Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 27 апреля 0:34

Дорогобуж — Россия Август 2023

После посещения Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря мы 6 августа 2023 года продолжили свой путь в сторону Смоленска и, проехав 20 километров, прибыли в древний русский город Дорогобуж.

Ещё во время подготовки к нашей поездке в Смоленск, я узнал, что на окраине Дорогобужа, в пяти километрах от посёлка городского типа Верхнеднепровский, находится самый большой в Европе глобус! Естественно, что нам захотелось на него посмотреть, что мы и сделали, завернув сюда первым делом.

Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области

История появления на свет этого глобуса такова. В 2007 году работники ОАО (сейчас ПАО) «Дорогобуж» решили сделать из старого резервуара-газгольдера глобус. В результате получился самый большой глобус в Европе (а в мире больше только в Нью-Йорке).

Дорогобужский глобус достигает в высоту 12 метров, его диаметр — 10,5 метров, вес — 12 тонн. Располагается он на шести столбах в метре над землей. Шар расписывали профессиональные смоленские художники под началом руководителя проекта, известного дизайнера Михаила Шведова, который и задумал сделать его географической картой мира.

Очень любопытный и необычный объект мы увидели.

Несколько слов о ПАО «Дорогобуж». Это предприятие входит в группу компаний «Акрон» — один из ведущих вертикально-интегрированных производителей минеральных удобрений в России и в мире. ПАО «Дорогобуж» — крупнейшее промышленное предприятие Смоленской области. Является также крупнейшим работодателем, налогоплательщиком и экспортером региона.

Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области

ПАО «Дорогобуж» выпускает: азотные и комплексные минеральные удобрения, азотную кислоту, синтетический аммиак, жидкую пищевую углекислоту. Виды выпускаемой продукции обозначены на белых шарах, установленных на площади перед проходной предприятия:

ПАО «Дорогобуж» — градообразующее предприятие, сопутствующее социально-экономическому росту и развитию Смоленской области.

Как это было ещё в советские годы, перед входом на предприятие установлена «Доска Почёта» с фотографиями передовиков производства.

Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области

Полюбовавшись на самый большой в Европе глобус, мы поехали в центр Дорогобужа. Там сохранились остатки древнего детинца в виде земляного вала. Древние укрепления возникли на высоком берегу Днепра, который протекает через город. Внутри вала сейчас располагается городской парк, который называется «Вал Победы»:

Дорогобужский детинец на протяжении многих веков являлся военным, духовным и административным центром города, сейчас это мемориальный и исторический центр Дорогобужа.

Ещё в XII веке на этом возвышенном месте поставили деревянную крепость, так, собственно говоря, и возник город Дорогобуж. По версии историков, город был заложен смоленским князем Ростиславом для обороны восточных рубежей Смоленского княжества после того, как в 1147 году князь Святослав Ольгович из чернигово-северских земель походом разграбил и опустошил восточные пределы Смоленского княжества. Первое письменное упоминание города обнаружено в епископской грамоте «О погородьи», которая относится к началу XIII века (по версии советского и российского историка и археолога Леонида Васильевича Алексеева, к 1211 — 1218 годам).

Во второй половине XVII века крепость состояла из трёх соединённых стенами замков: «верхний город» или замок, остатки которого местные жители привыкли называть «Валом»; ниже к Днепру, на уступе или террасе находился «средний город» с тремя башнями; «нижний город» выходил к Днепру и имел шесть башен. Как это могло выглядеть, показано на информационном стенде, установленном сейчас в парке «Вал Победы». В сохранившихся документах сохранились даже названия башен.

Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области

Общая длина деревянных стен составляла 700 саженей (около 1,2 километра).

В крепости было более сорока пищалей (пушек) и более 2500 ядер. По осадной росписи 1633 года для надёжной обороны крепости требовалось не менее 2644 защитников.

К настоящему времени от крепости сохранились только земляные валы верхнего города. Деревянная часть укреплений сгорела ещё в страшном пожаре 1763 года.

Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области

В 1789 году на Валу (в «верхнем городе») был освящён каменный Екатерининский собор — главная церковь города. С того времени народное название «Вал» дополнилось другими названиями — «Соборный вал», «Соборная гора». Церковь эта не сохранилась до нашего времени, поскольку была взорвана фашистами при отступлении в 1943 году. На её месте сейчас стоит стилизованная мемориальная часовня:

В 1912 году после открытия памятника в честь победы над Наполеоном в виде колонны Вал получил официальное название — «Вал Победы в Отечественной войне 1812 года». Это название в советские годы в течение долгого времени не использовалось, и Вал назывался «Валом Пролетарской Победы», но в 1962 году, к 150-летию Отечественной войны 1812 года, было восстановлено название «Вал Победы в Отечественной войне 1812 года». Тогда же был восстановлен существующий сейчас обелиск в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, изначально установленный в 1912 году. На гранях его постамента приведены памятные тексты.

