Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 22:44
Филиппины покорены! Куда дальше?

Зальцбург — Австрия Февраль 2023

Продолжая распутывать клубок или место встречи город Зальцбург

В феврале 2023 года в моей жизни сложился путанный и на первый взгляд несколько бестолковый маршрут, напоминаю:

Ереван (Армения) — Венеция Местре (Италия) — Удине (Италия) — Зальцбург, Куфштайн (Австрия) — Вадуц (Лихтенштейн) — Рапперсвиль, Цюрих, Люцерн, Шаффхаузен (Швейцария) — Мюнхен (Германия) — Любляна (Словения) — Триест (Италия) — Пиран, Марибор (Словения) — Вена (Австрия) — Ереван (Армения).

Впрочем, этакие прыжки и кульбиты имели некую логическую последовательность и смысловую нагрузку. Ну, как минимум, я видел те места, которые прежде не видел (исключение Армения, там по третьему разу), но не только. Так что продолжу распутывать клубок, потянув за новую ниточку под названием Зальцбург, ибо о предыдущих точках маршрута, включая северо-итальянский городок Удине, уже, как смог, доложился.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

В австрийский Зальцбург я прибыл в 19–20, высадившись из автобуса компании Flix Bus на тёмной и пустынной парковке, отмеченной в навигаторе как Salzburg Sud.

Эта ничем не примечательное парковка, очевидно, предназначенная для транзитных автобусов, призвана была стать местом нашего сбора. Двигались мы сюда сразу с трёх направлений.

Я общественным транспортом из Удине (Италия), откуда отбыл в 14–30. Юрик, мой племянник, сын одного из моих младших братьев за рулём своего автомобиля из Лейпцига (Германия) с заездом в Прагу (Чехия). Нафа, его родная сестра, соответственно, моя племянница, самолетом из Дубая (ОАЭ) в Прагу, откуда, встретившись с братом, уже ко мне, своему дядьке на встречу.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Дети по личным обстоятельствам, уже лет 11 лет, с подросткового возраста, постоянно живут в Германии. Юрик, делает первые, но уверенные шаги в бизнесе, директор собственной фирмы. Нафа, разочаровавшись в экономических перспективах Германии, вот уже несколько месяцев, занимается девелоперским бизнесом в ОАЭ.

Молодые, современные, успешные и по-деловому занятые люди, но каждый из них нашёл несколько дней, чтобы просто провести время с дядей из России, проехаться вместе по маршруту. Связи с родными и родиной ребята не теряют, и, вообще, они очень хорошие.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Замок и сад Мирабель или история любви без счастливого конца

«…каштан зеленым балдахином веет над серебристым теменем, скрывая тебя и мысли спутанные нервно: скульптурами, цветочными коврами газонов влажных в парке Мирабель…"

Пётр Боровиков

Солнечным тёплым (даром, что февраль, температура воздуха плюс 15) субботним утром мы припарковали свою машину недалеко от площади Mirabellplatz, что расположена в самом центре Зальцбурга.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Переночевали мы в какой-то деревеньке, уж не помню её названия, в километрах 20 от Зальцбурга, сняв через Airbnb на троих отдельную просторную квартиру с кухней.

Вид из окна

Впредь только так и поступали: арендовали квартиры в небольших населённых пунктах по пути, обязательно с кухней, чтобы готовить еду самим. Так получалось по-семейному уютно, относительно недорого, а наличие собственного автомобиля позволяло не брать в расчёт фактор местонахождения жилья.

За культурно-развлекательную часть нашего трипа отвечал конечно же я, самый старший и самый искушённый в познавательный путешествиях бродяга. Ребята к своим двадцати с небольшим тоже немало, где бывали, но больше по делам, проездом и наскоком. А так чтобы не спеша, без всякой практический цели, таких поездок особо не практиковали.

К встрече с Зальцбургом я был, в принципе, готов: что-то смотрел, что-то читал, отмечал нужные точки на карте, вследствие чего, за неимением альтернативы, взял на себя функции гида.

