Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

8 августа 2023 года был первым днём нашего безвыездного пребывания в Смоленске. В этот день мы посетили две музейные экспозиции — Смоленскую художественную галерею и Смоленский исторический музей, а также совершили пешеходную прогулку по центру города. Оба музея входят сейчас в состав ОГБУК «Смоленский государственный музей заповедник». В этой публикации я хочу рассказать о посещении нами Смоленской художественной галереи.

Смоленской художественной галерее уже более ста лет. Изначально она была открыта 1 мая 1920 года в здании бывшего Уездного земства. Основу экспозиции тогда составляли произведения искусства, поступившие из отдела ИЗО Наркомпроса и Государственного музейного фонда, а также из национализированных после революции имений знаменитых дворянских родов (Барышниковых, Паниных, Хлудовых, Оболенских). Особо значимую часть коллекции составило собрание княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. В 1920-е годы для пополнения музейного собрания была учреждена закупочная комиссия.

С 1931 по 2010 год Художественная галерея находилась в здании историко-этнографического музея «Русская старина», созданного княгиней М. К. Тенишевой. Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания была эвакуирована в Горький, а затем в Новосибирск, однако спасти удалось не всё: многие предметы искусства были утрачены. В 1947 году коллекция вернулась в Смоленск, и галерея вновь открылась для посетителей.

В конце 2010 года галерея переехала в отреставрированное историческое здание Александровского реального училища, в котором находится и в настоящее время. Это позволило значительно расширить площадь экспозиции. На сегодняшний день Смоленская галерея является одной из крупнейших в Центральной России: на двух этажах разместилось около пятисот произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Здание это историческое. Оно было специально построено для реального училища менее чем за два года по проекту архитекторов М. Ф. Мейшера и О. Ф. Хартена и открыто в 1879 году. По сведениям дореволюционного краеведа Ивана Ивановича Орловского, при строительстве использовался кирпич из разобранных участков Смоленской крепостной стены. В 1880 году, в честь 25-летия царствования императора Александра II, училищу было разрешено именоваться «Александровским».

В конце XIX века здание училища было частично перестроено под руководством инженера Е. Ф. Лыщинского. После 1917 года здесь располагалась губернская советско-партийная школа. Во время Великой Отечественной войны здание полностью выгорело внутри и было восстановлено в 1947 году по проекту архитектора Д. П. Коваленко. Затем вплоть до середины 1980-х годов в корпусе бывшего Александровского реального училища размещался Смоленский строительный техникум.

В здании построена очень красивая чугунная трёхмаршевая парадная лестница с ажурными ступенями.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

В музее представленные произведения искусства размещены в шести разделах: «Древнерусское искусство», «Русское искусство XVIII — первой половины XIX веков», «Русское искусство XIX века», «Русское искусство конца XIX — начала ХХ века», «Искусство советского периода» и «Западноевропейское искусство».

Собрание картин в Смоленской художественной галерее открывает раздел «Древнерусское искусство».

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Основу собрания древнерусской живописи в Смоленской художественной галерее составляет коллекция историко-этнографического музея княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, которая была сформирована на рубеже XIX — XX веков. Время написания наиболее ранних из икон — XV век, а наиболее поздних — XIX век. В каждой из икон отчётливо прослеживается принадлежность к какой-либо художественной школе.

Среди подлинных шедевров псковской иконописной школы можно назвать икону XV века «Спас Нерукотворный». Образ Нерукотворного лика был очень распространён и почитаем на Руси с древних времён. Иисус изображается смотрящим на зрителя. Его глаза светятся мудростью и любовью. От него веет строгим вдумчивым покоем и призывом к высокой вере.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

XVI век привнёс в икону повествовательность и желание рассказать о событиях из жизни Христа в яркой, жизнеутверждающей форме. Примером служит новгородская икона, рассказывающая о чудесном воскрешении Лазаря. Христос через четыре дня после смерти воскресил усопшего праведника. Свидетелям чуда стали апостолы и сёстры Лазаря. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен и чёток. Композиция строится на сочетании крупных форм и ярких локальных цветовых пятен.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Новгородские иконы «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил», входившие в иконостас, характеризуются простотой композиции, праздничностью колорита, лаконичностью и выразительностью силуэтов.

Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Сильно влияние народного искусства в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». По мнению ряда исследователей данная иконография — Архангел Михаил вручает братьям Флору и Лавру поводья коней, оседланных для битвы — бытовала только на Руси, и в особенности на Новгородчине. В этой иконе нашли воплощения лучшие черты новгородского классического искусства — чёткий рисунок, контрастные цвета, яркая праздничная палитра.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Ряд представленных икон можно определить понятием «северного письма», объединяющим своеобразное искусство различных художественных центров и областей Севера. Например, редкая икона «Огненное восхождение пророка Илии», сюжет которой навеян библейскими текстами о ветхозаветном пророке Илье.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Особенным цветовым строем отличается икона XVI века «Покров Богоматери» — образец древнерусской живописи Вологды. Такой сюжет известен только на Руси и появился ещё в XIII веке. Богоматерь в окружении сонма святых простёрла свой плащ над молящимися, беря их под свою защиту. Рождённое на византийской почве предание о заступничестве Божией Матери воплотилось в зримый художественный образ.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Особое место занимают изображения Святителя Николая Мирликийского — одного из наиболее почитаемых греческих святых. Образ Николая (Николы) запечатлён в иконе XVI века «Святитель Николай Чудотворец» и скульптурном изображении 2-й половины XVII века «Святой Николай Можайский».

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Две иконы исторически связаны со смоленской землёй. На иконе «Святые Фёдор, Давид и Константин» изображён сын смоленского князя Ростислава Мстиславича II — князь смоленский и ярославский Фёдор Ростиславич со своими детьми Давидом и Константином. Православной церковью они почитаемы как чудотворцы.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Святыней Смоленска, своеобразным символом смоленской земли является икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская», датированная началом XVII века (с поновлениями XIX — XX веков) и представляющая собой один из списков со знаменитой византийской иконы «Богоматерь Одигитрия».

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Древнее сказание о появлении этого списка на Руси говорит, что этой иконой византийский император Константин благословил свою дочь Анну на брак с черниговским князем Всеволодом. После того как икона досталась по наследству Владимиру Мономаху, он поставил её в специально выстроенном в 1101 году Смоленском Успенском соборе. С тех пор святыню стали называть Смоленской. Одигитрия в переводе с греческого означает «путеводительница». Она указывает путь духовного возрождения человека. Богоматерь изображена с Божественным Сыном на руках. В её глазах и любовь, и страдание, и глубокое смирение перед неизбежностью грядущей судьбы Сына. Младенец держит в левой руке свиток, знак учения, а правой рукой благословляет.

В разделе «Древнерусское искусство» в Смоленской художественной галереи представлено большое количество других икон, но я ограничусь в данной публикации только показанными выше.

Следующий раздел музейной экспозиции — «Русское искусство XVIII — первой половины XIX веков». Его основу составляют произведения, поступившие в 1920-е — 1930-е годы из национализированных поместий Смоленской губернии, а также из фондов Государственной Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Цветковской галереи.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

XVIII век был ознаменован для России значительными переменами в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. Это было время утверждения светского начала в искусстве и его сближения с западноевропейскими традициями. Особенно ярко новые традиции проявились в портрете.

В Россию приглашались зарубежные художники Жан Луи Вуаль, Александр Рослин и другие. В галерее представлены портреты, принадлежащие их кисти.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Многие портреты этого периода были написаны неизвестными художниками.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Наблюдение, изучение человека — такова основа живописи XVIII века. Во второй половине XVIII века русский портрет становится выразительнее, направленным на постижение внутренних переживаний человека, создание психологического образа. В этой связи характерен «Портрет неизвестной в светло-сером платье», написанный признанным мастером камерного портрета Фёдором Рокотовым. Мерцающее в полумраке лицо дамы задумчиво, немного таинственно, на губах едва уловимая улыбка, взгляд погружён в себя. Мягкость границ, расплывчатость контуров изображения придают особый характер образу. Это один из лучших портретов Ф. С. Рокотова, написанных в 1770-е годы.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Скульптурный портрет XVIII века представлен работой прославленного ваятеля Ивана Петровича Мартоса. Бюст представителя знаменитого рода Паниных — Ивана Васильевича Панина — интересен как одна из наиболее ранних работ в творчестве этого мастера. Скульптуру отличает стремление к гармоничной целостности композиции, ясность и строгость формы. Она была заказана потомками Панина и исполнена в 1780 году не с натуры, а по сохранившейся миниатюре.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Жанр натюрморта представлен одной работой немецкого художника-анималиста, первого руководителя «класса живописи зверей и птиц» Императорской Академии художеств Иоганна Фридриха Гроота. «Натюрморт с битой дичью» выполнен в духе натюрмортных композиций художника в это время. Он внимательно вырисовывает каждое пёрышко и каждый цветочек, передаёт тонкость переливов оперения, нежность незабудок и маргариток.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Воплощение реалистических тенденций в русской живописи первой половины XIX века связано с именем Василия Андреевича Тропинина. Его творчество в галерее представлено двумя портретами: Теодосия Бобчака и мальчика Яковлева. Оба было трудно сфотографировать из-за сильно мешающих отражений в стекле, которым покрыты портреты. Но я всё-таки покажу один из них — «Портрет А. В. Яковлева в детстве».

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Здесь чувствуется глубокое проникновение в реальную сложность духовного мира и характера юноши. Мальчик на портрете чуть заметно улыбается. Характерная особенность тропининского дарования в том, что художник всегда очень доброжелателен к своим моделям. Все внимание художника устремлено на лицо, на его тонкую мимическую игру, на отражение в нём интеллектуального начала.

Покажу фотографию ещё одной картины из этого раздела, хотя её тоже было невозможно сфотографировать без мешающих отражений. Это работа одного из основоположников батального жанра Богдана Павловича Виллевальде «Постой офицеров в деревне». Картина относится к последнему периоду творчества мастера, когда он предпочитал эффектным большим композициям работу над изящными, небольшого размера батально-жанровыми сценами на сюжеты из кампании 1813 — 1815 годов.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Экспозиция следующего раздела «Русское искусство XIX века» в Смоленской художественной галерее представлено произведениями различных художественных направлений и достаточно полно отражает основные тенденции в развитии отечественного искусства.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

В первую очередь нужно отметить художников-выпускников Императорской Академии художеств Ивана Константиновича Айвазовского, Архипа Ивановича Куинджи и др.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Во второй половине XIX столетия обострилось противостояние академической направленности в живописи с новой изобразительной системой, ориентированной на демократические идеи. После так называемого «Бунта четырнадцати», когда 14 художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским покинули Академию художеств, вскоре возникло «Товарищество передвижных художественных выставок». Яркими представителями нового направления стали Иван Иванович Шишкин, Фёдор Александрович Васильев, Илья Ефимович Репин, Исаак Ильич Левитан, Василий Иванович Суриков, Василий Дмитриевич Поленов, Константин Аполлонович Савицкий, Виктор Михайлович Васнецов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин и другие художники.

В Смоленской художественной галерее представлены некоторые из работ этих художников. Я не стану показывать здесь фотографии картин всех этих художников. Остановлюсь только на трёх из них, на которых показаны портреты Марии Клавдиевны Тенишевой — меценатки, собирательницы старины, создательницы Смоленского музея «Русская старина» и Историко-архитектурного комплекса «Теремок» в её усадьбе в посёлке Талашкино (Флёново) под Смоленском.

В этой усадьбе подолгу гостили русские художники, и трое из них написали портреты Марии Клавдиевны. Это Илья Ефимович Репин, Валентин Александрович Серов и Константин Алексеевич Коровин. Все эти портреты поначалу хранились в собрании М. К. Тенишевой, из которого после революции попали в Смоленскую художественную галерею.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Эти портреты совершенно разные по манере исполнения, но каждый по-своему раскрывает образ этой талантливой женщины…

Раздел «Русское искусство конца XIX — начала ХХ века» представляет работы крупнейших художников «серебряного века».

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

В его формировании важную роль сыграло создание М. К. Тенишевой, о которой я упомянул выше, Талашкинского художественного центра под Смоленском. Именно она одной из первых в России приобрела произведения Александра Николаевича Бенуа, Михаила Александровича Врубеля, Константина Андреевича Сомова, Константина Алексеевича Коровина, Николая Константиновича Рёриха, Сергея Васильевича Малютина. Жемчужинами коллекции являются портреты самой Тенишевой, написанные К. А. Коровиным и В. А. Серовым, которые я привёл выше. В собрании галереи отражена деятельность ведущих художественных группировок и выставочных объединений того времени: «Мира искусства», «Союза русских художников», «Голубой розы», «Бубнового валета». Обращают на себя внимание работы художниц русского авангарда Натальи Сергеевны Гончаровой и Любови Сергеевны Поповой.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Яркой фигурой на рубеже XIX — ХХ веков был Игорь Эммануилович Грабарь — художник, искусствовед, критик, реставратор, архитектор. Его называли последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашёл свой неповторимый и своеобразный художественный стиль в искусстве.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Богатое художественное наследие оставил также Исаак Израилевич Бродский.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Экспозиция раздела «Искусство советского периода», наиболее многочисленная, охватывает почти весь век и представляет как признанных мастеров официального искусства, так и художников андерграунда.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Смоленская галерея располагает работами художников известных объединений: «Мастера аналитического искусства», «Московские живописцы», «Общество станковистов», «Новое общество живописцев», группа 22 художников, группа «Тринадцать» и прочие. Широко представлена портретная живопись, в том числе работы Роберта Рафаиловича Фалька, Сергея Васильевича Малютина, Георгия Георгиевича Ряжского, Александра Ивановича Лактионова, Григория Михайловича Шегаля, Михаила Львовича Гуревича и Константина Гавриловича Дорохова. Кроме того, экспозиция знакомит с творчеством смоленских художников, чьё творчество стало заметным явлением в отечественном искусстве XX столетия.

И, наконец, раздел «Западноевропейского искусства», занимающий весь третий этаж здания Смоленской художественной галереи, включает произведения конца XV — начала ХХ веков и отличается многообразием и полнотой охвата различных живописных школ.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Здесь представлены нидерландские, итальянские, испанские, французские и немецкие художники. Покажу только по одной фотографии для каждого из этих направлений.

1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
1
Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи

Мы провели в Смоленской художественной галерей около трёх часов, устали, но остались довольными её посещением. Практически все выставленные картины мы увидели в ней впервые.

Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"

  1. Рассказ о посещении Историко-Краеведческого музея в городе Вязьма Смоленской области
  2. Рассказ о достопримечательностях, увиденных во время экскурсии по центральным улицам Вязьмы
  3. Иоанно-Предтеченский монастырь в городе Вязьма Смоленской области
  4. Рассказ о достопримечательностях, увиденных в Вязьме во время самостоятельных прогулок по городу
  5. Рассказ о посещении усадьбы Грибоедовых в селе Хмелита Смоленской области
  6. Рассказ о посещении Мемориального музея П.С. Нахимова в усадьбе Грибоедовых в Хмелите Смоленской области
  7. Рассказ о поездке в Мемориальный комплекс и музей «Богородицкое поле» Вяземского района Смоленской области
  8. О посещении Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в селе Болдино Дорогобужского района Смоленской области
  9. Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области
  10. Отзыв о посещении Мемориального комплекса «Катынь» близ Смоленска
  11. Поездки в поселок Пржевальское Смоленской области — центр Национального парка «Смоленское Поозерье»
  12. Отзыв о посещении Дома-музея Н.М. Пржевальского в посёлке Пржевальское Смоленской области
  13. Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
  14. Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску
  15. Рассказ о местах на Смоленщине, связанных с именем Марии Клавдиевны Тенишевой
  16. Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске
  17. Рассказ о празднике в честь Смоленской иконы Божией Матери у стен Успенского собора Смоленска 10 августа 2023 года
  18. «НА ХУТОРЕ ЗАГОРЬЕ РОСЛИ МЫ У ОТЦА…» (рассказ о родине А. Т. Твардовского на Смоленщине)
  19. «Достоин вечной Русской Славы, радетель Бога и Державы…» (о памятниках М. И. Кутузову в Смоленске)
  20. Рассказ об ассоциациях на скульптурно-космическую тематику с пересечения улиц Николаева и Октябрьской революции в Смоленске
  21. Ельня — Город Воинской Славы (воспоминания о посещении города)
  22. Село Новоспасское Смоленской области — родина великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Художественная галерея в Смоленске

Смоленская обл., г. Смоленск, Ленинский район, Музей-Заповедник, Коммунистическая, 4 Подробнее об объекте