В 1950-х годах на Валу обустроили братскую могилу с захоронениями периода обороны и освобождения Дорогобужа в годы Великой Отечественной войны. На ней в 1954 году был установлен памятник — скульптура «Воин скорбящий» с надписью: «Вечная слава героям, павшим в боях за независимость нашей Родины 1941—1943 гг.». В братском захоронении покоится прах 1827 воинов и партизан, защищавших и освобождавших Дорогобужский край в годы Великой Отечественной войны. Все они перечислены на памятной стене за памятником в честь победы над Наполеоном.

Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области

В 1956 году западнее памятника был установлен 8-метровый обелиск, увенчанный пятиконечной звездой, в память о воинах, партизанах и мирных гражданах-дорогобужанах, погибших в боях за Родину и павших от рук немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.

В целом часть мемориального комплекса воинской славы в парке «Вал Победы» сейчас выглядит вот так:

В 2010 году мемориальный комплекс Дорогобужа был дополнен двумя пушками-гаубицами.

Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области

Вид с земляного вала на территории бывшего среднего и нижнего города сейчас сильно скрыт за обильной зеленью. Пожалуй, единственное место, с которого можно увидеть кусочек Днепра, мне удалось поймать вот в такой кадр.

Побывав в парке «Вал Победы», мы продолжили свой дальнейший путь из Дорогобужа в Смоленск. По пути остановились ещё в одном месте, а точнее, возле поля, на котором растёт лён. Мы никогда ранее не видели такого бескрайнего поля с уже почти готовым к уборке льном.

А созревшие льняные семенные коробочки так забавно и мелодично шуршат, если их потеребить пальцами!

Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области

Не секрет, что Смоленская область является одной из главных в России по выращиванию и переработке этой культуры. Льноводство здесь зародилось с незапамятных времён, и, как мы успели в этом убедиться, продолжается до сих пор. В Смоленске существует единственный в стране музей льна под названием «Смоленский лён», в котором мы побывали. Я постараюсь рассказать об этом в одной из последующих публикаций.

Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"

1. Рассказ о посещении Историко-Краеведческого музея в городе Вязьма Смоленской области
  2. Рассказ о достопримечательностях, увиденных во время экскурсии по центральным улицам Вязьмы
  3. Иоанно-Предтеченский монастырь в городе Вязьма Смоленской области
  4. Рассказ о достопримечательностях, увиденных в Вязьме во время самостоятельных прогулок по городу
  5. Рассказ о посещении усадьбы Грибоедовых в селе Хмелита Смоленской области
  6. Рассказ о посещении Мемориального музея П.С. Нахимова в усадьбе Грибоедовых в Хмелите Смоленской области
  7. Рассказ о поездке в Мемориальный комплекс и музей «Богородицкое поле» Вяземского района Смоленской области
  8. О посещении Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в селе Болдино Дорогобужского района Смоленской области
  9. Рассказ о посещении города Дорогобуж Смоленской области
  10. Отзыв о посещении Мемориального комплекса «Катынь» близ Смоленска
  11. Поездки в поселок Пржевальское Смоленской области — центр Национального парка «Смоленское Поозерье»
  12. Отзыв о посещении Дома-музея Н.М. Пржевальского в посёлке Пржевальское Смоленской области
  13. Отзыв о посещении Смоленской художественной галереи
  14. Визуальный анализ одного стихотворного посвящения Смоленску
  15. Рассказ о местах на Смоленщине, связанных с именем Марии Клавдиевны Тенишевой
  16. Рассказ о трёх домонгольских храмах, сохранившихся в Смоленске
  17. Рассказ о празднике в честь Смоленской иконы Божией Матери у стен Успенского собора Смоленска 10 августа 2023 года
  18. «НА ХУТОРЕ ЗАГОРЬЕ РОСЛИ МЫ У ОТЦА…» (рассказ о родине А. Т. Твардовского на Смоленщине)
  19. «Достоин вечной Русской Славы, радетель Бога и Державы…» (о памятниках М. И. Кутузову в Смоленске)
  20. Рассказ об ассоциациях на скульптурно-космическую тематику с пересечения улиц Николаева и Октябрьской революции в Смоленске
  21. Ельня — Город Воинской Славы (воспоминания о посещении города)
  22. Село Новоспасское Смоленской области — родина великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки