Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:11

Сучава — Румыния Сентябрь 2019

Вечером очередного дня нашего путешествия после знакомства с деревянными церквями района Марамуреш мы приехали в город Сучава, где предстояла очередная ночевка. Остановились в отеле «Continental», стандартные тихие номера со всем необходимым, неплохие завтраки.

Сучава и расписные церкви Буковины

Поскольку приехали в город в районе 19 часов, решили хотя бы попытаться увидеть главную достопримечательность Сучавы — Тронную крепость. Эта крепость была построена в конце XIV века господарем Молдавского княжества Петром Мушатом для защиты от турок. В 1388 году он перенес в Сучаву столицу княжества, а крепость построил для своей резиденции. Сучава оставалась столицей до 1565 года, потом ее перенесли в Яссы. Крепость называют Тронной, так как она была местом коронации молдавских господарей.

До конца XVII века крепость исправно выполняла свои защитные функции, а потом была разрушена врагами и землетрясениями. Во второй половине XX века её начали восстанавливать, а с 2005 года устраивают там временные выставки. Мы посмотрели на крепость издали, проход к ограждению и на территорию платный, в темноте идти туда не было никакого смысла. День был напряженный, следующий не менее насыщенный. Решили отдыхать.

Сучава и расписные церкви Буковины

Утром отправились выполнять основную задачу: смотреть расписные монастыри Буковины, которые называют живописными сокровищами Румынии. Буковина — это историческая область Восточной Европы, ее северная часть сейчас принадлежит Украине (Черновицкая область), а южная — жудец Сучава, - Румынии, в административном центре которого мы и остановились.

В этом регионе много похожих по архитектуре и тоже расписных церквей, но только восемь из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы решили посмотреть именно их, сколько успеем за один день. Маршрут предложил Вадим, знакомый с этими местами.

Монастырь Хумор

Монастырь построен в 1530 году великим логофетом Тоадером Бубуйогом, крупным чиновником князя Петра Рареша. Спустя девять лет он умер и был похоронен в нише в церкви этого монастыря, для чего его и строил.

В последней четверти XVIII века эти территории были под властью Австрийской империи, монастырь был упразднен, церковь стала приходской, а монастырские помещение использовались как склады.

На территорию монастыря входишь через здание колокольни.

Главное здание монастыря Хумор — церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1530 и расписанная в 1535 году. Церковь с тремя апсидами, с черепичной кровлей в форме креста и без башен. Отсутствие башен говорит о том, что ее построил не князь, а придворный чиновник.

Сучава и расписные церкви Буковины

Лучше сохранились картины на южном фасаде и апсиде, на северном фасаде живопись больше повреждена погодными условиями.

В 1641 году князь Василе Лупу окружил церковь каменными стенами и построил оборонительную башню, где можно было укрыться и спрятать монастырские ценности. Сейчас от стен остались только руины, а на башню, говорят, можно подняться. Мы поднялись только по лесенке, дверь была закрыта.

Сучава и расписные церкви Буковины

В 1918 году произошло объединение Буковины с Румынией. Церковь по прежнему оставалась приходской, а в 1960-х годах началась реставрация монастыря при поддержке ЮНЕСКО. Монастырь был вновь открыт в 1991 году, сейчас здесь живут около двух десятков монахинь. В 1993 году церковь включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в группе «Расписные церкви Северной Молдовы».

Церковь построена в молдавском стиле, ее отличительная особенность — открытый вход в храм (притвор). Я впервые увидела такой вход в церковь в Бухаресте. Кровлю расширили во время реставрации для защиты фресок от осадков.

Сучава и расписные церкви Буковины

Темы наружной росписи церкви похожи на росписи церкви монастыря Сучевицы. Это самые старые фрески под открытым небом на Буковине. Конечно, кто разбирается в этом, понимает больше, но картина «Страшного суда» впечатляет! На стенах также изображены сцены «Благой вести», «Житие Святого Николая», «Осада Константинополя персами» и др.

Монастырь Воронец

Этот монастырь основал правитель Молдавского княжества Стефан Великий (Штефан чел Маре) в честь победы в Васлуйской битве над турками. Судьба у всех монастырей похожа, были упразднены во времена власти Австрийской империи, закрывались при советской власти. Воронец как монастырь снова действует с 1991 года.

Главная церковь монастыря — церковь «Святого Георгия Победоносца», который принес Стефану Великому победу в битве. Она была построена в 1488 году в рекордные для того времени сроки — за три месяца и три недели. Это единственное сохранившееся от монастыря историческое здание.

Сучава и расписные церкви Буковины

В церкви три апсиды, а вот вход в храм (притвор) — закрытый, его пристроили уже в 1547 году, тогда же на стене выполнили картину Страшного суда.

Сучава и расписные церкви Буковины

Церковь называют «Сикстинской капеллой Востока», ее внешняя роспись датируется периодом правления Петра Рареша, внебрачного сына Стефана Великого, — первая половина XVI века.

А вот внутренняя роспись — более раннего периода, она большей частью 1496 года, времени Стефана Великого. Фотографировать в церкви запрещено, за этим внимательно следят монахини, но кое-что бессистемно снять смартфоном удалось.

Сучава и расписные церкви Буковины

Что это женский монастырь, можно понять по количеству цветов на территории.

Рядом с монастырем большой сувенирный рынок, где их большое разнообразие, можно что-то выбрать по своему вкусу.

Особенно хороша вот эта парочка в национальных костюмах!

Сучава и расписные церкви Буковины

По пути к следующему монастырю можно поглазеть на окрестности, на красивые домики в национальном стиле. Жаль, часто останавливаться совсем нет времени.

Монастырь Молдовица

Молдовица — одно из древнейших монастырских поселений, точная дата основания монастыря на этом месте неизвестна, но есть упоминания от второй половины XIV века. Тот монастырь был разрушен в конце XV века оползнем. Господарь Петр Рареш, чтобы продолжить существование монастыря на этом месте, построил в 1532 году рядом новую церковь, окружил ее каменными стенами и крепостными башнями. Так монастырь стал похож на крепость.

Сучава и расписные церкви Буковины

Входная башня (XVI—XVII вв.) одновременно служит и колокольней.

В центре монастырской территории — Благовещенская церковь, построенная в 1532 и расписанная снаружи в 1537 году. У церкви красивая высокая башня, снаружи восьмиугольная и круглая внутри, опирающаяся на основания в форме звезды. Считают, что Благовещенскую церковь и церковь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Хумор расписывал один мастер — Тома из Сучавы, придворный художник Петра Рареша.

Сучава и расписные церкви Буковины

На фресках наружных стен церкви помимо религиозных сцен можно видеть исторические сцены, например «Осаду Константинополя». А кроме святых есть изображения военных святых (святых Георгия, Дмитрия и Меркурия) и представителей классической культуры — Пифагора, Аристотеля, Платона и Софокла.

У этого монастыря самая красивая территория, очень много цветов, особенно много моих любимых бегоний.

Только у двух буковинских церквей открытый притвор — у церкви монастыря Хумор и у Благовещенской церкви Молдавицы. В притворе на фреске так же изображена сцена Страшного суда. Кровля церкви выполнена из ели.

На колонне справа - изображение святых-военных - Св.Георгия, Св. Дмитрия, Св.Меркурия.

В бывшем княжеском доме, построенном в начале XVII века, разместился монастырский музей. Рядом с ним установлен бюст князя Петра Рареша, основателя монастыря. В музее хранятся рукописи XV века, рассказывающие об организации монастырской школы, о культурной деятельности монастыря; есть и другие ценные экспонаты, например, кресло Петра Рареша (XVI в.). Монастырь Молдавица был важным культурным центром в XVII веке, при нем работали школы копиистов и миниатюристов; здесь копировали и украшали церковные книги.

Переезжая от монастыря к монастырю, мы любовались живописными ландшафтами Буковины, этого чудесного уголка Румынии. К сожалению, в основном из окна машины.

Монастырь Сучевица

Здесь нам не повезло, монастырь был на реставрации. Лесами было закрыто все самое интересное: церковь Воскресения Господня и самая большая угловая башня. Обещают закончить в мае 2020 года, если верить информации на щите при входе.

