Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был 23 апреля 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Армения, Италия, Австрия, Лихтенштейн, Германия, Словения Февраль 2023

Барев дзес или погружение в Армянский мир

Это моё путешествие придуманное внезапно и составленное, что называется, на «на коленке» на первый взгляд покажется безумным метанием по странам и городам за довольно ограниченный промежуток времени.

Ну вот что связывает Армению и Лихтенштейн? На ум приходит только одно: в столице каждого из этих государств вальяжно развалились бодипозитивные красотки работы Ботеро.

И что? Именно поэтому я объединил Ереван и Вадуц в одной поездке? Идея неплоха, но всё же смахивает на тихий бред.

Но, вроде бы, психическим расстройством ещё не страдаю, во всяком случае, мне так кажется, а вышеуказанное объединение всё же произошло.

Попробую объясниться, про европейскую часть турне чуть позже, сначала про Армению. Но тут всё просто, в Европу из России прямыми рейсами сейчас не попасть, а из Армении легче легкого, да ещё и даром. Дело было так.

Лежу я как-то январским вечером на диване не менее вальяжно, как те пышнотелые дамы, о коих только что упоминал, и думаю, что давно никуда не ездил. Ну, как давно, месяца полтора, примерно.

А ещё я вспомнил, что имею пятилетний Шенген, срок окончания которого приближается неумолимо. Первую половину отпущенного Шенгеном срока откатал многократно, а с весны 20-го начались всем известные неприятности и путь в Европу был категорически закрыт.

Однако, сейчас, прежних препятствий, вроде как уже нет, правда, говорят, появились новые, из категории политических. Ну, что же, вот и повод поехать, проверить.

На удивление обнаружил, что из Еревана в Европу невероятно низкие цены на авиабилеты. Ну, вот смотрите. Рейс Ереван — Венеция, длительность 3 с небольшим часа, стоил мне 4126 рублей, что при текущем курсе составит чуть более 50 евро. Обратный рейс по маршруту Вена — Ереван — 4560 рублей, примерно 57 евро.

Да, это лоукостер, Wizz air, голый тариф без питания и багажа. Однако, путешествую я, как правило, налегке, без чудной еды на борту как-нибудь обойдусь, да и к эконом классу с детства приучен.

Билеты взял в тот же вечер. Туда в Венецию, обратно из Вены. Между рейсами почти две недели, крайние точки маршрута обозначены, а это уже половина успеха.

Иные миры. Четыре погружения

«Орущих камней государство — Армения, Армения!» Это не я придумал, это Осип Мандельштам, не зря же он гений.

В этой суровой стране я был уже дважды, но легко согласился на третий, раз выпал такой случай. Прилетел в Ереван не под самый вылет, а сильно заранее, заложив на очередное свидание с Арменией целых четыре дня.

Решил так, буду смотреть, то, что уже видел, но уже будучи хорошо подготовленный к встрече, не только в информационном плане, а больше в эмоциональном. Армения она такая, тут важно настроится на контакт, включить все механизмы понимания и сопереживания и погрузится в эту страну полностью, без остатка.

Иные миры. Четыре погружения

Первый день я просто гулял по Еревану, городу, который удобно использовать в качестве некой базы для радиальных вылазок в монастыри. Но и саму столицу Армении прочувствовать надо, провести там время.

Иные миры. Четыре погружения

У меня есть несколько материалов из Армении, а из Еревана нет. Не готов был, не знал о чём писать. А теперь, может быть, и попробую, вроде бы созрел.

На второй день, найдя попутчиков, на видавшем виды Опеле под управлением Самвела, коренастого шустрого дядьки моих лет, бывшего по молодости заслуженным мастером спорта по борьбе, мы отправились в сторону Севана и Дилижана.

Возвышенность Севанаванка встретила пронизывающим ледяным ветром.

Иные миры. Четыре погружения

Вот уже в третий раз я приезжаю сюда, чтобы в очередной раз увидеть выложенные из гладкотёсанного туфа и необработанного базальта церкви Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин, основание церкви Сурб Арутюн, расставленные по всей территории монастырского комплекса мистические хачкары.

Иные миры. Четыре погружения

Виды завораживающие, скажу я вам, но было дико холодно. Говорят, там свежо даже в летнее время года, когда Ереван изнывает от жары.

В монастыре Агарцин, что спрятан в лесистом ущелье Иджеванского хребта, сразу за Дилижаном, мне тоже посчастливилось побывать в третий раз.

Иные миры. Четыре погружения

Но были в тот день и новые встречи. Там же за Дилижаном расположено небольшое горное селение Гош, куда, слышал, было весьма проблематично подняться.

Совсем недавно, при Пашиняне, единственную дорогу в Гош одели в асфальт, мы этим воспользовались и приехали смотреть великолепный монастырь 12-го века.

Иные миры. Четыре погружения

Я обязательно посвящу Гошаванку в дальнейшем материал, ибо узнал об этом объекте немало интересных фактов. Этот светлый монастырь стал самым знаковым для меня за этот армянский вояж, ибо свет, что пробивался в полутёмное чрево храма имел, без сомнения, божественное происхождение.

Иные миры. Четыре погружения

А ещё в этот день мы попали на праздник. В курортном посёлке Цахкадзор, куда мы тоже не преминули заехать, имеется древний монастырь, именуемый Кечарис.

Совершенно неожиданно мы стали свидетелями весьма романтического мероприятия, проводившегося на территории монастыря по случаю праздника, традиционно отмечаемого в Армении 14 февраля. И это вовсе не день Святого Валентина как можно было бы подумать, а праздник Трндез, некий аналог русской масленицы.

Иные миры. Четыре погружения

Красивый праздник, с историей и со смыслом. Вот и ещё одна тема для нового репортажа из Армении.

В последующие два дня в Армении я посетил то, что видел до этого дважды, и даже успел подготовить и выставить на всеобщее обозрение свои материалы об этих объектах. Однако, я нисколько не жалею о потраченном времени, ведь речь идёт о древних монастырях Хор Вирап и Нораванк, церквях Рипсиме и Гаяне, а также об Эчмиадзинском кафедральном соборе, главном храме Армянской апостольской церкви.

Иные миры. Четыре погружения

Вот таким было моё погружение в Армянский мир, если и не родной, то хорошо знакомый.

Ciao или погружение в Итальянский мир

После Армении я оказался в Италии по одной и всем понятной причине: туда нашёлся удобный и недорогой прямой рейс. Изначально, я имел планы посетить города северной Италии, затем перебраться в Словению, а в итоге окончить вояж в Австрии, из столицы которой у меня имелся обратный билет в Ереван.

Шикарный план, согласитесь, но даже если вы не согласны, всё равно он шикарен.

Я люблю совмещать в одной поездке соседние страны, что позволял себе неоднократно, а о целесообразности подобного совмещения также неоднократно оповещал. Найти схожее, обнаружить различия, покопаться в далёкой и не очень истории, провести анализ этногенеза соседних стран и далее по списку. Ну, разве это не интересно? Вопрос риторический, это захватывает невероятно.

Намеченный план исполнился, но несколько в видоизменённом варианте и на то повлияли весьма уважительные причины. Дело в том, что среди моих многочисленных родственников есть дети одного из моих младших братьев, брат и сестра, которые вот уже 11 лет, с детского возраста, постоянно живут в Германии, в городе Лейпциге.

Иные миры. Четыре погружения

Так уж сложились их обстоятельства. Ребята выросли, делают первые, но уверенные шаги в бизнесе, при этом, связи с родиной и со своей семьёй, оставшейся в России, не теряют. И вообще, они очень хорошие.

Мы созвонились и договорились встретится, чтобы вместе покататься на их машине где-то в Центральной Европе, выбрав в качестве места встречи австрийский Зальцбург. Это было удобно и мне и им с логистической точки зрения.

Ребята они у нас деловые, имеющие важные и неотложные дела, оттого смогли выделить дядьке только четыре дня, начиная со второго, после моего прилёта в Европу. Это я к тому, что итальянская часть моего маршрута была сокращена до минимума.

Запланировано было так. Вечером, почти ночью, прилетаю в аэропорт Венеции, на ночлег размещаюсь в отеле в пригороде Венеции Местре, где, как известно, значительно дешевле проживание, чем в самом городе. Далее утром на электропоезде из Местре переезжаю в итальянский город Удине, которому посвящаю первую половину дня, а во второй переезжаю на автобусе в Зальцбург.

Иные миры. Четыре погружения

Так всё и было, за исключением одного: рейс задержали на несколько часов, ночь вместо мягкой кроватки, я провёл в не очень мягком кресле ереванского аэропорта, а на вокзал в Местре прибыл за 15 минут до отправления нужного мне поезда.

Увы, проплаченная ночь в отеле была утеряна безвозвратно, но радует то, что далее по ходу вояжа не было более ни одного сбоя.

Итак, Удине первый и, как оказалось, не единственный пункт итальянской части моего вояжа.

Иные миры. Четыре погружения

Через этот город на севере Италии, расположенный недалеко от соседних Словении и Австрии, не прокладывают массовые туристические маршруты. Отчасти это и понятно, какой там Удине, когда есть Венеция, Турин или Милан.

Но раз уж выпал случай и город Удине оказался у вас на пути, уделить ему несколько часов будет за счастье. Вроде бы и Австрия рядом, но Удине обликом своим исключительно итальянский, со своими площадями, окруженными палаццо, старинными церквями и замком на горе.

Иные миры. Четыре погружения

Я всё это увидел, четырёх часов оказалось вполне достаточно, ибо городок Удине по размеру небольшой, а исторический центр его тем более компактен.

Второй итальянский город случился под завершение моего путанного блуждания по Европе. Уже оставшись один, я перебрался в Словению, в город Любляна, который выбрал в качестве удобной площадки для однодневных, туда-обратно, поездок по стране.

В один из дней на несколько часов заехал в итальянский Триест, чтобы уже из него добраться в словенский Пиран.

А вот Триест имеет итальянские черты только отчасти, а больше смахивает на Вену, хотя, конечно, не столь великолепен.

Иные миры. Четыре погружения

Это не случайно если знать историю того региона, а она свидетельствует, что Триест вошёл в состав Италии относительно недавно, по результатам Первой Мировой, а до этого был частью Австро-Венгрии.

Таким было моё погружение в Итальянский мир, пусть неглубокое и недолгое, но оно всё же оно было

Guten Morgen или погружение в Немецкий мир

За четыре дня проведенные с ребятами мы увидели австрийские Зальцбург и Куфштайн, Лихтенштейн, немецкоязычную часть Швейцарии и столицу Баварии — Мюнхен, где, к обоюдному сожалению, расстались. Собственно говоря, Мюнхен я исследовал уже самостоятельно, как и Вену, пришедшуюся на последний день.

Немецкого мира в этой поездке было много, а перемещаться по нему в компании владеющих языком ребят на хорошем авто с германскими номерами было, без сомнения, комфортно и приятно.

Мы бронировали через Airbnb отдельные апартаменты, обязательно с кухней, выбирая варианты не в городах, а в небольших, но по-европейски уютных селениях по маршруту нашего следования.

Иные миры. Четыре погружения

Первым был волнующий Зальцбург, такое определение почему-то пришло мне на ум.

Пешеходную экскурсию по этому городу проводил я лично. А почему бы и нет? Готовился, разрабатывал маршрут, отмечая точки на карте.

Иные миры. Четыре погружения

Я даже произведения Моцарта ставил на периодическую прослушку, а как по-другому, если Зальцбург устойчиво ассоциируется с этим дарованием.

Иные миры. Четыре погружения

«Мы говорим Зальцбург, подразумеваем Моцарт, мы говорим Моцарт, подразумеваем Зальцбург» — такой лозунг бросаю я в массы, украв идею у другого известного поэта.

После прогулки довольные ребята сказали:

-слушай, мы постоянно катаемся по делам по европейским городам. Но, никогда не думали, что по городу можно просто бродить и наслаждаться, заходить в храмы, подниматься на гору к замку, интересоваться историей того или иного места. А оказывается, это так классно!

Я же был доволен вдвойне, от приятной прогулки и от того, что внёс свой вклад в воспитание подрастающего поколения.

Тот день был вообще великолепен, ведь по дороге к ночлегу мы успели заехать в милый городок Куфштайн, малюсенький, но со своим замком на горе.

Иные миры. Четыре погружения

Переночевав в no name деревушке, где-то уже за Инсбруком, с утра пораньше мы отправились, сейчас буду умничать, в унитарное государство с дуалистической монархией и сказочным названием — Княжество Лихтенштейн.

Я не знаю, как перевести с юридического языка на человеческий статус этого государства, но обязательно хочу разобраться. Очень меня волнует вопрос, как в центре Европы, где одни империи поглощали другие, смогли, сохранится такие вот карликовые образования.

Иные миры. Четыре погружения

Мы планировали заехать в Вадуц на часок-другой, чтобы пройтись по центральной столичной улице и подняться к замку, но задержались чуть больше, ибо попали на праздник- карнавал.

Иные миры. Четыре погружения

Удивительно, этот праздник, именуемый как Фастнахт, также как и армянский Трндез некий аналог русской масленицы. Не по форме проведения, конечно, а по смыслу: проводы зимних холодов, встреча весны и всё такое. Его празднуют не только в Лихтенштейне, но и в немецкоязычной Швейцарии, понятное дело, и в некоторых районах Германии и Австрии.

Кстати, мы попали на этот же праздник на следующий день в швейцарском Люцерне, но лучше бы и не попадали. К моменту нашего там появления карнавал уже прошёл, но остались дикие пьяные толпы, пьющие пиво, жующие булки с колбасой и загадившие живописный город до западноафриканского состояния.

Иные миры. Четыре погружения

Но в Лихтенштейне всё было исключительно мило, мы видели только карнавал и ещё до шабаша ретировались.

Швейцария! Земля обетованная, элизиум, эдем, райское местечко с молочными реками и кисельными берегами. На самом деле это, конечно, не так. Без сомнения, Швейцария благополучная страна с высоким уровнем жизни, но вовсе не идеальная.

Нашу программу в Швейцарии назову так: «Цюрих и его окрестности».

Иные миры. Четыре погружения

Увидели сам Цюрих и пряничные городки, те, что рядом: Рапперсвиль, Люцерн, Штайн-ам-Райн, Шаффхаузен с Рейнским водопадом.

Дай Бог, найду время, подготовлю парочку материалов со своими швейцарскими впечатлениями.

Свою лепту в погружение в Немецкий мир внесли Мюнхен и Вена. И если эпитетами к Вене будут такие как: величественная, шикарная, имперская, то к Мюнхену следующие: грязный, серый и бетонный.

Только чур поклонники Мюнхена не обижаться. Не знаю, может в момент моего пребывания в Мюнхене, там была забастовка уборщиков, но столько мусора я видел только в гвинейском Конакри, так последний это мусорная столица мира.

Иные миры. Четыре погружения

У меня в Мюнхене был практически полный световой день, я прошёлся по заранее составленному маршруту километров 15, не менее, увидел много чего, в том числе, и красивого.

Однако, и тут уж ничего не поделаешь, некое неприятное послевкусие всё же осталось.

Таким было погружение в Немецкий мир, честь представления которого досталась сразу нескольким странам.

Dober dan или погружение в Славянский мир

Я обязательно хотел попасть в Словению, потому что эта ныне независимая страна оставалась единственной из бывших югославских республик, где я до этого не был. Именно поэтому, прямым автобусным рейсом Мюнхен — Любляна, часов за шесть, я был доставлен в словенскую столицу.

В Любляне на четыре ночи я снял комнату в хостеле, небольшую, но со всеми удобствами и в самом центре, около моста с драконами.

Удивительно, но как же подходит столице Словении её название!

Иные миры. Четыре погружения

Любляна — невероятно симпатичный город даже в серое межсезонье. Уж представляю как там шикарно летом.

Самому городу я посвятил полный день, которого хватило, чтобы обойти весь исторический центр, подняться на гору к замку, просмотреть технологичную экспозицию местного музея, с пояснениями к эспонатам, в том числе и на русском языке, а ещё и вкусно пообедать.

Любляну, как и Ереван, удобно использовать для однодневных радиальных вылазок по стране. Территории обоих стран небольшие, столицы находятся примерно в центре, но в Словении, в отличие от Армении, ещё и очень хорошо развит общественный транспорт.

В один день я отправился к Адриатическому побережью. Сначала, совсем рано утром, в итальянский Триест, а уже из него, отдав ему должное, в небольшой, но очень живописный городок Пиран из которого вернулся домой, в Любляну, совсем поздним вечером.

На центральной площади городка Пиран

Классно придумано, неправда ли? Великолепный маршрут одного дня. А если учесть, что мельком я видел Копер и Изолу, а Пиран обошёл вдоль и поперёк, причём многократно, то день этот можно считать просто фантастическим.

Потом я уехал смотреть Блед и Бледское озеро. Погода была великолепна, почти весенний субботний день. Думал обойду, не спеша вокруг озера, периодически фотографируя то церковь, что на острове, то замок, что на очень высокой скале, и никуда высоко забираться не буду.

Надо сказать, что за эту поездку совершил я немало восхождений словно какой-нибудь непальский шерп. А что делать, если у многих городов, что я видел, главная достопримечательность — это замок, а он обязательно на вершине горы. Тут думаю, хватит, устал к окончанию вояжа.

Однако, не удержался, полез, покусившись на красивый вид.

Иные миры. Четыре погружения

Потом был словенский Марибор, где ночевал, далее величественная Вена, и там тоже с ночёвкой, и далее, не очень долгий путь домой.

В центре словенского Марибора

Таким было погружение в Славянский мир, от имени которого выступала Словения.

Ну, вот как-то так. Маршрут, словно петляющие следы зайца. Но я никого путать не хотел, я вообще не виноват, уж так само собой вышло.