Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 22:41
Филиппины покорены! Куда дальше?

Блед — Словения Февраль 2023

Кругом один Блед, запомнить просто

Чтобы попасть из Любляны в курортный городок Блед покупать экскурсии у местных операторов вовсе не обязательно. В расписании городского автобусного терминала обязательно найдётся подходящий вариант, рейсовые автобусы отправляются туда по несколько раз на день.

Словения. Романтика озера Блед

Наверное, это самая популярная словенская достопримечательность, увидеть которую надо обязательно, особенно если в вашем распоряжении имеется свободный почти весенний выходной день. Таковой у меня нашёлся, и я поехал.

Однодневный вояж в курортное местечко в предгорье Юлийских Альп, в километрах 50 от столицы Словении, не требовал особой информационной подготовки.

Словения. Романтика озера Блед

Задача стояла предельно простая, обойти неспешным шагом вокруг озера километров этак семь, наслаждаясь открывающимися пейзажами и невероятно солнечным и тёплым деньком.

Словения. Романтика озера Блед

А ещё было в планах забраться куда-нибудь повыше, чтобы увидеть с высоты тот самый открыточный вид: остров посередине озера и старинную церковь, возведённую на нём.

Вот, собственно говоря, и всё, запомнить не так уж сложно.

Тут даже с местной топонимикой никаких проблем возникнуть быть не должно: курортный городок именуется Блед, озеро, что рядом с ним носит имя Блед, остров этого озера известен под именем Блед, да и замок, что нависает над озером, прозвали, как ни странно, именно Блед.

«Блед на Бледе сидит и Бледом погоняет», гласит известная словенская поговорка, которую, возможно, придумал я сам.

Словения. Романтика озера Блед

Впрочем, никаких скабрезностей, сегодня день романтических историй.

Кстати, романтики вокруг этого места навеяно немало, сказок всяких, легенд, претендующих на историческую правду. Я их сегодня планирую пересказать, ну не все, конечно, а только самые выдающиеся.

Словения. Романтика озера Блед

А что ещё делать во время продолжительной прогулки вдоль озера?

Мог бы и сам сочинить парочку сказок, запустить, так сказать, в мировое информационное пространство. Думаю, большинство из имеющихся так туда и попали. Но нет, хулиганить не буду.

Да и вообще, начну не с романтических историй, а с урока географии, не зря же я лектор Русского географического общества, хоть и на общественных началах.

Все мы в душе немного лимнологи

Очарование этого места внимаешь с первым вздохом, лишь стоит там оказаться.

Словения. Романтика озера Блед

Вот ведь удивительно: вчера в Пиране было серо и хмуро, завтра в Мариборе будет серо и хмуро, а сегодня в Бледе нежное весеннее тепло.

Словения. Романтика озера Блед

Может это и случайно, но с точки зрения физической географии некое объяснение имеется.

Озеро Блед со всех сторон окружено горными грядами и вершинами, они защищают это место от непогоды, формируя особый микроклимат, самое подходящие название коему, будет «благодать».

Что касается версий происхождения озера Блед, то тут не всё так легко. Если отбросить, ту, что это осколок зеркала доброй волшебницы, к которой я склонялся изначально, то остаётся ещё два.

Автором первой являются лимнологи, люди профессионально изучающие озёра. Они утверждают, что озеро Блед естественная тектоническая впадина, образовавшееся когда-то в результате активных вулканических процессов.

Словения. Романтика озера Блед

После окончания ледникового периода растаявший ледник несколько углубил впадину, придав ей нынешнюю форму, и заполнил водой.

Утверждается, что озеро не имеет внешних источников пополнения, кроме тех ручейков, что стекают с окрестных гор во время таяния снегов или обильных дождевых осадков. Не знаю, может я чего-то не понимаю, но если нет активного притока и оттока, то должно получиться болото. Однако, вода в озере Блед живописного изумрудного цвета.

Словения. Романтика озера Блед

Правда в северо-восточной части озера вроде как имеются термальные источники, но считается, что особой роли в пополнении уровня воды в озере они не играют.

В общем, не вполне разобравшись с географической трактовкой происхождения озера, я приведу другую. Эта версия вообще ничего не объясняет, но зато носит нравоучительный характер.

Итак, в стародавние времена на месте озера Блед размещалась плодородная равнина, в центре которой высился холм с часовней, посвящённой матери Иисуса Христа. Местные жители, не выказывая должного уважения сакральному месту, выпускали на вольный выпас стада принадлежащих им коз, овец и коров. В результате живописная изначально долина приобретала непотребный вид. Небесные силы, подавая некие знаки, призывали людей одуматься и не осквернять священного места, но тщетно.

И вот, однажды утром, неразумный народ проснулся и увидел вместо равнины озеро, а посредине его остров с часовней.

Словения. Романтика озера Блед

Ну, вот такие гипотезы происхождения озера. Даже не знаю какой из них отдать своё предпочтение. Может и правда, представшая пред мной озёрная гладь осколок зеркала доброй волшебницы?

Лучше гор могут быть только горы… с которых открывается открыточный вид

Гулять вокруг озера Блед легко и приятно.

Словения. Романтика озера Блед

Я-то шёл не спеша, но меня то и дело обгоняли бегуны трусцой с закреплёнными на их телах номерами.

Словения. Романтика озера Блед

Бодипозитивные размеры отдельных участников свидетельствовали, что, то был массовый забег непрофессиональных спортсменов по случаю субботнего дня типа соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья».

Словения. Романтика озера Блед

Примерно на середине пути моего изнеженного обхода вокруг озера я решил совершить подвиг. Как там, «горы зовут, и я должен идти».

За неимением Эвереста для покорения был выбран холм Ojstrica. Ещё заранее на maps.me я отметил его вершину на высоте 611 метров, потому как именно с этой вершины открывается наилучшим образом тот самый знаменитый вид на озеро Блед, одноимённый остров и средневековую церковь.

Это, конечно, не единственная точка обзора, но покорять все из них в мои задачи не входило. Холм Ojstrica оказался по пути, к нему проложена маркированная тропа, местами даже оборудованная поручнями.

Словения. Романтика озера Блед

Данные обстоятельства и предопределили мой выбор.

Словения. Романтика озера Блед

Подъём сильно тяжёлым мне не показался, хотя местами был довольно крут, особенно ближе к вершине.

Словения. Романтика озера Блед

Наградой двадцатиминутного восхождения оказался тот самый открыточный вид, что мне открылся.

Словения. Романтика озера Блед

Будь я слегка экзальтированной барышней, то непременно бы воскликнул: «гештальт закрыт», но оказавшись обычным приземлённым мужчиной, просто немного выпучил глаза и приоткрыл рот от удивления и удовольствия.

Однако, несмотря на свою приземлённость душа моя довольно поэтична. Во всяком случае, именно здесь на вершине холма с видом на остров с церковью Вознесения Девы Марии с колокольней и часовней Успения, я возжелал немного лиричного.

Для этого как нельзя лучше подойдёт эпическая поэма «словенского Пушкина» -Франца Прешерна, именуемая «Крещение у Савицы». Саму поэму я видел и даже прочёл фрагментарно, из того варианта, что нашёл на специализированном сайте.

Но глубоко в смысл произведения вникать не изволил, ибо уж не настолько я проникся культурой Словении. Зато осилил обзор некоего автора, выдававшего себя за литературного критика. Итак, вот мой литературный обзор литературного обзора, как новая форма литературного творчества.

Словения. Романтика озера Блед

На острове посредине озера за много веков до христианской церкви стоял деревянный идол, посвященный славянской богине любви Живе в иных источниках именуемой Ладой. В те времена предкам словенцев, проживавшим в этих местах, силой навязывали христианскую веру, чему они ожесточённо сопротивлялись, защищая свои языческие верования.

Этим событиям, собственного говоря, и посвящена поэма Прешерна «Крещение у Савицы» от 1836 года. Сюжет таков.

Предводитель язычников князь Чертомир после кровавого боя с крестоносцами и гибели товарищей отправляется за поддержкой к своей возлюбленной Богомиле, жрице богини Живы, дочери языческого жреца Старослава. Но пока жених бился за веру предков возлюбленная Богомила успела принять христианство и даже стать монахиней. Что прикажете делать князю Чертомиру в таком случае? Правильно. Самому принять христианство и стать пастырем своего народа, обретшего христианскую веру. Уж слишком Богомила была убедительна.

Здесь позволю себе цитату, как доказательство, что поэму я хоть и поверхностно, но читал:

«…о Чертомир, от спячки пробудись / расстанься с долгим, страшным заблужденьем / в греховной тьме бесцельно не трудись / не раздражай небес сопротивленьем…"

Так в интерпретации Прешерна происходила христианизация альпийских славян.

Словения. Романтика озера Блед

Ещё одна цитата, душа то у меня, как оказалось, поэтична:

«…приняв священство, сердцем он сгорел / для благ мирских; потом пошёл в селенья / родных словенцев и за их предел / борясь до смерти против заблужденья…»

А на острове Блед, где прежде стоял идол богини Живы, появилась первая христианская церковь, тоже посвящённая женщине.

Словения. Романтика озера Блед

Правдивая история о колоколе из золота на дне озера

Я сегодня как учитель в сельской малокомплектной школе: и физрук, и трудовик, и преподаватель физики. А что, лимнологические исследования проводил, стихи читал, теперь пришло время для исторических опусов.

Однако, для начала надо спуститься с холма Ojstrica и продолжить свой путь вокруг озера.

Словения. Романтика озера Блед

Замок Блед нависающий над озером смотрится весьма живописно, говорят, что и вид на озеро оттуда очень даже неплох.

Словения. Романтика озера Блед

Но покорять вторую за день высоту, чтобы подтвердить или опровергнуть данное утверждение у меня уже желания не было. Увы, лавры великого альпиниста Эдмунда Хиллари мне уже не потянуть.

Да и сам замок как исторический объект особой привлекательностью не отличается.

Словения. Романтика озера Блед

Он, конечно, старинный, датируется 1011 годом, но ныне чисто туристический объект. На первом уровне замка располагаются кафе и сувенирный магазин, на втором часовня 16-го века и краеведческий музей с невнятной экспозицией. Платить за вход 11 евро, чтобы увидеть всё это, бывалые не советуют, и я им поверил.

Но есть история, связанная с этим замком, хотя на самом деле она про любовь.

Словения. Романтика озера Блед

В 16-м веке в замке Блед в любви и счастье проживала одна супружеская пара пока не случилось несчастье. Злые разбойники убили хозяина замка, за что, и как всё это произошло достоверной информации не имею.

Горе вдовы не смогло смягчить даже время. В память о своём убиенном супруге женщина решила заказать для церкви, что на острове, новый колокол.

Тут надо сказать, что незадолго до этого церковь Вознесения Девы Марии на острове Блед приобрела свой нынешний облик, и превратилась в центр притяжения паломников католического мира.

Словения. Романтика озера Блед

Колокол отлили из чистого золота, чтобы придать его звучанию особый чарующий тон в память о счастливых годах любви.

Когда новый колокол перевозили на остров для установки, вдруг внезапно налетел шторм, лодка перевернулась, все люди, бывшие в ней, а с ними и вдова, утонули, а колокол ушёл на дно.

Словения. Романтика озера Блед

Какая печальная история, наверное, враньё, но публике такое нравится.

Но конец этой истории, как это обычно бывает, хороший. Папа Римский, узнав о трагедии бедной вдовы, отдал распоряжение отлить ещё один колокол и водрузить его на колокольню церкви острова Блед. Считается, если трижды ударить в колокол и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется. Тоже вранье, конечно, но эти сказки народу нравятся ещё больше.

А кое-кому слышится звон затонувшего колокола со дна озера, вот это уже настоящее чудо, ну или просто, слуховые галлюцинации.

Словения. Романтика озера Блед

Если вы думаете, что романтические истории озера Блед на этом окончились, то нет. Их сочиняли и продолжают сочинять, чтобы поддерживать к месту повышенное внимание.

Ну, вот есть байка, что если жених донесёт свою суженную по красивой церковной лестнице из 99 ступеней наверх к церкви для венчания, то жизнь их будет долгой и счастливой.

Словения. Романтика озера Блед

Вот и представьте, сколько свадеб там играется, а это всё деньги и немалые.

А с другой стороны, почему бы и нет. Романтика места и без всяких баек зашкаливает. Невероятно живописно даже в феврале, а уж представляю как там в тёплое время года.

Что касается меня, то выполнив сполна намеченную программу, на ближайшем автобусе я уехал обратно в Любляну, а на следующий день отправился поездом в Марибор. Оттуда мой следующий репортаж, буду вспоминать что видел.