— была вчера 21:13
Обещаю: до весны никуда!

Сибиу, бывший Германнштадт, — город трансильванских саксов

Сибиу — Румыния Сентябрь 2019

В Сибиу мы с Ириной приехали довольно рано, еще и 9 часов не было, так как единственный утренний поезд, которым сюда можно было добраться из Сигишоары, отправляется в 6–15.

В забронированных апартаментах Serb Rafila заезд предусмотрен с 15–00, что очень неудобно, ранний заезд нам не подтвердили, пришлось оставить вещи в камере хранения на вокзале. От вокзала улица, постепенно поднимаясь в гору, выведет на главную площадь исторической части города. Идти недалеко, всего метров восемьсот.

Сибиу более восьми столетий, датой основания считают 1191 год, когда его впервые упоминают в документах как Сибиниум, — место проживания трансильванских саксов. А в 1366 году город уже упоминается как Германнштадт. Эти два названия и написаны вокруг щита с гербом города на люке.

Сибиу всегда был одним из важнейших культурных центров Румынии, сейчас это столица одноименного округа (жудеца), а дважды в 1692–1791 и 1849–1865 годах он был столицей княжества Трансильвания. Посмотрим, что интересного можно увидеть в Сибиу, ведь исторический центр города претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главная площадь города просторная и окруженная красивыми зданиями, она так и называется — Piața Mare (Большая). Площадь существует с середины XIV века как рыночная, здесь в средние века происходили все самые важные общественные события в городе, от собраний до казней. Мне понравилось: в первой половине XVIII века здесь выставляли днем «клетку для сумасшедших», куда сажали тех, кто нарушал тишину ночью, затем клетку переместили на соседнюю площадь.

Площадь окружают самые красивые здания города, входящие в список культурного наследия Сибиу. Вот Брукентальский дворец, построенный в 1778–1788 годах для барона Самуэля фон Брукенталя, губернатора княжества Трансильвания того времени, как резиденция и для размещения его коллекции произведений искусства.

Эти художественные коллекции и составили основу Национального музея «Брукенталь», старейшего музея Румынии, открытого в 1817 году. Художественная галерея европейского искусства и библиотека этого музея и занимают сейчас Брукентальский дворец, в примыкающем к нему слева «Голубом доме» размещается Румынская художественная галерея и музейные мастерские. Если есть время, музей заслуживает внимания, как его коллекция, так и великолепные интерьеры.

Самая красивая на площади — Ратуша, здание в стиле эклектики с элементами модерна, построенное в 1906 году для банка. После национализации использовалось под различные учреждения, в 2006 году выполнили реконструкцию и в здании разместили Ратушу. Здесь же — туристический информационный центр.

Рядом с ратушей с 1733 года стоит католическая церковь Святой Троицы в стиле барокко, колокольню пристроили на пять лет позже. Мы заглянули, но шла служба, рассматривать было неудобно, хотя посмотреть есть на что, как и во всех иезуитских церквях. Например, кафедра епископа или витражи с изображениями святых. Здание справа от церкви когда-то занимала иезуитская семинария.

Площадь окружают здания XV–XVI веков, пережившие за последующие века не одну реконструкцию. Фонтан на площади — копия фонтана, существовавшего на площади с середины XVI века и снесенного в 1948 году.

От Большой площади к вокзалу ведет улица генерала Георге Магеру, до этого улица более двух десятков лет носила имя Молотова. Здесь также есть интересные здания. В самом ее начале у площади — здание Почетного консульства Австрии. Это «Дворец Филека», построенный в 1802 году кожевенником Антоном Филеком, позже его занимала Евангелическая консистория, в войну подвал использовали в качестве бомбоубежища, а позже это был Дворец культуры.

Вернемся на Piața Mare и посмотрим на ее высотную доминанту — Башню Совета (Turnul Sfatului). Эта башня была построена в XIII, использовалась для различных целей, не раз подвергалась реконструкциям. Здесь есть смотровая площадка, но мы подниматься не стали.

Через арку в основании башни мы перешли на следующую городскую площадь — Piața Mică (Малая), которая упоминается в документах XIV века. В зданиях, окружающих площадь, размещались гильдии мастеровых.

На площади с 1324 до 1470 года находилась первая городская Ратуша, вот в этом желтом доме, что слева от башни на снимке ниже. Правда от того здания сохранились только подвалы, остальное полностью перестроено в XIX веке. А вот подвалы мы видели, когда ужинали в ресторане Crama Sibiana, расположенном на первом этаже здания. Нужные всем удобства находятся как раз в подвале, нам в подвале понравилось!

На Малой площади много тех самых «глазастых» домиков, которыми знаменит Сибиу.

Вот этот «пятиглазый» домик смотрит как-то недоброжелательно.

А вот этот великолепный «Люксембугский дом» появился после объединения двух зданий XIV–XV века, позже его надстраивали, перестраивали в стиле барокко. После масштабной реконструкции, выполненной уже в нашем веке, в здании разместилась гостиница «Casa Luxemburg».

Здание с аркадой впервые упоминается в документах 1370 года. Это «Зал гильдии мясников», герб города Сибиу на фасаде появился после реконструкции 1789 года. Сейчас здание занимает «Музей саксонской этнографии имени Эмиля Сигеруса»

Исторический центр города делится на Верхний город и Нижний город. Малую площадь пересекает улица Окней, по которой в Верхний город можно подняться из нижней части. Через улицу переброшен Мост лжецов, одна из самых известных городских достопримечательностей, с которой, как обычно, связана пара легенд.

Построен этот чугунный арочный мост в 1859 году, конструкции изготовлены в мастерских Фридриха Хютте, надписи об этом есть на одной стороне моста, с другой стороны — гербы города.

Если немного спуститься по улице за мост, можно увидеть «Дом Астронома» XV века, позже не раз перестроеный. Не знаю, почему дом так называется, может быть здесь когда-то жил астроном, но в нише на фасаде стоит астрономический прибор.

Перейдем по Мосту лжецов на еще одну площадь Верхнего города, туда, где возвышается башня собора.

Это площадь Альберта Хуэта (Piața Albert Huet), в центре которой возвышается лютеранский собор Святой Марии. Башня этого собора высотой чуть больше 73 метров, в кадр удалось втиснуть только благодаря широкоугольной камере смартфона. Собор строили долго, закончили в 1520 году. Как раз в это время трансильванские саксонцы под влиянием проповедей Йоханнеса Хонтеруса, того самого, памятник которому стоит в Брашове у Черной церкви, перешли в лютеранскую веру. Собор Святой Марии стал главным собором лютеранской церкви Румынии.

Было заметно, что в соборе идет реконструкция, никаких примет того, что нас ждут внутри и, тем более, на смотровой площадке мы не нашли, поэтому в соборе не были. Оставалось любоваться красивой цветной крышей собора.

У церкви стоит памятник епископу трансильванских саксов Георгу Даниэлю Тойчу, жившему в XIX веке. Напротив — Национальный колледж имени Самуила Брукенталя. В 1944–1946 годах в здании размещался госпиталь Красной Армии.

Площадь окружают здания в основном XV–XVI веков. Интересное здание рядом с башней, которую называют «Лестничной», построено в XV веке, затем было несколько реконструкций, на флюгере на крыше есть дата — 1690 год. Этот дом его владелец, портной, пожертвовал для первой школы профессионального мастерства, она была открыта в 1842 году.

Как я поняла из онлайн перевода, здесь сейчас Дом путешествующих подмастерьев, который создали свою ассоциацию и приезжают сюда ежегодно летом в июле—августе. Рядом стоит деревянный столб, где подмастерья оставляют о себе память.

Стоящая рядом Лестничная башня датируется XIII веком, это единственные из трех существовавших въездных ворот первой линии городских укреплений. Башня была перестроена в 1542 году. Пройдем через арку и спустимся по лестнице в Нижний город.

Оглянемся, справа от башни тот же Дом путешествующих подмастерьев. Обратите внимание на вход внизу. Это вход в ресторан «Золотая бочка» (Butoiul de Aur), который считается самым старым рестораном Румынии, он работает с 1542 года. Как пишут на сайте ресторана: «Сам Михай Храбрый здесь побывал перед тем, как отправиться на битву».

Мы жили в Нижнем городе в десяти минутах от этой лестницы. Конечно, нижний город выглядит проще, чем верхний, домики XV–XVI веков большей частью требуют ремонта, некоторые уже отремонтированы.

Но здесь своя атмосфера: уютно, очень тихо и малолюдно.

Вот это площадь Корона, в средние века здесь был рынок, где торговали мясом и вином. Рынок работал здесь до 1909 года, а два здания за фонтаном в XX веке принадлежали Ассоциации мясников. Площадь привели в порядок совсем недавно, уже в нашем веке, тогда же и установили фонтан. А вот домики грустно глядят, в ожидании лучших времен.

Мы дом, где было наше жилище, забыли сфотографировать, хотя он такой же исторический, с «глазами» на крыше и выглядел вполне прилично.

А сейчас пройдем по еще одной улице Сибиу — Столичной (Strada Mitropoliei). Это одна из старейших улиц города, упоминается в документах XV века. Улица не раз меняла название, например, с 1947 по 1970 год называлась улицей Сталина. На Столичной улице три церкви, принадлежащих разным конфессиям.

Вдали — Реформаторская (кальвинистская) церковь, построенная в 1786 году. Интересен также построенный в том же году дом с кариатидами.

На этой же улице великолепный православный Свято-Троицкий собор в нео-византийском стиле, построенный в 1902–1906 годах по проекту венгерских архитекторов, выигравших конкурс, где участвовало более трех десятков проектов. Победителей вдохновили формы константинопольского собора Святой Софии.

Высота башен с крестами - 45 метров.

Фотографировать внутри разрешали, камера моя вела себя плохо, но, думаю, представление вы получите.

Иконостас собора выполнен из позолоченного резного дерева.

Напротив собора — Богословский институт имени Андрея Лагуна.

В этом районе архитектура меняется, застройка уже конца XIX — начала XX века.

Редко, но встречаются забавные вывески.

Дойдя до конца Столичной, мы свернули в парк АСТРА, который тоже городская достопримечательность, так как был создан в 1879 году. Прошли через него, не задерживаясь: все лавочки заняты, фонтан уже не работал, а люди, памятники которым в большом количестве расставлены по всему парку, были нам незнакомы.

За столиками мужчины играли в разные игры, кто карты, кто в шахматы, на тротуаре задумался черный кот.

АСТРА, это не цветочки, как сразу приходит на ум. Оказывается, это сокращенное название «Трансильванской ассоциации литературы и культуры румынского народа», организации, созданной в Сибиу еще в 1861 году и играющей большую роль в культурной жизни страны. Рядом с парком несколько зданий, имеющих отношение к ассоциации.

Новое здание библиотеки АСТРА.

Здесь же мы единственный раз в городе увидели цыган, так что их массового распространения по стране не заметили.

Главная улица исторического центра — улица Николае Бэлческу (Str. Balcescu Nicolae), пешеходная улица, заполненная магазинами, ресторанами и прочим, положенным для коммерческой улицы. Она появилась на карте города в самом конце XV века, начинается от Piața Mare и заканчивается у Piața Unirii.

Здесь много интересного, например, сохранилась историческая мостовая, а еще вкусное мороженое и, конечно, полюбившиеся нам ковриги.

Дом XV-XVI века, внешний вид - результат реконструкции 1915-1916 гг.

Это отель Imparatul Romanilor, история которого отсчитывается от начала XIX века. Когда-то здесь останавливались известные личности: короли и императоры, композиторы и президенты. В списке Ференц Лист и Иоганн Штраус, австрийский император Иосиф II, шведский король Карл XII и король Бельгии Альберт II. Современный вид — результат реконструкции 1895 года.

Сейчас этот отель 3* вполне доступен и для обычного туриста, видимо короли останавливаются в другом месте. Глянула, не в сезон двухместный номер около 50 евро с завтраком, в сезон в два раза дороже.

Нужно заглянуть еще на одну интересную улицу Сибиу, посещение которой обязательно. Немножко домиков по пути.

Это «Дом Дитриха», построенный в конце XIX века. Он принадлежал Густаву Дитриху, который оставил его одноименному фонду. Говорят, что местные называют его «Домом Шиллера», потому что на углу в нише установлен бюст Фридриха Шиллера.

Наша цель — улица Крепостная (Strada Cetății), где сохранился участок крепостной стены и четыре башни XIV века от третьего оборонительного пояса города.

Башня Аркебузников (Turnul Archebuzierilor) (1357-1366 гг.). Башню перестраивали и наращивали, сейчас ее высота 20,75 метров. Менялось и ее название, позже она стала Башней такачей, так как была в ведении этой гильдии.

У крепостных стен обустроен симпатичный парк, где очень хорошо отдыхать в жаркую погоду. Убедились лично, немного отдохнули на лавочке. Первый парк здесь был разбит еще в конце XVIII века, да и этот уже приближается к своему столетию.

Самая заметная — Большая башня (Turnul gros), построенная в XVI веке. В этой башне в 1788 году был открыт первый театр города, он работал до 1949 года, пока зал не пострадал от пожара. После ремонта разместили заводской клуб.

Справа находится автобусная остановка, откуда отправляются автобусыв Этнографический музей АSTRA, открытый в 1905 году Ассоциацией АSTRA.

С 2004 года в башне находится Концертный зал «Талия» и размещается симфонический оркестр Сибиу. Вот это главный фасад концертного зала.

Вид на Крепостную улицу и Башню плотников.

Неподалеку от концертного зала находится Музей естественной истории, который входит в комплекс Национального музея Брукенталя. Этот музей основан в 1849 году и имеет солидную коллекцию, а это здание для него построено в 1895 году. В сквере у музея бродят различные доисторические животные, что особенно интересно будет детям, но тетеньки более солидного возраста тоже с удовольствием фотографировались рядом. Нет, мы в мероприятии не участвовали.

Нагулявшись по городу, вернулись на Большую площадь, там было многолюднее, чем днем, к туристам присоединились местные жители после трудового дня. Поужинали на Малой площади в ресторане в здании первой городской ратуши, но об этом я уже упоминала. Спустя некоторое время к нам присоединились приехавшие из Бухареста брянские туристеровцы Вадим и Максим, наши компаньоны на второй части маршрута. Жизнь оживилась!

А город готовился к празднику Урожая: дорисовывали костюмы симпатичной парочке у Ратуши, приделывали уши буренке, расставляли прилавки, строили лабиринт из рулонов соломы. Кстати, в Сибиу проходит большое количество различных культурных мероприятий, праздников, фестивалей. Не зря город в 2007 году получил звание культурной столицы Объединенной Европы. Судя по фотографиям в сети, там очень красиво на Рождество.

Утром мы заглянули на Большую площадь, а там такая красота!

От прилавков уходить не хотелось, но нужно было уезжать. Ограничились приобретением сыра и плюшек. Нас ждала Алба-Юлия, но это уже другая история.

Город нам поравился. На мой взгляд, он не менее интересен, чем Брашов, и определенно заслуживает более пристального внимания.

Маршрут нашего путешествия:

1.Сентябрьский вояж от Бухареста до Тирасполя.

2.Синая — жемчужина Карпат.

3.Брашов — ворота Трансильвании.

в Сибиу

296Olga
Красиво! Очень! А какие аппетитные плюшки, так бы и съела к утреннему кофе, да жаль на работе)))) А на 7 фото что это- хлеб или какой-то пирог, похожий на бисквит?
Выпечка и хлеб в Румынии великолепные, мы там подсели на их ковриги А на последнем снимке хлеб, причем булки огромные! Эх, наверно корочка такая хрустящая
Как хорошо, что мы приехали в Сибиу рано утром - столько всего успели увидеть и даже по почти пустынному центру с утра пораньше смогли прогуляться. Город интересный, подтверждаю, можно было бы и на пару дней там задержаться, но дорога звала нас вперед!
Да, если бы еще был день, можно было и в музей сходить, и в Этнографический музей АСТРА съездить, может и на башню забрались бы
Да-да! И Праздник Урожая как следует посмотреть. Ну, что ж, поделать, не было его у нас, этого дня!
Не знаю, как в реальности, но на фотографиях ощущение очень чистого, очень ухоженного, практически идеального города. С учетом того, что и интересного много, и дома с глазами симпатичные очень, город мне понравился. Как-то я иначе представляла Румынию...
После поездки я поняла, что совсем о стране ничего не знала, впрочем, особенно и не интересовалась. А совершенно зря, как выяснилось!
sany4
У нас бы тоже было неплохо поставить клетки для ночных беспредельщиков!
Аня, а из-за этих глаз на крышах не было чувства, что за вами следят?
Читала, что во времена Чаушеску местным казалось, что за ними следят оттуда. А что, может так и было. А нас уже ничем не напугаешь
nika55
Аня, в общем в Сибиу есть на что посмотреть, город красивый, чистый и ухоженный. Он интересен, как в деталях, так и общими планами. Одни крыши с глазами чего стоят.
nika55 писала 6 ноября 12:13
Одни крыши с глазами чего стоят
Там эти крыши как-то не так воспринимаешь, некогда задумываться, а вот на снимках понимаешь, как они необычно смотрятся Спасибо, Виктория!
Marsik
Не знала, что в Румынии столько колоритных городков, вот и Сибиу такой нарядный Нужно строить румынский маршрут и твои рассказы, Аня, в помощь
Можно немного отвлечься от красот Италии и Швейцарии и познакомиться с Румынией, которая туристами явно недооценена. По крайней мере китайцев мы там не видели, а это показатель Спасибо, Марианна!
Marsik
Аня, и я о том же подумала. А если уесть, что в Румынии подешевле проживание, то можно проложить красивый маршрут.
Красивый и многообразный город! Люблю народные праздники
Я тоже люблю такие праздники, если бы мы знали, может и программу бы изначально сдвинули с его учетом, но тут нам было не до задержек, программа последующих дней была очень плотной.
Как хорошо, что на вокзале есть камера хранения, в Италии например, с этим проблема. Очень понравились домики в Нижнем городе, такие милые, глазастые и крыши у них старенькие! Улицы им. Молотова, Сталина-сейчас занятно, не то что раньше!
Концертный зал «Талия»
-странное название! Город понравился, хорошо вы погуляли.
Пусть камера простая, даже без полок и пр., но, главное, есть и цена невелика. А название зала может быть в честь музы Талии? Правда это муза комедии
Olga-Valeriia2017
Все такое вкусно -красивое , и цыгане то какие нарядные.
Olga-Valeriia2017 писала 6 ноября 14:05
вкусно -красивое
Мимо витрин с их выпечкой пройти мимо невозможно! А цыган я опасаюсь, есть опыт общения
Olga-Valeriia2017
Хоть и красивые, пусть подальше
MariaPenina
Как мне понравились дома с глазками, причем они часто у вас на фото встречаются. Город действительно интересный, ухоженный и заслуживает внимания!
кто в шахматы, на тротуаре задумался черный кот.

- а может кто-то в домино и кричал "рыба", а кот думал куда за ней бежать 🙈🙉🙊
Однако, фантазерка ты, Маша!
sbasman
Потихоньку воодушевляюсь Трансильванией
Какой вам рыночек достался, а с какими плюшками. Эх, вкуснота.
Ковриги, это такие пироги жареные в масле с начинкой? Мы там тоже их ели. Очень классные.
Да Сибиу, конечно, еще ремонтировать и ремонтировать. Но он мне понравился.
Leolik писала 6 ноября 15:33
пироги жареные в масле с начинкой
Нет, Лена, это, наверно, вы ели плацинды. А ковриги - типа баранок, только потоньше и на гладкие, а по вкусу тесто похоже, но они тоже с разными добавками-посыпками и свежие хрустящие.
Да уж, ремонта в Сибиу много еще, особенно в нижней части города. Мы жили в доме, вход во внутреннем дворе. Так рядом шел ремонт, может поэтому мы и сфотографировать забыли.
Anna_08 писала 6 ноября 19:23
наверно, вы ели плацинды
А, наверное. А я все думала: как называются!
ковриги - типа баранок
Бейгели?
Ты имеешь ввиду немецкие брецели? Мне румынские показались более вкусными.
Anna_08 писала 6 ноября 19:28
Ты имеешь ввиду немецкие брецели?
Ну да, типа. У нас они брецели называются.
Мне румынские показались более вкусными
А мне немецкие. Но румынские тоже отличные. И в Польше они тоже есть. И тоже вкусные.
AMour
Оказывается, какие в Румынии симпатичные городки. Да и со своей давней и "международной" историей. Интересно было познакомиться
Да, городки симпатичные, пусть исторический центр невелик, и барокко-рококо не так много, но у каждого свое лицо и своя история. Спасибо, Андрей!
miss_Elena

Я думала, что цыгане живут в основном в Румынии. Оказывается, нет. Их в стране всего 3,3 % или 621 573 человек.
Этот городок, как и предыдущие, удивляет красотой и ухоженностью.
Спасибо.
Спасибо, Елена! Я тоже думала, что цыган там больше. В селах сразу видишь, где они живут по домам сумасшедшей архитектуры. В одном селе остановились, пару домов сфотографировали, под навесом сидела группа цыган-мужчин, да еще пару раз из машины видели проходящих по обочине. Так что это обычные стереотипы, сказки людей, которые сами не были, но слышали...
Больше всего % цыган, как ни странно, в Болгарии.
Трансильвания оказалась всесторонне посещенной в этом году нашими друзьями)))
Просто какой-то "набег")))
Остается радоваться, что нас все-таки меньше, чем в казахстанской экспедиции.
👣 Не так сильно "наследили"?😄
То что на фотографиях очень ухожено и аккуратно. Спасибо, интересно.
Аня, вот Сибиу очень впечатлил меня, особенно глазастые домики колоритные Мне понравились А еще Большая башня пузатенькая и чугунный мост и Свято-Троицкий собор. Очень разнообразная архитектура в городе!
А уж какие симпатичные человечки из сена
Cult-tourist
Прямо-таки воодушевлён! В каждом европейском городке окунаешься в настоящую и неизведанную историю.
PS Уже который раз по счёту мне достаётся ставить юбилейный лайк. Что-то это должно означать
Хороши румынские городки. И интересна эта история с жившими там немцами.
Если смотреть статистику, до 1920 немецкое население города составляло более 50%, потом пошло на убыль, в 1992 только 3,5%, а сейчас вообще 1%.
В Эстонии сейчас как раз отмечается 80-я годовщина отъезда балтийских немцев в "фатерлянд".
Немцы где только не жили.
Какой городочек красивый,а церкви чего стоят только.Хорошая прогулка.А цыгане-ну где они наряды такие только находят?
happiness писала 7 ноября 21:19
цыгане-ну где они наряды такие только находят
Национальная традиция! Мне написал местный житель, что цыгане в Румынии не агрессивны и живут небольшими сообществамиобычно на краю города или деревни. В Сибиу два таких района их проживания, бывшие деревни.
Зато у нас их все больше.В центре города дворниками трудятся одни цыгане.
Очень приятный город, похож на многие городки Восточной Европы. Праздник Урожая добавил особенной атмосферы. Интересно, нарядно, вкусно. Чудесная прогулка .
Спасибо, Светлана! Местный товарищ мне написал, что праздник урожая у них не самый важный, летом очень много разных фестивалей и самый интересный - театральный.
Симпатичный городок, колоритный.
Эта ремарка не относится непосредственно к отзыву - несколько фотографий под одним файлом очень долго открываются, превращая чтение отзыва в тягомотину. Понимаю, что вопрос к модераторам. Аня! Ты завсегдатай сайта - в отличие от меня - не обращала внимание на замедленную скорость открытия материалов? Может быть, это уже где-то обсуждали, я не слежу за обсуждениями...
А что открывается плохо? Мне сложно судить, зависит от многих факторов. У меня все открывается отлично, несмотря на то, что одновременно открыто иногда по шесть десятков сайтов.
Anna_08 писала 8 ноября 11:33
Не знаю, в чем дело, может быть в скорости интернета. Я смотрю на двух ноутах, одинаково плохо открывается. Раньше этой проблемы не было.
Понятно. Может зависеть и от скорости интернета, и от техники. У меня стационарный компьютер, довольно мощный, поэтому никаких проблем не замечаю.
Anna_08 писала 8 ноября 12:00
Может зависеть и от скорости интернета, и от техники
Конечно, но и у меня все было нормально раньше, недавно проблема возникла.
Prisekina
Аня, за тобой не уследишь! Всё ,что хотела написать, написали до меня! Глазастые дома меня очаровали! Импузантная башня тоже!!!
Спасибо, Лида! Рада, что понравилось
Не перестаю удивляться неожиданной архитектурной красоте Румынии!
Дома с глазами - самое прикольное, конечно. Нигде не встречал такого!
Вот и мы не видели раньше, Ярослав!
Я столько нового узнала! Интересное путешествие, и порадовало содружество туристеров.