Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 27 апреля 0:34

Богородицкое — Россия Август 2023

5 августа 2023 года мы совершили челночную поездку из Вязьмы в Музей-усадьбу Грибоедовых в Хмелите (об этом я ранее уже сделал публикации), заехав по пути туда и обратно на Богородицкое поле близ села Богородицкое Вяземского района Смоленской области, где расположен открытый в 2009 году Мемориал памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле», созданный по решению Российского организационного комитета «Победа», утверждённому Президентом Российской Федерации.

Мемориальный комплекс содержит захоронения советских солдат, погибших в 1941 году в «Вяземском котле», сдерживая в течение двух недель наступление фашистов на Москву. До сих пор точно неизвестно количество погибших и взятых в плен наших воинов, но оно исчисляется сотнями тысяч. В наше время поисковые отряды наших молодых соотечественников откапывают в вяземской земле останки бойцов и с почестями перезахоранивают их в братских могилах на Богородицком поле.

Недалеко от Мемориала в селе Богородицкое в восстановленном после Великой Отечественной войны флигеле, сохранившемся от старинной усадьбы, принадлежавшей когда-то Никите Ивановичу Панину — русскому дипломату и государственному деятелю времён правления Екатерины II, разместился Музей «Богородицкое поле». Многие экспонаты, представленные в музее, найдены поисковиками на полях сражений Вяземской земли или переданы в дар местными жителями. Есть и такие, которые принесли в дар музею потомки погибших, которые приезжают в музей почтить память своих отцов и дедов. Очень теребящая душу экспозиция в этом музее.

Покажу также несколько фотографий, сделанных в стенах музея.

Вот так выглядел после войны флигель, в котором сейчас размещена экспозиция музея:

Здесь, в усадебном парке развернулось кровопролитное сражение, когда брошенные в котле части Красной Армии пошли на прорыв. Почти без продовольствия и боеприпасов, под постоянным обстрелом немецкой артиллерии и под бомбами, сбрасываемыми с фашистских самолётов — это была практически обречённая попытка, но нескольким тысячам бойцов всё-таки удалось вырваться из окружения, пока немцы не подтянули силы и не ликвидировали образовавшуюся брешь в линии фронта. Большая часть войск — 16-я, 19-я, 20-я, 24-я, 32-я армии, части 30-й, 33-й и 43-й армий, группа генерала Болдина — погибли в вяземском котле. Каждой из них в Мемориальном комплексе на Богородицком поле посвящён свой обелиск на памятной аллее.

Музейная экспозиция состоит из двух залов. Основная тема первого зала «В сорок первом под Вязьмой» — рассказ о подготовке, проведении и результатах боёв Вяземской оборонительной операции, об участии в этом сражении дивизий народного ополчения Москвы, о трагической участи местных жителей.

Лейтмотив второго зала «Год сорок первый только ими свят, без них не настал бы сорок пятый». Материалы этого зала подчёркивают значение вяземских боёв для последующего хода войны, свидетельствуют о масштабах потерь, о трагической судьбе попавших в окружение бойцов и командиров, об увековечивании подвигов воинов Красной Армии.

В экспозиции представлены предметы и документы военной истории из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Бундесархива (Германия), музея-заповедника «Хмелита», из музея Богородицкой средней школы, музея центра героико-патриотического воспитания молодёжи «Долг» (г. Вязьма), из частных собраний. Живопись представлена из фондов Смоленского музея-заповедника.

А чуть подробнее мне захотелось остановиться на одном экспонате музея. Это сборник стихов Александра Трифоновича Твардовского, открытый на странице со стихотворением «За Вязьмой». Это стихотворение заставило меня провести небольшой экскурс в биографию замечательного советского поэта и прозаика.

Известно, что А. Т. Твардовский родился на Смоленщине. На хуторе Загорье под Смоленском он прожил свои первые 17 лет. Сейчас здесь находится восстановленный Дом-музей семьи Твардовских. Его мы посетили в день отъезда из Смоленска в Москву, о чём я тоже постараюсь сделать отдельную публикацию.

А пока вернусь к стихотворению А. Т. Твардовского «За Вязьмой». Оно очень перекликается с дневниковыми записями поэта, который с самого начала Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом, и военные пути-дороги привели его в 1943 году в родные смоленские края во время освобождения Смоленска и области от фашистских захватчиков.

Вот несколько строк из его дневниковых записей, сделанных в марте 1943 года:

«…Наступление. Вязьма — отвратительно разрушенный город. За Вязьмой — подорванные мосты. Глыбы мёрзлой земли, напоминающие камни на крымском побережье…»

»…По сторонам дороги, ведущей к фронту, обтаявшие, отчётливо чёрные или цветные машины, остовы, части машин. Они далеко разбросались по полям, торчат у кустов, в мелких смоленских болотцах. Иная в таком месте, что не придумаешь, как её туда занесло, — в каком-нибудь овражке, в лозняке у речки или засела в речке, мелкой. Но топкой. И весенняя вода перекатывается через кожух мотора.

Это — наши, русские машины, брошенные здесь осенью 1941 года. Они провели здесь уже две зимы и проводят вторую весну. Задуматься только: где он, водитель вот этого ЗИСа, безнадёжно махнувший рукой, увязнув с ним на расквашенном объезде? В плену? Убит? Затерялся в немецких тылах «зятем»? Где командиры, сидевшие в этих машинах? Иной давно вышел из окружения, …а машина его, брошенная им в страшный, на всю жизнь незабываемый час здесь, под Вязьмой, так и стоит на открытом склоне поля…».

А вот так это описано в стихотворении «За Вязьмой», написанном поэтом в 1943 году:

»По старой дороге на запад, за Вязьмой,
В кустах по оборкам смоленских лощин,
Вы видели, сколько там наших машин,
Что осенью той, в отступленье, завязли?

Иная торчит, запрокинувшись косо,
В поломанном, втоптанном в грязь лозняке,
Как будто бы пить подползала к реке —
И не доползла. И долго в тоске,
Во тьме, под огнем буксовали колёса.

И мученик этой дороги — шофёр,
Которому всё нипочем по профессии,
Лопату свою доставал и топор,
Капот поднимал, проверяя мотор,
Топтался в болотном отчаянном месиве.

Погиб ли он там, по пути на восток,
Покинув трёхтонку свою без оглядки,
В зятья ли пристал к подходящей солдатке,
Иль фронт перешёл и в свой полк на порог
Явился, представился в полном порядке,
И нынче по этому ездит шоссе
Шофёр, как шофёр, неприметный, как все,
Угревший своё неизменное место, —
Про то неизвестно…»

И ещё, не делая отдельную публикацию, я хочу отметить, что при возвращении из Богородицкого в Вязьму мы увидели у дороги церковь и несколько стоящих рядом с ней строений.

Остановились посмотреть, что это такое. Оказалось, что ещё до открытия Мемориала на Богородицком поле было задумано положить начало в этих местах новой монашеской обители. Её основание связано с памятью о боях осенью 1941 года в вяземском котле. Недалеко от Богородицкого вблизи деревни Всеволодкино советские солдаты тоже осуществляли отчаянный и героический прорыв из окружения.

Женский монастырь, названный Спасо-Богородицким Одигитриевским монастырём во Всеволодкине, возник благодаря вниманию к этим местам нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в то время был правящим архиереем Смоленской епархии. По его благословению был вновь открыт приход Смоленского храма в селе Богородицком, и этот приход послужил основой для будущей обители во Всеволодкине. 22 июня 2010 года новый епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт благословил закладку первого монастырского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святого мученика Иоанна Воина.

Монастырь был открыт 25 июля 2014 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви. Настоятельницей обители была назначена монахиня Ангелина (Нестерова) с возведением её в сан игуменьи.

Судя по увиденному нами, в настоящее время строительство в монастыре продолжается.

Своей задачей монахини Спасо-Богородицкого Одигитриевского монастыря поставили поминовение воинов, погибших на полях Великой Отечественной войны, умерших от ран в госпиталях и от невыносимых условий в нацистских концлагерях, а также воинов, павших в локальных конфликтах ХХ — XXI веков. Девиз монастыря — слова из Священного Писания: «У Бога все живы»…

Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"

1. Рассказ о посещении Историко-Краеведческого музея в городе Вязьма Смоленской области
  2. Рассказ о достопримечательностях, увиденных во время экскурсии по центральным улицам Вязьмы
  3. Иоанно-Предтеченский монастырь в городе Вязьма Смоленской области
  4. Рассказ о достопримечательностях, увиденных в Вязьме во время самостоятельных прогулок по городу
  5. Рассказ о посещении усадьбы Грибоедовых в селе Хмелита Смоленской области
  6. Рассказ о посещении Мемориального музея П.С. Нахимова в усадьбе Грибоедовых в Хмелите Смоленской области
  7. Рассказ о поездке в Мемориальный комплекс и музей «Богородицкое поле» Вяземского района Смоленской области
  8. О посещении Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в селе Болдино Дорогобужского района Смоленской области
  9. Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области
  10. Отзыв о посещении Мемориального комплекса «Катынь» близ Смоленска
  11. Поездки в поселок Пржевальское Смоленской области — центр Национального парка «Смоленское Поозерье»
  12. Отзыв о посещении Дома-музея Н.М. Пржевальского в посёлке Пржевальское Смоленской области
  13. Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
  14. Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску
  15. Рассказ о местах на Смоленщине, связанных с именем Марии Клавдиевны Тенишевой
  16. Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске
  17. Рассказ о празднике в честь Смоленской иконы Божией Матери у стен Успенского собора Смоленска 10 августа 2023 года
  18. «НА ХУТОРЕ ЗАГОРЬЕ РОСЛИ МЫ У ОТЦА…» (рассказ о родине А. Т. Твардовского на Смоленщине)
  19. «Достоин вечной Русской Славы, радетель Бога и Державы…» (о памятниках М. И. Кутузову в Смоленске)
  20. Рассказ об ассоциациях на скульптурно-космическую тематику с пересечения улиц Николаева и Октябрьской революции в Смоленске
  21. Ельня — Город Воинской Славы (воспоминания о посещении города)
  22. Село Новоспасское Смоленской области — родина великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки