Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 18:53

Эдинбург — Великобритания Декабрь 2023

В Британии любят и очень ценят праздники Рождества и Нового года. Буквально, начиная с первых чисел декабря, отовсюду несутся рождественские песни и мелодии, на первом месте среди которых неизменно звучит «Jingle Bells, Jingle Bells…« — одна из наиболее известных американских песен. Изначально она была написана Джеймсом Лордом Пьерпонтом в 1857 году ко Дню благодарения и назвалась «One Horse Open Sleigh», но с течением времени стала восприниматься как рождественская. И, что интересно — хоть о Рождестве в этой музыкальной композиции нет ни одного слова, но ее все равно из года в год слушают перед новогодними праздниками — уж очень у нее красивая, праздничная и поднимающая настроение в эти холодные дни, мелодия.

Как готовятся к встрече Рождества и Нового года во второй британской столице — шотландском городе Эдинбург? Как известно, в Шотландии находятся два действующих королевских дворца, постоянно посещаемых коронованными особами. Один из них — замок Балморал, в котором любила проводить летнее время королева Елизавета II и в котором она и скончалась 8 сентября 2022 г. Он находится на шотландском нагорье на берегу реки Ди в области Абердиншир. А второй королевский дворец в Шотландии — Холируд (Palace of Holyrood House) находится на восточной стороне города Эдинбург. Сюда ее тело было привезено из замка Балморал , в котором она скончалась и было доступно для прощания с шотландцами, а уже затем для окончательной похоронной церемонии ее переправили в Лондон.

Заблудиться в Эдинбурге, хоть он и кажется немного запутанным по расположению своих старых улиц, сложно. Достаточно выйти на одну из его главных улиц — Хай-стрит и вы уже не заблудитесь — на ней и по соседству с нею расположены все основные достопримечательности шотландской столицы. Главной из которых, естественно, будет Эдинбургский Замок (Edinburgh Castle) — неприступная для своих средневековых времен крепость, красиво стоящая прямо посреди города на высокой скале. Ну, а закончим эту прогулку по предновогоднему Эдинбургу, пройдя по всему маршруту, у и ныне действующего королевского дворца Холируд.

Крепость Эдинбург

Еще с давних времен путь между этими двумя дворцами, соответствующий по расстоянию около 1,6 км, называют Королевской Милей (The Royal Mile). И прогулка по этой Миле, проходящей как бы по нескольким улицам, является не только одной из главных туристических достопримечательностей города, но и символом его богатой истории. На этом пути, который мы начнем от Эдинбургского замка, мы встретим множество как архитектурно-исторических, так и торгово-туристических достопримечательностей с их магазинами, заполненными местными раритерами из овечьей шерсти, мужскими шотландскими юбками (килты) и, конечно, разнообразными сортами виски.

Карта маршрута «Королевская Миля»

Эдинбургский Замок

Итак, начинаем такую прогулку с Эдинбургского Замка. Поднявшись на холм, который называют Castle Rock, мы со смотровых площадок и через амбразуры все еще стоящих старинных орудий, видим гигантскую панораму столицы Шотландии. Здесь часто проводятся мероприятия и парады, а также отсюда можно наслаждаться великолепными панорамами города. Сравнивая этот вид с находящейся рядом картинкой двухсотлетней давности, видим, что развитие города не стояло на месте.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

История этого Эдинбургского замка насчитывает более тысячи лет и связана со множеством исторических событий и эпох. Так, археологические находки, найденные на этом холме, свидетельствуют о том, что укрепленные поселения здесь существовали еще в бронзовом веке. Ну, а сам замок был основан в XII веке, когда король Давид I Шотландский (David I) поручил строительство крепости на месте бывшего крепостного двора. Закончив возведение, он использовал ее в качестве резиденции и оборонительной крепости.

Площадь перед замковой крепостью Эдинбург
Вид с замковой площади на Старый город. Вдали мы видим самое высокое здание Эдинбурга — Highland Tolbooth Kirk

В последующие столетия замок стал не только центром власти, но и культурным центром Шотландии. Здесь располагались королевские палаты, а также королевская капелла и залы аудиенций. Естественно, он многократно подвергался атакам и осадам во время различных военных конфликтов между Шотландией и Англией. Один из наиболее известных эпизодов — осада замка в 1573 году, когда он был все-таки захвачен англичанами. В XIX веке замок был полностью отреставрирован в стиле неоготики под руководством архитектора Джорджа Генри Барроуза.

В настоящее время Эдинбургский замок является одним из самых популярных туристических достопримечательностей Шотландии, привлекая ежегодно миллионы посетителей. Он также по-прежнему имеет важное стратегическое значение и служит местом проведения многих церемоний и мероприятий. На верхнем бастионе все еще стоят орудия. И даже в наше время каждый день в 1 час дня отсюда стреляет пушка. Это Традиция — т.н. «Оnе О’Clоck Gun».

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Что можно посмотреть и сколько времени нужно «заложить» на эту туристическую локацию? Думаю, часа два-три будет достаточно. Эдинбургский замок является домом для нескольких музеев и выставочных пространств, где посетители могут больше узнать о богатой истории и культуре Шотландии. Интересующимся военной историей, стоит посетить Шотландские королевские казармы (The Royal Scots Dragoon Guards Museum) — этот музей рассказывает об истории и традициях королевских казарм Шотландского полка драгун-гвардейцев. Экспозиции включают в себя оружие, униформу, медали и другие артефакты, связанные с историей полка.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Есть там еще один музей по военной тематике — Шотландский национальный военный музей (National War Museum of Scotland). В нем мы познакомились с богатой историей шотландского военного наследия от древности до наших дней. Экспозиции этого музея включают в себя оружие, униформу, документы и предметы быта, связанные с военной историей Шотландии.

Ну, а «вишенкой» на торте будет Шотландская королевская капелла (The Scottish Crown Jewels), в которой можно увидеть Шотландские королевские сокровища, включая корону, скипетр и мечи, использовавшиеся в церемониях коронации шотландских монархов.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Комплекс этих музеев предоставляет посетителям возможность погрузиться в историю и культуру Шотландии, увидеть ее военное наследие и узнать больше о королевской истории этой страны. Для беглого осмотра нам хватило два часа очень дефицитного зимнего предрождественского времени, в котором световой день длится всего около 7 часов и уже в 3 часа дня начинает темнеть.

Старый город (Old Town)

Начавшись как бы от Замка, Королевская Миля проходит через Старый Город, в кварталах которого можно обнаружить красивые старинные здания, узкие улочки, магазины с сувенирами, рестораны и пабы. Невозможно пропустить мимо нашего внимания самое высокое здание Эдинбурга — Highland Tolbooth Kirk — одно из самых характерных сооружений Эдинбурга, силуэт которого виден со всего Старого города. Оно было построено в период 1842—1845 гг. и его шпиль, высотой 72 метра, считается самой высокой точкой Эдинбурга.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Что интересно — несмотря на свой внешний вид и название, это здание никогда не было освящено как церковь, потому что Шотландская церковь построила его как место заседаний Генеральной Ассамблеи и последнее такое собрание прошло здесь в 1929 году. Сейчас оно переоборудовано и с 1999 года носит название The Hub, а его многофункциональное пространство используется для проведения множества мероприятий различного предназначения.

Отсюда расходятся в разные стороны улочки и кварталы Старого города, гулять по которым, заглядывая в их магазинчики и дворики — настоящее наслаждение.

Рыночная площадь

Находясь в этом районе, стоит заглянуть на Рыночную площадь (Market Square) — историческое место, где в разные времена проводились рыночные торги, ярмарки и другие общественные мероприятия. В наше время здесь тоже проходят различные мероприятия, включая фестивали, концерты, выставки и ярмарки. В разные периоды года здесь могут устанавливаться временные палатки с сувенирами, ремесленными изделиями и уличной едой.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Ну, а в стародавние времена эта площадь, известная как Галловантин Хилл (Gallows Hill) использовалась как место публичной казни различных преступников через повешение. Такие казни проводились здесь со времени основания города в XII веке и до 1784 года. Список приговоренных к казни был довольно широк и включал в себя убийц, изменников и всякого рода крупных бытовых преступников. Такие наказания были обычным делом в Европе в Те времена. Вот, на нижнем снимке мы видим выложенный плиткой силуэт виселицы — здесь она и устанавливалась тогда.

Последним преступником, казненным на этом месте в 1784 году, был James Andrews. Это было бытовое преступление — он убил, о чем-то повздорив, своего соседа Джона Бревера (John Breve). Такие вещи были нередки тогда не только в Эдинбурге, но и по всей стране и публичные казни были обычным способом наказания для таких серьезных преступлений в Те времена. Они часто привлекали большое количество зрителей и для многих из них это наверняка служило хорошим уроком в их дальнейшей Жизни…

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Проходя далее по маршруту Королевской Мили нам попалась вот такая, одиноко стоящая красная телефонная будка, которую я бы отнес к т.н. «Лицу Великобритании»! Такими они стали благодаря решению компании «General Post Office» (GPO), которая управляла телефонной связью в Великобритании до 1980-х годов. Когда в начале XX века появилась необходимость в установке общественных телефонов, компания решила, что красный цвет будет наиболее заметным и легко узнаваемым для публичности. И такие будки стали иконой британского общественного облика. Помнится, и у нас таких будок, правда — невзрачного серого цвета, было немало, но сейчас — увы! нет ни одной…

Зато в Британии такие телефонные будки, несмотря на появление современных способов связи в наши дни, хоть и не часто, но можно встретить — они остаются символом ее истории и культуры. Мы встречали их действующими даже в далекой глубинке, например, на пустой дороге А855 на севере острова Скай. В наши дни они часто используются и в качестве пространства для обмена сувенирами и книгами. Увы! Эра таких красивых телефонных будок подошла к своему логическому концу и сейчас рулит мобильная связь — обходимся Айфонами!

Действующая телефонная будка на пустынной дороге А855 на севере острова Скай

Продолжая наш путь по Королевской Миле в сторону дворца Холируд, мы проходим мимо череды красиво оформленных магазинов, различных исторических памятников, музеев и других архитектурных и культурных достопримечательностей. Многие витрины носят эдакий, привлекающий внимание, стародавний шотландский шарм.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

На своем пути мы видим множество магазинов, предлагающих разнообразные товары для туристов и местных жителей.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Встретились на нашем пути и несколько магазинов, где можно было приодеться «по-шотландски»: купить шотландские килты, ткани в стиле «тартан», шерстяные изделия, шапки с помпонами, ремни, сумки и другие предметы одежды и аксессуары в национальном стиле.

Тартан — это ткань с ярким узором, состоящая из полос и квадратов различного размера и цвета, из которой и шьется национальная шотландская мужская юбка — килт. Каждый узор тартана связан с определенным кланом (родовым сообществом) или семьей в Шотландии и его уникальный дизайн может иметь историческое и символическое значение. Тартан используется не только для килтов, но и для других предметов одежды и аксессуаров, таких как юбки, шарфы, галстуки и сумки.

Каталог образцов тканей Тартан

В итоге, одевшись в свой национальный костюм, шотландские мужчины выглядят вот так:

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Если вы увлекаетесь Гарри Поттером, нужно отойти чуть в сторонку на ул. Виктория стрит, 40 и там выстоять очередь в этот трехэтажный магазин, наполненный всевозможными сувенирами на эту тематику.

Очередь в сувенирный магазин Гарри Поттера
Сувениры магазина Гарри Поттера

Королевская Миля полна не только всякого рода сувенирных магазинов, но и, конечно, многочисленных кафе и ресторанов. Мы с удовольствием посидели за чашечкой ароматного кофе в одном из таких заведений.

Остановки Истории на Королевской миле

А потом, спускаясь дальше к дворцу Холируд, заглянули в «Музей народной истории» (The People’s Story Museum). Он бесплатный и посвящен демонстрации жизни простых жителей Эдинбурга на протяжении многих веков. В нем представлены экспонаты, показывающие социальную историю города, включая такие аспекты, как работа, семейная жизнь, политика и досуг. Посетив этот музей, мы реально окунулись в Те стародавние времена и получили увлекательное представление о повседневной жизни жителей города из прошлого…

Здание «Музея народной истории»

Здание, в котором расположился этот музей, было построено еще в 1591 году и использовалось администрацией города для ведения дел, сбора налогов, в том числе и как тюрьма. В музее раскрывается жизнь обычных людей в работе и отдыхе в период с конца XVIII века до наших дней.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Посетив музей, мы увидели экспозиции, собранные из реальных предметов соответствующих времен, отображающие мастерскую переплётчика, помещения бывшей тюрьмы, кухню военных времён и многое другое.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Неподалеку от него — на другой стороне этой же улицы, есть еще один интересный музей на похожую тематику — «Музей Эдинбурга» (The Museum of Edinburgh). Он также представляет посетителям историю и культуру города, проходившие в нем через различные периоды времени. Музей расположен в историческом здании, известном как Huntly House, которое само по себе является исторической достопримечательностью, так как его создание датируется XVI веком и является прекрасным образцом шотландской архитектуры того времени.

«Музей Эдинбурга»
Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Экспозиции в музее тоже исторически интересны и включают в себя артефакты, фотографии, живопись и другие объекты, которые рассказывают историю Эдинбурга, начиная с его древних времен и до настоящего времени. Они охватывают такие темы, как развитие города, его культурное наследие, религиозные обряды, жизнь и обычаи жителей и многое другое.

Церковь Кэнонгейт

Вот впереди уже показался силуэт комплекса дворца Холируд, на котором заканчивается Королевская Миля. Но слева мы видим небольшое здание церкви, которую все справочники не советуют пропускать. Это церковь Canongate Kirk — одно из наиболее значимых религиозных и архитектурных сооружений города, которая ведет свое основание с XII века. Она знаменита не только тем, что в ней находятся красивые стеклянные окна и оригинальный интерьер, но и тем, что в ней проходили церемонии нескольких королевских свадеб — дворец Холируд ведь неподалеку…

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Перед входом на территорию церкви мы видим памятник шотландскому поэту Роберту Фергюссону (Robert Fergusson, 1750–1774), ставшему известным благодаря своим ярким и остроумным стихам, которые описывали жизнь и обычаи Эдинбурга в его эпоху. Ух, какой он веселый и задорный шагает по улице! Он считается предшественником более известного шотландского поэта Роберта Бёрнса.

Здание Шотландского парламента и Дворец Холируд

Ну, вот мы и дошли до конца Королевской Мили. Его венчают как бы два комплекса зданий — современный модерновый Парламент и старинный дворец Холируд. Здания Шотландского парламента (Scottish Parliament Building) служат местом заседаний для членов его правительства, которое является законодательным органом Шотландии.

Этот комплекс зданий, являющийся ярким примером модерна, был открыт в 2004 году. Основные его черты — нестандартные геометрические формы и использование стекла, стали и камня в его конструкциях. Внутри этого комплекса расположены залы заседаний, конференц-залы, офисы для членов парламента и административные помещения. По договоренности, по зданию парламента проводятся и экскурсии для туристов.

Здания парламента Шотландии

Ну, а на другой стороне улицы Horse Wynd уже виден комплекс Холирудского дворца (Holyrood Palace), который является официальной резиденцией британского монарха в Шотландии. Этот дворец был построен в начале XVI века. Ему предшествовало аббатство, основанное в XII веке монахами ордена августинцев. Дворец, каким мы его знаем сегодня, был построен на месте старого аббатства по приказу короля Джеймса IV Шотландского в 1501 году.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Холирудский дворец был резиденцией шотландских монархов и императоров до XVII века. Позже он стал одной из резиденций британских монархов при их посещениях Шотландии. Дворец часто использовался для королевских приемов, церемоний и других мероприятий. Как известно, каждое лето королева Елизавета II проводила в Шотландии. И останавливалась в Холируде на одну неделю по пути в ее любимый шотландский замок Балморал и потом на пути обратно в Лондон. В настоящее время Холирудский дворец также является официальной резиденцией британской короны и открыт для посещения туристами. Стоимость билета, который действителен в течении всего календарного года с момента первого посещения — 19 ф.с.

Ну, вот! Наша рождественская прогулка по одной из самых знаменитых улиц шотландской столицы — Королевской Миле, подошла к концу. С заходом солнца и наступлением ночи, город наполняется волшебной атмосферой и разнообразными праздничными мероприятиями рождественского направления.

Рождественский Эдинбург. Прогулка по «Королевской миле»

Повсюду красиво украшены витрины и организованы ярмарки с аттракционами, развлечениями и продажей подарков. Каждый отель или магазин выглядят по-своему красиво и нарядно. Нередки световые инсталляции и фейерверки.

В Рождество и Новый год в Эдинбурге, как говорится — «не протолкнуться»! Кругом праздничные мероприятия на открытом воздухе — концерты, фестивали, фейерверки и парады. Эти и другие мероприятия оставляют у каждого только прекрасные и незабываемые впечатления.

И отовсюду слышно праздничное «Jingle Bells, Jingle Bells…». Медленно и не спеша приходит за Рождеством и Новый Год…