Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была 15 мая 15:47

Кубачи, Хунзах — Россия Октябрь 2020

Октябрь радовал мягкой погодой. Полчища туч, плывущих на восток, тут и там оставляли голубые просветы. Через них то и дело прорывался солнечный свет. Желая порадовать гостей, горы надели свой самый красивый — но, увы не долговечный наряд. Скоро, очень скоро туманы и снегопады близкой зимы сорвут его. В удивительную симфонию серых, алых, сиреневых, багряных оттенков вплетались, будто драгоценные цветы, золотые проблески осенней листвы — то соломенно-желтой, то терракотовой. Кто бы что не говорил, а осень — самый незабываемый сезон в горах. Особенно, в горах Дагестана!

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Крутые горы, сумасшедшие серпантины, лихие водители, селфи в папахах — у Дагестана колоссальный туристический потенциал, особенно с учетом пандемии и курса евро. В первую очередь, конечно, природный — тут на каждом шагу хочется остановиться, выдохнуть, и произнести нечто восхищенное. Палитра красок зависит от степени вашей воспитанности, разумеется. У меня частенько вырывается неприлично восторженное!

Хунзах: высокогорье, Каменная чаша, и водопад, срывающийся в бездну

Вот вы знали, что Хунзах был столицей очень могущественного средневекового Аварского ханства? Я, например, нет. Я и названия такого не слышала до недавнего времени, а это центр не только исторического государства, но и вполне современной области Дагестана, переполненной красотами. Если вы послушаетесь моего совета, и остановитесь в хостеле «Каньон», первая достопримечательность будет ждать вас почти у порога.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Невероятный каньон Цолотль, буквально раскалывающий Хунзахское плато, и два его водопада — Тобот и Итлятляр. Считается, что наиболее зрелищны они летом, когда тают ледники и идут дожди высоко в горах. Но и нас в октябре встретили весьма живописные картинки.

Если встать на краешке каньона, вид открывается захватывающий. Ты словно паришь в небесах — это чувство очень усиливают пролетающие мимо орлы с солидным размахом крыльев.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

А потом поезжайте в Матлас. Поселок расположен буквально в 15 километрах от Хунзаха, по отличной дороге это мелочь. В будущем здесь планируется открыть крутой всесезонный курорт: горнолыжные спуски, поселок в этно-стиле, экстремальные развлечения зимой и летом, или просто отдых на фоне невероятных пейзажей.

Из всего этого в наши дни есть только пейзажи, смотровые площадки, а еще живописное ущелье меж скал. Как сказали мне местные, какой-то сообразительный турист окрестил его Каменной чашей, название и приклеилось.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Мы отправились гулять по пещерам, разломам в скалах, проходам, где вместо пола — золотая листва. Очень напоминает путь в Ривенделл, затерянную обитель эльфов.

Старый Кахиб: башни, языческие символы, и горные серпантины

Еще больше усилить ощущение нереальности происходящего поможет Старый Кахиб. Это одно из сотни дагестанских заброшенных сел, но точно — самое красивое.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Сюда едут, чтобы полюбоваться на башенный комплекс, камни с языческими солнцами по кругу, руины старинного поселка. Истории Кахиба более 2000 лет, высота над уровнем моря — примерно такая же.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

На эффектный гребень скалы мы поднимаемся чуть пыхтя. Налегке и никуда не торопясь. Как, как они это все строили и после жили здесь, уму непостижимо. В Кахибе сохранились здоровенные боевые башни, при случае с них подавался огненный сигнал о приближении неприятеля, а жители скрывались в них от опасности. Одна из башен отреставрирована, на нее можно подняться. Правда, с риском для жизни.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Кстати, древность поселения подтверждают не только археологи, но и камни, вмурованные в стены домов: на них языческие солнца, арабская вязь, даже христианские символы. Квест за ними получается очень увлекательным.

Еще один повод приехать в Кахиб — дорога сюда. Живописные серпантины закручиваются змейкой, мимо Ирганайского водохранлища…

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Гимринской башни, местной святыни. С нее спрыгнул имам Шамиль, приземлился, и пошел дальше. Дело было в разгар Русско-Кавказской войны.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

И кусочка затерянного мира. На секунду отключившись от реальности, вполне можно поверить, что сейчас в кадре появится динозавр.

Кубачи: «итальянские» переулки, черепица, и серебро с историей

Если вы в Дагестане впервые, вам нужны бренды. Это Дербент, Сулакский каньон, бархан Сарыкум, и поселок Кубачи — родина известных на весь мир златокузнецов.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Туристы, приезжающие сюда организованными группами, под надзором гида, первым делом торопятся в местный музей. Посмотреть на чудеса кубачинских умельцев.

Мы же, как путешественники свободные, отправились в старую часть поселка, просто гулять. Тут кривые переулки, яркие ставни, каменные лабиринты.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Один из них точно приведет вас к Кубачинской башне, если что — спросите, народ тут очень приветливый.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Мы к башне торопились, потому как туман, разлитый молоком, грозил спрятать все и вся. Кусочек крыш и пейзажей Настя все же ухватила, получилось немного драматично, но аулу идет. В 9 километрах от Кубачей, по абсолютнейшему бездорожью, находится Кала-Корейш — лабиринт древних построек, террасами спускающийся с горы.

Кала-Корейш: забытая столица, полная легенд

Кала-Корейш — древняя исламская святыня в горах. Похожие рельефы ждешь увидеть в Иране, Узбекистане, каком-нибудь Пакистане. Таинственный мавзолей, кладбище с плитами, расписанными на арабском языке, могилы средневековых властителей — уцмиев, тысячелетняя мечеть.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

От средневековой столицы уцелело немногое. Но и то, что есть, поражает воображение — особенно, если вам повезет гулять тут в одиночестве.

Стены цитадели — как награда в пути: подниматься сюда далеко, высоко, очень круто. Есть версия, что именно отсюда пошло распространение ислама по Кавказу, в 7 веке.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Обязательно загляните в древнюю мечеть, а также мавзолей, расположенный на ее территории — поклонникам мистических историй тут точно понравится.

Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб

Также, как и фанатам истории, археологии, древних традиций и позабытых сокровищ. Здесь, и почти везде в Дагестане.

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…
  16. Затерянный рай. Аул-призрак Гамсутль
  17. Белое солнце пустыни. Бархан Сарыкум
  18. Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан
  19. «Башня в горах» — идеальное этно-кафе в центре Махачкалы

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия