Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 3:47

Бухарест — Румыния Сентябрь 2019

Всего немногим больше года прошло после поездки в Румынию в компании членов туристического сообщества, а все кажется таким далеким! Обзорный рассказ о нашей поездке можно почитать здесь: Сентябрьский вояж от Бухареста до Тирасполя.

Но не все рассказы еще закончены. Например, я ничего не рассказала о Бухаресте. Скажу сразу: город неоднозначный и впечатления о нем такие же. Постараюсь показать все, что понравилось, а что не очень.

В Бухарест я прилетела в полдень рейсом «Аэрофлота», Ирина Дементьева прилетала тем же рейсом через сутки. Доехала рейсовым автобусом до вокзала Норд (Gara de Nord), неподалеку от него была заказана гостиница Hello Hotels Gara de Nord, пристроенная к сетевому отелю «Ибис». Правда сейчас «Ибис» или ушел из этого здания, или на реконструкции. Отель выбрали из-за близости к вокзалу, откуда нам нужно было уезжать утром в Синаю, да и цена была для столичного города пристойная — 30,6 евро за двухместный номер без завтрака. Номер нормальный для размещения на одну-две ночи, но следует учесть следующее: тесный душ со стеклянной перегородкой непосредственно в комнате, выйдя из которого, одеваться придется в комнате, и туалет, отделенный также невысокой стеклянной перегородкой.

Устроившись, пошла смотреть город. Отправилась в поход пешком, проложив маршрут по maps.me к отмеченным на карте достопримечательностям. Подумала, что по пути, как обычно, будет что-то интересное. Не совершайте моих ошибок, не стоит тратить время на пешие переходы от вокзала в центр, особенно, если его немного. У вокзала находится станция метро Gara de Nord, лучше сразу уехать в центр, например, до площади Унирии (Piaţa Unirii) и смотреть достопримечательности.

Станция Piaţa Unirii

Отправившись пешком в направлении Дворца Парламента, я начала знакомство со столицей Румынии далеко не с лучшей ее части. Понимаешь, что город знал лучшие времен, но ободранные здания со следами былой красоты в большом количестве угнетают, увлекаться не стоит. Мне это очень напомнило Гавану, где мы когда-то провели четыре дня, посмотрели много и уехали без особого желания вернуться.

Понемногу, по мере приближения к центру, город менялся к лучшему.

Бухарест — город церквей, их там огромное количество, не стоит и пытаться увидеть все, со временем на них перестаешь обращать внимание. Сегодня покажу много, но я не искала их специально, просто смотрела те, что попадались на пути. Первой была небольшая церковь Святого Стефана «Аистово гнездо» (Biserica Sfântul Ștefan «Cuibul cu Barză«), построенная в середине XVIII века. Позже ее не раз перестраивали и реконструировали.

Церковь незаметна с улицы, так как стоит во дворе десятиэтажного дома. Она интересна тем, что для строительства этого дома церковь переместили в 1987 году на 16 метров и развернули по отношению к первоначальному размещению.

Церковь Святого Стефана

Вот и Дымбовица — река, на которой расположена румынская столица. Вдали на фоне офисного здания Bucharest Financial Plaza — Таможенный дворец (Vama Poștei Palace), построенный в первой четверти XX века. Сейчас это штаб-квартира полиции Румынии. Справа — парк Извор.

Такой разный Бухарест

Я была в Бухаресте 31 августа — 1 сентября, температура +34°С! Состояние парка Извор — хороший показатель, что это не лучшее время для поездки в Бухарест: трава высохла за жаркое лето, хотя парк поливают. Говорят, что город очень красив весной, в апреле—мае, когда цветут деревья и уже есть цветы на клумбах.

Из парка Извор открывается отличный вид на огромное здание Дворца Парламента. Не буду перечислять все параметры этого монстра, но это второе по величине административное здание в мире. Говорят, что больше только американский Пентагон. Похоже, в Румынии любят построить что-то самое большое. Если пройти по strada Izvor справа от дворца, придешь к Собору спасения нации, патриаршему собору Румынской православной церкви в Бухаресте. Собор освятили в ноябре 2018 года, но он еще строится. После завершения это будет самый крупный и высокий православный храм в мире. Высота с крестом — 135 метров. Я видела только его купола вдали, дойти не хватило времени.

Такой разный Бухарест

Дворец Парламента стоит на холме. Фотографировать его удобно с площади Конституции, что напротив на бульваре Унирии. На площадь она похожа мало, скорее это большая парковка. Но рекомендую для фотосъемки придти сюда с утра, во второй половине дня солнце находится как раз за дворцом, пришлось искать точку в стороне под деревом.

Площадь Конституции окружают различные солидные правительственные здания. Переходы через бульвар Свободы здесь на большом расстоянии, поэтому, если решили фотографировать дворец, переходите на противоположную сторону у первого светофора.

В этом здании Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство регионального развития.

От площади Конституции начинается главная улица Бухареста — бульвар Унирии (Объединения) длиной около 3,5 километров. Он соединяет площадь Конституции и площадь Альба Юлии, пересекая площадь Унирии. В центре бульвара почти по всей его длине работают фонтаны.

В 1977 году в Румынии произошло землетрясение, повредившее большое количество зданий в историческом центре города. Вообще здесь они случаются довольно часто, одно и мне удалось застать в Молдавии в 1986 году. После этого при правлении Николае Чаушеску решили строить новый Гражданский центр Бухареста. Вот тогда и были построены Дворец Парламента, все эти солидные министерские здания и проспект Унирии, ставший осью нового городского центра. Реализация этого проекта нанесла непоправимый ущерб историко-архитектурному наследию Бухареста, так как снесли большую часть исторического центра.

Но кое-что из исторического наследия удалось спасти. Например, монастырь Антим, который построил в начале XVIII века Антим Ивиреану. Это румынский писатель, печатник, художник, теолог и митрополит. Перед входом в монастырь стоит памятник, подозреваю, что именно ему. Проверить не могла, так как в сквере на лавочке перед памятником сидели маргинальные личности, а рядом стояли их палатки.

Такой разный Бухарест

Вход на небольшую территорию монастыря через ворота-колокольню.

Главное здание монастыря — церковь Всех Святых, построенная митрополитом Антимом в 1713–1715 годах. В середине XIX века ее восстанавливали после землетрясения 1836 года, тогда и появилось на фасаде окно-роза. Немецкого архитектора Иоанна Шлаттера, занимавшегося восстановлением, вдохновило окно собора в Шартре.

Такой разный Бухарест

Митрополитом Антимом была построена и часовня справа от церкви. Примыкающее к ней здание келий появилось значительно позже — в 1850 году.

Часовня

Самое «молодое» здание в комплексе монастыря Антим — Синодальный дворец в неорумынском стиле, построенный в 1912 году. Когда перестраивали город в 1980-х годах, монастырь собирались снести, чтобы освободить место для новых домов на бульваре Унирии. Горожане были возмущены, в результате монастырь удалось спасти: уменьшили только монастырскую территорию, снесли часть ограждения и передвинули на 20,35 метров здание Синодального дворца. Сейчас во дворце размещается библиотека синода.

Такой разный Бухарест

Нужно было возвращаться на бульвар Унирии, так как у меня была задача — поменять деньги на нашу дальнейшую поездку, чтобы в небольших городках не бегать в поисках банков. Обменник с хорошим курсом и без комиссии рекомендовал Вадим Брянск. По пути встретилась еще одна церковь — Святого Николая Владики (Biserica «Sfântul Nicolae Vlădica») начала XX века.

Столько фонтанов, сколько их на площади Унирии Бухареста, я не видела, пожалуй, ни на одной городской площади. Они еще и светомузыкальные. Не знаю, бывает шоу каждый вечер или только по праздникам, проверять сил не было. Я и так за полдня умудрилась оттопать 18 километров.

Вот такие красивые часы стоят на многих площадях по центру города.

Такой разный Бухарест

Торговый центр на площади Унирия называется незамысловато — Унирия. К сожалению, тратить время на его посещения было жалко, да и загружаться в самом начале путешествия как-то не хотелось.

Обратите внимание на дом, выглядывающий слева от здания ТЦ. Он стоит на противоположной стороне улицы от ТЦ, в нем рядом с Райффайзен банком и есть тот самый хороший обменник.

Такой разный Бухарест

Я немного еще прошла по бульвару Унирии. Главная улица румынской столицы красива: светлые многоэтажные жилые здания, много зелени, солидные административные здания.

Вот, например, Штаб-квартира суда Бухареста. Здание перестроено в 2006 году из магазина, не пользовавшегося популярностью у местных жителей.

Дошла до здания Национальной библиотеки Румынии. У него также интересная и давняя история: строить начали в 1980-х, не достроили, стояло, разрушалось, потихоньку добрые люди растаскивали металл. Только в 2009 году приняли решение достроить его для Национальной библиотеки и за три года задачу выполнили. Библиотека огромная, в ней 14 залов и более 12 миллионов книг. Здесь же располагается и Министерство культуры Румынии.

Недалеко от библиотеки находится Национальный театр оперетты и мюзикла Иона Дакияна. Театр носит имя тенора, выступавшего на его сцене много лет. Оперетта — жанр в Румынии очень популярный, труппа театра оперетты в Бухаресте существует уже более 125 лет.

Здесь Бухарест — совершенно другой город: современный, чистый. Вот стекляшка Торгово-промышленной палаты.

Неподалеку есть монастырь Раду-Водэ, туда и заглянем, перейдя Дымбовицу.

Такой разный Бухарест

В маленькой церкви Букур венчание, гости поднимаются по ступенькам. По поводу даты строительства этой церкви историки многие годы ведут споры: XVII век, XVIII век? Современный вид — результат реконструкции начала XX века. Эта церковь когда-то была часовней монастыря Раду-Водэ и стояла с ним на одном холме. В середине XVIII века холм разделили на две части и между ними проложили улицу.

К монастырю Раду-Водэ нужно подняться на холм. В храмах Румынии не жгут свечи, все на территории. Разумное решение: и иконы не коптятся, и от пожара оберегает.

Такой разный Бухарест

Монастырь Раду-Водэ был основан господарем Валахии Александром II, правившим во второй половине XVI века, и его женой Екатериной в благодарность за победу в битве. Пришла я не в очень удачное время: солнце было не там, а территория очень стесненная. Но, главное, шла служба, она транслировалась на территорию, многие молились на улице или просто слушали, сидя на лавочках. Гулять перед ними с камерой я не стала.

Церковь была взорвана турками в 1595 году, устроившими в ней пороховой склад. Ее восстановили в первой четверти XVII века господари Валахии Раду Михня, а затем его сын Александр.

Такой разный Бухарест

Монастырская колокольня, построенная в 1611–1613 годах, была когда-то частью монастырских стен, через арку можно было выйти из монастыря. В 1804 году башню перестроили на старом фундаменте, а арку внутри расписали библейскими сюжетами.

И снова в сторону площади Унирии. Хочу показать еще улицы, уходящие от площади перпендикулярно главному бульвару Бухареста. С одной стороны к площади подходит широкий бульвар Дмитрия Кантемира.

Такой разный Бухарест

Недалеко от площади Унирии там есть Церковь святого Спиридона Тримифунтского, самая большая православная церковь Бухареста, пока не построили Собор спасения Нации. Красивая церковь, но идти к ней у меня уже не было сил. Я увидела ее в последний день уже вечером, а светофоры на румынских бульварах встречаются нечасто. Церковь построили в 1852–1858 годах, но сначала она выглядела иначе — присутствовали элементы готики и башни украшали высокие шпили, которые были снесены ураганом в 1880-х годах. Башни восстановили, но в другом варианте. Церковь не раз страдала от землетрясений, а при коммунистах даже были идеи ее снести. Все, как обычно.

А теперь посмотрим, что есть интересного на бульваре Иона Брэтиану, названном в честь румынского государственного деятеля, который много лет возглавлял различные министерства и пять раз избирался премьер-министром страны.

По пути встретилась небольшая площадь Тимпулуй — Тайм-сквер румынской столицы. Ее оккупировали продавцы книг, поэтому понять сложно, что интересного на этой площади. Над нею возвышается торговый центр «Cocor» с кучей медиаэкранов на фасаде. Но посмотрим на саму площадь.

Такой разный Бухарест

Все не так просто: сооружение в центре — «Гонг Талии», одной из девяти муз греческой мифологии, а у подножия по кругу — звезды румынских знаменитостей. Разглядеть сложно, верьте на слово. Это своеобразная «Аллея славы», впервые в этот гонг ударили в 2013 году, отмечая 200-летие истории театра в Бухаресте.

Обратите на внимание на башню — это колокольня комплекса Церкви Пресвятой Богородицы — Бэрацей (Biserica Bărăția), старейшей римско-католической церкви Бухареста. Само здание церкви стоит немного в стороне. Как я поняла, она стоит на месте деревянной церкви середины XVII века, построенной болгарскими монахами- францисканцами. Здание церкви относится к середине XIX века с более поздними реконструкциями, а вот колокольня датируется 1716 годом, если верить табличке у входа.

Такой разный Бухарест

Много интересного на площади Святого Георгия. Здесь все имени Святого Георгия: и площадь, и парк, и спрятавшаяся под деревьями церковь. Это церковь Святого Георгия новая (Biserica «Sfântul Gheorghe Nou») — классический пример стиля «брынковяну» румынской архитектуры. Брынковянский архитектурный стиль возник в Валахии в начале XVIII века в период правления господаря Константина Брынковяну.

Церковь Святого Георгия господарь Константин Бранковяну построил в 1705 году на месте церкви XV века с сохранением, как было принято, ее святого покровителя. В те годы на месте парка был монастырь. Если у нас, рассказывая о храмах, мы вспоминаем даты, когда их сносили в 1930-х годах, рассказывая о румынских церквях, можно перечислять бесконечные землетрясения, после которых их восстанавливали.

Это фотографии росписей снаружи, за колоннами. Внутри в городских церквях всегда люди, фотографировать я не решалась.

В парке перед церковью стоит памятник Константину Брынковяну, господарю Валахии с 1688 по 1714 год. Это он перенес в Бухарест столицу государства и много строил в своих владениях. Константин поддерживал постоянные политические отношения с Петром I и даже тайно получил Орден Святого апостола Андрея Первозванного за свои пророссийские симпатии.

Конец жизни Константина Брынковяну был страшным: в 1714 году турецкий султан, сместивший его с господарского трона, вызвал Константина в Стамбул. Там его замучили до смерти, а четырех сыновей обезглавили. Причиной казни называли, в том числе, отказ принять ислам. В 1992 году Румынская Православная церковь причислила замученного господаря к лику святых, его усыпальница находится в этой церкви.

Такой разный Бухарест

В парке также находится «Нулевой километр» Бухареста, на кольце вокруг него можно увидеть, в каком направлении от столицы находятся крупные города Румынии.

С площади Святого Георгия по подземному переходу можно перейти на Римскую площадь, где стоит памятник «Капитолийской волчице». Его Бухаресту в 1906 году подарил город Рим в честь 40-летия коронации короля Кароля I и 1800-летия завоевания римлянами Дакии. Как я поняла, за столетие он не раз менял свое место в городе, здесь стоит только десять лет. На этих волчиц за поездку я насмотрелась в разных городах Румынии и в Кишиневе. Но подарены Римом были только четыре, остальные — копии с них.

Такой разный Бухарест

За памятником волчице начинается знаменитая туристическая пешеходная улица Бухареста — Липскань. Кстати, любители фотографировать крышки люков на Римской площади найдут самые красивые крышки в Бухаресте.

Сложно не обратить внимания на Дворец Суцу (Palatul Suţu), в котором разместился Музей Бухареста. Это одна из старейших аристократических резиденций Бухареста, одно из немногих зданий, которое остается неизменным более полутора веков. Дворец был построен в 1833–1835 годах по проекту австрийских архитекторов Конрада Швинка и Иоганна Фейта. Существующие интерьеры дворца выполнены позже, в 1862 году, известным скульптором и художником декоратором Карлом Шторком. В этом дворце во второй половине XIX века проводился первый бал в году. Музей занял дворец в 1956 году.

Посмотрев сайт музея, я пожалела, что не было времени сюда зайти. Да я об этом и не думала. Сюда можно идти и без знания румынского языка, экспозиция на двух языках — румынском и английском. Во-первых, здесь великолепные интерьеры! Во-вторых, — интересная экспозиция, посвященная истории Бухареста: фотографии города разных лет, предметы быта, мебель, одежда. Экспозиция обширная и интересная.

Такой разный Бухарест

За Университетской площадью Бульвар Иона Брэтиану становится бульваром Николае Бэлческу. В его начале находится Национальный театр «Ион Лука Караджале». Это драматический театр, основанный в 1852 году как «Большой театр Бухареста». Театр носит имя румынского писателя и драматурга Иона Луки Караджале.

Перед зданием театра стоит необычный памятник — «Караджалеана». Это ансамбль из 16 скульптур, представляющих персонажей известных произведений Караджале. Причем лица скульптур напоминают известных актеров, в разное время сыгравших этих персонажей.

В стороне на лавочке сидит сам Ион Лука Караджале и насмешливо смотрит на персонажей своих произведений.

Такой разный Бухарест

На противоположной стороне бульвара, на небольшой площади 21 декабря 1989 года заслуживает внимания интересное здание Университета архитектуры «Иона Минку», построенное в 1912—1927 гг.

Метро в Бухаресте обозначено синей буквой «М». Никаких павильонов, просто спуск под землю.

Такой разный Бухарест

Бульвар Николае Бэлческу, как и бульвар Иона Брэтиану, — в числе главных улиц города, но город здесь выглядит уже иначе, не так парадно, как на проспекте Унирии. Огромные серые коробки многоэтажных зданий, «украшенные» понизу граффити, затянуты не менее огромными рекламными плакатами. Или реклама такая огромная, или под нею прятать есть что.

И в заключение — маленькая Итальянская церковь, одна из самых известных римско-католических церквей города. Ее построила в 1915–1916 годах для себя итальянская община Бухареста.

Такой разный Бухарест

Думаю, что из сегодняшнего рассказа вы убедились: церквей в Бухаресте много! Я и сама от них немного устала. В следующий раз посмотрим, за что же Бухарест когда-то называли «маленьким Парижем».