Монастырь построен в 1583–1586 годах боярской семьей Мовила, из которой произошли два господаря Молдавского княжества. Основал монастырь епископ Георгий Мовила, а позже расширил его брат Иеремия, правящий князь Молдавии. В центре — церковь Воскресения Господня, как и предыдущие, построенная в стиле молдавской архитектуры, сочетающей византийские и готические элементы с добавлением архитектурных элементов старых деревянных церквей Молдовы. Но есть и новое — два крыльца на южном и северном фасадах.

Сучава и расписные церкви Буковины

Эта церковь была последней из 22 расписных церквей Буковины, она была расписана в 1602–1604 годах местными художниками. Здесь наибольшее число нарисованных изображений, но не расписан западный фасад.

Посмотреть фрески мы смогли только на свободном участке южной стены, но некоторые сюжеты уже узнавали. Например, «Дерево Иисуса».

Росписи снаружи и внутри иллюстрируют сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Монастырь Сучевица также похож на крепость, он был не только укрепленным монастырем, но и княжеской резиденцией. В плане он имеет форму квадрата, окружен мощными стенами высотой 6 метров и толщиной 3 метра, по углам — оборонительные башни. В одной из стен размещается музей с большой коллекцией предметов искусства и истории.

В Румынии огромное количество церквей! За окном машины постоянно мелькали разнообразные красивые храмы. Некоторые даже удавалось сфотографировать «на лету». Вот, например, новая церковь в селе Дарманешты, даже названия ее нигде не нашла.

Монастырь Драгомирна

Последний монастырь, куда мы заехали уже на обратном пути, был монастырь Драгомирна всего в 12 километрах от Сучавы. Он не в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, но хуже от этого не стал. Этот похожий на крепость монастырь производит впечатление уже на подходе. Понятно сразу, что он мужской, уж очень брутально он выглядит.

Сучава и расписные церкви Буковины

Большой монастырский храм Сошествия Святого Духа на апостолов был построен в 1608–1609 годах. Он необычный: при высоте 42 метра ширина всего 9,6 метров. Это самый высокий из молдавских храмов (я имею ввиду румынский регион Молдова), еле вмещается в кадр от входа на территорию.

Особенно красива высокая резная башня храма.

Вход во все монастыри платный, здесь в кассе никого не было, мы прошли на территорию, но чувствовали себя неуютно. Поэтому скромно немного поснимали и вышли.

При монастыре есть музей средневекового искусства, где хранятся многочисленные рукописи, украшенные миниатюрами, шитье, серебряные предметы, печатные издания. есть предметы большой исторической и художественной ценности.

Драгомирна была важным центром духовной и книжной культуры, здесь переписывались церковные книги, развивалось искусство книжной миниатюры.

А какой великолепный сад рядом с монастырем, жаль, что все эти яблоки — сливы висели за забором.

После Драгомирны мы вернулись в Сучаву. По пути сфотографировали спрятанную среди деревьев церковь Святого Георгия, самую старую церковь города. У нее очень богатая история и много легенд вокруг, даже о дате строительства. Но историки пришли к выводу, что она построена во времена правления Петра I Мушата. Этот господарь Молдавского княжества в 1388 году перенес столицу в Сучаву, а в конце XIV века построил в городе две церкви. Одну из них посвятил Святому Георгию Победоносцу. С 1402 по 1522 год эта церковь была кафедральным собором Молдавии.

Сучава и расписные церкви Буковины

Несмотря на то, что темнело, не могли пропустить Монастырь Святого Иоанна Нового, церковь Святого Георгия которого — еще один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Колокольня - вход на территорию монастыря. Построена в 1589 году.

Церковь Святого Георгия построена в 1514–1522 году, как кафедральный собор после того как церковь, которую мы увидели перед этим, была разорена поляками. Церковь расписана фресками в византийском стиле снаружи и изнутри, но снаружи они плохо сохранились. У этой церкви судьба не из легких, не раз разоряли и реставрировали. Внутри недавно выполнена реставрация.

Сучава и расписные церкви Буковины

Мы зашли в церковь, там шла служба, много не увидели. Прошлись по территории и поехали в гостиницу. Духовная пища хорошо, но очень кушать хочется!

Мы неплохо поужинали в национальном ресторане Casa Bucovineana, а утром после завтрака я проводила своих товарищей по путешествию Ирину Дементьеву, Вадима Трусова и Максима Башкирева в Бухарест. Все хорошее быстро заканчивается!

Сучава и расписные церкви Буковины

У меня оставался час, чтобы немного посмотреть город. Рядом с гостиницей «Континенталь», где мы остановились, стоит церковь Святого Николая, построенная в 1611 году. А гостиница построена на месте церковного кладбища.

Неподалеку здание Национального колледжа имени Стефана Великого, построенное в 1895 году. Это старейшая в Сучаве средняя школа, первая школа с преподаванием на румынском языке, открытая в 1860 году.

Справа за школой виднеется Армянская церковь Святого Креста (1521 г.).

Дворец культуры на площади 22 декабря. Накануне вечером здесь был праздник — большой концерт оркестра из Кишинева, молдавских и румынских исполнителей. Жаль, мы смогли посмотреть только несколько выступлений. Эта площадь — центр города, через нее проходит улица Штефана чел Маре (Стефана Великого), там все самое интересное в городе.

Сучава и расписные церкви Буковины

Самое красивое здание из тех, что я увидела, — Административный дворец, построенный в 1904 году для размещения городской администрации. К сожалению, сфотографировать его подобающим образом не получилось, так как готовились к какой-то съемке, подходы к зданию были перегорожены машинами, осветительными приборами и пр.

В сквере рядом стоит памятник Петру I Мушату — господарю Молдавского княжества в 1375–1391 годах, в период правления которого в Сучаву перенесли столицу княжества. В это время экономика Молдавии быстро развивалась, начали регулярно чеканить первые молдавские серебряные монеты, возникли новые города.

Сучава и расписные церкви Буковины

Напротив Административного дворца находится Парк профессора Иоанна Немеша, бывший Центральный парк. Его разбили в середине XIX века, а десять лет назад назвали в честь почетного гражданина города, румынского физика и биолога Иоанна Немеша. В парке есть фонтан, несколько памятников, посвященных различным событиям и известным личностям.

Обратила внимание, что в Румынии в городах часто встречаются дамы в шляпках.

На территории парка есть два здания из списка национальных исторических памятников:

— Музей естествознания, занимающий здание школы для мальчиков, построенное в 1811–1814 годах, одно из старейших зданий Сучавы.

— Церковь Святого Яна Непомуцкого, римско-католическая церковь, построенная в первой половине XIX века. В нишах на фасаде установлены фигуры святого Яна Непомуцкого (слева) и святого Каэтана (справа). Перед церковью стоит памятник папе Иоанну Павлу II.

Православная церковь Воскресения Господня построена в 1551 году, рядом с нею — звонница, где висят три небольших колокольчика.

Сучава и расписные церкви Буковины

Основная застройка этой части города совершенно неинтересна. Читала, что это во времена Чаушеску, который хотел построить идеальный социалистический город, снесли исторические здания и застроили этим типовым безобразием. Прошла по пешеходному участку улицы Штефана чел Маре. Самым красивым здесь был канализационный люк с гербом княжества Молдавия.

В самом начале улицы Штефана чел Маре — еще одна церковь XVI века. Это Церковь святого Думитру (Дмитрия Солунского), построенная в 1534–1535 годах. Эта церковь также снаружи была расписана фресками, которые не сохранились. В стороне от церкви в 1560–1561 годах при князе Александре Лэпушняну была построена трехэтажная колокольня со стенами в два метра, ее еще называют башней Лэпушняну. Времени рассматривать все это у меня не было, нужно было отправляться на автостанцию.

Сучава и расписные церкви Буковины

Недалеко от отеля установлен бюст Михая Эминеску, памятники поэту есть во всех румынских городах.

Забрав чемодан, я дошла до автостанции и уехала на маршрутке в Яссы.

История Сучавы, конечно, интересна, но сам город желания приехать специально не вызывает. Однако, как база для знакомства с расписными церквями Буковины Сучава очень удобна.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия