Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был вчера 0:34

Смоленск — Россия Август 2023

Очередной день полного пребывания в Смоленске, 10 августа 2023 года, мы посвятили, в основном, смоленским храмам, не всем, конечно. Утром мы объехали три сохранившихся здесь домонгольских храма.

Потом побывали на празднике в Успенском храме на Соборной горе в честь иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, который отмечается ежегодно при большом стечении людей. После Божественной литургии архиерейским чином состоялся крестный ход со Смоленской иконой Божией Матери, а затем праздничный концерт с выступлением Смоленского русского народного оркестра имени В. П. Дубровского, Камерного оркестра Смоленской филармонии и Ансамбля народной песни «Славяне».

После посещения Соборной горы мы завершили знакомство с деятельностью Марии Клавдиевны Тенишевой, начатое накануне при посещении музейного комплекса «Теремок» в Талашконо — Флёново, посетив созданный ею музей «Русская старина» в Смоленске. Об этом я упомянул в предыдущей публикации.

Последним объектом, который мы осмотрели 10 августа, был католический собор в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В Москве мы также живём рядом с католическим собором с аналогичным посвящением, и нам было интересно сравнить эти два храма друг с другом. Правда, а отличие от московского, смоленский костёл пока недействующий и находится в начальной стадии реставрации.

В данной публикации я расскажу вкратце о трёх частично сохранившихся домонгольских смоленских храмах, изначально построенных во второй половине XII века

Самой ранней из сохранившихся является ЦЕРКОВЬ ПЕТРА и ПАВЛА на Городянке. Она была построена в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче и освящена первым смоленским епископом — Симеоном.

Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске

В XVIII веке к древней церкви Петра и Павла почти вплотную пристроили храм в честь святой великомученицы Варвары, а саму церковь Петра и Павла прилично перестроили.

Варваринская церковь, дополнившая храмовый комплекс на Городянке, построена в стиле нарышкинского барокко.

Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске

Сильно пострадавший в 1943 году храм Петра и Павла восстанавливался в 1962 — 1963 годах под руководством знаменитого архитектора Петра Дмитриевича Барановского. Храм восстановили в первоначальном виде (насколько это возможно, конечно), правда забыли про галереи, которые окружали храм в древности.

Вторым по старшинству смоленским домонгольским храмом является ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА на Варяжках.

Она была построена при князе Романе Ростиславиче на холме. Произошло это в 1173 году.

Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске

Церковь сильно пострадала в начале XVII века от польского войска короля Сигизмунда III. Так же как Петропавловская церковь этот храм был превращён поляками в костёл.

Тот храм, который мы сейчас видим лишь наполовину высоты стен относится к XII веку. Изначально храм окружала галерея.

И третьим из сохранившихся домонгольских храмов в Смоленске является ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА (СВИРСКАЯ) на Смядыни.

Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске

Дворцовая Свирская церковь на Смядыни построена в 1197 году на загородном дворе смоленских князей. Это самый величественный, самый яркий из трёх домонгольских храмов Смоленска. Он в принципе отличается от двух более ранних храмов.

Разница первых двух храмов (Петропавловского и Иоаннобогословского) и Свирского храма в том, что это постройки разных школ. Первые два — черниговско-киевской школы, третий — полоцко-смоленской.

Свирский храм построен во времена правления Давыда Ростиславича (в 1180 — 1197 годах). Распространённое в народе название церкви, Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

Поскольку это был дворцовый храм, то он славился пышностью интерьеров и отделки. До нашего времени сохранились лишь фрагменты фресок.

В 1963 году в церкви Михаила Архангела были проведены восстановительные работы, и храму был придан, по возможности, первоначальный вид. Правда, это коснулось только его внешнего вида.

Все три домонгольских храма в настоящее время действующие. Они все были открыты, и мы побывали во всех трёх из них, но были практически в одиночестве. Это, наверное, объясняется тем, что весь народ в этот день, 10 августа, устремил свои стопы и взоры на Соборную гору, где в Успенском соборе отмечался праздник в честь иконы Божией Матери Одигитрия. Об этом праздновании я расскажу в следующей публикации.

Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"

1. Рассказ о посещении Историко-Краеведческого музея в городе Вязьма Смоленской области
  2. Рассказ о достопримечательностях, увиденных во время экскурсии по центральным улицам Вязьмы
  3. Иоанно-Предтеченский монастырь в городе Вязьма Смоленской области
  4. Рассказ о достопримечательностях, увиденных в Вязьме во время самостоятельных прогулок по городу
  5. Рассказ о посещении усадьбы Грибоедовых в селе Хмелита Смоленской области
  6. Рассказ о посещении Мемориального музея П.С. Нахимова в усадьбе Грибоедовых в Хмелите Смоленской области
  7. Рассказ о поездке в Мемориальный комплекс и музей «Богородицкое поле» Вяземского района Смоленской области
  8. О посещении Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в селе Болдино Дорогобужского района Смоленской области
  9. Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области
  10. Отзыв о посещении Мемориального комплекса «Катынь» близ Смоленска
  11. Поездки в поселок Пржевальское Смоленской области — центр Национального парка «Смоленское Поозерье»
  12. Отзыв о посещении Дома-музея Н.М. Пржевальского в посёлке Пржевальское Смоленской области
  13. Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
  14. Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску
  15. Рассказ о местах на Смоленщине, связанных с именем Марии Клавдиевны Тенишевой
  16. Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске
  17. Рассказ о празднике в честь Смоленской иконы Божией Матери у стен Успенского собора Смоленска 10 августа 2023 года
  18. «НА ХУТОРЕ ЗАГОРЬЕ РОСЛИ МЫ У ОТЦА…» (рассказ о родине А. Т. Твардовского на Смоленщине)
  19. «Достоин вечной Русской Славы, радетель Бога и Державы…» (о памятниках М. И. Кутузову в Смоленске)
  20. Рассказ об ассоциациях на скульптурно-космическую тематику с пересечения улиц Николаева и Октябрьской революции в Смоленске
  21. Ельня — Город Воинской Славы (воспоминания о посещении города)
  22. Село Новоспасское Смоленской области — родина великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки