Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 27 апреля 0:34

Смоленск — Россия Август 2023

В понедельник, 7 августа 2023 года, все музеи Смоленска, куда мы прибыли накануне вечером, а также областные музеи не работали по случаю выходного дня у них. Поэтому мы решили в этот день выехать на природу, расслабиться и перевести дух от полученных в предыдущие три дня впечатлений при посещении многих интересных мест Смоленщины по пути в Смоленск, о чём я уже рассказывал в предыдущих публикациях. Для отдыха мы выбрали озеро Сапшо, расположенное на северо-западе Смоленской области в краю, называемом «Смоленским Поозерьем». И погода в этот день была благоприятной для купания.

В этом удивительно красивом краю, включающем 35 озёр, образовавшихся ещё в ледниковый период, окружённых уникальными сосновыми и елово-широколиственными лесами, в 1992 году был создан Национальный парк «Смоленское Поозерье» с административным центром и Туристско-информационным центром в посёлке Пржевальское Демидовского района Смоленской области.

Посёлок Пржевальское как раз и расположен на берегу озера Сапшо — одного из 35 озёр «Смоленского Поозерья». Мы были наслышаны про его необычайно красивые берега с полудикими местами для пляжного отдыха и с чистой водой, а потому и приехали сюда, хотя от Смоленска добираться до этих мест чуть более 100 километров.

В посёлке Пржевальское, переименованном так из села Слобода в честь великого русского путешественника и исследователя Центральной Азии Николая Михайловича Пржевальского, есть Дом-музей его имени, находящийся в восстановленном имении, которое он в 1881 году купил и жил здесь, отправляясь отсюда в свои путешествия.

Этот музей по понедельникам тоже не работает, поэтому для его посещения, что мы непременно хотели сделать, нам пришлось ещё раз приехать в Пржевальское. Сделали мы это 11 августа, совместив посещение Дома-музея Н. М. Пржевальского с прохождением по одной из экологических троп, проложенных в «Смоленском Поозерье», и с посещением ещё одного озера — озера Чистик. Об этом я чуть подробнее расскажу ниже, а пока вернусь к нашему пребыванию в Пржевальском 7 августа.

Приехав в посёлок Пржевальское, мы остановились в нём напротив входа в «Парк путешественников», через который протоптана тропа, как раз и выходящая к озеру Сапшо.

Рядом с тропой в парке установлен каменный обелиск, посвящённый путешественнику Николаю Михайловичу Пржевальскому, на котором высечены такие строки: «В селе Слобода с 1881 по 1888 год жил и работал великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский».

Неподалёку в «Парке путешественников» выставлены информационные стенды с биографическими данными про Николая Михайловича Пржевальского и двух его учеников-соратников: Петра Кузьмича Козлова и Всеволода Ивановича Роборовского.

Тропа вывела нас на берег озера Сапшо.

Отдыхающих там, несмотря на будний день, было довольно много. Это объясняется тем, что посёлок Пржевальское считается курортным в Смоленской области, и сюда в летние месяцы стекается много народа. В посёлке есть «Санаторий имени Н. М. Пржевальского», а многие из приезжих поселяются в частном секторе в съёмном жилье.

Мы отыскали на берегу местечко под сенью двух живописных берёзок, растущих у подножия крутого склона, выходящего к озеру Сапшо, и провели здесь несколько часов отдыха.

Посёлок Пржевальское знаменит не только тем, что здесь находится административный центр Национального парка «Смоленское Поозерье» и Дом-музей Н. М. Пржевальского, но и ещё одной гастрономической достопримечательностью. Повара местного кафе «Турист» по оригинальному рецепту, существующему с 1975 года, выпекают фирменный торт «Сапшо», за которым и закрепилась слава местной достопримечательности.

Это торт-медовик, за которым тут все охотятся, желая попробовать. Продают его только в кафе «Турист» в Пржевальском, и небольшими партиями вывозят для реализации в районный центр — город Демидов. Когда мы приехали в Пржевальское 7 августа, то в кафе «Турист» ещё можно было купить этот торт, но мы не стали этого делать, имея в виду жаркую погоду в этот день. А к нашему отъезду обратно в Смоленск тортов в кафе уже не осталось, все они были раскуплены. Мы попытались найти его в Демидове, но там нам в этот день тоже не повезло. Сделать мы это смогли только во второй приезд в Пржевальское, но опять только в Демидове.

Торт действительно оказался вкусным. Мы купили два, один съели сами в Смоленске, а другой привезли в Москву на пробу остальным членам нашего семейства.

Районный центр Демидов известен тем, что в нём родился великий актёр и клоун Юрий Владимирович Никулин. Жители города этим гордятся и в местном парке установили ему памятник.

И поскольку мы в Демидове дважды побывали проездом, то несколько слов напишу и о нём. Этот достаточно древний город до 1918 года назывался Поречье. Первое упоминание о сельском поселении Поречье на слиянии рек Каспли и Гобзы относится к 1499 году. Статус города Поречье получило в 1776 году по указу Екатерины II. В 1723 году указом Петра Первого в Поречье была открыта пристань. Через него также проходил тракт из Петербурга на Смоленск и далее на Украину. Здесь до 1763 года даже существовал монетный двор для переделки медной монеты, на котором чеканились медные гривенники, а также четырёх- и двухкопеечные монеты.

В Отечественной войне 1812 года жители Поречья одними из первых включились в партизанское движение. Прославился отряд купца Никиты Минченкова, отдавшего на борьбу с врагом более 9 тысяч рублей. Известно, что этот отряд взял в плен французского курьера, захватил знамя одного из неприятельских полков. Никита Минченков был награждён военным орденом, а царь Александр I полностью возместил ему расходы на содержание отряда. Ныне о герое напоминает текст мемориальной доски, установленной на доме, в котором проживал Минченков в 1812 году. В сохранившемся до нашего времени доме сейчас размещается районный Историко-краеведческий музей. По случаю памятник Ю. В. Никулину, на который мы приехали посмотреть целенаправленно, установили рядом с этим историческим зданием, и я его тоже сфотографировал.

В Демидов Поречье переименовали в ноябре 1918 года в честь героически погибшего первого председателя уездного комитета коммунистической партии Якова Ермолаевича Демидова.

В современном Демидове сохранились памятники гражданской архитектуры и культовые сооружения XVIII — XIX веков. Проезжая через город, мы видели некоторые из них из окошка автомобиля, но времени для их подробного осмотра у нас не было, и мы возле них не останавливались.

Перейду теперь к рассказу о случившемся с нами 11 августа 2023 года. В этот день мы специально вновь приехали в Пржевальское, чтобы посетить Дом-музей Н. М. Пржевальского, чего мы не могли сделать 7 августа. Чтобы не усложнять рассказ обильной информацией о Доме-музее, я решил вынести её в отдельную публикацию. А потому продолжу рассказывать о том, что мы посетили и увидели после того, как побывали в Доме-музее Н. М. Пржевальского.

Выйдя из музея, мы направились в Туристско-информационный центр Национального парка «Смоленское Поозерье», находящийся в поселке Пржевальское, где нас проинформировали от том, что можно ещё увидеть в окрестностях посёлка.

Ещё до поездки мы узнали, что в Пржевальском можно посмотреть на лошадей Пржевальского, названных так потому, что он первым из европейцев их увидел и описал в своём путешествии в Центральную Азию. В Туристско-информационном центре нам рассказали, как добраться к Вольерному комплексу с лошадьми Пржевальского. Он находится рядом с частным конным двором в Пржевальском, но не имеет к нему отношения. Лошади Пржевальского содержатся на балансе Национального парка «Смоленское Поозерье». Лошадок нам посоветовали покормить морковкой, которую они очень любят. Мы так и сделали. Прикупив в магазине несколько морковок, мы отправились смотреть и кормить лошадей Пржевальского.

В вольере проживают две лошади Пржевальского — конь и кобыла. Действительно, лошадки с удовольствием откликнулись на зов, подошли и приняли из наших рук лакомство. Кормила их внучка Маша, а мы с дочерью Аней фотографировали и снимали на видео этот процесс.

Ещё в Туристско-информационном центре нам посоветовали и дали на то разрешение пройти по одной из экологических троп, проложенных по территории Национального парка «Смоленское Поозерье». Эта эко-тропа называется «В царстве бурого медведя».

Тропа протяжённостью 1 километр 700 метров берёт начало у входа в ДентроПарк возле деревни Боровки неподалёку от посёлка Пржевальское. Она ведёт по кольцевому маршруту и заканчивается также возле ДендроПарка. Поскольку сопровождающих экскурсоводов в этот день не было в наличие, мы, приехав в деревню Боровки, далее направились проходить маршрут самостоятельно. Заблудиться там невозможно, если не сходить с оборудованной мостками и указателями тропы.

При проходе по маршруту можно посмотреть на излюбленные места обитания самого большого хищника на суше — бурого медведя. Это лесные опушки с сочным разнотравьем и малинником; верховые болота — источник клюквы, черники и брусники; сосняк и тёмный мрачный ельник.

По ходу маршрута расставлены девять информационных щитов: «Бурый медведь», «Ель обыкновенная», «Круговорот жизни», «Верховое болото», «Ориентирование в лесу», «Медведь и мёд», «Муравьиная многоэтажка», «Сосна обыкновенная» и «Преемственность в природе».

Проходя по тропе, медведей мы не встретили, но с удовольствием познакомились со всем остальным.

В начале экологической тропы высажены именные молодые дубки. Каждый из них посвящён какому-нибудь российскому учёному, биологу или почвоведу, работавшему на Смоленщине.

А это — полезная информация о том, как себя вести при встрече с бурым медведем. Она размещена в начале экологической тропы:

Покажу несколько фотографий, сделанных по ходу прохождения экологической тропы «В царстве бурого медведя»:

А вот так выглядели встреченные нами информационные щиты при прохождении экологической тропы «В царстве бурого медведя»:

Примерно через полтора часа неспешной прогулки по тропе мы вышли к тому месту, откуда на неё ступили:

Завершили мы своё знакомство с красотами «Смоленского Поозерья» 11 августа 2023 года тем, что приехали посмотреть на ещё одно озеро, образовавшееся в ледниковый период. Это — озеро Чистик, расположенное примерно в 2,5 километрах от посёлка Пржевальское. Погода к этому моменту слегка испортилась, пошёл дождик и ветер немного усилился. Никакой речи о купании не было и в помине.

Как и к озеру Сапшо, дорога к нему от места стоянки проходит через лесной массив, но берег у Чистика более крутой, чем у Сапшо. Подход к нему оборудован удобной длинной лестницей.

Берега озера Чистик очень живописные. Это озеро уникально тем, что в него не впадают ни одна речка и ни один ручей. Оно подпитывается исключительно только подземными источниками. Поэтому вода в озере Чистик очень чистая и прозрачная. Этим, видимо, и обусловлено название озера.

Ввиду дождливой погоды мы не стали далеко проходить по берегу озера Чистик, но, судя по информационному щиту, вокруг озера, считающегося жемчужиной Смоленского Поозерья, тоже проложена экологическая тропа протяжённостью 5,8 километра, рассчитанная на её прохождение за 3 — 4 часа.

Мы таким временем не обладали, поэтому ограничились просто тем, что побывали на берегу озера, вернулись к автомобилю и, заехав в Демидов за тортом «Сапшо», через полтора часа приехали обратно в Смоленск.

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел рассказать о нашей двухразовой поездке в посёлок Пржевальское и о знакомстве с достопримечательностями удивительного края под названием «Смоленское Поозерье».

Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"

1. Рассказ о посещении Историко-Краеведческого музея в городе Вязьма Смоленской области
  2. Рассказ о достопримечательностях, увиденных во время экскурсии по центральным улицам Вязьмы
  3. Иоанно-Предтеченский монастырь в городе Вязьма Смоленской области
  4. Рассказ о достопримечательностях, увиденных в Вязьме во время самостоятельных прогулок по городу
  5. Рассказ о посещении усадьбы Грибоедовых в селе Хмелита Смоленской области
  6. Рассказ о посещении Мемориального музея П.С. Нахимова в усадьбе Грибоедовых в Хмелите Смоленской области
  7. Рассказ о поездке в Мемориальный комплекс и музей «Богородицкое поле» Вяземского района Смоленской области
  8. О посещении Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в селе Болдино Дорогобужского района Смоленской области
  9. Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области
  10. Отзыв о посещении Мемориального комплекса «Катынь» близ Смоленска
  11. Поездки в поселок Пржевальское Смоленской области — центр Национального парка «Смоленское Поозерье»
  12. Отзыв о посещении Дома-музея Н.М. Пржевальского в посёлке Пржевальское Смоленской области
  13. Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
  14. Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску
  15. Рассказ о местах на Смоленщине, связанных с именем Марии Клавдиевны Тенишевой
  16. Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске
  17. Рассказ о празднике в честь Смоленской иконы Божией Матери у стен Успенского собора Смоленска 10 августа 2023 года
  18. «НА ХУТОРЕ ЗАГОРЬЕ РОСЛИ МЫ У ОТЦА…» (рассказ о родине А. Т. Твардовского на Смоленщине)
  19. «Достоин вечной Русской Славы, радетель Бога и Державы…» (о памятниках М. И. Кутузову в Смоленске)
  20. Рассказ об ассоциациях на скульптурно-космическую тематику с пересечения улиц Николаева и Октябрьской революции в Смоленске
  21. Ельня — Город Воинской Славы (воспоминания о посещении города)
  22. Село Новоспасское Смоленской области — родина великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки