Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была вчера 21:42
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Калязин — Россия Июнь 2022

Второй выходной день после Кашина — в Калязине. Казалось бы, что там смотреть, кроме колокольни? Но вот нашлось!
Вечером в субботу поехали в Калязин, где была забронирована гостиница и ожидал ужин. Надо сказать, что в Калязине нет большого количества отелей, а в выходные дни вообще было бы затруднительно найти удобное место. Чем мне нравятся тверские туроператоры, которым мы сели хвост, они никогда не расселяют туристов в заведомо плохие отели, если есть возможность, выбирают лучшее из расчета цены за путёвку, и всегда хорошо кормят. О придорожной гостинице «Калязин» плохого не скажу, хотя и не супер, на одну ночь нормально.

Но самое главное — свободное время после ужина. В июне! В Калязине! До самого сладкого места на набережной, куда все приезжают любоваться колокольней, рукой подать! Мы даже на машине не поехали — хотелось прогуляться.
Московская улица, по которой мы направились в город, пересекает реку Пуду недалеко от места её впадения в реку Жабню, которая в свою очередь впадает в Волгу, деля город на две неравные части. С дороги хорошо виден яхт-клуб «Калязин». С моста выглядит симпатично.

Выходные в Калязине

А что это, собственно, так загорелось ехать в Калязин? Что, колокольню что ли не видели? Видели, и не раз, и зимой и летом. Обычно только её в этом городе и видели.
Есть у нас такое слово — «тянет». Без объяснений — хочу снова увидеть, и всё.

Выходные в Калязине

Пройдя пару кварталов, застроенных жилыми домами, наконец видим знакомую картину. Памятник преподобному Макарию Калязинскому (1402–1483, г. Кашин) — основателю Троицкого Калязинского мужского монастыря, затопленного при строительстве Угличского водохранилища, очень выразительный. Я бы сказала, что это памятник всем затопленным городам и сёлам с церквями и монастырями. Кстати, только сейчас рассмотрела надпись в арке за спиной памятника: «Преподобный отче Макарий, моли Бога о нас».

Сохранившаяся булыжная мостовая и бывшие купеческие домики, сбегающие к самой воде… Я видывала их в гораздо худшем состоянии — уже хорошо.

Выходные в Калязине

И вот оно, то самое место, от вида которого каждый раз сжимается сердце.

Наступает тот самый золотой час, когда закатное солнце окрашивает всё в мягкие оттенки оранжевого. Кроме нас, подошли ещё «зрители», чтобы полюбоваться вечерней Волгой.

Выходные в Калязине

Иной раз возникало ощущение, что ты не в Верхневолжье, а где-то в южных краях — чёрные силуэты людей на фоне горящего солнца.

Как у всякой достопримечательности, у колокольни есть свои легенды. По одной из них, под ней лежит самый большой колокол, который упал, пробив все перекрытия, когда снимали колокола для переплавки на металл. А в июне 1941 года жители Калязина будто бы услышали странный нарастающий гул, после которого стали слышны удары набата. В ночь на 22 июня колокол стал бить очень громко, а утром стало известно, что началась война.

Выходные в Калязине

Говорят, колокол слышали много раз, и всегда перед страшными событиями — крупными сражениями, атомной бомбардировкой Японии, крупными землетрясениями, вводом войск в Афганистан… Именно тогда подвал затопленной колокольни был засыпан, колокол умолк, и вокруг колокольни образовался искусственный остров.

За несколько лет, пока мы не приезжали в Калязин, произошли изменения: колокольню отреставрировали, внутри укрепили лестницу, повесили колокола. Появилась пристань и маленькое кафе на берегу. В тот момент, когда мы любовались вечерним пейзажем, ещё не было подсветки, а теперь уже, говорят, есть, правда, продемонстрировать могу только чужую фотографию.

Выходные в Калязине

А пока мы просто любуемся волжским закатом

Выходные в Калязине

и слушаем шелест волн, накатывающих на песчаный берег после прошедшего мимо колокольни теплохода…

Утренняя экскурсионная программа началась здесь же.

Выходные в Калязине

Кстати, теперь на объёмном плане Калязина, установленном перед пристанью, можно увидеть, что Никольский собор с колокольней стоял на большой торговой площади, а берег Волги, в то время довольно узкой, находился за ним.

На старой фотографии берег даже не виден, хотя она сделана приблизительно с того места, где мы стоим. Стало интересно, почему колокольню не разрушили, хотя остальные постройки перед затоплением разбивали кувалдами. Не успели — вода стала поступать слишком быстро.

Торговая площадь Калязина до затопления. Фото из интернета

Попалась на глаза статья о том, как весной 2014 года вода по какой-то причине отступила, с фотографиями фундаментов домов, которые прежде стояли на этом месте. Что это было? Каприз природы или очередное предзнаменование, которым мы, как правило, не верим? «Зачем тогда дорога, если она не ведёт к храму?»

Весна 2014 года. Фото из интернета

Как положено по программе, подъехали ещё к двум церквям. Обе они связаны с Макарием Калязинским.
Свято-Введенскую церковь построили в 1882 году на деньги местного купца Охлобыстина. Внутренняя роспись стен и куполов была выполнена уже после смерти купца по заказу его вдовы. Это единсктвенная церковь Калязина, которая никогда не закрывалась и в советские годы была единственным работающим храмом на всю калязинскую округу. Внутри, у южной стены, хранится резная деревянная рака с гробом Святого Макария Калязинского, который в 15 веке монах вытесал себе собственноручно. В этом гробу и обрели его нетленные мощи.

Выходные в Калязине

Вознесенская церковь постарше, её построили в 1783 году. В советское время в храме обосновался хлебокомбинат, и копоть от печей тогда почти уничтожила всю старинную роспись, реставрация продолжается до сих пор. В храме хранится калязинская реликвия — мощи преподобного Макария Калязинского, перенесенные сюда из его монастыря в 1700 году.

Выходные в Калязине

В 2009 году в Калязине, рядом с Вознесенской церковью, поставили памятник князю Михаилу Скопину-Шуйскому — национальному герою времён польско-литовской интервенции, он одержал победу над войском гетмана Сапеги в сражении под Калязиным в 1609 году. К сожалению, мало кому он известен, а ведь в свои 22 года Скопин-Шуйский организовал освободительный поход на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия, одержал целый ряд блестящих побед, в том числе в битве на Каринском поле под Александровом. Старая Русса, Торопец, Тверь, Калязин, Переславль-Залесский, Александровская слобода, Сергиев Посад, Дмитров, Можайск, Торжок, Москва — вот его победный путь. Популярность молодого Михаила Скопина-Шуйского была велика, его хотели видеть на царском троне, но неожиданно для всех 23-летний воевода умер на пиру в Москве, выпив чашу вина, — внезапно носом хлынула кровь, и через две недели он скончался. Очень странно, но приблизительно так же пятью годами раньше умер и Борис Годунов. Страшные были времена: в борьбе за трон уничтожали друг друга братья, дядья, племянники. Одним словом, Смута.

Уже, кажется, всё «историческое» посмотрели-послушали, но нам обещано ещё одно место, которое недавно, в 2018 году, открылось в Калязине, — улиточная ферма. Было любопытно посмотреть, но по поводу дегустации «я всё думала, думала — пойти, не пойти»

Яхт-клуб «Калязин» построил на своей территории первую в России комплексную ферму по выращиванию виноградной улитки. Для этого одно производственное здание площадью 1200 м² полностью перестроили и оснастили современным оборудованием, включая автоматизированную систему туманообразования и вентиляции, водоснабжения и канализации. В этом здании улитки содержатся круглогодично. Внутрь нас, конечно, не пустили, но в вестибюле, где проводилась экскурсия, буквально всё посвящено виноградным улиткам.

Выходные в Калязине

Никогда не могла представить. что мне так интересно будет слушать рассказ об улитках! Из него мы узнали о том, что «стадо» исчисляют уже тоннами — и все расходятся: берут на продажу, на еду, часть уходит на проведение дегустации. А ещё на ферме задумались об открытии спа-салона для оказания косметических услуг на основе улиточного муцина.
Было рассказано много интересного из жизни виноградных улиток, об истории зарождения и эволюции древних видов моллюсков и современных видов улиток на Земле.

Выходные в Калязине

Каждая улитка откладывает по 30–60 яиц. Пригодны в пищу улитки минимум 2,5 лет от роду. Перед приготовлением моллюска сажают на диету и поливают водой, чтоб их внутренности были промыты. Это рассказывают перед дегустацией — чего уж греха таить, многие подбрезгивают, пища для нас непривычная. Сами по себе улитки безвкусны, вкус блюду придаёт соус.

Попробовала — и хватит. Больше не буду, так же, как червяков, сверчков и прочий подножный корм животного происхождения, даже в голодный год. Вспомнился монолог Александра Ширвиндта об особенностях национальных кухонь:
«Сидел я как-то, ел шашлык и размышлял о всяком. Что такое хвалёная французская кухня? — А это кухня от голода и отчаяния. Лягушачьи лапки, улитки, мидии, заплесневелый или высохший сыр, луковый суп, артишоки… это когда от отсутствия нормальных продуктов съедается всё, что можно разжевать. Кухня реальной нищеты, которую маркетологи завернули в красивую оболочку якобы „изысканности“. <…>
И на всё это смотрят живущие в стране, где буженина, расстегаи, блины с икоркой, стерлядь да двенадцатислойный мясной пирог, балык, кулебяка на 4 края и 4 мяса. Смотрят и офигевают. Потому что всё вышеперечисленное внезапно оказалось непрестижно — ибо это всё незагранично…»
В общем, от Ширвиндта досталось не только французской кухне — раздал всем сестрам по серьгам!

Летом улитки живут на улице, где для них сооружены специальные вольеры. Вот посмотришь — фильм ужасов! Целые кучи улиток, и все шевелятся!

Выходные в Калязине

Улитки на ферме везде! Даже инсталляции на территории все — улитки!

Выходные в Калязине

Почти на выезде из города выяснилось, что в Калязине не одна высокая достопримечательность, а две. В нашей программе не было этой остановки, но всё же мы подъехали поближе и смогли рассмотреть параболическую антенну радиотелескопа Калязинской радиоастрономической обсерватории с рефлектором диаметром в 64 метра, жаль только, что она была развёрнута «в профиль».

Выходные в Калязине

Телескоп введён в действие в 1992 году. Здесь проводятся фундаментальные космические исследования по изучению спектральной радиоастрономии, физики пульсаров, галактических и внегалактических объектов. Место для космических наблюдений выбрано в Калязинском районе не случайно. Использовалось выгодное географическое положение: близость к столице, где находится центральное управление, но главное — в этой местности минимальное шумовое и световое загрязнение.

Пора нам расставаться с группой. Они поехали в деревню Матино, где туристов ожидала интересная фольклорная программа, посвящённая Троице. Но мы повернули домой, как бы ни хотелось поехать со всеми: от Калязина до Матино 50 км в сторону Твери, да и назад столько же, а потом ещё 124 км до дома. Прибавьте ещё время на обед и участие в программе! Как ни было жаль, мы тепло расстались, сфотографировавшись все вместе на прощанье.

Выходные в Калязине

124 километра — через сёла и деревни с дорогими названиями: Поречье, Нерль, Зелёная Роща, Пересвет… Хорошо!
Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…

Цикл материалов "Тверская область"

1. По тверской земле. 1 – Ударить автопробегом по карантинной меланхолии
  12. «Русский Барбизон»: места вдохновения
  13. Удомля: в поисках левитановского пейзажа
  14. Церковь в Белом Городке
  15. Вернуться на сто лет назад...
  16. «Ставят ловких две руки каблуки на башмаки, и набойки на каблук — тоже дело этих рук…»
  17. Заповедник деревянного модерна
  23. Выходные в Кашине
  24. Выходные в Калязине
  25. Осташковский «левша» работает в стиле стимпанк

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия