Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 0:54

Сигишоара — Румыния Сентябрь 2019

Про все города, что мы посетили с Ириной (tinka61) в нашей поездке по Румынии в сентябре 2019 года, я рассказала, а Сигишоара почему то осталась обойденной, что несправедливо. Поэтому сегодня рассказ о Сигишоаре — небольшом городке в румынском жудеце Муреш, который стоит на холме над рекой Тырнава-Маре. Исторический центр города включен в 2007 году в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город основали в XIII веке немецкие поселенцы, которых венгерский король Геза II пригласил поселиться в Трансильвании для защиты восточных границ. Город получил название Шессбург. Румынское название города Сигишоара впервые упоминается в документах с 1435 года.

В город мы приехали поездом из Брашова в 11 часов. Если посмотреть на карту, до заказанной гостиницы в историческом центре города всего 1,2 км, но пешком преодолевать это расстояние не стоит. Исторический центр находится на холме, подниматься пришлось бы по длинным и довольно крутым лестницам или идти по дорогам, но тогда маршрут увеличится в два раза. Проще всего заказать такси, цена невелика, всего-то 10 лей.

Сигишоара — городок из прошлых веков

Ночь была заказана в симпатичном гостевом доме Casa Legenda в историческом центре за средневековой крепостной стеной. Нагулявшись по городу, мы здесь отлично выспались, а утром смогли позавтракать перед очень ранним отъездом в Сибиу. Заселили нас раньше указанного срока, оставив вещи, отправились знакомиться с городом. Медлить некогда, у нас всего на это было полдня.

Немецкие колонисты, основавшие город, построили на холме крепость, окруженную крепостной стеной с 14 башнями, в которых размещались штаб-квартиры различных гильдий ремесленников. До наших дней сохранились 9 башен: Часовая башня, Башня канатчиков, Башня мясников, Башня сапожников, Башня портных, Башня сапожников, Башня кожевников, Башня жестянщиков, Башня кузнецов.

Первая достопримечательность была совсем рядом с гостиницей — римско-католическая церковь Святого Иосифа. Она построена на месте средневековой церкви, до Реформации принадлежавшей сестрам-доминиканкам, а после — братьям-францисканцам. Освящена епископом Трансильвании в 1896 году.

В 1983 году церковь пострадала от пожара, был разрушен неф и крыша. Все восстановили с использованием новых материалов, тогда потолок и получил такую форму, что можно видеть сейчас.

За церковью можно спуститься по лестнице с холма и увидеть крепостную стену. Крепость окружает стена высотой 9,3 метра, построенная между XIV и XVII веками для защиты от нападения турков.

Сигишоара — городок из прошлых веков

Рядом с церковью сквер с памятником Шандору Петёфи, национальному поэту Венгрии, одному из руководителей Венгерской революции 1848–1849 годов. Этот памятник в Сигишоаре установлен не случайно. В июле 1849 года при Шегешваре (так назывался город, когда Трансильвания входила в состав Австрийской империи) состоялось сражение, в котором русско-австрийские войска нанесли поражение венгерской повстанческой армии. В этом бою пал Шандор Петёфи.

Сигишоара — городок из прошлых веков

В конце сквера — «Башня сапожников», о которой есть упоминания в документах 1521 года. Несколько раз перестраивалась в XVII веке, последний раз в 1681 году после пожара.

Сигишоара — городок из прошлых веков

Многие здания за крепостной стеной занимают гостевые дома и гостиницы разного уровня. Напротив церкви стоит красивое здание с бирюзовым фасадом — отель Casa Georgius Krauss 4*. Здание построено в начале XVI века, здесь жил знаменитый нотариус Георгиус Краусс, написавший историю Сигишоары и Трансильвании. Его именем и назван этот отель, не раз получавший награды и высоко оцененный постояльцами.

За крепостной стеной стоит и городская Ратуша, построенная в 1887–1888 годах. Читала, что на первом этаже находится зал в стиле барокко, где проходит Фестиваль академической музыки и многие другие концерты, но фотографию найти не удалось. Здание большое, в кадр вместить никакой возможности.

Справа от здания ратуши стоит памятник самому знаменитому жителю города — Владу Цепешу или Дракуле. Историки считают, что он родился в Сигишоаре, где в 1431–1435 годах жили его отец Влад Дракул и мать, трансильванская дворянка. Отец Влада Цепеша носил прозвище «Дракул» («дракон»), потому что был рыцарем ордена Дракона, основанного для защиты христианства от еретиков и борьбы с Османской империей. Это прозвище перешло и к сыну. А прозвище «Цепеш» (Колосажатель) Влад III Дракул получил, так как прославился своими жестокими методами наказания и активно применял этот вид казни.

