцию или нет, наступавшие русские войска перешли по льду Ботнический залив, по пути заняли уже исконно шведские Аландские острова, а выйдя на материк, стали уже угрожать и самому Стокгольму.

Шведскому королю ничего не оставалось, как просить мира. Так Финляндия и Аландские острова стали одной страной и уже все вместе вошли в состав Российской Империи:)

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

На занятых русскими островах не было никаких укреплений, и обосновавшись здесь, Россия решила их построить. Для строительства морской крепости Бомарсунд был выбран один ключевой пролив, разделявший несколько островов. Здесь русские войска и решили обосноваться. Правда из-за войны с Наполеоном строительство пришлось надолго отложить, и началось оно лишь в 1832 году.

Поскольку главным противником Российской Империи на море считалась Британия, то против ее флота предполагалось развернуть огромное количество крепостных орудий. Размещать их собирались полукругом на двух этажах центрального форта, а также еще в нескольких крепостных башнях, возводимых вокруг.

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Главный форт должен был выглядеть примерно так. Это современная компьютерная реконструкция, рядом для сравнения показан нынешний автомобильный мост. И те руины, что мы сейчас видим, это все, что осталось от этого форта. Но это было еще далеко не все!

Вся крепость должна была протянуться на несколько километров примерно вот так. Здесь же на схеме можно видеть и предполагавшиеся орудийные башни. Которые, правда, так и не успели построить.

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

В 1854 году вспыхнула очередная русско-турецкая война. Русский царь Николай I потребовал у турецкого султана разрешить взять под свое покровительство всех христиан, проживавших на территории Османской империи — румын, болгар, сербов, греков и армян. Наезд был в принципе справедливым (учитывая постоянные турецкие зверства против христиан), но при этом наглым:)

Война началась с дежурного уже разгрома турецкого флота в Синопском сражении. На стороне Турции выступила Британия, опасавшаяся, что если Россия опять победит турок, это разрушит их монополию на власть над миром. Знакомая ситуация, да?

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Плюс там еще и Франция присоединилась, захотев отомстить за поражение 1812 года. Так началась Крымская война. Боевые действия развернулись сразу на нескольких фронтах — в собственно Крыму, на Кавказе, на Дальнем Востоке и на Балтийском море. Где к еще недостроенной крепости Бомарсунд подошла англо-французская армада.

У русских войск не было никаких шансов. Флота у России на Аландских островах не было, крепость была недостроена, пушки не расставлены, гарнизон не укомплектован, снабжение с материка не налажено. И всего около 2 тысяч защитников против 12 тысяч у неприятеля. После четырехдневной обороны Бомарсунд сдался.

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Причем британцы настолько панически боялись любого русского влияния на Балтийском море, что не удовлетворились просто захватом крепости, а заложили под нее взрывчатку и подорвали.

Впрочем, раньше это была общепринятая практика — победитель опасался того, что по мирному договору захваченную территорию придется отдать проигравшему, и чтобы не штурмовать крепости повторно, их обычно разрушали.

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Крымскую войну Россия проиграла. Однако по мирному договору Аландские острова все же остались в ее составе. Единственно, ей запрещалось иметь там войска и строить укрепления. Поэтому крепость Бомарсунд так больше и не восстанавливалась.

Здесь был Туристер:)

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Дальше на запад мы не едем, поворачиваем назад, в сторону Мариехамна

Кстати, посмотрите, какие интересные на Аландских островах автобусные остановки

А от разрушенной русской крепости XIX века мы едем в единственный сохранившийся на Аландских островах средневековый замок Кастельхольм

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Замок впервые упоминается в 1388 году. Несколько раз осаждался во время каких-то междоусобных столкновений.

Однако уже к XVII веку замок потерял свое значение и стал постепенно разрушаться. Пожар 1745 года довершил дело. В дальнейшем то, что осталось от замка, сначала использовалось как склад, а потом как источник камня для окрестных фермеров:)

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Входим внутрь. Нас приветствует костюмированная девушка:)

Во дворе замка

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

То, что мы сейчас видим, это в основном «новодел», результат реставрации, проведенной в 1980-х годах. Но зато теперь здесь есть где полазить.

В каждом замке туристам обязательно должны показать подземелья, где содержались узники. Замок и правда некоторое время после пожара был тюрьмой.

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Выходим на верхнюю галерею. Довольно интересно.

И виды сверху тоже ничего такие. Водоем внизу — это не то бывший крепостной ров, не то протока между островами.

Замок Кастельхольм, на верхней галерее

Вид со стены замка

По музею внутри тоже прошлись, но там не особенно интересно

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Зато можно примерить на себя средневековые наряды, чем Наташа и воспользовалась ;)

А когда мы вышли из замка, то неожиданно оказалось, что к нему вплотную примыкает музей под открытым небом Jan Karlsgården

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Музей демонстрирует, как жили аланские крестьяне в XIX веке

Музей был основан еще в 1930-х годах. Название его происходит от названия хутора, откуда были привезены сюда первые постройки. В дальнейшем, как и во всех подобным музеях, экспозиция пополнялась домами, свозившимися со всех островов.

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Это, видимо, какая-то морская тема? Видели такую же «мачту» напротив барка «Поммерн» в Мариехамне.

Тут же в загончике беекали симпатичные прочипированные в оба уха барашки:)

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Отражение в пруду. Люблю такие кадры:)

Самое впечатляющее место во всем музее — горка, на которой стоят три мельницы

Ветряные мельницы, да еще и в такую хорошую погоду, можно фотографировать бесконечно:)

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Тут мы услышали родную речь. По музею шла группа русских туристов, и это оказались единственные соотечественники, которых мы встретили на островах. Ради интереса спросили у них, откуда они и на чем приехали

Они рассказали, что это у них автобусный тур из Петербурга. В первый день они доехали до Турку, кое-как переночевали на пароме, идущем в Мариехамн, а теперь вот их возят по островам с экскурсией. Обратно они тоже поедут на пароме, но уже с удобствами, с ночлегом в каютах:)

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Да уж, как-то это экстремально так ездить. Но зато и недорого — всего около 100 евро. Да мы за один билет на паром с машиной заплатили больше:)

А дальше мы пошли искать, откуда бы можно было красиво заснять замок. Вблизи это сделать никак не удавалось.

Из СПб на Аланды. Русская крепость и шведский замок

Наилучшая точка была найдена на другом берегу реки (или канала)

Невероятно содержательный день у нас получился, столько всего уже увидели, а ведь еще даже и не вечер

В следующий раз будет рассказ про то, как мы пили кофе в кафе с невероятными видами, потом совершенно случайно попали на концерт эстонских музыкантов в церкви, а затем еще и успели на закат солнца в Мариехамне.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬИЗ СПБ НА АЛАНДЫЗакат в Мариехамне и дискогольф

И общее оглавление всего проекта, по дням —