Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 27 апреля 0:34

Смоленск — Россия Август 2023

Сегодня я случайно наткнулся в интернете вот на это стихотворение Михаила Лиознова под названием «Смоленский путеводитель»:

Играет Глинка в Блонье,

Сбираются с утра,
И молится смолянам
Соборная гора…

Ещё полтора месяца назад это стихотворение не нашло бы в моей душе никакого отклика, но после нашей недавней поездки в Смоленск оно воспринимается совсем иначе. Просто мне сейчас предельно понятно, о чём написал Михаил Лиознов. И я могу это визуально прокомментировать с помощью сделанных в «Смоленске фотографий.

„Играет Глинка в Блонье

Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску

В центре Смоленска есть сад Блонье (ударение на букву „О“), заложенный здесь в 1830 году по распоряжению императора Николая I. А в 1885 году в саду Блонье был торжественно открыт памятник композитору Михаилу Ивановичу Глинке со знаменитой „музыкальной“ оградой в виде нотных строк, на которой бронзовыми нотными знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки.

„Орлы гнездо спасли“

В Смоленске в сквере Памяти Героев перед крепостной стеной в 1913 году был установлен памятник с надписью „Благодатная Россия героям 1812 года“. Памятник этот основан на символике, смоляне до сих пор называют его „Памятник с орлами“. По своему замыслу и исполнению он наполнен большой художественной силой. На вершине каменной скалы, олицетворяющей Россию, два могучих орла защищают гнездо от лезущего на вершину воина-галла в античных доспехах. Воин этот олицетворяет наполеоновскую армию, а два орла — это две русские армии, которые при первоначальном отступлении соединились в Смоленске 4 августа 1812 года, чтобы спасти Россию от нашествия врага, что и было сделано, правда, не сразу, а через несколько месяцев.

„Нет на Никольской воинов“

Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску

Речь, судя по всему, идёт о Никольской башне Смоленской крепости. Она так называется потому, что рядом с ней стояла деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, которую французы сожгли в 1812 году. Да и сама башня сильно пострадала во время нашествия наполеоновских войск. Башню восстановили, а в конце XIX века рядом в стене устроили широкую арку для проезда. В общем, воины-защитники покинули башню, но она по-прежнему исправно служит смолянам. Сейчас в ней расположился музей „Смоленский лён“.

„И Громовая спит“

А это сказано про ещё одну башню Смоленской крепости — Громовую. Эта шестнадцатигранная глухая башня — одна из самых красивых башен, возведённых в Смоленске русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём. Почему Громовая? Существует легенда, что над ней некогда разразился сильный удар грома. Некоторые, правда, дают иное толкование наименованию башни. Башня сильно выдвинута вперёд за линию стены в направлении неприятеля, а потому жутко „грому подобна“.

„Литовцы и поляки
Не взяли пядь земли“

Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску

Брали, правда, на время, но потом Московское государство исправно отвоёвывало Смоленск обратно. Как ни старались литовцы и поляки удержаться на захваченной русской земле, приходилось им всякий раз убираться восвояси, а в 1654 году наш „тишайший царь“ Алексей Михайлович и вовсе навсегда их прогнал. Сейчас о том, что „пядь смоленской земли“ некогда входила в состав Речи Посполитой, напоминают только остатки земляной насыпи на территории нынешнего Лопатинского сада, которую польский король Сигизмунд III приказал возвести на месте взорванной поляками в 1610 году части Смоленской крепостной стены.

Наполеона флаги
Развеяны в пыли»

Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску

Ещё как развеяны! Под конец предпринятого бесславного похода на захват России ранее никем непобедимая «Великая армия» просто бежала из неё до самого своего Парижа. И как напоминание о героизме смолян в Отечественной войне 1812 года стоит в Смоленске в Лопатинском саду обелиск в честь его защитников.

«В Успенском прихожане
Сбираются с утра,
И молится смолянам
Соборная гора»

Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску

Мы были свидетелями, как 10 августа 2023 года Соборная гора при большом стечении прихожан и православных христиан, приехавших в Смоленск из других мест (вроде нас), отмечала в Успенском соборе праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с праздничной литургией, крестным ходом вокруг храма и праздничным концертом у стен собора. Было это очень торжественно и отложилось в памяти…

Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"

1. Рассказ о посещении Историко-Краеведческого музея в городе Вязьма Смоленской области
  2. Рассказ о достопримечательностях, увиденных во время экскурсии по центральным улицам Вязьмы
  3. Иоанно-Предтеченский монастырь в городе Вязьма Смоленской области
  4. Рассказ о достопримечательностях, увиденных в Вязьме во время самостоятельных прогулок по городу
  5. Рассказ о посещении усадьбы Грибоедовых в селе Хмелита Смоленской области
  6. Рассказ о посещении Мемориального музея П.С. Нахимова в усадьбе Грибоедовых в Хмелите Смоленской области
  7. Рассказ о поездке в Мемориальный комплекс и музей «Богородицкое поле» Вяземского района Смоленской области
  8. О посещении Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в селе Болдино Дорогобужского района Смоленской области
  9. Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области
  10. Отзыв о посещении Мемориального комплекса «Катынь» близ Смоленска
  11. Поездки в поселок Пржевальское Смоленской области — центр Национального парка «Смоленское Поозерье»
  12. Отзыв о посещении Дома-музея Н.М. Пржевальского в посёлке Пржевальское Смоленской области
  13. Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
  14. Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску
  15. Рассказ о местах на Смоленщине, связанных с именем Марии Клавдиевны Тенишевой
  16. Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске
  17. Рассказ о празднике в честь Смоленской иконы Божией Матери у стен Успенского собора Смоленска 10 августа 2023 года
  18. «НА ХУТОРЕ ЗАГОРЬЕ РОСЛИ МЫ У ОТЦА…» (рассказ о родине А. Т. Твардовского на Смоленщине)
  19. «Достоин вечной Русской Славы, радетель Бога и Державы…» (о памятниках М. И. Кутузову в Смоленске)
  20. Рассказ об ассоциациях на скульптурно-космическую тематику с пересечения улиц Николаева и Октябрьской революции в Смоленске
  21. Ельня — Город Воинской Славы (воспоминания о посещении города)
  22. Село Новоспасское Смоленской области — родина великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки