Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 11:56
Филиппины покорены! Куда дальше?

Цюрих — Швейцария Февраль 2023

Танцевать от… вокзала

В Цюрихе мы провели практически полноценный день, что, наверное, вполне достаточно, чтобы получить некое представление об административном центре одноимённого швейцарского кантона.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Глубокого погружения в историю города или региона мы не планировали, ровно, как и не собирались детально исследовать монументы, храмы, музеи и исторические здания Цюриха с обязательством не пропустить ни одного.

Но всё же шли осознанно, не без любопытства, руководствуясь стандартным путеводителем, выписки из которого я сделал ещё дома, не поленившись отметить контрольные точки в навигаторе смартфона. Впрочем, как и всегда, стандартная работа самостоятельного путешественника, привычная и отработанная многократно.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

В итоге город я увидел, определённую информацию получил, которую постараюсь передать в своём любимом жанре трэвел-импрессионизма: набрасывать отдельными разрозненными мазками, мечтая таким образом представить цельную картину.

Путеводитель советовал начинать знакомиться с Цюрихом от Хаупт Банхоф — городского вокзала, что, очевидно, более целесообразно делать тем, кто приезжает сюда железнодорожным транспортом.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Мы же перемещались на собственном авто, приехав в Цюрих из Майлена, городка неподалёку, где ночевали. Но и в нашем случае Хаупт Банхоф, как место старта выглядел вполне подходяще, поэтому оставив автомобиль на платной стоянке, мы отправились от вокзала в сторону озера, выбрав последнее уже за финиш.

Сразу же вырулили на пафосную Банхофштрассе, улицу Вокзальную, для характеристики которой специально нашёл цитату из «Путешествие пилигрима"Джона Беньяна — «…имя этому городу Тщеславие, и в этом городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой тщеславия…».

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Расположенные на этой центральной закрытой для автотранспорта улице всякие «Giorgio Armani», «Burberry», «Chanel» или там «Dior» для меня не существовали в принципе, ибо, как говорится, «не жили богато, нечего и начинать».

Ну ладно я. Проигнорировал дорогостоящий шопинг и мой племянник, молодой парень, живущий в Европе, несклонный к потребительскому аскетизму и выглядящий достаточно стильно.

А вот женская составляющая нашей троицы, юная дева, моя племянница соблазнилась.

Сказала: — вы идите по своему маршруту, а я, пожалуй, задержусь здесь может до обеда, а может и до конца дня.

Не прошло и полтора часа, как догнала она нас на холме Линденхоф, застав мирно сидящими на лавочке и обозревающими с высоты холма город Цюрих и реку Лиммат. Причина столь ранней встречи: невероятно дикие цены бутиков Банхофштрассе. А ведь живёт девочка в небедной Германии, а последние полгода занимается риэлтерским бизнесом в Дубае.

Что касается нас с Юриком (это мой племянник), то преодолели мы все полтора километра Банхофштрассе абсолютно индифферентно, задержавшись по моей просьбе лишь около монумента Песталоцци.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Вспомнилось мне, как в детстве моя мама, всю жизнь свою проработавшая в образовании, подтрунивала над кем-то из своих коллег: «…вот ещё Песталоцци нашёлся…». И тут неожиданная встреча через много лет.

Родился знаменитый педагог-гуманист и реформатор образования в 1746 году именно в Цюрихе, отчего и удостоился памятника в сквере, расположенном в метрах в трёхстах от вокзала, и названном в его честь.

Дойдя до Парадеплатц, некоего транспортного городского узла, свернули налево, ориентируясь на башни церкви Святого Петра.

Швейцарцы и вера в Бога

Узнал, что в Швейцарии, как, впрочем, и в соседних Германии и Австрии, безоговорочно верят в Бога не так много людей, примерно 10% населения.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Но прочих воинствующими атеистами тоже не назовёшь: храмы никто не разрушает, не переоборудуют их в склады или спортивные залы, да и церковники преследованию не подлежат.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

В целом религиозно нейтральное общество воспринимает религию, а если быть конкретнее, христианство, как некую духовную скрепу, объединяющую этнически пёстрый швейцарский народ в единое целое. Да и уважение к своим духовным ценностям не на последнем месте, их принято ценить и уважать.

Это я к тому, что неотъемлемыми пунктами программы в Цюрихе обязательно будут религиозные объекты, некоторые из них, конечно, посетили и мы.

Первым объектом стала St. PeterKirche, церковь Святого Петра.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

В долгой и насыщенной истории этого храма я пытался найти самые примечательные для себя моменты. Вот на что обратил внимание.

Ну, как минимум, это старейший храм на территории Цюриха, ибо археологически доказано, что на этом месте церковь находилась с 9-го века. В череде архитектурных реинкарнаций нынешний вид храма определился в 13-м веке с частичной перестройкой в веке 15-м.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

С этим разобрались, идём дальше.

А вот дальше будет совсем интересно. Как известно, Швейцарию считают родиной протестантизма, так вот, первым кантоном, где началась реформация, был именно Цюрих. А если более детально конкретизировать «начало начал», то первым протестантским храмом в мире как раз и будет церковь Святого Петра в Цюрихе.

Всё началось с проповедей Ульриха Цвингли, которого в 1519 году избрали священником Гроссмюнстер — церкви при мужском монастыре. Эта церковь расположена рядом, тоже в историческом центре Цюриха, и мы, конечно, побывалии там.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

В историю христианства Ульрих Цвингли вошёл как известный проповедник и богослов, с деятельности которого берёт начало швейцарская реформация.

В своих проповедях священник Цвингли стал настойчиво изобличать практики и догматы Римской церкви. Главный его посыл, что нельзя подменять веру в искупительную жертву Иисуса Христа рутинным соблюдением религиозной обрядности. Для него христианство было прежде всего нравственным учением, а не культом. Ульрих Цвингли выступал против продажи индульгенций, как способа освобождения от наказания за грехи, с иных позиций трактовал такие церковные авторитеты, как изображение Христа, святость, чистилище, месса. Призывал к закрытию монастырей, секуляризации их имущества, к формальному уничтожению целибата.

В результате начались религиозные войны в Швейцарии, а у священника Цвингли появилось немало последователей, самым известным из которых стал Иоганн Кальвин, продолживший его дело в Женеве. Можно упомянуть и Лое Джуда, первого пастора церкви Святого Петра после реформации, друга Ульриха Цвингли.

Перед тем как распрощаться с церковью Святого Петра стоит обратить внимание на огромные часы, установленные на башне храма, диаметром 8,7 метра и длиной минутной стенки целых четыре метра.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Есть мнение, что часы такого размера придумали специально, чтобы приучить прихожан к пунктуальности. Не знаю, может и так.

Кстати, башня храма, бывшая до недавнего времени пожарной каланчой, всегда принадлежала городу Цюрих, и только сам неф, колокольня и колокола в собственности прихода Святого Петра.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Вот такая вот легендарная церковь.

Следующим религиозным объектом, рекомендуемым к посещению, является Фраумюнстер. Этот храм, тоже старинный, ровесник церкви Святого Петра, служил женским монастырём для аристократии и пользовался покровительством королей.

Однако, уж не помню по какой причине, мы прошли мимо него, но вовнутрь не зашли и, соответственно, не увидели витражей Марка Шагала, которые, насколько я знаю, фотографировать простым смертным не разрешают.

Но тут у меня появляется шикарная возможность направить любопытных к уникальному материалу Klaudia —«Шагал в Цюрихе -Фраумюнстер». Уникальность материала в том, что уважаемому резиденту нашего сообщества разрешили фотографировать внутри, а экскурсию им провёл местный викарий.

Третий обязательный для ознакомления храм Цюриха — это упоминаемый выше собор Гроссмюнстер. Впервые мы его увидели с высоты Линденхофа, «Липового двора».

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Классное место, кстати, этот Линденхоф, невероятно атмосферное.

Вот только представьте: мягкая, почти весенняя, солнечная погода, красивые виды на город, реку Лимат и озеро, в окружении гор.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Вот таким мне запомнился Линденхоф.

Наверное, не менее получаса провели мы этой площадке в самом центре Цюриха. Уютно расположились на лавочке, и просто болтали за жизнь. Однако, пришло время, и мы отправились смотреть Гроссмюнстер.

Для этого спустились к Вайнплатц и по мосту Ратхаусбрюке перешли на противоположный берег реки Лиммат, ориентируясь на башни главного собора Цюриха.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Ориентир ещё тот, заблудиться точно не получится.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Первой по пути ожидаемо попалась городская ратуша Ратхаус.

Мы оказались в этом месте в понедельник утром, и в этом плане нам немного не повезло. Будь это вторник, четверг или пятница, а время с 10:00 до 11:30 утра, то смогли бы пройти в здание, в это время пускают всех.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Такой опыт у меня уже был, помню, как беспрепятственно мы бродили в городской ратуше Копенгагена, зачем-то подглядывая за работой местных чиновников.

Итак, Гроссмюнстер, церковь при мужском монастыре. Многочисленные легенды, связанные с этим храмом, пересказывать не буду, хватит моей презентацииего роли в швейцарско-немецкой реформации.

Скажу только, что внешний вид храма впечатляет своей монументальностью, чего не скажешь о внутреннем убранстве.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Но это как раз и есть следствие реформации: нравственность христианского учения превыше церковного антуража

По ленинским местам

Так бы, наверное, в годы СССР назвал заметку или очерк некий автор, побывавший в Цюрихе и прошедший по местам, связанным с пребыванием в этом городе Владимира Ильича.

Я же, конечно, назвал этот абзац именно так с известной долей иронии, ибо эпоха уже не та, да и отношение к «вождю мирового пролетариата» далека от идолопоклонства.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Но всё же гуляя по Цюриху мы нашли два места связанные с пребыванием Ленина, об этом и желаю сообщить.

Во времена СССР как-то особо не афишировали, что большую часть своей взрослой жизни Владимир Ильич провёл за рубежом.

А особо полюбилась ему Швейцария, в которой первый раз он оказался 1895 году, когда ему исполнилось всего 25 лет. Как я понял, начиная с 1902 году жил Ленин в этой стране практически постоянно, то в Женеве, то в Берне, то в Базеле, и много, где ещё.

Жил он там вместе со своим семейством в лице госпожи Крупской и её мамы, последняя, кстати, скончалась в Берне, там и была похоронена.

В Цюрихе Ленин жил с 1916 по 1917 год, откуда, собственно говоря, и отправился в Россию, чтобы возглавить революционный процесс.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Как известно, существует распространённое мнение, что партия большевиков в деньгах не нуждалась, получая серьёзные суммы от германских или немецких спонсоров. Не знаю, может это и так, революцию без финансовой поддержки не осуществить.

Но вот Ленин с Крупской в Цюрихе жили более чем скромно, если судить по месту обитания, которое мы в итоге нашли.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Ну вот представьте, что в 1916 году Ленин и Крупская переехали из Берна в Цюрих и сняли комнату в квартире на улочке Spiegelgasse в доме № 14, в старинном доме, построенном в 16 веке. Ни дом, ни квартиру, а комнату в квартире, в которой, помимо четы, проживали, далее будет цитата: «…в двух комнатах жил хозяин — сапожник с семьей, в одной — жена немецкого солдата — булочница с детьми, в другой — итальянец, в третьей — австрийские актеры…»

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Безумие какое-то, я бы в таких условиях долго не протянул. А наш великий вождь со своей не менее великой спутницей целых два года.

Особо поражает то, что происходило это в предреволюционный период, когда всё бурлило и клокотало, происходили невиданные до этого общественные процессы, которые надо было контролировать и направлять в нужное русло. В итоге власть перешла в руки большевиков, они вышли победителями в сложной и беспощадной борьбе.

Лидером партии был Ленин, получается это он всё организовал. И где, в этой квартире, деля её с какими-то непонятными людьми? Ну ладно если бы соседями Ленина были его соратники по борьбе, так нет же, дети булочницы, сапожник, актёры… Бред какой-то, никакой логики.

При этом членов партии большевиков в Цюрихе в те года жило немало, встречались они на различных собраниях, а также в ресторанах и кафе.

Одно из них мы наши, это легендарное Cafe Odeon.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

В этом месте отметилось много знаменитых личностей, в основном, конечно, писателей и представителей интеллигенции, таких как Стефан Цвейг или Эрих Мария Ремарк.

Швейцария. Цюрих: маршрут одного дня

Но и Ильич входил в число завсегдатаев, о чём свидетельствуют плакаты, вывешенные на стенах кафе.