На глубину и широту погружения в историю, культуру и архитектуру города не претендуя, попробую представить Зальцбург в своём любимом жанре трэвел-импрессионизма. Двигаясь от одного впечатления к другому создать эмоциональную картинку места в целом, ну, или хотя бы отчасти.

Первыми по маршруту предстали дворец и парк Мирабель, пусть не во всём своём великолепии по причине хоть и солнечного, но зимнего дня, но всё же.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Говорят, что исполненный в стиле барокко, дворец в обрамлении зелени сада смотрится невероятно романтично, под стать самому городу.

Натуры особо склонные к романтизму предпочитают прогуливаться в саду в период цветения сакур и магнолий. Но и без пышности весны и лета сад вокруг дворца оказался вполне достоин, чтобы начать с него тур по городу, настроившись на соответствующий Зальцбургу лад.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Знаете, подстриженные весьма оригинальным образом деревья, не знаю точно, возможно, липы или каштаны, даже без листвы смотрелись весьма стильно.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

В качестве наглядной ассоциации мне вспомнился образ Юлии Высоцкой с причёской под «ёжик», созданный для главной роли в фильме Андрея Кончаловского «Рай».

Увы, мы не увидели весь парк, в том числе знаменитый сад гномов: часть дорожек была перекрыта для проведения восстановительных работ. Не были мы и внутри дворца, ибо желали наслаждаться первым весенним теплом, гуляя по свежему воздуху.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Да и, честно говоря, не знаю, бывают ли внутри здания экскурсии, ибо сейчас там функционируют рабочие кабинеты мэра Зальцбурга и сотрудников его администрации.

Однако, время для романтической истории во время прогулки по парку нашлось, рассказчик: я, слушатели: сопровождавшие меня ребята.

История хорошо известная в Зальцбурге, пересказываемая многократно, о том, как в начале 17-го века правитель города Вольф Дитрих фон Райтенау решил для своей возлюбленной по имени Саломея Альт построить барочный дворец и разбить вокруг него парк в лучших традициях эпохи Возрождения. Дворцовый комплекс по завершению строительства получил название Альтенау.

Как мило и трогательно, не правда ли? В принципе да, однако, есть три «но».

Деньги на строительство были потрачены из городской казны, а это есть банальная нецелевая трата, или, если быть точнее, воровство.

Правитель города фон Райтенау имел при этом статус епископа и был обязан по католическим канонам соблюдать обет безбрачия, соответственно, никакого внимания на девушек не обращать, а уж тем более в них не влюбляться и не совращать.

Да и к тому же таких возлюбленных у фон Райтенау, как оказалось, было немало. Возможно, Саломея Альт им выделялась особо и была самой любимой, но, в любом случае, одной из многих, что уже, согласитесь, не так романтично.

В итоге фон Райтенау был лишён сана, должности и свободы, а девица Альт с позором выгнана из дворца.

Тем не менее, заложенный вместе с фундаментом романтический дух дворцового комплекса остался, на что не повлияли ни перестройки, ни пожары, ни беспощадное время, ни прочие напасти. Да и новое сентиментальное имя дворца, на французский лад Мирабель, в полной мере данное утверждение подтверждало.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Прогулявшись по геометрически выверенным и аккуратным аллеям парка, насладившись образом крылатого коня, великолепной скульптуры 1690 года, мы отправились на покорение города дальше, по-прежнему ориентируясь на романтические маршруты.

Из нового города в старый или пешеходный мост Makartsteg

«…проходим мост, по узкой улочке подходим к дому/ и замедляем шаг — здесь Моцарт жил/ по этой улочке когда-то он ходил/ вот на фасаде барельеф его знакомый/квартира наверху — чернеющие окон рамы…"

Борис Донской

В этой поездке по одному полноценному дню я провёл в Зальцбурге и в Вене, и разрабатывая маршрут по каждому из них, обязательно встречал объект «дом Моцарта», при этом в Зальцбурге таковых оказалось два.

Но тут всё просто, никакой путаницы нет. В Зальцбурге, в доме, именуемом как Mozarts Geburtshaus, что находится на Getreidegasse, знаменитый Вольфганг Амадей Моцарт родился, а в дом, известном как Mozart-Wohnhaus на Makartplatz, его семья переехала чуть позже, там композитор прожил три года до своего отъезда в Вену.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Что касается столицы Австрии, то в том мемориальном доме Моцарт жил и умер.

Себя я великим знатоком классической музыки не считаю, да и к особым почитателям таланта Моцарта не причисляю, хотя его «Симфонию № 40» или там «Турецкий марш», конечно, узнаю с первых нот. Однако, собираясь увидеть Зальцбург, да и Вену в придачу, решил хоть отчасти приобщиться к теме: посмотрел о жизни Моцарта фильм, или даже два, совершил виртуальный тур по одному из его музеев в Зальцбурге. Поэтому, оказавшись на месте, в Зальцбурге, мы нашли оба дома Моцарта, увидели их, отдав тем самым великому австрийскому композитору честь.

Первым домом оказался Mozart-Wohnhaus на Makartplatz, который удобно расположился на нашем маршруте, буквально в пяти минутах ходьбы от парка Мирабель, напротив отеля Bristol.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Мы не стали подниматься в бывшую квартиру композитора, ныне музей, чтобы посмотреть принадлежащие ему музыкальные инструменты и личные вещи, посчитали это излишним, но сам дом видели, отметились, и это уже хорошо.

Дальнейшей нашей целью было перебраться в так называемый старый город и к крепости для чего предстояло форсировать реку Зальцах. Однако, перейти на другой берег реки, разделяющий город, повинуясь настроению, мы желали исключительно романтично, а для этого в Зальцбурге есть специально предназначенный мост.

От дома Моцарта на Makartplatz до Makartsteg, пешеходного моста, совсем рядом, проходим мимо местного городского театра в сторону реки, и мы на месте.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Нетрудно догадаться, что площадь и мост названы в честь одно и того же человека, коим оказался австрийских художник 19-го века, уроженец Зальцбурга Ганс Макарт.

Я не поленился, нашел в сети его картины с описанием, чтобы хоть немного ликвидировать собственные пробелы в области изобразительного искусства. Ну что, яркие тона, произведения на исторические и аллегорические темы, есть портреты и натюрморты. Без сомнения, талантливый мастер, не случайно его именем названы столь знаковые в Зальцбурге места.

Доказывать романтичность этого моста нет никакой необходимости, достаточно взглянуть на его перила, обильно украшенные пресловутыми замочками любви.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Говорят ограждения моста периодически меняют, когда доказательств вечной любви становится слишком много и совсем не остаётся свободного места для новых романтических подтверждений.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Данный образ Makartsteg его третья реинкарнация, образца 2001 года.

Первый, в стиле модерн, был открыт в июне 1905 и верно служил по своему назначению более 60 лет.

Установленный ему на замену в 1967 году «раскачивающийся» мостик стал столь популярен, что «сгорел на работе» за менее продолжительный срок.

Вот, в принципе, и всё, что я узнал о пешеходном мосте через реку Зальцах, что соединяет две части города, а заодно и влюблённые сердца.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Главная пешеходная улочка Зальцбурга или когда уличная торговая реклама вызывает восторг

«… в витринах — Моцарт. «Моцарт» — ром, и с этим именем конфеты… а мне важнее скромный дом, где он родился на рассвете…"

Людмила Клёнова

Что делать, оказавшись на Getreidegasse, главной пешеходной улице старого города в Зальцбурге?

Тут вариантов не много: надо задрать голову вверх, широко разинуть рот и балдеть от восторга, рассматривая торговые вывески, коих тут много и одна краше другой.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Эта улочка старинная, известная чуть ли не с 12-го века, когда она была основной дорогой ведущей в Баварию. А с 14-го века Getreidegasse превратилась в главную торговую улицу города с многочисленными магазинами, лавками ремесленников, конторами и аптеками.

Обычно уличная торговая реклама раздражает, особенно в современном исполнении. Да, в последние годы в российских городах власти вроде бы взялись за презентабельность торговых вывесок и местами даже навели относительный эстетический порядок, но до средневекового Зальцбурга в любом случае ещё далеко.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Вот можно же привлекать клиентов и соперничать друг с другом, размещая столь стильные рекламные вывески, как это принято на Getreidegasse.

Что интересно, как заложили стиль торговой рекламы много веков назад, так и придерживаются его и в современное время.

Разглядывая вывески, и заодно и витрины, мы периодически заходили в торговые заведения для дегустации сыра, например.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

За этим захватывающим занятием я совершенно запамятовал про дом № 9, расположенный на этой улочке, в котором в своё время родился Моцарт.

Я знал про этот адрес, отметил дом на карте и, наверняка видел этот дом и, скорее всего, не раз. Но должного внимания не обратил и в памяти не оставил. Вот так профессионально сработала торговая реклама, увлекла и захватила, поощряя импульсивный спрос.

Хотя о самом композиторе забыть на улочках Зальцбурга нет никакого шанса. Опять же в целях торговой рекламы образ Моцарта эксплуатируется нещадно, особенно конфетными магазинами, кондитерскими и кафе.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Getreidegasse улочка вовсе не длинная, метров 300, наверное. Она соединяет Rathausplatz, одну из центральных площадей старого города, и церковь Святого Власия.

Кстати, в эстетическом плане церковь Святого Власия расположена великолепно.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Она как бы замыкает узкую торговую улочку, ярко контрастируя с ней строгостью своей архитектуры, старинным зданием со шпилем и стеной, увитой плющом.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Отмерив дважды знаменитую торговую улочку Getreidegasse, от площади до церкви, и обратно, мы отправились исследовать город дальше.

На площади Alter Markt или о большой любви в маленьком доме

«…здесь легко заблудиться в веках, в перемешанных сказках и былях… Сзади горы- стоят в париках, припорошены облачной пылью…"

Людмила Свирская

На площади Alter Markt, старинной, родом из 13-го века, рыночной площади Зальцбурга, мы оказались в поисках самого маленького дома этого города. Этот малыш как нельзя лучше подходит для романтического городского маршрута, который мы сами себе проложили.

Действительно, площадь Alter Markt со всех сторон плотно окружена роскошными домами, возведёнными несколько столетий назад.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Среди них есть и тот самый, шириной по фасаду не более полутора метра.

Ну, а теперь о романтической истории, связанной с этим домиком, рассказчик тот же, слушатели те же.

Пылкий юноша, влюблённый в прекрасную юную деву, страстно возжелал её, просил руки и сердца. По одной из версий отец девы, по другой сама дева, поставили условие, у жениха должен быть собственный дом, куда он приведёт молодую жену, иначе никакой свадьбы. Дальнейший ход событий, думаю, понятен: бедный, но пронырливый жених обдурил либо алчного отца, либо его не менее алчную дочь, либо их обоих вместе. Условие выполнил, собственный дом предоставил, а уж какого он размера, так про это никакого уговора не было.

Австрия. Зальцбург. Романтический маршрут

Понимаю, что историю эту я пересказал не столь пафосно, как принято, и поэтому в моём исполнении она выглядит не так романтично.

Просто я думаю, что эта история любви, не что иное как выдумка. Скорее всего, дом выстроил торговец, чтобы жить поближе к главной торговой площади города. А почему такой узкий, так тут два варианта: или денег не хватало, либо, чтобы не платить высокий налог. Ведь хорошо известно, что в средневековой Европе налог на здания исчислялся по ширине выходящего на улицу фасада.

Ну что, упаковать полноценный день в Зальцбурге в один рассказ, задача невыполнимая. Ибо видели мы в этот день ещё и главный городской собор, и аббатство, и замок на горе. Последних, кстати, в тот день было в два: кроме Зальцбурга, мы успели лицезреть его собрата в Куфштайне. Так что, не обессудьте, следующий раз, опять вещаю из Зальцбурга

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия