Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 18:13
Филиппины покорены! Куда дальше?

Зальцбург, Куфштайн — Австрия Февраль 2023

Моцарт, человек на золотом шаре и кафедральный собор или о том, что обязательно увидишь на Residenzplatz, Mozartplatz и Kapiteiplatz

«…в глубинах кафедрального собора, под куполом, расписанным Масканьи, желая поднебесного фавора, играл безусый Моцарт на органе. А стены жадно впитывали звуки, мелодию вобрать в себя хотели…»

Людмила Некрасовская

Позволю себе продолжить маршрут по Зальцбургу, имевший место быть в моей жизни теплым субботним февральским днём 2023 года в компании моих племянников.

Напомню, что ребята, брат и сестра, дети моего младшего брата, постоянно проживающие в Германии, специально встретились со мной, чтобы проехаться по нескольким европейским странам, и начали мы с очаровательного Зальцбурга, где, собственно говоря, и встретились.

В предыдущем своём материале из этого города, ссылка на который имеется где-то там ниже, я поделился первыми впечатлениями о Зальцбурге, пытаясь подчеркнуть его особую романтичность. Движемся дальше, мне есть ещё, чем поделиться.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

А дальше было вот что: мы вырули на площадь Residenzplatz плавно переходящую одновременно на Mozartplatz и Kapiteiplatz, во всяком случае, в моих воспоминаниях все три площади слились воедино.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Что касается Mozartplatz, то эта площадь оказалась вполне предсказуемой.

Во-первых, в городе, который отождествляет самого себя с великим композитором, не может не быть площади, названной в его честь. А также вполне ожидаемым было увидеть в её центре соответствующий памятник, и толпу людей, собравшуюся вокруг него.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

А вот Kapiteiplatz, напротив, обвинить в предсказуемости абсолютно невозможно. Только представьте, что на этой площади неподалёку от величественных сакральных строений города расположилось нечто яркое и фривольное, просто сбивающее с ног своим откровенным диссонансом с окружающим.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Я имею в виду композицию «Skulptur Mann auf Mozartkugel» она же"Sphaera Sculpture» или по-нашему «Сфера» — в виде огромного золотого шара и маленькой фигуры человека, установленного на нём.

Я понимаю задумку автора этой композиции по фамилии Балькенхоль, который возжелал таким образом отдать дань памяти Паулю Фюрсту создателю конфет «Mozartkugel», кои, кстати, я даже не удосужился попробовать, будучи в Зальцбурге.

Я также понимаю, что конфеты «Моцарткугель», такой же бренд Зальцбурга, как, собственно говоря, и сам великий композитор, а посему подлежат нещадной эксплуатации.

Да, композиция ярка, привлекает внимание издалека, каждый попадающий на Kapiteiplatz непременно видит её и обязательно желает быть запечатлённым на фоне огромной конфеты в золотой упаковке и мужчины в чёрных брюках и белой рубашке, создателя сего лакомства, зачем-то забравшегося на него.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Но, установленная рядом с храмами, кладбищем при церкви, у подножия и на фоне средневекового замка, на площади по которой катают своих пассажиров стилизованные под старину конные экипажи, «Сфера» выглядит несколько вульгарно, отвлекая внимания от главного.

Хотя, наверное, так и было задумано.

Впрочем, отсутствием внимания Salzburg Cathedral тоже не страдает.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Народ туда активно заходит, не столько, чтобы коленопреклонённым обратится с молитвой к Богу, а больше получить эстетическое удовольствие от созерцания внутреннего убранства храма, ну, или прослушивания, если повезёт, органной музыки.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Зашли туда и мы, задержавшись при входе у четырёх массивных, белоснежного цвета статуй.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Первые две из них апостолы Пётр и Павел, первоверховные апостолы, совершившие столь непохожие пути к Иисусу Христу.

Две другие фигуры — святой Руперт и святой Вергилий, имеющие отношение непосредственно к Зальцбургу. Первый, епископ Руперт, основатель монастыря Святого Петра в 8-м веке, вокруг которого и вырос город.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Позже он был причислен к лику святых, а ныне принимается за покровителя Зальцбурга.

Второй, святой Вергилий, приемник епископа Руперта, настоятель аббатства Святого Петра, воздвигший первую церковь на месте нынешнего кафедрального собора, до наших дней не сохранившуюся.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Кстати, полное наименование нынешнего главного храма Зальцбурга- Кафедральный собор имени святых Руперта и Вергилия.

Впрочем, далее я не буду погружаться в описание многовековой история храма, особенностей архитектурного исполнения и интерпретацию изображений его внутреннего убранства. Это вообще не моя тема.

Но в соборе мы провели достаточно долгое время, покорившись на тот период его величию и богатству.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Будучи религиозно нейтральным человеком, в жизни своей я видел достаточно много религиозных сооружений, принадлежащих различным конфессиям, и кафедральный собор в Зальцбурге стал очередным из них.

