Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 15:07
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Москва — Россия Июнь 2023

Цикл материалов "Московские путешествия"

1. Один день в столице: Калужская площадь, детская библиотека и Якиманка
  2. Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад
  3. Высоко-Петровский монастырь — древняя обитель Москвы
  4. Сад «Эрмитаж» — не место для уединения
  5. По дождливой Москве
  6. Два дома Федора Ивановича Шаляпина. Часть 1
  7. Два дома Федора Ивановича Шаляпина. Часть 2
  8. Каникулы продолжаются и наш путь в одну из сталинских высоток
  9. Каникулы продолжаются: парк Горького в Москве и другие хождения по столице.
  10. Мои московские спонтанные прятки от дождя и творческая встреча с писателем
  11. Встреча в литературном клубе "Книжник off".
  12. "Геликон-опера" на Большой Никитской
  13. Сталинская высотка на Котельнической набережной со всех сторон
  14. Москва: в поисках AZ — путешествие по центру столицы
  15. От Белорусского вокзала по Ленинградскому проспекту в Музей русского импрессионизма
  16. "БКЛ в лицах" - выставка на станции Петровский парк
  17. Творения Матвея Казакова и Федора Рихтера в Петровском парке и кое-что современное
  18. Москва: за три часа три площади на букву "Т" и визит в Театр Моссовета
  19. Москва: обитель умиротворения, стрелецкий храм, небольшой гастрозабег и Эдит Пиаф
  20. Веселенький спальный район Москвы
  21. Закулисье Новой сцены Вахтанговского театра
  22. Путь на выставку в Event hollе "Даниловский" или готовьте денежки
  23. Четыре этажа древнерусского искусства
  24. Москва: 600 метров Воздвиженки, две выставки в Музее архитектуры и "Королева" в Театре Луны
  25. Привет, новогодний Арбат и встреча с Казановой
  26. Москва: немного Тверской улицы с заходом в Музей-квартиру Сытина И.Д. и на кинопоказ в Музей Анатолия Зверева
  27. Москва: пешком по Ленинградке в цыганский театр «Ромэн»
  28. В Большой театр — легко и просто
  29. Московская эклектика: китайские фонарики и драконы, Музей Николая Островского, два бульвара и встреча с примадонной мюзикла
  30. Путь-дорога в храм музыки — в Московскую консерваторию Петра Ильича Чайковского
  31. Музыка Вивальди в англиканском соборе.
  32. Москва: по Большой Никитской в «Геликон-оперу» слушать «Мазепу» Петра Ильича Чайковского
  33. Москва: на задворках «Красного Октября» и в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Улица Петровка в Москве — одна из самых любимых, часто бываю в этом районе (ведь здесь три театра — Большой, Малый и Молодежный). Улица хожена и перехожена, решила поделиться, что здесь интересного. Но все интересные дома показывать не буду — они здесь все с историями и один следует за другим. Показ будет выборочный.

Итак, пойдем смотреть.

Улица Петровка — совсем не маленькая, чуть больше километра и начинается на Театральной площади.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

От Театральной площади отходит красный экскурсионный автобус, но я люблю неспешным шагом изучать улочки и переулочки столицы.

Главный театр Москвы — Большой — возглавляет тройку театров на этой площади. Правда, он не самый большой в мире. Самый большой в мире «Метрополитен-Опера» не видела, но в Венской и Будапештской операх побывала, давненько, но все равно помнится (и стоячие места в Венской опере за чисто символическую плату и вкусный венский кофе в антракте и, конечно же, опера «Травиата»; и опера «Чио-Чио-сан» в Будапеште, где удалость купить хорошие места в амфитеатре).

Малый и Молодежный показывала в своем блоге (повторяться не буду).

Между колоннами театра установлены скульптуры и красивые фонари. С утречка удалось сфотографировать их без туристов.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

А напротив — знаментый магазин «Мюр и Мерелиз» — так он раньше назывался, а сейчас — коротко — ЦУМ. С бешеными ценами и практически без покупателей. Когда есть время перед спектаклем иногда забегаем, любопытничаем и если магазин украшен к какому-нибудь празднику — фотографируемся.

Архитектором здания является хорошо знакомый мне Роман Иванович Клейн, который трижды отметился в моем подмосковном Серпухове (показывала усадьбу купчихи Мараевой, в которой сейчас находится Серпуховский историко-художественный музей, и церковь Всех Святых).

А мы идем дальше.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

Погода к нам благосклонна, солнце не жарит и легкий ветерок сопровождает наш путь.

Доходный дом Хомякова находится на углу Петровки и Кузнецкого моста. Красивый дом, практически состоящий из окон, построен в стиле венского модерна. Таких практически не осталось в Москве.

Архитектор И. А. Иванов-Шиц (1865–1937 годы жизни). Иллариион Александрович считается мастером венского модерна. Тульская филармония, купеческий клуб, в котором сейчас театр Ленком — это все его творения, как и дом на Петровке, построенный в 1910 году.

Красивое красно-белое здание на Петровке принадлежало славянофилу Алексею Степановичу Хомякову, в гостях у которого бывали Пушкин и Гоголь, Баратынский, Мицкевич и многие другие. А в советское время здесь жила Майя Плисецкая.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

Следующий дом серого цвета интересен названием — Берлинский дом, а также историей этого места и ее обитателей. Само здание современное 2002 года постройки и по архитектуре мало интересное. Построено было по совместному решению мэра Москвы и бургомистра Берлина (и такие были времена).

Раньше на этом месте в конце 18 века стоял роскошный особняк, построенный Василием Баженовым (предполагают, но точно неизвестно). Дом был построен для дочери генерал-губернатора Якоби И.В., которая и владела им. О богатой барыне ходили легенды. Ее — Анну Ивановну Анненкову — называли королевой Голконды (по имени местности в Индии, богатой алмазами).

У Анны Ивановны было два сына — Григорий (был убит на дуэли) и Иван, которого знают любители литературы и которого в фильме «Звезда пленительного счастья» играл Игорь Костолевский. Иван Анненков был влюблен во француженку Полину Гебль, которую встретил на Кузнецком мосту (здесь неподалеку), сопровождая свою матушку в походах по модным магазинам. Полина служила в магазине. А дальше была история любви декабриста Анненкова и француженки Полины Гебль, ссылка в Сибирь, которую мы и наблюдали в фильме советского периода, который с удовольствием пересматриваю.

Отель «Марриотт» находится на пересечении Петровки и Столешникова переулка, который связан с именем Владимира Гиляровского (1835–1935). В доме под номером 9 в Столешниковом дядя Гиляй снимал квартиру с 1886 по 1935 год. Все извозчики знали этот адрес, где бывали Чехов и Левитан, Куприн и Бунин, Шаляпин и другие знаменитости того давнего времени.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

Компания «Марриотт» владеет гостиницами во многих странах мира. Эта построена в 1998 году. Полное наименование отеля «Марриот Ройал Аврора» (посмотрела цену номера — 14000–15000 руб. за сутки). Семейная американская компания Марриотов существует уже почти век. Ее основатель американский предпрниматель Джон Марриотт (1900–1985 годы жизни) начинал с торговли газировкой. Теперь отели этой марки известны во всем мире.

Вообще на Петровке много иностранных имен, что было неприятно и возмутило. Даже не стала их фотографировать. Парочку вывесок увидела на русском языке «Русские дизайнеры» (с дублированием на английском) и Кондитерская.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

На противоположной стороне улицы интересное здание Петровского пассажа. Здание еще известно под названием Фирсановский пассаж, по фамилии купца Фирсанова И., который во второй половине 19 века купил здесь земельный участок и его дочь Вера Ивановна Фирсанова (по мужу Ганецкая) задумала построить большой магазин. Это было в 1900 году. Проект здания разработали архитекторы Калугин С. и Фрейденберг Б., которые, кстати, реставрировали и Сандуновские бани, расположенные неподалеку на Неглинной улице, опять же по инициативе все той же Веры Фирсановой.

Пассаж открылся в 1906 году и назывался, естественно. Фирсановским.

Здание Генеральной Прокуратуры — бывшая усадьба Воронцовых-Раевских.

С середины 18 века владельцем усадьбы стал Иван Илларионович Воронцов- сенатор и дядя княгини Екатерины Дашковой, написавшей интересные воспоминания о своей жизни.

В конце века владение было разделено и собственниками стали купец Н. В. Де-Форж, а с 1808 года — надворная советница Раевская М.А, которая поделила усадьбу между своими наследниками.

История усадьбы длинная, не буду ее излагать. Просто полюбуйтесь классикой архитектуры.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

Часовня Рождества Пресвятой Богородицы известна с 17 века. На этом месте стояла приходская церковь для столешников (здесь жили ткачи, которые занимались изготовлением скатертей — столешников для царского стола).

То, что мы видим сейчас, построено в 1997 году. Практически всегда закрыта.

Дом с ротондой привлекает внимание своей похожестью с греческой архитектурой. Этот стиль и называют «неогрек» или неогреческий стиль.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

Началось строительство в 1902 году (архитектор Иванов-Шиц И., тот самый, что построил дом Хомякова в начале улицы) для сберегательной кассы. Строили долго, строительство закончилось только в 1920 году. Если полностью писать о каждом здании на Петровке, то получится очень много. Поэтому ограничусь только констатацией нескольких фактов и красивой картинкой.

С Петровки решили свернуть в Крапивенский переулок, чтобы посмотреть храм Сергия Радонежского. Его видно с Петровки.

Вдоль стен Высоко-Петровского монастыря, напротив которого углядели интересный дом под номером 4. Это просто чудо, о котором ничего не знала раньше.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

Комплекс зигзагоообразных зданий с красивой и хорошо сохранившейся интересной кладкой — это жилые здания Константинопольского патриаршего подворья, переданные сейчас Русской православной церкви. Построены в конце 19 века по проекту архитектора Сергея Родионова.

Храм в Крапивниках предположительно был основан в 1591 году. В 1678 году приобрел вид, близский к современному. В 1812 году здесь побывали французы, после которых храм долго восстанавливали. В 1938 году закрыт, как и многие московские храмы. С 1991 года в храме находится святыня христианского мира — Кийский крест, история которого очень интересна.

Кипарисовый крест-мощевик был главной святыней Крестного монастыря на небольшом острове Кий в Белом море, который был устроен патриархом Никоном. В 1639 году он потерпел крушение на корабле, но спасся на этом острове, где и водрузил крест, а впоследствии и создал Онежский Крестный монастырь (давно хочу там побывать). Кийский крест находился в этом монастыре до его закрытия в 1923 году. С 1923 до 1930 года был в антирелигиозном музее на Соловецком острове. Когда музей упразднили, реликвию передали в запасники Исторического музея, а в 1991 году передали в Сергиевский храм.

В Кийском кресте было размещено 108 частиц от мощей Святых, а также 16 камней, взятых с мест библейских событий. В описи 1819 года подробно описано, что в нем находилось. Сегодня из описи ничего не сохранилось.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

В скромном на вид Сергиевском храме был крещен писатель и музыкальный критик В. Ф. Одоевский (1804–1869 годы жизни). Его «Сказки дедушки Иринея» читала детям в детстве.

Протяженность Крапивенского переулка всего чуть больше двух сотен метров, но на нем есть еще одно интересное здание — жилой дом Ф. Я. Гасса, И. Н. Иванова, построенный после пожаров 1812 года. Фамилии владельцев мало что лично мне говорят, но изящный белый домик в стиле ампир привлекает балкончиком с ажурными перилами и аккуратностью. Хорошо вписался в переулок.

И еще одна фотография из этого переулка. Есть здесь небольшой мини-отель «ГлориВэл» (может кому пригодиться). Посмотрела картинки в интернете и цены (вполне приемлемо и метро Трубная недалеко). Себе тоже взяла на заметку (из театров сада «Эрмитаж» недалеко добираться пешком)

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

Из Крапивенского переулка можно войти в Высоко-Петровский монастырь, что и было сделано.

Люблю бывать в этом монастыре, но о нем нужно будет написать отдельно. Фотографий сделала много.

Здесь малолюдно и можно уединиться от городской суеты. Кафе и пирожковая, а также трапезная, где вкусно готовят блюда монастырской кухни и можно немного передохнуть и отправиться дальше смотреть Петровку и ее переулки.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

Вышли уже из главного входа.

Напротив монастыря Музей современного искусства, открытый в 1999 году, расположенный в здании 18 века — в особняке Губина. Раньше в нем всегда было много разных выставок.

Классический особняк, построенный когда-то Матвеем Казаковым для уральского заводчика Губина М.П., потом сгоревший во время пожаров 1812 года и восстановленный.

Настоящий дом-дворец с коринфскими колоннами, в котором можно посмотреть произведения современного искусства.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

По старой памяти зашла, посмотрела современных творцов (покажу и расскажу потом).

Во дворе скульптуры Зураба Церетели (он был первым директором музея). Самый узнаваемый — Владимир Высоцкий и Мать Грузия (в прошлом году видела в Тбилиси). Интересно было бродить по дворику, даже несмотря на то, что все это уже много раз видела. Все равно смотрю с удовольствием. Во дворе в тени деревьев есть грузинский ресторан или кафешка. По отзывам неплохой, но сама не была.

В музее пришлось посидеть в маленьком уютном кафе, выпить капучино, «переварить» увиденное современное искусство, которое пытаюсь понять, и подзарядить телефон. В книжной лавке много книг об искусстве, но ограничилась только закладками для книг (небольшой презент внучке).

Люблю такие занятные забеги даже в уже знакомые места. На этот раз выставка была всего одна. Не могу сказать, что впечатлила, но… всегда восхищаюсь фантазиями современных творцов, которые не все принимают.

А дальше был Страстной бульвар с памятником Владимиру Высоцкому (его установли в 1995 году, в 15 годовщину его смерти). Высота скульптуры 2 метра 40 см.

Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад

После пересечения Страстного бульвара улица Петровка продолжается.

Знаменитое здание Петровка, 38. Известный старшему поколению детективный роман «Петровка,38» был написан Юлианом Семеновым очень давно, потом был поставлен фильм и действующие лица романа полковник Садчиков (его играл Георгий Юматов), майор Костенко (Василий Лановой) и лейтенант Валя Росляков (Евгений Герасимов) работали в этом здании Московского уголовного розыска, где расследуют уголовное дело об ограблении сберкассы.

Напротив этого легендарного здания находится сад «Эрмитаж», в тени которого было много отдыхающих, и который достоин отдельного внимания. В нем много интересного.

Вот такой маршрут по Петровке с заходом в монастырь, музей и сад получился.

Цикл материалов "Московские путешествия"

1. Один день в столице: Калужская площадь, детская библиотека и Якиманка
  2. Один день в Москве: пешком по Петровке с заходом в музей и сад
  3. Высоко-Петровский монастырь — древняя обитель Москвы
  4. Сад «Эрмитаж» — не место для уединения
  5. По дождливой Москве
  6. Два дома Федора Ивановича Шаляпина. Часть 1
  7. Два дома Федора Ивановича Шаляпина. Часть 2
  8. Каникулы продолжаются и наш путь в одну из сталинских высоток
  9. Каникулы продолжаются: парк Горького в Москве и другие хождения по столице.
  10. Мои московские спонтанные прятки от дождя и творческая встреча с писателем
  11. Встреча в литературном клубе "Книжник off".
  12. "Геликон-опера" на Большой Никитской
  22. Путь на выставку в Event hollе "Даниловский" или готовьте денежки
  23. Четыре этажа древнерусского искусства
  25. Привет, новогодний Арбат и встреча с Казановой
  27. Москва: пешком по Ленинградке в цыганский театр «Ромэн»
  28. В Большой театр — легко и просто
  31. Музыка Вивальди в англиканском соборе.