Сигишоара — городок из прошлых веков

Справа от Ратуши — Музейная площадь, на которой стоит Монастырская церковь (Biserica Mănăstirii). Справа от памятника Дракуле виден кусочек здания, закрытого полотном до крыши. Реставрация! Эта церковь принадлежала доминиканскому монастырю и упоминается в документах 1298 года. Доминиканцы покинули город в середине XVI века, с тех пора монастырская церковь стала главной евангелической церковью общины Сигишоара. Все монастырские сооружения снесли в 1886 году, чтобы построить Ратушу, осталась только эта церковь.

За зданием Ратуши есть смотровая площадка, откуда открывается вид на нижнюю часть города. Хотя все пока незнакомо, но можно посмотреть и определиться с маршрутами для следующих прогулок.

На Музейной площади находятся многие городские достопримечательности площади. Интереснее всех — Часовая башня, самая большая из девяти сохранившихся до наших дней оборонительных башен крепости Сигишоара. Она была построена в XIV веке для защиты главных ворот города.

Часы на башне установили в XVII веке, часовой механизм более новый, его заменили в 1906 году. С двух сторон на башне циферблаты диаметром 2,4 метра. К часам прилагаются статуи из липового дерева высотой 0,8 метра, они изображают языческих богов, олицетворяющих дни недели: Диана (понедельник), Марс (вторник), Меркурий (среда), Юпитер (четверг), Венера (пятница), Сатурн (суббота) и Солнце (воскресенье).

Башня высотой 64 метра видна из любой точки центра города, на нее постоянно натыкаешься взглядом.

Сигишоара — городок из прошлых веков

В здании пять уровней, на которых размещается музейная экспозиция, а под пирамидальной крышей — балкон. Теперь это смотровая площадка, откуда открываются лучшие виды на город: черепичные крыши, узкие мощеные улочки.

Вот, например, вершина холма, на которую еще предстоит подняться. Это Школьный холм, сверху справа — школа, а слева — церковь. Башня, что возвышается слева, — Башня жестянщиков.

На Музейной площади стоит Дом Влада Дракулы, здесь он родился и жил до четырех лет. Считают, что это самая старая гражданская каменная постройка в цитадели, так как на первом этаже здания полуцилиндрические своды из речного камня. Сейчас в доме находится ресторан в средневековом стиле.

Если пройти вправо от Дома Дракулы, попадешь на Крепостную площадь (Piața Cetății). Эта небольшая прямоугольная площадь за века, конечно, претерпела изменения, но есть и неплохо сохранившиеся здания. За крепостной стеной находится 164 здания, которым более трех столетий. Большинство из них считаются памятниками истории, на каждом закреплена соответствующая табличка.

Вот, например, «Дом на скале», построенный после большого пожара 1676 года.

Сигишоара — городок из прошлых веков

А это «Дом оленя», построенный тоже в XVII веке. Он так называется из-за закрепленной на углу головы оленя и росписи на фасаде. Это одно из самых старых и интересных с точки зрения архитектуры зданий крепости. Здесь всегда жили важные люди — чиновники, судьи, священники, а сейчас гостиница и ресторан.

Через дом с двумя арками ведет дорога к одному из двух выездов из крепости (первый — через Часовую башню).

Если с площади выйти через арку, можно увидеть «Башню портных», построенную в XIV веке над въездными воротами в крепость. Когда-то эта гильдия была одной из самых богатых в городе. Эта башня пострадала от пожара в 1676 году, взрывом хранившегося в ней пороха были уничтожены верхние этажи, но была восстановлена.

Сигишоара — городок из прошлых веков

По тихим улочкам за крепостной стеной можно гулять долго, маленькие румынские города располагают к неспешным прогулкам. Кажется, что здесь время замерло, и тебе спешить не стоит.

А теперь поднимемся на холм, куда ведет крытая деревянная лестница в 175 ступеней, построенная в 1642 году, — «Лестница школяров». Она так называется, потому что в основном ею пользовались ученики стоящей на холме школы.

Обратите внимание на цифры на фасаде школьного здания — 1619 год. Представляете, сколько школяров ходило по этим ступеням?

Сигишоара — городок из прошлых веков

В 1792 году радом начали строить новое, двухэтажное здание гимназии. Надпись на фронтоне гласит — «Сыновьям отечества, посвятившим себя добродетели и науке, — святое место». Заглавные буквы в этом тексте, если их рассматривать как римские цифры и поставить рядом, дают дату открытия школы — 1793 год. «Школа на холме» была в XIX веке ведущим учебным заведением саксов.

В 1901 году здание надстроили и перестроили, тогда оно и получило свой современный вид. Это была средняя школа для мальчиков, куда приезжали учиться со всей страны, ее окончили многие известные личности. Школу реформировали не раз, сейчас это обычная школа, где есть классы с немецким и румынским языком обучения. Так что «Школе на холме» уже более четырехсот лет.

На вершине Школьного холма стоит церковь Святого Николая или «Церковь на холме», которую считают самым ценным памятником архитектуры в Сигишоаре. Первое документальное упоминание об этой церкви, похожей на крепость, датируется 1345 годом. В этой церкви Георге Ракоци I в. 1631 году был избран князем Трансильвании и королем Венгрии. Рядом с церковью находится старое кладбище.

Здесь можно увидеть «Башню канатчиков» и посмотреть не город еще с одной стороны. Эта башня — единственная жилая башня из девяти, сохранившихся до наших дней. Сейчас это дом смотрителя кладбища.

А теперь спустимся из крепости через Часовую башню в нижнюю часть города.

Путь ведет по небольшой улочке Strada Turnului, что в переводе Башенная улица. Это обычный туристический маршрут, поэтому в зданиях по обе стороны улицы — сувенирные магазины, небольшие гостиницы.

Сигишоара — городок из прошлых веков

В результате попадаешь на площадь Германа Оберта, названную в честь немецкого ученого и инженера в области космонавтики и ракетостроения. На одном из зданий есть памятник Оберту, который родился в румынском городе Сибиу, в те времена Трансильвания была в составе Австро-Венгрии. В Сигишоаре Герман Оберт в 1922–1923 годах читал лекции по физике и математике в центре подготовки учительниц.

Сигишоара — городок из прошлых веков

Одно из самых красивых зданий, окружающих площадь, — «Дом ремесленников», построенный в XIX веке. Внизу разместился ресторан «Perla», а выше в тот год шел ремонт, судя по затянутым пленкой окнам.

Сигишоара — городок из прошлых веков

Вокруг площади много различных кафе и ресторанов, там мы вскоре и пообедали на открытой террасе ресторана отеля «Alte post». Отель не зря так называется, это отремонтированное в 2013 году историческое здание, в котором с 1851 года, во времена империи Габсбургов, было почтовое отделение.

Нижняя часть города отличается от той, что за крепостной стеной: простора больше, дома респектабельнее. Вот, например, отель «Central Park». Здание построил в 1897 году Йозеф Теуш, бизнесмен из Сигишоары. Более полувека оно было для него и домом, и бизнесом. Когда к власти в стране пришли коммунисты, здесь размещались разные государственные учреждения, а после 1990 года — различные вновь созданные политические партии. Теперь здесь дизайнерский бутик-отель 4*, где все комнаты отличаются дизайном, цветом, стилем мебели, а именем первого хозяина назван ресторан отеля.

У входа в отель кипела жизнь: судя по количеству людей с камерами, на простую фотосессию это было непохоже. Снимали каких-то неведомых нам известных персон. Поглазели и пошли дальше.

Гулять по улицам нижнего города очень приятно, много красивых зданий, пусть неизвестна их история.

Посмотрите, какой замечательный деревянный эркер с башенкой!

Сигишоара — городок из прошлых веков

Несмотря на то, что впереди башенки на зданиях манили дальше, пришлось возвращаться, в планах еще было многое.

Людей специально я не снимала, по улицам ходили обычные люди. Но иногда попадались интересные персонажи, типа старой цыганки-нищенки.

В здании с мемориальными досками на фасаде — «Дом культуры Михая Эминеску» и «Библиотека Захария Бою». Эминеску — знаменитый румынский поэт, памятники которому есть в каждом городе, Захария Бою — также поэт и публицист XIX века.

Здание бывшей гостиницы-ресторана «Steaua» построено в 19 веке. В 1912 году перестроено архитектором Балтесом в стиле модерн. Сейчас это отель «Zum Goldenen Stern».

Как и во многих городах Румынии, в Сигишоаре есть памятник «Капитолийской волчице».

Вот этот замечательный дом, похоже, жилой, а на первом этаже разместилась парикмахерская.

Сигишоара — городок из прошлых веков

Уже не помню, зачем мы свернули на небольшую площадь Piața Octavian Goga. Возможно, именно из-за вида на холм, или просто проходили мимо. Отсюда хорошо видна еще одна башня, стоящая сразу за закрытой ширмой Монастырской церковью. Это массивная «Башня кузнецов», построенная в 1631 году на фундаменте более старой «Башни цирюльников». Кстати, гильдии ремесленников существовали в Сигишоаре до 1884 года, пока не потеряли значение и были упразднены.

Сигишоара — городок из прошлых веков

В завершение дня мы отправились посмотреть поближе на речку. Она называется Тырнава-Маре, что в переводе, как я поняла, Большая Тырнава.

За речкой уже вполне современные районы. А в речке то рыбка водится! По берегам везде можно было увидеть рыбаков с удочками.

Храм в неовизантийском стиле, который мы видели с холма не раз и запланировали подойти поближе, — православная церковь Святой Троицы. Она была построена в 1934–1937 годах.

Немного дальше была еще одна церковь, на табличке информация краткая: реформаторская цер

ковь, построена в 1888 году.

С другого берега открывается прекрасный вид на крепость на холме и здание мэрии. Перейдя через мост, мы по крутой лестнице поднялись на холм к своей гостинице. На следующий день предстоял очень ранний выезд, такси заказали на 5 утра.