Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был вчера 11:42

Митхо, Хошимин — Вьетнам Март 2023

Третьей страной в путешествии (про Сингапур можно прочитать здесь, а про Малайзию тут, тут и тут) должна была стать Камбоджа, перелет в которую был забронирован и оплачен. И вот на этом месте план начал давать течь. Наше путешествие включало перелет в Пномпень, оттуда переезд в Хошимин и возвращение в КЛ с последующим возвращением в Москву.
До стойки регистрации этот план срабатывал, а вот на стойке улыбчивая сотрудница авиакомпании сначала попросила показать камбоджийские визы, а когда мы сказали, что их можно получить в аэропорту, захотела увидеть билет из Камбоджи. Улыбаясь друг другу, мы рассказали ей о нашем плане, послушав который сотрудница повторила вопрос о документах, подтверждающих выезд из Камбоджи. О том, что в Малайзии любят проверять билеты, подтверждающие выезд из страны, мы слышали, а вот о том, что нужны билеты о выезде из третьей страны — такого в отзывах не попадалось. Что ж, оперативно билет на автобус мы купить не смогли, рейс Пномпень-Хошимин стоил как крыло самолета, на котором он выполнялся, так что отправились на сиденья держать свою версию совета в Филях (Филях, кстати, вполне себе малайское слово, могли бы использовать). В итоге прикинули по деньгам и решили сразу лететь в Хошимин, а оставшиеся от Камбоджи деньки (и деньги) потратить на путешествие по югу Вьетнама. Первый раз покупал билет непосредственно в здании аэропорта, по этому поводу был наполнен чувством собственной важности. При регистрации на рейс в Хошимин вопрос с обратным билетом, кстати, повторился, но тут мы уже не упали лицом в грязь.
Так что вот. Путешествия по ЮВА, может, и легкие, но в случае Куала-Лумпура эта легкость теряется. Или во всяком случае требует билета из страны.

Вторым неприятным моментом стал сорвавшийся календарь. Как ни странно, но в огромном Хошимине более-менее нормальное жилье по более-менее нормальной цене оказалось найти намного сложнее, чем куда в более компактном КЛ. То, что мы изначально планировали, на новые даты оказалось занято, а то, за что цеплялся взгляд, стоило как крыло от самолета, на котором мог выполняться рейс Пномпень-Хошимин. В итоге три ночи в Хошимине нам стоили дороже, чем пять ночей в КЛ примерно в похожем комплексе с бассейном и спортзалом. Но в итоге разобрались, забронировали, сдали багаж, сели в самолет. Поехали!

Хошимин разбит на дистрикты (Голодные игры одобряют). Вся туристическая тусовка и прилизанные рафинированные улицы — это дистрикт 1. Мы заселились в дистрикт 4, который вполне себе неплох, но туристов здесь можно пересчитать по пальцам. Пока все туристы тусили на фудстрит в районе 1, мы каждый вечер выбирались на местную улицу ресторанов, которая специализировалась на морепродуктах

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Сюда мы в итоге и приходили каждый вечер, в одно и то же заведение с более-менее понятным меню. Кроме зажаренных до углей свиных ребрышек никакой жести не было, а вот в соседнем заведении желающие могли отведать мечехвоста на гриле

Курс рубля к доллару в марте 2023 года еще радовал, курс доллара к донгу радовал еще больше, так что стол каждый раз ломился от блюд, а пара холодненького пива дополняла ужин. За окружающими столами были местные, эти в пиве себя не ограничивали, а пустые банки кидали вниз. В итоге очень скоро под столами яблоку и новой банке негде было упасть

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Количество выпитого никак не влияет на любовь азиатов к песням. Кто-то сидит и поет дома, кто-то на улице за столом с друзьями, а у большинства заведений обычно другая картина — подъезжает/подходит парень/девушка с микрофоном и колонкой и начинает петь. Через некоторое время поступают заказы, а за определенную плату можно и самому исполнить хит вьетнамской эстрады

Вариант домашнего караоке

Вероятно, в Хошимине есть не самые благополучные районы, но ни разу с агрессией не сталкивались, даже пьяных ни разу не видели. Хотя в темное время суток ходили много. Но, наверное, в узкие переулки, которыми пронизан дистрикт 4, лучше не заходить:)

А на основых улицах жизнь бьет ключом. Вьетнам вообще запомился как нескончаемая витрина магазинов. Я так понимаю, что если у вьетнамца нет магазина или мастерской, которые выходит на улицу, он вообще непонятно чем занят. Вот, например, гроб прикупить не хотите ли?

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Но абсолютное большинство заведений сосредоточено, конечно, на еде. Население огромного города жаждет еды, поэтому в Хошимине огромное количество фошных, лапшичных, бургерных, банмишных, тяханных и т. д. Кроме улиц еды, есть отдельные заведения, а если и этого недостаточно, то ваши запросы готовы удовлетворить множество передвижных кухонь

Что ж, вкусив вьетнамской пищи, мы решили выдвигаться в сторону квартиры, которая на ближайшие несколько дней стала нашим домом, по пути не забывая смотреть по сторонам. Домашних животных во Вьетнаме, я так понимаю, не очень много, но несколько раз у входа в очередной магазин видели котиков. Отличная реклама, на мой взгляд:)

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Сделали круг, затарились в магазине местным пивом и снеками (пиво, кстати, дешевое, банка 0.33 стоит примерно 30–50 центов) и вернулись в дистрикт 4

На зданем плане, кстати, красиво подсвечивается фиолетовым небоскреб Landmark 81 — самое высокое здание Юго-Восточной Азии. Высота — 461 метр, а число «81» в названии — это количество этажей в сооружении. В небоскребе, естественно, есть смотровая площадка, но башню построили чуть в стороне от центра, поэтому виды с нее, как говорят, разочаровывают, но сами не ходили, не буду утверждать. В плане альтернативной смотровой выгоднее смотрится башня Bitexco, которая хоть и значительно ниже, зато находится в самом центре. Стоимость посещения в марте 2022 года — примерно 9 долларов, но можно сэкономить и посетить расположенное ниже кафе, где потратить те же 9–10 долларов на коктейли. Мы планировали подняться на эту смотровую, но не сложилось. Башня Bitexco на фото ниже справа, самое высокое строение в хошиминском центре, здание с вертолетной площадкой

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Внезапным препятствием на пути к апартаментам стала оживленная автомобильная набережная без малейшего признаков пешеходных переходов. Пешеходы в Хошимине вообще не особо котируются, при движении стоит придерживаться правила «не трамвай, объедет». Поначалу непривычно переходить дорогу в непрерывном потоке транспорта, но со временем привыкаешь. В итоге несколько раз прошли мимо католической церкви Вин Хой. Как и положено социалистической республике, больше всего людей во Вьетнаме придерживаются атеизма. Впрочем, цифра в 80% неверующих важется сфальсифицированной: и пагод, и церквей, которые достались в наследство от колониального прошлого, во Вьетнаме хватает

Дорогу в итоге кое-как перешли, до дома добрались. Апартаменты «Миллениум» возвышаются посреди привычного для Хошимина малоэтажного квартала и находятся напротив точно таких же апартаментов «Риверсайд». Повторюсь, квартира нас не впечатлила, в первую очередь качеством уборки, поэтому конкретно эту квартиру рекомендовать не буду, но расположение в целом достаточно удобное, и привычные для подобных мест бассейн и спортзал присутствуют. Большинство квартир оборудованы балконом, в том числе и наша, виды тоже достаточно неплохие (особенно закат). Но повторюсь, я бы не вернулся в эту квартиру. Но скорее всего, вернулся бы в эти апартаменты, в туристическом дистрикте 1 может быть шумно

На следующее утро решили совершить масштабную прогулку по основным достопримечательностям Хошимина, для чего отправились в дистрикт 1. Несмотря на достаточно ранний час, движение уж приобрело незабываемый азиатский хаотичный оттенок

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Найти вторую фирменную черту азиатских улиц — невообразимое переплетение проводов — тоже не составит большого труда

С утра, кстати, большинство кафешек, в которых вечером кипела жизнь, наглухо закрыты, в лучшем случае идет заготовка продуктов на ужин или уборка вчерашних пиршеств. В основном, работают лотки фруктов и овощей или морепродуктов. Многие из продавщиц охотно улыбаются в камеру, но не все, некоторые, увидев фотоаппарат, закрывали лицо или отворачивались

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Проходим в основном по тем же улицам, что и вчера, и стоит признать, что в ночное время суток Хошимин выглядит получше: над 9-миллионным мегаполисом постоянно висит небольшой слой смога, который из наших апартаментов было видно даже невооруженным глазом

На одной из улиц увидели местную школу в момент перемены. Дети, украшенные красными галстуками, активно бесились на улице, а, услышав звонок, так же стремительно вбежали в классы

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

В современном Хошимине туристов привлекает несколько точек, первой из которых часто является рынок Бен Тхань

Крытый рынок находится в помпезном здании на пересечении нескольких улиц, так что зайдя на одной улице, можно немного потеряться, выйдя на другой. Во всем остальном это обычный вьетнамский рынок, который, насколько я знаю, был в 90-х в нескольких городах России — в Казани был, во всяком случае. Выбор огромен, качество странное и расчитанные на туристов цены. Растерянные американские реднеки, которые ходят с кучей пакетов вслед за своими женами, которые увидели потрясающий шарфик. Но место, безусловно, колоритное, стоящее посещения

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Увидев основы хошиминской экономики, пошли обозревать красоты колониальной архитектуры в центр Сайгона. И тут увидели еще один момент, связанный с глупыми белыми туристами. Если про стамбульских чистильщиков обуви знают многие, то вот про хошиминских продавцов кокосов слышать не приходилось. Схема стандартная: здороваются, спрашивают, что ищем, показывают куда идти, а потом просят остановиться и достают из сумки-холодильника очищенный кокос, наполненный соком. Когда сок у тебя в руках, называют цену в 10 больше рыночной. Если отказываешься, начинают говорить, что это последний, купи, а я пойду домой к детям. И называют цену в пять раз меньше рыночной:) В итоге удалось сторговаться на цену, помноженную на 2. Кстати, лайфхак: во Вьетнаме есть жест, напоминающий наше «не знаю, ни туда ни сюда» — такое покачивание рукой, знаете? Во Вьетнаме он означает «нет» (поняли мы это не сразу, и очень удивлялись, когда официант сделал такой жест в отношении выбранного супа, типа не очень) и действует на местных моментально — проверено раз 20 со стопроцентным результатом. А мимо таких продавцов лучше просто проходить мимо с улыбкой

В центре Хошимина несколько заметных зданий, самым красивым из которых считается здание городского народного совета, по-нашему мэрии

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Здание выполняло такую функцию и при французских властях, над советом гордо развевается флаг Вьетнама, а площадь перед ратушей украшает статуя тезки города — Хо Ши Мина

Правда, смотрит дядюшка Хо почему-то не власть имущих, а на бурно развивающийся деловой центр Сайгона, в том числе и на башню Bitexco

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

От здания комиссариата отходит широкий бульвар, в домах на котором, кстати, можно снять жилье, в частности, в одном из таких жила в выпуске «Орла и решки» Анастасия Ивлеева. Видно, что на бульваре постоянно кипит жизнь, на обратном пути видели, как тут снимали какой-то клип

Идем дальше и видим главный католический храм всего Южного Вьетнама — Нотр-Дам-де-Сайгон, собор Сайгонской богоматери, стало быть. К сожалению, в марте 2023 года велась реконструкция и церковь была в лесах — такая вот солидарность с парижским тезкой

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Рядом с собором в красивом здании в колониальном здании располагается центральное отделение почты. Какое-то волшебное место, в котором время будто бы остановилось, а люди откладывают гаджеты в сторону и посылают открытки всем знакомым. Кстати, в здании почты есть два неплохих сувенирных магазина с доступными ценами, а не как на рынке

Еще одно место в Хошимине, удивляющее своей интеллигентностью — так называемая книжная улица. На самом деле небольшой переулок, но в этом переулке все магазины торгуют исключительно книгами

Тут же в центре за высокой стеной находится американское посольство. Не знаю подробностей развития взаимоотношений двух стран в последней четверти ХХ века, но с виду никаким нападкам и агрессии территория не подвергается, скорее даже наоборот

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Следующей достопримечательностью стала церковь Тан Динь. Особенность церкви, о которой расскажет интернет — необычный розовый цвет, используемый при окраске фасада и внутреннем облике здания. Что ж, тут не обошлось без фотошопа, церковь действительно необычного цвета, но до того оттенка розового, который чаще всего встречается на фото, конечно, не дотягивает. Кроме того, сама церковь находится на оживленной узкой улочке (бывает и такое), так что сложно найти ракурс для хорошего фото. И да, в марте следовало посещать ее на рассвете, а не во второй половине дня:)

Наконец, последней заметной точкой в центре Хошимина, до которой мы дошли стала Пагода Нефритового императора. Пагоды в классическом понимании многоярусного здания здесь нет, зато все остальные атрибуты восточного храма присутствуют

Было решено возвращаться в апартаменты, по пути заглянув на набережную местной крупной реки, которая сохранила историческое название Сайгон. Ушли чуть в сторону, чтобы посмотреть на небоскреб Landmark 81 c более выгодного ракурса, который открывается с одного из мостов через более мелкую речушку (возможно, речушка назвается Кень Ню, но могу ошибаться)

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Через полчаса бодрого шага оказались на набережной Сайгона в Сайгоне. Река оживленная, туристов катают местные прогулочные катерки, вверх по течению идут контейнеровозы, туда-сюда снуют плоскодонки… Не Босфор, короче, но тоже живенько:)

Здесь же можно оценить развивающееся строительство Хошимина, ведь с набережной прекрасно видно, как дома в колониальном стиле подпираются небоскребами

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Но лучше всего оценивать на набережной Хошимина количество мопедов и скутеров. Наверное, вы слышали, что Хошимин — город мопедов? Но поверьте мне, вы даже близко не представляете реальное количество этих транспортных средств в этом городе

Если с одной стороны течет река природная, то с другой течет река мопедов, и эти две реки во многом схожи — такие же бесконечные и достаточно быстрые

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

Интересная особенность Вьетнама — официальное мототакси. В необходимом для Юго-Восточной Азии приложении Grab (своеобразный аналог китайского WeChat. Наш Яндекс тоже больше становится таким, когда в одном приложении объединено множество функций) при заказе такси есть специальный пункт «скутер», который значительно дешевле привычного автомобиля (вызвать два мопеда и уехать вдвоем будет дешевле, чем уехать вдвоем на машине). Через пару минут за вами приедет лихой наездник на стальном коне, обязательно даст шлем и умчит в дальние дали. Единственное, что вылавливать наездника надо самому, в условиях здешнего трафика это не так просто

А когда принял ответственное решение ничего не делать, то байк может послужить лежанкой, которая всегда рядом

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

У большинства заведений есть отдельная парковка для мопедов, для них существуют отдельные полосы, отдельные светофоры, отдельные мойки и много чего отдельного еще. Но не все могут позволить себе скутер, кто-то о нем только мечтает…

Недалеко от Хошимина расположена дельта Меконга — место, где великая азиатская река вливает свои мутные воды в Южно-Китайское море. Дельта Меконга — уникальный природный и культурный центр, посещение которого входит в обязательную программу поездки по Вьетнаму. Самый крупный город в дельте — Кантхо, но одним днем туда из Хошимина съездить не получится, слишком узкие и извилистые дороги. Зато такую поездку можно сделать в небольшой город Митхо, всего в 80 км от Хошимина. Чаще всего такую поездку совершают в рамках экскурсии чуть ли не за 50 долларов с человека, но мы решили пойти более сложным путем, не быть глупыми белыми туристами и сделать все сами. В итоге утром следующего дня мы были на одной из многочисленных автобусных станций Хошимина, откуда отправляются небольшие рейсовые автобусы в город Бенче, по пути высаживая желающих в Митхо

Улицы дистрикта 6

Ехать примерно полтора-два часа, в зависимости от ситуации на дороге, которая, кстати, местами расширяется до 4 и даже 6 полос. В дальнешем выяснилось, что это во Вьетнаме редкость. В итоге высаживают тебе на вьезде в город, примерно в получасе ходьбы от центра. Произнеся пароль «Митхо?» и услышав отзыв «Митхо», вышли из автобуса и стали озираться по сторонам. Наозирали какой-то масштабный мост, значит, река рядом, все правильно

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

В итоге определились с направлением, а вопрос с поездкой на один из многочисленных островов решили решать на месте (масло масленое, знаю). Митхо — тихий провинциальный город, который можно обойти за несколько часов, тут никто никуда не торопится, чему несколько раз получали подтверждение

Вся жизнь тут сосредоточена на набережной Меконга, а точнее на пристани, откуда туристов увозят и куда привозят обратно. Меконг в этих местах, пожалуй, даже живее Босфора, хаотичное движение непрерывно ведется в нескольких направлениях без особого видимого контроля

И вот тут самое интересное: самостоятельному путешественнику предлагают точно такую же экскурсию, какую предлагают в Хошимине, вариантов для самостоятельного досуга тут фактически нет. Все передвигаются по одним и тем же маршрутам, заходят в одни и те же объекты и повторяют одни и те же сценарии. Сначала надо сесть на лодку и форсировать Меконг, после чего провожатый отведет вас на пчелиную ферму, где разрекламирует мёд и предложит его купить. Пчелиная ферма по-вьетнамски — это полтора улея, а предложение что-то купить станет лейтмотивом всей прогулки

Туристов возят вот такие лодочки, рассчитанные человек на 20, но при покупке экскурсии такая лодка будет исключительно в вашем распоряжении

Следующим объектом станет плантация экзотических фруктов, за дегустацией которых вас будут развлекать национальными вьетнамскими или детскими американскими песнями, после чего попросят оставить чаевые и купить фрукты. Набор фруктов, кстати, абсолютно обычный, продаются на любом лотке. Если фрукты не заинтересовали, можете посмотреть за приготовлением воздушного риса (по принципу поп-корна, только рис), а потом и купить его

В дельте рядом с Митхо несколько островов, образованных Меконгом и небольшими протоками. Самый большой из островов как раз объезжают туристы, по нему даже проложены асфальтовые дорожки, по которым туристов катают на лошадиных повозках (машины на острове тоже есть), но самое интересное прокатиться не на лошадях, а на маленьких лодочках по узеньким, шириной в несколько метров протокам, которые пронизывают остров. Ощущаешь себя американским солдатом, который углубляется в джунгли, а за каждым деревом тебя поджидает неизведанное… Дополняет образ тишина, которая как-то неожиданно устанавливается над протокой, несмотря на общую оживленность

Асфальтированная дорога на самом большом из островов

Пожалуй, 10-минутная поездка на лодке — самое интересное, что было за весь день. Были впечатления и от средства и места передвижения, и от колоритных персоналий, которые встречались по дороге. Была, конечно, и ложка дёгтя — девушки женщины с веслом попросили подкинуть десяток-другой тысяч донгов, хотя гид уже вручил оплату за проезд. Кстати, к чести гида стоит сказать, что и лодку, и поездку на лошади, и любое количество воды он оплачивал из своего кармана. Может, рассчитывал на чаевые, но буду думать, что он просто честный и ответственный

Наконец, последний пункт экскурсии — фабрика по изготовлению кокосовых конфет, на которой можно сделать что? Правильно, купить продукцию. Вообще наблюдать за производством и особенно за упаковкой достаточно интересно, но приводят тебя сюда не с целью посмотреть, а с целью вытащить из тебя деньги. Что ж, им тоже надо на что-то жить

К этому времени гид понял, что ничего он из нас выжать не сможет, поэтому потерял к нам интерес. Быстренько вызвав транспорт обратно, он предложил поехать пообедать на другой остров, но даже не дав нам ответить, предложил погулять по городу, если мы не хотим. После прогулки условились вернуться к пристани, откуда нас обещали довезти до автобуса в Хошимин (обещание выполнили, кстати, хоть и не сразу, минут 20 пришлось подождать, зато угостили чаем и наделали комплиментов). Митхо ничем особым не запомнился, в центре оживленный, малоэтажный, не очень чистый, с парком и прудом на одной из улиц — в России мелкие городки примерно такие же

Дальше мы спокойно вернулись в Хошимин, а на следующий день отправились путешествовать по югу Вьетнама. Хошимин не затмил впечатление от КЛ, да и не мог это сделать, но позволил сформировать впечатление о совсем другой Азии — не такой высокотехнологичной, но более живой, непосредственной и стереотипной, на улицах которой до сих пор можно купить все, что можно, а в автобусе увидеть человека, который везет за 50 км аквариумных рыбок и всячески ими хвалится по видеосвязи

Вьетнам, часть 1. Хошиминск и Митховрино

P. S. В Хошимин мы вернулись через неделю, на один день. Закупить сувениры, сделать круг почета по центру, совершить прощальный ужин и так далее. Так как улетали утром, решили выбрать отель у аэропорта — и вот это оказалось полнейшим попаданием. Если попадете в те же условие — категорически рекомендую 8B Aparthotel, просто так жить здесь не очень удобно, все-таки далековато от центра, а вот одну ночь провести самое то

P. P. S. В рассказе получилось 49 фотографий, для полного счета покажу вам сурового хошиминского таксиста, у которого есть реальное дело, а пассажиров он возит для души