Перед тем как покинуть храм скажу, что кафедральный собор в Зальцбурге также связан с именем Моцарта. В соборе сохранилась купель, в которой малыш, наречённый Вольфгангом, был крещён.

А позже, когда мальчик вырос и стал великим музыкантом и композитором, он музицировал на соборном органе, звуки которого нам, к сожалению, услышать не довелось.

Аббатство Святого Петра и крепость Хоэнзальцбург или с чего начинался город

«…сквозь окна Доплера и ставни Караяна тревожно огибая Хоэнзальцбург, вспугнувши птиц, и напролом упершись в разрез альпийских каменных морщин…»

Пётр Боровиков

Ориентируясь на крепость Хоэнцзальцбург, финальную точку нашего маршрута по Зальцбургу, мы подошли к подножию Mönchsberg, Монашеской горы, где ожидали увидеть St Peter’s Archabbey, бенедиктинское аббатство Святого Петра.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Наши ожидания нас не обманули, аббатство находилось ровно на том месте, где ему было предписано быть святым Рупертом.

Основав аббатство Святого Петра, а произошло это событие, как известно, в 7-м веке, Руперт, тем самым заложил основу и самого города Зальцбург, который стал разрастаться вокруг аббатства, идти в ширь, на месте древнеримских развалин.

Получается, что этот сакральный объект знаковый в истории города, и посему к посещению обязательный.

Территория аббатства небольшая, но тем не менее, это комплекс религиозных и исторических строений центральным из которых является Stiftskirche Sankt Peter, церковь Святого Петра.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Церковь возвели в 12-м веке, но как я понял от оригинального строения практически ничего не осталось, ну, разве что только фундамент.

Однако, и нынешний вариант храма, выполненный в стиле барокко, строение старинное, родом из Средневековья.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Кроме церкви в структуру аббатства включены три двора, библиотека священных манускриптов, катакомбы и старинное кладбище.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Что касается катакомб, то, очевидно, они имеют отношение к раннехристианским временам, задолго до основания аббатства святым Рупертом.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Вырытые в скале пещеры, служили местом обитания отшельников, а позже и местом их вечного упокоения.

На кладбище при храме хоронили священнослужителей аббатства, знатных и богатых горожан.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Кстати, святой Руперт также погребён на территории аббатства, внутри церкви святого Петра. Среди иных захоронений стоит выделить могилу старшей сестры Моцарта, Анны Марии, по прозвищу Наннерль.

Что удивительно, кладбище, конечно, старинное, но я видел и совсем свежие захоронения, буквально последних лет.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Чтобы быть погребённым на таком знаменитом кладбище, кстати, весьма небольшом по размеру, наверное, надо иметь либо особые заслуги или много денег.

К крепости Hohensalzburg мы отправились пешком, игнорируя, что она расположена на вершине Монашеской горы на высоте 542 метра над уровнем моря и буквально нависает всей своей громадиной над городом.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Можно было, конечно, и на трамвайчике, или как он там называется, да что нам, молодым и сильным.

На самом деле подъём сильно крутым не показался, да и виды, открывающиеся по мере набора высоты, возбуждали меняющейся перспективой.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Ближе к входу шлагбаум и касса, входной билет в замок с возможностью посещения музеев, если не ошибаюсь, 9 евро, или что-то вроде этого.

Считается, что крепость в Зальцбурге самая большая по территории и наиболее сохранившееся замковое сооружение в средневековой Европе.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Не знаю, может и так. Но вспоминая замки, которые видел: в Словакии или Хорватии, например, или которые увижу чуть позже: в Лихтенштейне или в той же Словении, так по мне это очередной европейский замок на горе, один из многих.

Если уж приехал в Европу, то уж будь готов смотреть замки. Современная политическая карта Европы как лоскутное одеяло, пестрит многообразием государств на относительно небольшой территории.

Но их количество ничтожно мало, если сравнивать с аналогичной картой времен Средневековья. Тогда феодальных государств было несоизмеримо больше, и все они постоянно конфликтовали между собой. Ожидая нападений и нападая в свою очередь сами, феодалы выстраивали серьёзные оборонительные комплексы, и если была возможность забраться на высоту, то возводили свои замки именно там.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

В этих замках жили и работали феодальные правители и их сановники.

Вот и в Зальцбурге 11-го века возникла острая политическая необходимость построить крепость на скале, желательно, непреступную, чтобы в ней можно было выдержать любую осаду.

Разбираться в хитросплетениях политической ситуации того периода дело не благодарное: епископы, управлявшие Зальцбургом, поддерживалипапу Римского, тот противостоял Священной Римской империи, власть которой признавали южногерманские князья и посему конфликтовавшие с епископами Зальцбурга. История человечества — это история войн, так было, так есть и, увы, так будет.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Вариант крепости 11-го века не сохранился, Хоэнзальцбург строился и перестраивался несколько столетий и приобрёл свой нынешний грозный вид лишь к 16-му веку.

Мы гуляли по крепости, рассматривая город через амбразуры, оценивали толщину стен, заходили в часовню святого Георгия, поднимались на так называемый «верхний этаж», где располагались покои архиепископов.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Внутри крепости целый музейный комплекс. Есть инсталляция, связанная со средневековой историей крепости.

Но мне особо понравился музей, посвящённый Первой мировой войне, где много экспонатов, имеющих отношение к австро-венгерской армии.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Этот период истории я люблю, много чего читал на эту тему. Вспоминаются произведения Ремарка, читанный-перечитанный роман «На западном фронте без перемен», ну и конечно, Гашека, его «Приключения бравого солдата Швейка».

Виды с высоты крепости особый аттракцион, они, без сомнения, великолепны.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Но чтобы не рассыпаться эпитетами, упомяну только маленький домик, одиноко стоящий на зелёном лугу в самом центре Зальцбурга. Вокруг луга плотная городская застройка, но от самого дома все строения отделены на значительное расстояние.

Почему так, вопрос на сообразительность? Кто знает, чур, не подсказывать.

Ответ прост: это дом палача, от которого прочие горожане предпочитали жить на отдалении.

На этом с крепостью Хоэнзальцбург прощаюсь, как, впрочем, и с Зальцбургом, однако, на этот очень длинный и заполненный событиями день у нас пришёлся визит ещё в один замок.

Ещё один замок на скале или о том, как мы заехали в городок Куфштайн

«…покоем дышат дома городка. Красот Тироля забыть нельзя. Под ярким небом средь гор голубых приеду в Куфштайн -город грез моих, приеду в Куфштайн — город грез моих…"

Немецкая песенка про Куфштайн

На утро этого дня мы не имели точного варианта ночлега, предполагая решить проблему по ходу дела. Намеривались мы двигаться из Зальцбурга в сторону Лихтенштейна, а далее Швейцарии, но заночевать всё же на территории Австрии, в небольшом населённом пункте где-нибудь между Инсбруком и Вадуцом.

Собственно говоря, так и случилось, и забронировали мы апартаменты в обеденный перерыв, за перекусом в кафе сети Nordsee. Кстати, вот уж не думал, что буду расхваливать заведение категории fast food, к услугам которых прибегаю исключительно в поездках и только в случаях крайней необходимости.

А вот сеть немецких кафе Nordsee похвалю. Знаете, рыба и морепродукты вместо жирной котлеты выглядят более предпочтительно, да и реально было вкусно.

Забронировав квартиру в деревеньке за Инсбруком, мы проложили путь туда через небольшой австрийский городок Куфштайн, желая разбавить монотонность дороги небольшим пешим променадом в новом месте.

Городок этот расположен прямо на границе с Германией, и получилось так, что часть трассы в Куфштайн проходила по территории этой соседней страны.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Из одного австрийского города в другой через Германию, я же говорю, не Европа, а лоскутное одеяло.

Идея сделать остановку в Куфштайне принадлежала мне, и пока мы перекусывали в Nordsee я успел прочитать, что этот городок хоть и малоизвестный, но симпатичный и исторический.

Узнал я, что много столетий Куфштайн, занимая выгодное географическое положение, являлся предметом военных раздоров между Баварией, Тиролем и Австрийской империей Габсбургов, и что есть в этом городке своя крепость на скале, ничем не хуже, чем Хоэнзальцбург.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

В Куфштайне мы оказались под вечер, когда уже начало смеркаться, а через некоторое время стало темно окончательно. Припарковавшись неподалеку от центра города, мы решили на быструю руку осмотреть его интересности.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

К сожалению, к замку подняться уже было нельзя.

Располагающийся внутри его музейный комплекс был закрыть, да и цели попасть туда, честно говоря, у нас не было. Небольшая прогулка по историческому центру, ну, и может быть, чашка кофе, это то, что было нужно, ибо трёхчасовой переезд по автобану даже в приятной компании несколько утомительное удовольствие.

Посему, подробного обзора достопримечательностей Куфштайна ждать от меня было бы несколько опрометчиво.

Самым ярким пятнышком воспоминаний из этого городка стала торговая улица, ведущая к мосту через реку Инн, особенно переулок Römerhofgasse.

Австрия. Зальцбург. Замок на скале

Виды последнего классическая иллюстрация к некой средневековий сказке, яркие характерные строения и вид замка на скале на заднем фоне.

На этом завершаю свой репортаж, невероятно красивый день в Зальцбурге и Куфштайне подошёл к своему логическому завершению.

Ну, а следующий обещал встречу с новыми для меня странами — Лихтенштейном и Швейцарией. Вот жить бы всегда так, когда каждый следующий день это новые города и страны.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия