Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 22:38
Филиппины покорены! Куда дальше?

Панама Ноябрь 2022

Вода с водой, не как гора с горой, сливается, или как мы смотрели Панамский канал

Неожиданно, но оказалось, что по огромному мегаполису Панама-сити достаточно легко перемещаться. Такси, заказываемое через приложение Uber, подавалось быстро, автомобили были обязательно первой свежести, а услуга выглядела весьма доступной по цене, особенно если эту цену делить на три, ведь ровно таким было число членов нашей команды, путешествующих вместе. Вот мы и «не мудрствуя лукаво» при каждом удобном случае заказывали авто, или брели пешком, ибо прогулки на свежем воздухе считали делом полезным и даже приятным.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Так и до смотровой площадки Панамского канала Miraflores мы добирались именно на такси, заказав его к непритязательной гостинице, расположенной в центральной части столичного города, в коей остановились. Сделали заказ с утра пораньше, предварительно отведав завтрак, в виде чашки чёрного кофе и парочки оладьев обильно сдобренных клиновым сиропом.

Эта активность, я имею в виду, поездку на Панамский канал, стала первой, что мы организовали в Панама-сити, да, собственно говоря, она была стартовой и в расписании всего нашего центрально-американского вояжа, ибо речь идёт о первом его дне.

Среди нескольких вариантов осмотра Панамского канала мы выбрали самый простой и оттого самый популярный: приехать на специально оборудованную смотровую площадку, что расположена практически в центре Панама-сити, купить входной билет (если не ошибаюсь $10), пробиться сквозь толпу иных страждущих к наилучшей точке обзора и постараться увидеть, как суда, большие и малые, преодолевают шлюзовые камеры канала.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Наверное, было бы неплохо непосредственно совершить переход по каналу в качестве пассажира или члена экипажа судна, прямо от Панамского залива до Карибского моря, ну или обратно, и самому увидеть все 80 км его пути. И вроде бы существует возможность наняться волонтёром на яхту и прокатиться даже бесплатно, или иным образом оказаться на вожделенном борту. Но, всё это хлопотно, требует серьёзных временных, а может и финансовых трат, да, если честно, такая перспектива и не особенно нас вдохновляла.

На смотровой площадке было шумно и весело. Тётя с рупором на испанском и английском языках задорно тараторила давным-давно заученные и многократно повторенные фразы про историю и технические характеристики канала, а толпа, в основном организованные группы туристов из соседних латиноамериканских стран с не меньшим задором им внимала.

В один момент тётя с рупором решила устроить интерактивную перекличку. Она принялась выкрикивать названия стран, как-то Mexico, Costa-Rica или там Honduras, получая взамен вскинутые руки и восторженные крики соответствующих представителей.

Увидев меня, с явно не карибской внешностью, тётя с рупором стала перебирать возможные варианты: United States, Canada, Germany, Netherlands…но, не находя с моей стороны нужной реакции, в конце концов, просто развела руками.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Услышав мою подсказку: Russia, с ещё большим задором и двукратно в рупор её повторила, чем вызвала у толпы бурное ликование. Да, видно не много россиян добирается до Панамского канала.

Дальше, по закону жанра, мне надо было бы рассказать, кому пришла идея построить искусственный канал именно в этом месте, как всё это происходило, не забыв упомянуть про технологию работу шлюзов и прочие инженерные особенности функционирования канала.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Но можно я не буду этого делать? Ну, разве что, совсем чуть-чуть.

Вместо этого я желаю осветить один волнующий меня факт. Знаете ли вы, что само появление государства Панама, чей флаг я демонстрировал на фото выше, напрямую связан со строительством Панамского канала? Вот, и я не знал, а тут такое дело.

Когда французы, а первыми были именно они, в 1881 году приступили к строительству канала, Панамский перешеек принадлежал Колумбии, а такого государства как Панама не было в принципе.

Французы, имевшие к тому времени успешный опыт организации и строительства Суэцкого канала, подписали с правительством Колумбии соответствующий договор, и приступили к делу с надеждой на успех. Не имея недостатка в финансовых средствах, обладая значительными людскими ресурсами и современной по тем временам строительной техникой, успех, казалось бы, был им гарантирован. Но, ошибки в проектировании (французы не рассматривали необходимость строительства шлюзовой системы несмотря на то, что между двумя частями канала был небольшой, но перепад по высоте), а также сложный дождливый тропический климат, в итоге привели французскую затею к катастрофическому провалу.

Результата не было, рабочие, занятые на строительстве канала, массово гибли, деньги, соответственно, перестали поступать. В общем, всё «вдребезги напополам, здравствуй бедлам».

Чтобы покрыть хотя бы часть понесённых трат, французы стали искать покупателя на свой проект. Предлагали всем подряд, даже российскому Императору Николаю II, но в итоге купили американцы, правда, с большим дисконтом. Ну это и логично, американцы в этом проекте самая заинтересованная сторона. Ведь чтобы перебрасывать свой флот между океанами, американцам приходилось огибать всю Южную Америку.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Совершение сделки жаждали все: французы, американцы, но только не колумбийское правительство. Разрешение на покупку проекта и дальнейшее строительство канала колумбийцы не давали, выставляя свои дополнительные финансовые требования.

Что сделало США в лице президента Теодора Рузвельта? Да, собственно говоря, то, что они любят и хорошо умеют делать. Неожиданно, на территории Панамского перешейка обнаружились сепаратисты. США оказали им финансовую и военную помощь, в результате панамское восстание, не успев начаться, завершилось успехом.

На политической карте мира, вот так, на ровном месте, 3 ноября 1903 года появилось новое «независимое» государство Панама, понятное дело, максимально лояльное США. Строительство канала возобновилось уже под эгидой американцев, а в августе 1914 по нему прошло первое судно.

Панама. Соединяя океаны и континенты

С тех пор, канал работает в режиме non-stop, и я этому непосредственный свидетель.

У леса как у беса, всего много, или как мы смотрели Parque Naciona Metropolitano

Подсоединившись к wi-fi смотровой площадки канала Miraflores и вызвав, так полюбившееся нам панамское такси, мы «ничтоже сумняшеся» отправились смотреть зверей и птиц.

Национальный парк Метрополитано, расположен в черте города, поэтому ехали мы не долго и недорого, вроде как $4 за поездку.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Эта активность стала второй по счёту, внесённой в наш wish list, что говорит о серьёзности наших намерений, активности и здоровом любопытстве. До обеда ещё было далеко, а тут уже произошло ух как много.

Мы знали, что этот национальный парк, хоть и носит статус городского, имеет весьма обширную территорию, целых 230 га, практически полностью покрытую тропическим лесом.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Эта была первая наша встреча с природой Центральной Америки, поэтому мы ожидали увидеть диковинных птиц, экзотических животных, ну, или хоть кого-то. Ожидания оправдались отчасти, случилось третье, увидели хоть кого-то.

Это коати, в том регионе не слишком диковинный зверь

Как я понял, с местных денег за вход в парк не берут, пускают даром. С нас всё же взяли, но не много, $4 с персоны.

В национальном парке Метрополитано оборудованы две основные прогулочные тропы: одна длиннее и труднее, то вверх, то вниз, другая короче и легче, она более пологая.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Обе тропы ведут в одно и тоже место, к некой возвышенности, принимаемой за смотровую площадку, ибо оттуда открывается неплохой вид на город.

Вступив на тропу, а выбрали ту, что короче и легче, мы моментально приняли облик юных следопытов, а я так вообще, на тушку аппарата телевик нацепил. Старались ступать осторожно, чуть слышно, чтобы не спугнуть потенциальную дичь. Но, дичь, или спугнули до нас, или её тут не было вовсе.

Но всё же, неудачной нашу прогулку тоже назвать нельзя. Во-первых, совершили променад по тропическому лесу и действительно обнаружили весьма живописные виды на столичный мегаполис. Но самое главное, у меня появились два объекта для рубрики, которую я буду вести во всём цикле материалов из этого региона. Рубрика будет называться так: «Изучаем и любим природу Центральной Америки».

Изучаем и любим природу Центральной Америки. Термиты

В предвкушении увидеть тропических птиц, обезьян, а может даже и ленивца, мы шли, высоко задрав головы, рассматривая кроны деревьев. Птиц, и уж тем более ленивца увидеть не удалось, но зато нам часто попадались каплевидные шары, размером с большой арбуз, как правило, чёрного цвета.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Не надо было быть опытным энтомологом, чтобы понять, что перед нами гнёзда термитов.

Мне доводилось в Восточной Африке встречаться с этими удивительными насекомыми и даже посвятить им часть материала, тот, что был из ботанического сада Энтеббе (Уганда).

Я знал, что в каждом термитнике обитает сложное, состоящее из многих каст сообщество, основу которого составляет «царица» — крупная самка, непрерывно продуцирующая яйца. Таких яиц «царица» откладывает тысячи в год, а может даже и миллионы, из которых потом выводятся термиты: рабочие, солдаты, а также -самки и самцы, способные к размножению.

Однако, термитники, из тех, что мне встречались в Африке, всегда были наземные, как правило, внушительных размеров и часто причудливой формы.

Этот термитник из Уганды

А так, чтобы на дереве, подобно птичьему гнезду, нет, такие не попадались.

Этому есть простое объяснение: такое высокое размещение гнезд термитов в тропическом лесу в условиях дождливого климата является защитой от переувлажнения, которое почти неизбежно в наземном ярусе.

Однако, где бы ни находилось гнездо термитов, питаются они всё равно на почве, на растительной подстилке.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Мы видели кормовые ходы термитов, и подобно последователям джайнизма, коим нельзя причинять зло никакому живому существу, даже насекомому, старательно их переступали.

Корм термитов растительный отпад и экскременты животных. При этом могут они поедать и древесину растущих деревьев, но вот тут есть один интересный момент. Переваривают клетчатку некие одноклеточные жгутиковые, обитающие в кишечнике термита. Именно они разлагают клетчатку на простые углеводы, которые в итоге усваивают термиты. Термиты без жгутиковых не выживут, ну и те, соответственно, без них тоже. Вот такие вот дела, обязательный симбиоз называется.

Изучаем и любим природу Центральной Америки. Красноухая пресноводная черепаха

В небольшом мелком водоёме со стоячей водой и илистыми берегами, что находился на территории парка, мы увидели хороших знакомых, коих сразу признали. Это были черепашки, называемые красноухие, из-за яркой красной полоски на голове или желтобрюхие, из-за соответствующего цвета их брюшка.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Одни черепашки плавали в воде, где они проводят большую часть суток, питаясь мёртвой рыбой, ракообразными или водными растениями.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Иные вылезали на торчащие из воды коряги, очевидно, желая погреться на солнце и запастись на всякий случай своей порцией ультрафиолета.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Экая невидаль, скажите вы, разве такие черепахи экзотика.

Да, их часто заводят дома, в домашнем террариуме или аквариуме, а иногда они встречаются и в живой природе, особенно у нас на юге России летом. Но всё же, родина этого вида черепах именно здесь, в Центральной Америке, в Мексике или на юге США. И уже отсюда их развезли по всему миру, чтобы потом продать в зоомагазинах.

А знаете как красноухие черепахи оказываются в природной среде вне ареалов своего обитания? Не трудно догадаться. Ровно так, как оказываются на улице некогда жившие с хозяевами собаки. Но не будем о грустном, мы хоть и не последователи джайнизма, но природу любим.

Пошёл проведать, да и остался обедать, или как мы кушали севиче на fish market

Оказавшись в Панама-сити, обязательно поезжайте на fish market и вдоволь там откушайте чего, Бог послал. Вот такой мой вам бесценный совет.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Можно, конечно, просто купить свежую рыбу, или там, кальмара с осьминогом, и самим сварганить что-нибудь вкусненькое.

Панама. Соединяя океаны и континенты

Но это если у вас есть в Панама-сити собственная кухня и вы обладаете талантами Поля Бокюза или Вольфганга Пака.

Обычным людям, таким как мы, в этом месте лучше просто отобедать.

Панама. Соединяя океаны и континенты

На fish market мы ели два раза, в первый день, прибыв сюда после прогулки по парку Метрополитано, и в самый последний день, перед вылетом домой. Заказывали много чего, понятное дело, из рыбы и морепродуктов, но обязательно среди заказанных блюд было севиче.

Есть легенда, что несколько столетий назад, один рыбак из Перу так проголодался, что съел свой улов прямо на берегу, заправив сырую рыбу только соком лайма.

Сейчас это блюдо называется севиче, оно очень популярно в Латинской Америке, да и по всему миру. Казалось бы, всё просто. Нарезаешь мелкими частями сырую рыбу или морепродукты, мне вот осьминог очень даже хорошо зашёл, берешь лайм, может лук или зелень… Согласитесь не трудный рецепт.

Но тут есть один очень важный секрет, самое главное — это свежесть ингредиентов.