Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 0:28
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Кимры — Россия Август 2020
Река Кимрка

Вот теперь, когда вы увидели то, ради чего приезжают в Кимры, — деревянный модерн, побывали в Кимрском краеведческом музее и узнали историю города, пора прогуляться по его улицам.
После поездки в Кимры мне стало интересно, каким город (до 1917 года — село) был раньше, что в нём сохранилось, а что исчезло за последние 100 лет. Я стала рассматривать старые фотографии города и была поражена количеством сохранившихся, несмотря ни на что, зданий. Конечно, потери были и ещё будут, если не найдутся новые владельцы, которые возьмут на себя ответственность за сохранность исторических зданий, ведь, как известно, разрушается ничьё.
Отправная точка нашего маршрута — Отель Чайка , где мы остановились на сутки, кстати, очень неплохая. История гостиницы «Чайка» началась 150 лет назад, когда богатая крестьянская семья Черниговских основала в этом здании постоялый двор, который считался самой богатой гостиницей села. Постоялый двор был двухэтажным, что хорошо видно на старом снимке, хотя фотографу удалось снять только одну его стену. Сейчас здание трёхэтажное с мансардой, третий этаж надстроили после революции. Навес над входом справа убрали, но выход остался — на веранду ресторана «Модерн», вход теперь с другой стороны.

Вернуться на сто лет назад...

Отправляемся в город, пересекая Театральную площадь, которая раньше называлась Соборной, потому что именно на ней находился великолепный Покровский собор, а теперь его место занял Театр драмы и комедии. Как говаривал старина О*Генри, «песок плохая замена овсу», но всё-таки театр по-своему знаменит и поражает размерами. Скорей всего, фундамент взорванного в 1936 году собора сыграл здесь определённую роль.

Покровский собор

Кимрский театр драмы и комедии был образован в 1942 году, объединив труппы, эвакуированные из Ржева и Торжка, под художественным руководством известного режиссёра А. Гиацинтова. Сразу же после открытия коллектив театра начал активно работать для фронта, собирая денежные средства для Красной армии, за что и был удостоен почётной грамоты лично от Сталина. Масштабная реконструкция театрального здания длилась 10 лет, с 1981 по 1991 год. Хотелось посмотреть хоть одну постановку, потому что о спектаклях много положительных отзывов, но в августе театр, как и прочие, был закрыт, да и карантин наложил свой отпечаток на деятельность всех зрелищных учреждений.

Вернуться на сто лет назад...

Сквер на Театральной площади — «тусовочное» место для жителей, особенно для молодёжи. Вечером, часам к девяти, здесь собираются компании, кто-то просто встречается и болтает, кто-то, как в лихие 90-е, сидит с приятелями в машине, открыв двери и на полную катушку запустив автомагнитолу с блатнячком. Сюда приезжают свадьбы — сфотографироваться на набережной Волги

или по традиции возложить цветы к обелиску Победы.

Вернуться на сто лет назад...

Иногда свадьбы отмечают в ресторане «Модерн» при гостинице «Чайка». Тогда, конечно, бывает шумно допоздна, да и обязательной по такому случаю драки никто не отменял…
Недалеко от этого места в Волгу впадает река Кимрка, а за ней — храм Вознесения Господня постройки 1813 года, посвящённый победе русских войск в Отечественной войне 1812 года. До революции 1917 г. он радовал окрестности звоном 13-ти колоколов с высоты четырёхъярусной колокольни. Храм был построен на средства прихожан, но в 1930-м службы запретили, а в 1941-м в здании разместили маслобойный завод. Сегодня фасад храма и колокольня восстановлены.

Вернуться на сто лет назад...

Однако вернёмся к отправной точке нашей прогулки. Так выглядела нынешняяТеатральная площадь в прежние времена, когда ещё не был разрушен Гостиный двор (слева), а на крыше дома справа красовались затейливые башенки.

Теперь здесь памятник Ленину, который показывает нам, куда идти, чтобы рассмотреть город поподробнее. Кстати, у монумента своя история: он был установлен в 1934 году на уже готовый пьедестал, который до революции занимал император Александр II, его воздвигли в 1912 году в знак уважения к реформам, отменившим крепостное право.

Вернуться на сто лет назад...

Прежде всего, отправимся на улицу Урицкого, бывшую Ильинскую, на которой в прежние времена шла бойкая торговля. Несмотря на разрушения, здесь многое сохранилось. Это особенно заметно, если сравнивать новые и старые фотоснимки. Например, очень заметный своей клетчатой четырёхгранной теремковой башенкой дом скупщика обуви В. Д. Собцова (построен в 1895 году). Нижний этаж Собцов сдавал владельцам магазинов, на втором этаже жила его семья. Это была одна из престижных торговых точек. На старой фотографии этот дом слева, за рядом торговых палаток. И ещё интересная деталь — на башенке был шпиль.

Внутренние помещения отличались богатством отделки — лепниной и росписями, но она почти не сохранилась, а мебель была передана в Кимрский краеведческий музей. В доме сейчас магазины, а в глубине, за аркой, можно войти в офисы, расположенные в доме, походить по коридорам, по лестнице с чудом сохранившимися коваными перилами и двумя картинами, написанными прямо на штукатурке. Кто изображён на портретах — неизвестно, но есть легенда, согласно которой хозяин особняка, озорник, изобразил на одном из них законную супругу, на втором — любовницу.

Вернуться на сто лет назад...

Ещё один старый снимок покажет нам дома рядом с особняком Собцова. За ним — дом торговца обувью Потапенко, изобретателя так называемой гамбургской кожи, которую выделывали из конских шкур, с двумя эркерами, теперь совершенно разрушающийся и выставленный на продажу (говорят, всего-то 18 млн, но кому он нужен!),

и великолепное здание в силе модерн с отделкой оливковым «кабанчиком» — слева, на противоположной стороне улицы, — бывший купеческий клуб А. Н. Наумова.

Вернуться на сто лет назад...

В середине 19 века на этом месте стоял обыкновенный двухэтажный дом, который купил крупный торговец льном крестьянин Наумов. Он перестроил здание в популярном у кимряков стиле модерн в 1910 году и в верхних этажах дома открыл Купеческий клуб. Здесь устраивались балы, был буфет с винами, бильярд, работал драматический кружок, в котором играли учителя, врачи, чиновники.

Здесь же, на Майской площади, находится памятник авиаконструктору А. Н. Туполеву. Андрей Николаевич родился неподалеку от Кимр, в сельце Пустомазово, в 1888 году. Бюст установили в 1979 году, а до 1962 года здесь находился памятник Сталину, который был демонтирован по указанию Хрущёва. Автор — Х. Геворкян. Ещё один памятник — самолёт ТУ 124 — установили у моста за Волгой к 130-летию Туполева.

Вернуться на сто лет назад...

Ещё несколько десятков метров — и мы на перекрёстке улиц Урицкого и Кирова, у здания городской администрации и памятника сапожнику.

Напротив, через дорогу, — художественная галерея. Здание имеет богатую историю. В разные годы в нём располагались магазины, кафе, Дом крестьянина, с его балкона в 1925 году выступал Калинин. Существует версия, что до революции здание принадлежало одному из кимрских предпринимателей Сорокиных. Семья владела каменными домами в центре села. Естественно, после революции они были национализированы. Дом крестьянина в этом доме открыли в 1926 году. Для тех, кто забыл или не знал, что это такое, напомню, что Дома крестьянина в городах служили недорогими гостиницами для приезжавших крестьян, где они могли не только переночевать, но и дёшево поесть, получить правовую помощь, подсказку, куда обратиться или как не потеряться в незнакомом месте.

Вернуться на сто лет назад...

Если пройти, а лучше проехать (идти далековато) немного дальше по улице Урицкого, вы окажетесь у красивейшего Спасо-Преображенского собора, памятника начала 20 века, второго из сохранившихся в Кимрах храмов. Он производит очень большое впечатление и архитектурой,

и внутренним убранством.

Вернуться на сто лет назад...

А ещё здесь нам повезло с экскурсоводом, которая руководит церковным хором, и она повела нас на хоры, показала старинные сборники псалмов и прочие редкие вещи, которые невозможно увидеть, если их не покажут. Мне же было интересно рассмотреть интерьер церкви сверху, с хор.

Хоры

Вернуться на сто лет назад...

Спасо-Преображенский собор построили в 1911 г. по проекту архитектора Фёдора Рыбинского. Изначально он был рассчитан на посещение одновременно порядка 1000 человек. Заложили сооружение в 1902 г. Само появление этого храма связывают с последним императором Российской империи Николаем II.

После прихода к власти большевиков храм у верующих сразу не отняли — он продолжал работать до 1928 года. Вновь богослужение в нём возобновилось в 1947 году. Реставрация собора была проведена в 1996–2000 годах.
Известен этот храм прежде всего тем, что в нём находится чудотворная икона Божией Матери «Иверская», которую в начале 20 века подарили Кимрам монахи греческого Афонского монастыря.

Икона Божией Матери «Иверская»

Однако мы возвращаемся на перекрёсток и поворачиваем на улицу Кирова. Здесь тоже есть на чём остановиться глазу, хотя, мягко говоря, многие интересные здания нуждаются если не в реставрации, то хотя бы в ремонте. Но ведь нас интересует не только внешний вид, но и история, правда?

Вернуться на сто лет назад...

Вот, например, два, на первый взгляд, неказистых дома. Однако домик, оформленный зелёным «кабанчиком», был построен в 1914 году, и узорная плитка на нём ещё с тех пор. А деревянный дом справа — старинная городская усадьба крестьян Шквариных, имевших собственное торговое дело, постройки 19 века. Здание сохранило свой первоначальный облик и не перестраивалось.

Кстати, в усадьбе Шквариных находится Центр прикладного и художественного творчества, здесь можно купить сувениры, и живопись местных художников очень неплоха. Здесь же работает Дом ремёсел, можно взглянуть на экспонаты его музея, а если вы посетите это место в группе, для вас проведут мастер-класс — склеите крошечные кожаные сандалики.

Именно в Кимрах я заметила одну закономерность: даже очень богатые люди строили или покупали для семьи и для «офиса» здания из разных материалов: для проживания — из дерева, для «работы» — из камня или кирпича. И не только потому, что надо было продемонстрировать торговым партнёрам свою состоятельность, а потому что жить в деревянном доме считалось значительно здоровее. На улице Кирова практически рядом две пары таких домов: Серепьевых и Лужиных. Их деревянные дома я уже показывала.

Жилой дом Серепьевых

Достойны внимания и те, в которых располагались их конторы. Бывший торговый дом Серепьева (ул. Карла Маркса, 3) был построен в 1911 году для крестьянина, купца 2-й гильдии Кожевникова. Архитектор красивой постройки в стиле модерн — Густав Гельрих. До 1917 года дом арендовал Серепьев, торговавший мануфактурой и обувью. В годы Первой мировой войны крупные производители организовали в Кимрах Военно-промышленный комитет, поставлявший обувь на фронт. Также был организован Комитет по устройству госпиталей имени торговцев и промышленников села Кимры, который возглавил Василий Николаевич Серепьев, предоставивший свой дом для госпиталя Всероссийского земского союза. Все эти события были запечатлены на фотографиях.

Вернуться на сто лет назад...

Вторая пара таких домов на улице Кирова. Они стоят совсем рядышком. Оба здания использовались в советское время как торговые помещения.

Если в деревянном доме модерн проявляется и в пропорциях, и во внешней отделке, то второй дом Лужиных (кирпичный) имеет далеко не так много интересных черт, выделяясь лишь характерно «модерновыми» вытянутыми линиями. Его фасад — стилизованный цветок. Таким же лепестком, но открытым в сторону улицы, выглядит и балкон, украшенный ажурными, очень легкими решётками-струнками. На старой фотографии видно, что покрашен фасад был по-другому и за счёт такого окрашивания детали выглядели выразительнее.

Вернуться на сто лет назад...

С улицы Кирова сворачиваем на улицу Ленина и подходим к Савёловскому мосту. С набережной Фадеева любуемся волжскими видами.

Вернуться на сто лет назад...

Проходим под мостом, чтобы вернуться на улицу Володарского. А там — симпатичный и добрый «Ангел в городе»! Пусть он их хранит!

На перекрестке улиц Ленина и Володарского, с левой стороны, если смотреть с моста, стоит красивый особняк. Дому этому без малого 150 лет, в нём с 1871 года располагался «Сельский общественный и братьев Мошкиных банк». С приходом новой власти банк был закрыт. Долгое время в здании размещался вечерний университет марксизма-ленинизма, общество «Знание», партийная библиотека. В 1992 году в сюда переехал городской архив. Позже памятник градостроительства и архитектуры «Общественный банк» был включен в план приватизации и выставлен на торги. Покупателей долго не находилось, несмотря на невысокую цену — 5 млн рублей, но все же в 2013 году знаменитый особняк перешел в частные руки. Теперь здание временно пустует и в очередной раз выставлено на продажу.

Вернуться на сто лет назад...

Угловое каменное здание было единственной в Кимрах женской гимназией А. Н. Собцовой. Гимназия была открыта в 1909 году, но красивый особняк, где она разместилась, не был построен специально для среднего учебного заведения. Дом принадлежал Ивану Ивановичу Столярову. В советское время здание использовалось как учебное заведение, потом перешло в частные руки. Новый владелец отремонтировал ветхое строение, и сейчас особняк используют в качестве торгово-офисного центра. Дом купца Столярова, где раньше была гимназия Собцовых, внесен в перечень объектов культурного наследия регионального уровня.

В здании на Володарского, 18, построенном в 1910 году, приютились «Почта России» и «Почта-банк». Оно с самого начала было общественным, и такое впечатление, что время над ним почти не властно: даже цветные стёкла в левом окне над аркой сохранились.

Вернуться на сто лет назад...

Улица Володарского раньше называлась улица Большая, она была одной из самых престижных, и дома здесь не сельского, а поистине городского размаха, да и такой яркий модерн демонстрируют, какой в иных городах не встретишь, а Кимры в тот период, на секундочку, селом были. Как вам, например, этот маленький домик № 13 с двумя большими окнами?

Рядом, на Володарского 11 — особняк купца-обувщика Шокина. Правда, его семья в этом доме пожить не успела — на дворе стоял октябрь 1917 года. Стиль напоминает северный модерн. Что интересно, окна фасада различны по форме: большие квадратные, высокие, но узкие, полуциркульные, а одно даже круглое.

Вернуться на сто лет назад...

Совершенно очумительным был дом на углу улиц Володарского и Театральной площади (ул. Володарского, 7; мы вернулись к месту, откуда уходили на прогулку по городу — люблю ходить кругами, чтобы не повторяться!). Дом принадлежал производителю обуви С. И. Горбылёву, именно он одним из первых в селе осуществил надстройку третьего этажа и украсил здание тремя шатровыми башенками, стилизованными под старину. Нижние этажи были заняты магазинами, на втором разместилось отделение Азово-Черноморского банка. В советское время сюда в гости к журналистам газеты «Кимрская жизнь» в 1941 году, накануне войны, заходил приехавший на свою «малую» родину Александр Александрович Фадеев. Сохранился и маленький дом, притулившийся к уже «безбашенному» горбылёвскому, теперь это магазин канцтоваров «Кнопка».

Была возможность зайти хотя бы в подъезд — конечно, зашли! И внутри обнаружили такие же плавные «модЕрновские» линии и — что удивительно! — сохранившийся растительный узор под лестничными пролётами.

Вернуться на сто лет назад...

Я сделала обзор интересных домов в Кимрах только в одном квартале, обойдя его вокруг,

но интересных особняков в городе больше, и не все в приличном состоянии. Причина одна — нет владельцев, и, несмотря на то, что они явно обладают признаками памятника архитектуры, не взяты под охрану государством. Например, бывший дом купца второй гильдии, потомственного почётного гражданина села Кимры Николая Николаевича Носова, построен в начале 20 века.

Вернуться на сто лет назад...

Ещё один эффектный особняк, по поводу которого все, в том числе и я, проливают горькие слёзы — дом зажиточного купца Теплова постройки 1906 года (ул. Кирова, 5). После небольшого исследования пришла к выводу, что в разрухе виновата не советская власть — на цветной фотографии годов 70-80-х он выглядит совсем неплохо. Интересно, что старая чёрно-белая фотография приоткрывает историю этого дома: над окнами полустёршиеся надписи — «Чайная», на вывеске — «Музей». Теперь ничьё — и погибает!

Из известных людей, кроме писателя Александра Фадеева, в Кимрах родилась актриса Нина Сазонова, которую многие помнят по главной роли в кинофильмах «Женщины», где она очень душевно поёт «Старый забытый вальсок»: " Мы расстаёмся, чтоб встретится вновь,/Ведь остается навеки любовь./Кружится первый осенний листок,/Кружится в памяти старый вальсок,/Юности нашей,/Юности нашей вальсок».

Вернуться на сто лет назад...

Подумалось, что песня Яна Френкеля (в душевном авторском исполнении), которую пела Нина Сазонова в фильме, как нельзя лучше подходит для небольшого видеоролика о Кимрах.

Мы вернулись к своей гостинице. Завтра уезжать. Во многих отзывах читала о тягостном впечатлении, которое оставляет город Кимры. Посмотрев на всё своими глазами, мы между собой решили, что «пациент скорее жив, чем мёртв». Не знаю, может быть, у меня голова по-другому устроена, но чаще я вижу, что стакан наполовину полон там, где другие видят, что он наполовину пуст, и получаю удовольствие от поездки, погоды, общения…

Вернуться на сто лет назад...

И почему бы не закончить пребывание в этом маленьком городе приятной прогулкой по набережной, не зайти в кафе на берегу и не посидеть над водой тёплым летним вечером, наблюдая, как постепенно меняются краски на вечереющем небе?

Вернуться на сто лет назад...

Цикл материалов "Тверская область"

1. По тверской земле. 1 – Ударить автопробегом по карантинной меланхолии
  12. «Русский Барбизон»: места вдохновения
  13. Удомля: в поисках левитановского пейзажа
  14. Церковь в Белом Городке
  15. Вернуться на сто лет назад...
  16. «Ставят ловких две руки каблуки на башмаки, и набойки на каблук — тоже дело этих рук…»