Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был сегодня 12:24

Путраджайя — Малайзия Март 2023

Постепенно наше путешествие подходило к концу, но впереди запланировано было еще два интересных места, о первом из которых расскажу сегодня.

Поколесив 10 дней по югу Вьетнама (прочитать про это можно здесь, здесь, здесь и здесь), нас снова ждала Малайзия, а потом уже и рейс домой, в Россию. Из Хошимина в КЛ летели «Вьетнамскими авиалиниями», взлетели вовремя, приземлились тоже, за двухчасовой полет успели покормить — в общем, никаких изысков, но все по делу. В КЛ у нас была запланирована 10-часовая пересадка, которую, естественно, грех было не использовать. Найдя в аэропорту камеру хранения (с не самыми гуманными ценами, но альтернативы нет), мы оставили там чемоданы и отправились в Путраджаю.

Что такое Путраджая? В конце XX века тогдашнему премьер-министру Малайзию надоело, что правительственные учреждения разбросаны по стоящему в пробках Куала-Лумпуру, и он задумал с нуля построить в 30 км от города новый административный центр, который станет новой столицей страны. Для более эффективной коммуникации новую столицу планировалось построить между КЛ и международным аэропортом, дабы высокопоставленные гости не тратили время на долгую поездку. В итоге строительство началось в 1995 году, а новый город получил название Путраджая.

До Путраджаи (или просто Путры, как говорят сами малайзийцы) и по сей день значительно проще добраться из аэропорта, чем из центра КЛ. Аэропорт и центр КЛ связывают множество видов транспорта (подробно о них писал в рассказе о столице Малайзии), в том числе и два вида скоростных электричек. KLIA Ekspres едут без остановок, а вот KLIA Transit по пути делает несколько остановок, в том числе и в Путраджае. 15 минут и 14 ринггитов в одну сторону — и вот мы в городе, который моложе нас. Отправляемся исследовать!

К Путраджае, кстати, примыкает еще более молодой город, который называется Киберджая (или Сайберджая). Как можно понять из названия, в Киберджае сосредоточены IT-фирмы и центры разработки цифровых технологий, такая своеобразная Кремниевая долина. Города действительно примыкают друг к другу, разделяет их только линия скоростных электричек. Поднимаешься на мост на железной дорогой — и налево пойдешь, в Киберджаю попадешь, а направо пойдешь, в Путраджаю попадешь. Нам, как уже было сказано, направо.

Итак, в 1995 году началось строительство, и началось весьма активно — несколько лет Путраджая была крупнейшим проектом всей Юго-Восточной Азии. Построить успели многое, но в 1997 году грянул Азиатский финансовый кризис, и строительство замедлилось. В некоторых странах город бы забросили, ведь попилить-то все равно успели, но Малайзия худо-бедно решила продолжать затею, и в 2001 году Путраджая официально была открыта. Примерно в это же время состоялось и мое первое знакомство с Путраджаей: почивший ныне канал 7ТВ транслировал странные соревнования под названием «World’s Strongest Man», где максимально неспортивного вида дяденьки выполняли необычные силовые упражнения. Один из престижных этапов (возможно, самый престижный) проходил в Путраджае, а комментатор регулярно рассказывал содержание предыдущих абзацев. Путраджая мне тогда показалась какой-то искусственной, и как выяснилось, впечатление было отчасти правдивым: многие репортажи и сейчас называют Путраджаю городом-призраком, ведь в выходные чиновники уезжают, и город пустеет. Мы тоже оказались в Путраджае в выходные, и отчасти можем согласиться со всеми авторами — Путраджая на выходных действительно пустынна, но город-призрак она не напоминает.

Правительство планировало масштабное переселение в Путраджаю, поэтому город сразу строили по всем законам градостроительной науки — с широкими улицами, садами, парками и мостами. Но пока это особых плодов не дает — население города составляет всего 100000 человек, и не очень понятно, сколько из них живут в городе постоянно. Собственно, продуманная инфраструктура и является одной из причин, по которой туристы приезжают в Путраджаю

Вот, например, одна из улиц, которую пересекаешь по пути к туристическому центру города

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

В центре Путраджаи еще на стадии строительства было спроектировано искусственное озеро, которое, недолго думая, тоже назвали Путраджая. Помимо отдыха и прогулок озеро несет еще достаточно утилитарную функцию и должно немного охлаждать город. Через длинное и вытянутое озеро перекинуто несколько мостов, один из которых называется Сери Вавасан, он же мост № 9, стал одним из символов молодого города

Открыли мост в 2003 году, а необычный внешний вид сооружения по задумке архитекторов должен напоминать парусник

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Малайзия не Китай и не ОАЭ, поэтому никаких рекордных и исключительных показателей у моста нет, кроме разве что необычной формы тросов, создающих Х-образный рисунок

С моста Сери Вавасан открывается чудесный вид на несколько других заметных достопримечательностей Путраджаи и остальные мосты через одноименное озеро

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Монумент Тысячелетия тоже был открыт в 2001 году, никаких важных функций он не несет, и судя по всему был построен в ознаменование серьезности намерений правительства по переносу столицы. Высота 68 метров, у подножия открыты кафе и рестораны

В непосредственной близости от монумента Тысячелетия в 2010 году была открыта мечеть короля Зайнала.

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Официально у мечети сложное название «мечеть Туанку Мизал Зайнал Абидин», но для простоты малайзийцы придумали ей второе название — Железная мечеть

Название «Железная» она получила за металлический купол и элементы в облицовке стен. Кстати, цельные стены в конструкции мечети отсутствуют с той же прозаической целью — ветра охлаждают пространство внутри и во дворе

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

По расчетам, в Железной мечети и ее внутреннем дворе могут одновременно расположиться до 24000 человек

В мечеть можно пройти, но мы не стали этого делать: во-первых, изнутри был слышен голос, читающий проповедь, во-вторых, уж слишком безлюдно было вокруг, в-третьих, на мечети у нас были другие планы. Но думаю внутри мечеть выглядит даже впечатляюще, чем снаружи

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Большинство посетителей попадают в Железную мечеть через огромную арку, которая является частью здания Корпорации Путраджая. Корпорация Путраджая — это не какая-то компания, как можно было бы подумать по названию, а орган муниципальной власти, которому очень сложно найти пример из привычных нам муниципальных структур. В его функции, например, входит вывоз отходов, общественное здравоохранение, работа автобусов, контроль за строительством и множество других, в том числе, например, выписывание штрафов за неправильную парковку. Такое ощущение, что Корпорация основана для того, чтобы кто-нибудь из сильных мира малайзийского сажал на тепленькое место своих родственников:)

Зато напротив Корпорации находится здание, чьи функции предельно понятны и ясны — Федеральный суд Малайзии

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

И Корпорация, и Федеральный суд своими главными фасадами выходят на, пожалуй, главную улицу Путраджаи, ее центральную ось — Персиаран Пердана, или бульвар Путраджаи. Близилось начало Рамадана, поэтому часть улицу уже стали готовить к священному для мусульман месяцу

Большинство государственных зданий как раз сосредоточено на бульваре, и почти все из них вы увидите, ведь для посещения следующей достопримечательности надо пройти до самого начала бульвара (или конца, в направлении не разбирались)

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Все правительственные министерства переехали в Путраджаю в 2012 году, но парламент продолжает заседать в КЛ, там же сохранилась и резиденция короля. Все посольства тоже остаются в Куала-Лумпуре, так что амбициозные планы по основанию новой столицы пока далеки от завершения. По мне, Путраджая больше напоминает обширный правительственный квартал, чем полноценный город

Попытки раскрутить Путраджаю через спорт, кстати, до сих пор популярны. На здешнем озере несколько раз проводили Гран-при Формулы-1 на воде, а бульвар был частью городской трассы для Гран-при Формулы-Е

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Как раз где-то на бульваре и снималось то самое силовое соревнование, благодаря которому я и узнал о Путраджае много лет назад. Когда гулял, перед глазами возникали образы с атлетами и резиденцией премьер-министра на горизонте

А в противоположной стороне виден Международный конференц-центр Путраджаи, который является второй границей бульвара

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

В целом, Путраджая на выходных действительно пустынна, что в принципе нормально для любого административного города. Примерно такой же Вашингтон, из которого на выходные уезжают все чиновники. Такая же ситуация в Путраджае, которая усугубляется еще и тропическим климатом, при котором никто не уходит из-под кондиционера без надобности. Путраджая немноголюдна, да. Но вот эти заголовки, которые «За целый день не встретили ни одного человека» — это перебор, конечно. Как минимум, городские службы трудились и в выходной…

А вот на площади Путра вообще было столпотворение. Именно сюда прямо от железнодорожной станции приезжают рейсовые автобусы, сюда едут многочисленные экскурсии. Потому что именно от площади можно подняться к резиденции премьер-министра или в обширный парк с длинной фотогеничной лестницей….

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Здесь же внимание туристов привлекает типичная надпись с названием города….

И здесь же расположена, пожалуй, главная достопримечательность Путраджаи — мечеть Путра

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Второе название этой мечети — Розовая, и цветная фотография сразу дает понять, почему:)

Розовая и белая гранитная плитка была использована не только в наружной облицовке, но и во внутренней. Говорят, особенно красива мечеть в лучах рассветного или закатного солнца, но и достаточно облачным днем розовая мечеть смотрится очень даже симпатично. Внутрь мечети, естественно, пускают бесплатно, и даже если ваш туристический облик не соответствует строгим мусульманским правилам, вам подберут подходящее одеяние

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Розовая мечеть, кстати, скромнее Железной и способна вместить всего 15000 человек. Но ее главенство нигде не оспаривается: возможно, дело в том, что в нее традиционно приходят премьер-министры (что логично, она просто ближе к резиденции); возможно, дело в ее старшинстве — Путра была построена в 1999 году и стала одним из первых зданий в городе. Так или иначе, именно мечеть Путра становится первой и иногда единственной достопримечательностью Путраджаи, которую видят туристы

От Розовой мечети направились в обратный путь и мы. Попрощались с местными жителями и на той же электричке KLIA Transit вернулись в аэропорт

Малайзия, часть 4. Столица, которая не смогла

Мы совсем не пожалели, что потратили последние полдня в Юго-Восточной Азии на пустынную Путраджаю, а не на шумный Куала-Лумпур. Тихая и спокойная новая столица позволила увидеть еще одну сторону Малайзии — ту, которая стремится в будущее, и ради этого не боится с нуля построить целый город. Прям как в 1703 году…