Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была вчера 19:09
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Старица — Россия Июль 2020

Дома, дома…

Здесь жили люди

Каких-то двести лет назад…

Их нет уже, и нас не будет,

А стены долго простоят,

Как и до нас они стояли…

Маршрутов много знаю я,

Но, если вы там не бывали,

Езжайте в Старицу, друзья.

Николай Романов

Побывать в Старице было моей давней мечтой. А как не мечтать любителю русской старины посетить город с таким названием? Многие знаменитые древние города по прошествии веков превратились в посёлки, деревни или вовсе исчезли, а Старица уже долгие годы — очаровательный верхневолжский городок с населением 10 тысяч человек.

По тверской земле. 8 — Старица

Есть предание, что на месте нынешней Старицы до 1292 года стоял город с не менее замечательным названием Любим. Татары разорили Любим и уничтожили всех его жителей, и только древняя старуха успела спрятать в каменоломнях детей. Когда князь, с войском прибывший на пепелище, спросил у старухи, как город называется, она, не расслышав вопроса, сказала: «Старица я, милый, старица». Согласно этой легенде, фигура женщины в старинном одеянии с посохом и свитком стала символом города, увековеченном в памятнике в честь 700-летия основания Старицы.

Собственно город был основан в 1297 году по указу тверского князя Михаила Ярославича как пограничная крепость «на Волзе, ко Зубцову на Старице», о чём и написано на постаменте памятника. Слово «старица» как и тогда, и сейчас означает одно и то же — старое русло реки. Волга делит Старицу на две части. Левобережье считается старой частью города, Ржевской стороной, или Московской, а правобережье — сторона Тверская. Между ними очень красивый мост, о котором позднее обязательно скажем несколько слов.

По тверской земле. 8 — Старица

Чтобы попасть из Осташкова в Старицу, надо было вернуться в Ржев. Правда, через весь город проезжать не надо, прошли его по касательной на северной окраине по очень хорошей дороге. Но всё хорошее кончается или начинается, как правило, на границах областей и районов — хозяева разные. Тем не менее особого дискомфорта не испытали и довольно скоро были на месте.

«Место» я сторожила: уже приближалась дата начала отпуска, с Осташковом было уже всё решено, а в Старице «Букинг» показывал места для проживания то в 17-ти, то в 30-ти км от города! Уже задумывались о замене Старицы на Торжок, как вдруг при очередной попытке забронировать отель «Букинг» предложил нам «Особняк» на улице Карла Маркса!

По тверской земле. 8 — Старица

Возможно, вы посмотрите по ссылке, что это за место, но не могу не сказать тёплые слова в адрес этой гостиницы. Она расположена удобно, недалеко от въезда в город со стороны Ржева и приблизительно в километре от главных достопримечательностей — старого городища и Успенского монастыря. Отсюда хорошо видна церковь Спаса Нерукотворного Образа под колокольней и можно даже рассмотреть крепостной вал.

Название «Особняк» тоже не ради красного словца: здание гостиницы действительно бывший особняк с толстенными стенами и полуметровыми по ширине подоконниками, но оборудование в нём современное. И всё очень удобно — даже расположение выключателей, кранов, высота дверных ручек, количество крючков и полотенцесушителей в душевой и проч.

Но больше всего порадовала организация работы. Ответ на любой вопрос получали моментально, даже если он не касался собственно отеля. Что немаловажно для туристов, отель выполняет функции туристического центра, здесь масса буклетов с перечнем достопримечательностей не только Старицы, но и других мест в Тверской области с перечнем удобных маршрутов в городах и их окрестностях. Если понадобится гид для индивидуальной экскурсии — визитки на выбор.

Машину можно поставить во внутреннем дворе гостиницы за символическую плату.

По тверской земле. 8 — Старица

Отдельная «песня» — организации питания. В маленьком городе обычно это проблема. «Особняк» решил все проблемы своих гостей. Полноценные завтраки (шведский стол) входят в оплату номера, в этом же кафе за отдельную плату можно вкусно и относительно недорого пообедать (работают до 18.00).

Для обедов экскурсионных групп существует большой зал с отдельным входом. Около гостиницы, буквально в одном с ней дворе, пиццерия, которая работает до 22.00, так что в ночь голодным никто не уйдёт. Кроме пиццы, здесь можно заказать салаты, закуски и горячее, как в обычном кафе, кухня-то общая и хозяин один.

Здание отеля и пиццерии

У него в городе ещё одна пиццерия у крепостного вала и чебуречная на Октябрьской улице, в них еда и обслуживание такие же качественные. Кстати, старичане уверены, что в старинной ротонде у моста, в которой расположена вторая пиццерия, продавали вино и водку и в январе 1829 года Александр Пушкин и Алексей Вульф перед поездкой в Берново (усадьбу Вульфов между Старицей и Торжком) покупали здесь шампанское. Честно говоря, это здание показалось мне несимпатичным, хотя было понятно, что старинное, и я его не сфотографировала, поэтому фото из Интернета.

По тверской земле. 8 — Старица

Ну, а чтобы, входя в пиццерию, вы настроились на итальянский лад, во дворе высадили виноград. Не «Итальянский полдень», конечно, но приятно, да и кисточки созреют к осени, будет совсем красота.

Что-то я увлеклась, наверно потому что после длинной дороги и некоторых неудобств в Осташкове была приятно удивлена «Особняком», вкусным обедом и, наконец, прекрасной солнечной погодой. Да и информация нужная, чтобы кто-то мог смело ехать в Старицу, зная, где можно остановиться и поесть.

Знакомиться с городом начали, конечно, со старого городища, тем более казалось, что вот — рукой подать. Но предки наши строили всё основательно, в том числе и крепостные валы, и просто взобраться по склону нам не удалось, пришлось обходить. Поэтому совет: выходите к городищу по улице Ленина. По пути мы обнаружили, что в исторической части города проводятся раскопки и одновременно ремонтируются дороги и тротуары. Не совсем удобно идти, однако радостно: взялись за благоустройство Старицы, прежде довольно «убитого» городка, а археологические изыскания производят обычно перед реставрацией, и кое-что уже обновляется. А пока мы поднимаемся на городище вот так.

По тверской земле. 8 — Старица

Удалось мне на этой фотографии «взять» сразу три памятника: кузницу, построенную из знаменитого старицкого белого камня, церковь Спаса Нерукотворного Образа под колокольней и Борисоглебский собор.

Пока не стемнело и не закрылась Спасская церковь, мы прежде всего зашли в неё, конечно, с корыстной целью — забраться на высокую колокольню, стоящую на высоком же берегу Волги и осмотреть окрестности. Виды — ну прямо ух!

Успенский монастырь
Мост через Волгу и главы Пятницкой церкви
Преображенская церковь и городской сад
Реставрационные работы на куполе Борисоглебского собора

Немного узнать об истории этих зданий не помешает, кроме Успенского монастыря — ему следует уделить больше внимания в отдельном рассказе.

К архитектурному комплексу Борисоглебского собора и колокольни жители Старицы относятся снисходительно: мол, не такая уж это старина, вот прежний на этом месте был… Да, как свидетельствуют документы, прежний Борисоглебский белокаменный собор (1558—1561 гг.), украшенный резьбой, был ПЯТИШАТРОВЫМ (!!!), высота центрального шатра составляла 30 метров. Как вы догадываетесь, именно из-за своей «шатровости» храм был разобран по приказу патриарха Никона, который шатровых храмов не одобрял, а белый камень вывезли в Истру на строительство Воскресенского монастыря, известного сейчас как Новый Иерусалим. Так что в этом великолепном сооружении есть старицкий белый камень от старого Борисоглебского собора.

По тверской земле. 8 — Старица

Новый собор был построен лишь в 20-е годы 19 века.

Проект заказали придворному архитектору Луиджи Руска, который много работал в Петербурге, Ораниенбауме, Царском Селе. Собор ничем особенным не примечателен: скромно декорированный куб с тремя портиками и плоским ризалитом в алтарной части.

По тверской земле. 8 — Старица

В Старице говорят, что Руска только начал строительство собора, а заканчивал местный архитектор Матвей Чернятин. По его же проекту к 1827 году была выстроена колокольня с тёплым зимним храмом Спаса Нерукотворного «под колоколы».

У нас же появилась редкая возможность, пока никто не видит, пробраться в храм и посмотреть, что там происходит. Увидели, что реставрация проходит не только снаружи,

По тверской земле. 8 — Старица

но и параллельно отделывают интерьеры.

Хоть и не видят особой ценности в этих церквях местные жители, всё же для нас это тоже старина и красота, особенно когда смотришь на неё с противоположного берега Волги.

Вид на Борисоглебский собор из Успенского монастыря

Представить, как выглядели первоначальные постройки на городище, сейчас уже невозможно, хотя известно (сведения об этом вы найдёте в краеведческом музее), что внутри крепости, обнесённой стеной из деревянных срубов, забитых глиной и известью, с тринадцатью башнями, стояли княжеский дворец и два белокаменных собора — Михаила Архангела (1398) и Никольский (1404). А мы пробираемся по траве высотой по колено к краю вала, чтобы с него ещё раз полюбоваться панорамой города.

По тверской земле. 8 — Старица

Пока мы были на городище, внизу раздавался звон колоколов Пятницкой церкви. Но какой-то неправильный, неумелый. Кроме того что хотелось посмотреть на церковь с таким количеством куполов вблизи, была интересна причина этих звонов.

Но пока мы не ушли далеко от старых кузниц, несколько слов о них. Особенность их в том, что кузницы расположены в глубине земляного вала, а сами они построены из дорогого в прежние времена старицкого белого камня. Всего насчитывают 50 таких кузниц. В городе было несколько династий кузнецов, среди которых династия Чернятиных, которые владели секретом отливки стали, высоко ценившейся наряду с булатной и дамасской.

Пятницкая церковь (1750–1825) — просто чудо! Особенно хорошо она видна с моста или противоположного берега Волги, ближе просто в объектив не входит. Вот уж диво дивное, затейлива до невозможности! В центре — главный престол, посвящённый Параскеве, он был самой первой постройкой на месте разобранного деревянного храма на бывшей торговой площади Старицы (Параскева Пятница — покровительница торговли), к нему примыкает колокольня со шпилем. Боковые приделы к Пятницкой церкви пристроили в 1825 году (старицкий архитектор Чернятин), они заметно отличаются по стилю от храма середины 18 века. С востока (на снимке справа) композиция была дополнена белокаменной колоннадой с двумя часовнями и лестницами, ведущими от ротонд к берегу Волги.

По тверской земле. 8 — Старица

Смотритель в церкви оказался разговорчивым и за короткое время рассказал и об истории церкви, и об архитекторах, успев поворчать на то, что Борисоглебский храм, как он высказался, «безликий новодел», начали реставрировать раньше, чем Параскеву. На колокольню предложил подняться, в колокола разрешил звонить, сколько захочется.

Понятно, деньги нужны на содержание и отопление храма зимой (в Старицком районе стандартная цена — 100 рублей, в некоторых храмах выдают сертификат, что вы поднялись на колокольню, тем самым внесли лепту в восстановление храма). Пока реставрация не началась, пытаются сделать что-то сами — расчистить, отмыть, по возможности облагородить. Здесь любая лепта принимается с благодарностью.

По тверской земле. 8 — Старица

А уж как этот скромный смотритель был рад, что наконец после многих лет забвения в Старице началась какая-то движуха: отреставрирован Успенский монастырь, Борисоглебский реставрируют, археологи работают не покладая рук,

Дорожные строители работают, не приходя в сознание, даже в выходной день. Вся бывшая торговая площадь с часовней Александра Невского (построена в 60-х гг. 19 в. в память спасения императора Александра II от покушения 4 апреля 1866 года) — строительная площадка с частично уложенными плиткой тротуарами. Стройка подошла к Параскеве, и это радостно.

В первый день мы решили не ходить на правый берег, успеть бы до наступления сумерек рассмотреть правую. Под мостом прошли к недействующей Преображенской церкви (увидели её с колокольни).

По тверской земле. 8 — Старица

И да, я обещала несколько слов о красивом старицком мосте.

До 1963 года в Старице не было стационарного моста, для переправы использовали паром и перевоз. Во второй половине 19 в. Появился плашкоутный мост с подвижной средней частью для пропуска судов по фарватеру. Этот мост запечатлел на своей фотографии начала 20 в. Прокудин-Горский. Кстати, здесь же легко узнать Успенский монастырь слева, а справа хорошо видна Пятницкая церковь с зелёными главками и торговые ряды перед ней, тогда ещё целые, а вдалеке — ещё не разрушенные Преображенская и Вознесенская церкви.

По тверской земле. 8 — Старица

Вот именно в это время, запечатлённое на фотографии Прокудина-Горского, начали говорить о постройке в Старице железобетонного моста, даже начали собирать на него деньги и провели изыскания, но началась Первая мировая война, и строительство отложили. В 30-е годы строительство моста в Старице было объявлено народной стройкой, но грянула Великая Отечественная. Так что эта красота, ради которой, правда, пожертвовали торговой площадью со всеми её постройками, появилась в период 1959–1963 годов.

Мы возвращаемся в отель и рассматриваем по пути дома и памятники левобережья. На мост не поднимаемся, идём через заросли бальзамина к Аптекарскому переулку, где путеводитель обещает нам старинную улицу-лестницу и поднимаемся по ней к памятнику Ленину на улице Ленина, рядом со зданием городской администрации.

По тверской земле. 8 — Старица

По Аптекарскому переулку можно дойти до городского сада. Судя по архитектуре окружающих сад зданий, это была территория монастыря, скорее всего, Вознесенского (был упразднён во время церковной реформы Екатерины в 1764 году), потому что здесь находятся руины белокаменного Вознесенского храма, пострадавшего в годы войны и заброшенного после неё.

Здания, сейчас занятые администрацией Старицкого района и образовательными организациями, имеют архитектурные детали, которыми традиционно украшались церковные здания, особенно наличники.

По тверской земле. 8 — Старица

По Октябрьской улице возвращаемся на улицу Ленина, бывшую главную улицу Старицы.

Самое легендарное здание города — дом купца Дмитрия Фёдоровича Филиппова (ул. Ленина, 18). Богатейший старицкий купец-хлеботорговец, он был собственником трёх каменных и двух деревянных домов трёх лавок и пристани, имел солодовый завод.

По тверской земле. 8 — Старица

В Старице уверены, что именно это дом Филиппов сдал для проведения балов в сочельник 1829 года, когда в гости к Прасковье Александровне Осиповой приезжал Пушкин. На балу присутствовала дочь старицкого исправника Катенька Вельяшева, кузина Алексея Вульфа, у которой были необыкновенные голубые глаза. По дороге в Санкт-Петербург, после недели балов в Старице и ещё недели в селе Павловском недалеко от Старицы, он написал стихотворение «Подъезжая под Ижоры…«: Подъезжая под Ижоры,/Я взглянул на небеса/И воспомнил ваши взоры,/Ваши синие глаза./Хоть я грустно очарован/Вашей девственной красой,/Хоть вампиром именован/Я в губернии Тверской,/Но колен моих пред вами/Преклонить я не посмел/И влюбленными мольбами/Вас тревожить не хотел…»

Правда, есть некоторое сомнение, тот ли это дом, где были балы, потому что на дорожном указателе написано, что это памятник 2-й половины 19 века, но только по-русски, в надписи по-английски указан только 19 век. В чём правда, брат? В этой, левобережной, части города нет новых домов совсем, все новые дома на правом берегу, куда мы отправимся в следующий раз. Однако выглядят они вполне достойно, несмотря на то, что по сути жилые, редко административные.

По тверской земле. 8 — Старица

Хотя, конечно, встречаются и такие дворики — а где их нет?

Но в основном старая Старица — приволжский купеческий город, и бывших купеческих особняков здесь осталось много. Какие-то деревянные, у каких-то первый этаж белокаменный — значит, достаток был выше, а где-то хоть ворота, да старались сложить из белого камня — мол, тоже не лыком шиты!

По тверской земле. 8 — Старица

По Старице гулять приятно, город чистый, хозяйский глаз заметен. Больше всего радует, что занялись его благоустройством. Вот гулять бы и гулять, да ноги уже гудят, назавтра ещё много чего осталось: пойдём на правый берег, да и за пределы выехать хотелось бы.

Цикл материалов "Тверская область"

1. По тверской земле. 1 – Ударить автопробегом по карантинной меланхолии
  12. «Русский Барбизон»: места вдохновения
  13. Удомля: в поисках левитановского пейзажа
  14. Церковь в Белом Городке
  15. Вернуться на сто лет назад...
  16. «Ставят ловких две руки каблуки на башмаки, и набойки на каблук — тоже дело этих рук…»