Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 22:59

Стерлинг, Мелроз — Великобритания Май 2023

Много ли наших туристов бывали в Великобритании или ее северной части — Шотландии? Что мы знаем о Шотландии? Большинство, наверно, сразу вспоминает бородатых мужчин в клетчатых юбках и с волынкой в руках. Но Шотландия, находящаяся на широтах от 58,6° до 55° С.Ш., сравнимых с таковыми по С-Пб и Вильнюсе или Минске, довольно велика по площади — 78 772 кв. км, что составляет около 30% общей площади Соединённого Королевства. Страна обладает своей идентичностью, своими, хоть и скромными, но запоминающимися пейзажами, ну и, конечно, омываемыми ее берега Атлантикой и Северным морем.

Наше автопутешествие по южной части Шотландии мы начали с исторического места Стирлинг. Этот город имел свою славную историю, уникальную крепость-замок, и с ним мы познакомимся как-нибудь отдельно. А вообще, расположенные на юго-востоке Шотландии земли Scottish Borders были в Средние века ареной кровопролитных сражений. И именно здесь рождалось в битвах Шотландское королевство.

А пока, взяв напрокат на три дня на фирме Arnold Clark автомашину, мы вырулили на исследование южной части Шотландии и сделаем круг по побережью Северного моря, посетим замок известного писателя Вальтера Скотта (1771 — 1832) и, доехав до границы с Британией, пересечем всю страну на Запад до Атлантики. Эта дорога будет проходить через лесные парки и на третий день выведет нас к еще одному интереснейшему памятнику культуры и архитектуры — замку Culsean Castle & Country Park, стоящему прямо на крутом обрыве над океаном. Этот трехдневный путь с двумя ночевками в городках Берик-Апон-Туид и Дамфрис, длиной 533 ml (853 km), мы преодолели легко — опыт левостороннего вождения уже был (ЮАР и Кипр), машину брали только — автомат. Да и дороги были хорошего качества и незагруженными, а все водители — вежливыми и культурными — всегда, когда надо, уступали дорогу или подсказывали путь.

Маршрут 3-х дневного автопутешествия по Южной Шотландии

6 мая 2023

Ну, вот — в Лондоне начинается эпохальное за многие десятилетия событие — коронация нового короля Карла III — как долго все-таки у них идет процесс назначения нового главы государства — с момента кончины Елизаветы II, проводы которой были и в Эдинбурге, прошло уже 8 месяцев!

И сегодня мы, получив почти новенькую автомашину марки Пежо (ее пробег был всего 1958 миль), в 10 утра вырулили из Стирлинга на трассу, ведущую в Эдинбург и затем свернули с нее на юг — к местам жизни и творчества, пожалуй, самого известного у нас англоязычного писателя — Вальтера Скотта. Наш путь первого дня будет пролегать по землям, расположенным на юго-востоке Шотландии. Именно эти места, под названием Scottish Borders, были в Средние века ареной кровопролитных сражений. И именно здесь рождалось в битвах Шотландское королевство.

Сегодня нам предстоит маршрут длиной около 167 ml (267 км), в ходе которого мы посетим Scott’s View — место на вершине холма над рекой Туид, с которого В. Скотт любил наслаждаться красотами родного края. Затем заглянем на «чашечку кавы» в его «скромный» домик Abbotsford House, в котором он жил и творил свои великие произведения. Далее выезжаем на побережье Северного моря в городок North Berwik и по выезде из него посещаем остатки одиноко стоящего на берегу моря замка Tantallon Castle. Проехав далее по побережью Северного моря на Юг через городки Dunbar Beach Front и Dunbar, остановимся на ночлег в приморском городке Beric Upon Tuid. Для одного дня, учитывая наличие в экипаже очень подвижного 8-летнего мальчугана — достаточно активная программа.

Маршрут первого дня по Южной Шотландии

Cмотровая площадка Scott’s View

Итак, первым интересным объектом на нашем пути стал природный пейзаж, который называется «Cмотровая площадка Scott’s View». С нее открывается вид на долину реки Твид. Именно с этого места Вальтер Скотт любил созерцать долину этой реки и деревню Gattonside. Отсюда открывается фантастический вид на излучину Туида и холмы Эйлдона. Была великолепная погода, сияло солнце и было даже жарко.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Как найти эту точку? Ведь нигде нет никаких улиц с их названиями. В Британии все просто — каждый адрес или достопримечательность имеет свою кодировку. И, зная ее, навигатор Google Maps выведет вас к любому объекту или адресу в стране. Так, например, кодированный адрес этого места — B6356, Melrose TD6. И — все! Навигатор без проблем привел нас к этому месту, затерявшемуся в горных холмах Мерлоуза.

С этого места уезжать не хотелось — кругом была тишина и спкойствие, а все склоны издавали ароматы различных цветущих растений. Куда ни кинь взгляд — везде превалировали красивые желтые пятна. Это вовсю расцвел Улекс европейский (или Английский дрок) — неприхотливый быстрорастущий кустарник, широко распространившийся по разным континентам, где он с легкостью вытесняет местные виды.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

В его колючих зарослях часто селятся птицы и прячутся от опасности мелкие зверьки, а ландшафтные дизайнеры создают из него бордюры и живые изгороди. Также Улекс европейский иногда культивируют как корм для лошадей, а его цветы являются сырьем для производства жёлтого красителя.

Неподалеку находятся руины аббатства Dryburgh Abbey, основанного на берегу реки Туид в 1150 году. Здесь находится и могила Вальтера Скотта. Но, учитывая плотный график дня, заезжать туда мы не стали.

Замковый комплекс В. Скотта — Abbotsford

Спустившись с этого красивого холма, направились к городку Melrose и, проехав через него, свернули к Abbotsford — знаменитому месту летнего местопребывания великого шотландского романиста рубежа XVIII–XIX веков — Вальтера Скотта. Оно, как и все большие жилые помещения тех времен, было обнесено капитальной стеной, выполненной из шотландского песчаника. Здесь — это культура! Защита частной собственности!

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Каждый приватный участок земли, используемый под строительство дома или сельское хозяйство, в Шотландии обнесен такой каменной изгородью высотой хотя бы полметра. Многие дороги тоже имеют такие заборы, но большинство их сейчас — из очень плотного кустарника. И, кстати, всегда хорошо подстриженного. Так что, проезжая по дорогам, просто так остановиться и посмотреть на пасущихся овечек или сделать селфи на их фоне — невозможно! Только — на специальных View Point, которых, надо сказать, не очень много…

Замок В. Скотта тоже находится на берегу реки Твид и когда-то на его месте был монастырь. В 1811 г. писатель купил это старинное здание и постепенно превратил его в романтическое жилище с прекрасным парком, библиотекой, собранием древностей и картин.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

В этом доме, находящемся в области Scottish Borders, или Шотландские Границы (с Британией), Вальтер Скотт — великий шотландский романист рубежа XVIII–XIX веков — прожил, пожалуй, самую творческую часть своей жизни. Из Эдинбурга сейчас туда можно добраться за час по шоссе A7 — этим путем туда ездил и сам писатель, который служил шерифом в графстве Селкеркшир, на юге Шотландии. Билет в этот музейный замок стоит 14 ф.с. и по нему можно посещать это место не один раз в течение года. Вход на территорию парка — бесплатный.

Монастырь, конечно, не имел такого шикарного вида, который у этого сооружения есть сейчас — к этому результату его привела страсть Вальтера Скотта к средневековью. И вот, вжившись в этот образ, он и построил себе по старинным чертежам на берегу Твида этот готический замок и на средневековый манер украсил его снаружи фамильным гербом, а внутри — портретами шотландских королей и своих благородных предков. Говорят, в основном созданных воображением.

И, как свидетельствуют его друзья, он мечтал стать родоначальником благородной фамилии и он им стал. В 1820 году ему было даровано право называться «сэр Вальтер Скотт Абботсфорд, баронет». Этот дворянский титул писатель получил от английского короля Георга IV и такой титул он считал для себя величайшей наградой.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Стиль жизни в замке также был приближен к средневековому и Вальтер Скотт не без основания называл это место «жилищем, похожим на сновидение». Как коллекционеру, по тем временам ему не было равных! Среди его экспонатов, выставленных в комнатах замка можно увидеть распятие, некогда принадлежавшее Марии Стюарт, каминные часы Марии Антуанетты, медальон с портретом Гёте, серебряную урну от Дж. Байрона, мебель, подаренную Георгом IV и многое другое.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Экскурсия по замку самостоятельная с электронным гидом, вещающем на 15 языках. Все просто, легко и понятно. В каждой комнате стоит приборчик, прикоснувшись к которому, через наушники только для тебя звучит нужная информация. Писатель был большим любителем старинного средневекового оружия и собрал у себя его уникальную коллекцию. Говорят, и сам его развешивал по стенам. Я такого оружейного богатства «тех» времен, еще не встречал ни в одном из посещенных мною шотландских замков. Даже у Елизаветы II в. замке Балморал такого не было. Здесь им увешаны стены во многих комнатах, а кое-где и даже часть потолка.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Особенно приятно поразила его библиотека. В ней собраны тысячи книг. Дествительно — тысячи… Неужели он все это смог прочитать? Ну — хотя бы, полистав, заглянуть в каждую из них? А что мы читали из его произведений? У меня на слуху только — «Айвенго» и «Эдинбургская темница». Он считается одним из тех редких писателей, у кого форма исторического романа не стесняла художественность изображения. В. Скотт считался не только большим знатоком «средневековых древностей», но и к тому же прекрасным живописцем пером, который, как никто другой, умел оживить старые, уже покрывшиеся вековой пылью, события.

Писатель также был ценителем не только оружия и книг, но и был большим поклонником прекрасного — музыки, изобразительного искусства. Стены некоторых комнат покрыты уникальными и редкими для Той поры, китайскими обоями 18 века.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Как писатель и гражданин, В. Скотт внес неоценимый вклад в дело сохранения и прославления национального достояния и традиций Шотландии. Именно он разыскал Королевские Регалии Шотландии в 1818 году, добился возвращения моды на килты (шотландские «юбки»), тартан (клетчатый орнамент, символизирующий определенный клан) и все исконно шотландское. И не зря в Эдинбурге, учитывая все эти его заслуги, шотландцы установили ему великолепный памятник.

Этот монумент, выполненный в готическом стиле, был установлен в 1840–1846 годах в парке на Принцесс Стрит неподалеку от железнодорожного вокзала. Четыре колонны поддерживают неоготическую башню из серого шотландского песчаника. На стенах и кровле видны 64 фигуры героев произведений Вальтера Скотта. Под куполом в центре находится, выполненная из каррарского мрамора, статуя писателя с книгой и гусиным пером в руках, а рядом с ним лежит его любимая гончая Майда.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Кстати, Абботсфорд — первый газифицированный дом в Шотландии, так как Скотт, сотрудничая с газовой компанией, провел туда газ еще в 1823году. Это было большим прорывом в сервисе освещения и отопления такого громадного дома, так как для этого требовалось немалое количество дров.

Осмотрев музейные реликвии, прогулялись по красивому и ухоженному парку, разбитому вокруг дворца.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

С одной стороны, хорошо видимой из дворца, видна пойма реки Туид.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Закончив осмотр обители Вальтера Скотта и выпив по чашечке кавы, вырулили на побережье Северного моря к городку North Berwik. До него ехать 42 мили (67 км).

Правда, поначалу в мой план я включил посещение еще одного замка, который есть наподалеку от обители В. Скотта всего в 16 милях — Traquair House. Это охотничий замок, построенный еще в 1107 году. В нем экскурсию обычно проводит сама хозяйка этого дома Mrs. Кэтрин Максвелл Стюарт, которая является двадцать первой леди Траквейр & Traquair House. Этот дом считается самым древним поместьем Шотландии. Но мы туда не поехали — побоялись не успеть выполнить дневную программу. И правильно сделали — к забронированному месту нашего ночлега в городке Berwick-Upon-Tweed на берегу Северного моря, мы приехали почти к закату солнца.

Побережье Северного моря в Южной Шотландии. Городок North Berwick

Норт-Бервик — очень приятный приморский город на берегу Северного моря в регионе East Lothian с великолепными пляжами, несколькими гольф-клубами и своеобразными прибрежными пейзажами, а также шотландским центром морских птиц. Выехав к морю, полюбовались длинной береговой линией, застроенной каменными домами. Многие из них выглядели красиво и были даже в чем-то похожи на миниатюрные замки.
Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток
Напротив городка в море были видны несколько островов, известных своими Олушами — родом крупных морских птиц из семейства олушевых. Туда организуются морские экскурсии, но можно и не плавать, а ознакомиться с ними в Шотландском центре морских птиц (Scottish Seabird Centre), который находится на мысу в правой части города. Вот на нижнем снимке он и виден на мысу справа.
Сам город небольшой — в нем проживает около 8 тысяч населения, но в «пляжный» сезон в нем, как говорится — «не протолкнуться».
Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток
Насыщенная программа мероприятий этого городка включает в себя круглогодичные развлечения, в том числе игры North Berwick Highland Games, Fringe by the Sea и Puffin Fest. Последняя посвящается возвращению на местные острова оригинальных птиц — тупиков. Как правило, такие фестивали обычно проводятся в конце мая и включают в себя не только экскурсии на острова, на которых они поселяются, но и различные мероприятия для детей, переодевающихся в костюмы таких птиц или раскрашивающих себя в их цвета. Помнится, мы таких птиц встречали в Исландии, но там такого ажиотажа не наблюдалось — мы были с ними совершенно одни среди дикой стихии.
Побродив немного по пустынной и ветреной набережной, вырулили дальше на юг к следующему интересному с исторической точки зрения объекту — старой крепости-замку Tantallon Castle. До него ехать всего 4 мили. Подъехали к крепости как раз к закрытию в 16:50. Кругом вовсю лежал туман. Мы попросили сотрудницу «зайти только на минутку» и она пропустила нас  бесплатно. Уложившись в оставшиеся десять минут, подошли к этому сооружению поближе и, сделав фото — выехали дальше на юг.
Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток
Чем знаменит этот замок? Он был построен в XIV веке и его расположение с точки зрения безопасности его обитателей было очень удачным — с трех сторон эту крепость окружало море. Сооружение обнесено крепостной стеной, выполненной из красного песчаника. Ее высота достигает 15 метров, 3,6 метров — в толщину и 90 метров — в длину.
Первым его владельцем считают Уильяма Дугласа, племянника одного из соратников Роберта Брюса. Первое письменное упоминание об этом замке относится к 1374 году, а сам замок был построен приблизительно в 1350 году. Уильям Дуглас, ставший графом в 1358 году, жил здесь со своей любовницей Маргарет Стюарт, графиней Ангус. После его смерти в 1389 году замок отошёл к их внебрачному сыну Джорджу Дугласу, графу Ангусу, что вызвало раскол в клане Дугласов.
Почти триста лет в нем и из-за него шли и внутрисемейные, и англо-шотландские разборки, в результате которых в 17 веке он стал нежизнеспособным и первые реставрационные работы в его стенах были произведены только в конце XIX века.
Пейзаж вокруг, как и вся история этого замка — суровый и мутный. Ветер, туман и морская пыль в воздухе — долго тут делать нечего…
Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

После осмотра этой реликвии, двигаемся вдоль берега Северного моря дальше на Юг. У нас на пути будут приморские городки Danbar, Burnmouth, Lamberton и Beric Upon Tuid. У предпоследнего городка заметили табличку Scottish Border! Все!

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Шотландия закончилась и мы спокойно въехали на территорию уже Англии. Дальше эта пограничная линия спокойно идет на запад к Атлантике до города Gretna. Никаких пограничников и контролей на дорогах не было нигде. А ведь когда-то здесь было очень неспокойно и шотландцы вовсю воевали с англичанами за свою идентичность и самостоятельность.

Приехав в городок Beric Upon Tuid, стоящем на левом берегу все той же реки Туид, на которой стоит замок Вальтера Скотта, остановились на ночлег. Город был окутан сильным туманом — вот она, настоящая Англия! и нам удалось только немного прогуляться по пустынной набережной центральной части этого тихого местечка. Но вообще-то в его истории многие столетия и особенно в период Средневековья, были неспокойными. Так, например, в результате непрекращающихся англо-шотландских войн только за период с 1296 по 1482 год, Берик 13 раз переходил из рук в руки от Англии к Шотландии и обратно. В результате этих действий город постепенно приходит в упадок. В 1482 году будущий английский король Ричард III опять вторгся в пределы Шотландии и уже окончательно закрепил Берик за английской короной.

Автопутешествие по Южной Шотландии. Восток

Так закончился наш первый день автопутешествия по Южной Шотландии. Общая протяженность пути 1-го дня составила 167 m (267 км). Но, наличие отличных дорог и их незагруженность, не вызвали особой усталости. Завтра нас ждет знакомство со знаменитым прибрежным парком Northumberland Coast и переезд по Южной Шотландии в сторону Атлантического океана с посещением на пути интересных городков и лесного парка Northumberland NP. Следующую ночь мы запланировали провести в городке Dumfries. На третий день - дорога к Атлантике и - обратно в Стирлинг.