Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 15:20
Филиппины покорены! Куда дальше?

Тикаль, Флорес — Гватемала Ноябрь 2022

На красный цветок летит и мотылёк, или зачем мы приехали в гватемальский городок Флорес

«Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели» -мудрые правила жизни индейцев майя

Всё когда-нибудь заканчивается, в том числе и этот безумный день.

Рано утром мы проснулись в отеле гондурасского острова Роатан, стране номер один этого дня. Совершили часовой международный перелёт по маршруту Роатан (Гондурас) — Белиз-сити (Белиз), пробираясь на маленьком самолётике, два пилота — три пассажира, в гуще кучевых облаков над Гондурасским заливом. Страшный сон аэрофоба.

В темпе престо совершили марш-бросок по залитым дождём обшарпанным улицам Белиз-сити, города, обликом своим и своими обитателями, похожим на нью-йоркский Гарлем. Этот город стал единственным, что мы увидели в государстве Белиз, а само государство оказалось вторым по списку в этот день.

А потом, на туристическом шаттле, под завязку забитым туристами, в основной западной молодёжью, мы уехали во Флорес.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Флорес, это уютноеместечко с красивым названием, что расположено на северо-востоке Гватемалы, неподалёку от границы с Белизом.

Три страны, две границы. Неплохо для одного дня.

Планировать время, чтобы смотреть исключительно Флорес совершенно не обязательно. Нет, городок этот чудесный и по-своему милый, но уж больно он маленький.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Представьте остров посреди озера, с храмом и площадью в его центре, улочками и строениями, заполнившими всю остальную территорию острова, всю без остатка.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Вот это и есть Флорес, что значит «цветы» на испанском.

Впрочем, вокруг острова тоже город, но это уже не Флорес, а Санта-Елена, как я понял, уже другой город.

Два города соединяет мост, метров пятьсот, одновременно, пешеходный и автомобильный.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Мы появились во Флоресе уже затемно. Поужинали в небольшом ресторанчике местной кухни, устроились на ночлег в бюджетном хостеле и завалились спать, уж больно устали. Не до вечерних прогулок. Да и завтра, ну очень ранний подъём.

А осматривали городок уже во второй половине следующего дня, перед ночным автобусным рейсом в Антигуа-Гватемала. Часа за полтора обошли его весь.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

От нечего делать долго сидели на лавочке на центральной площади, подкармливая burrito con carne, купленной тут же, местных кошек, а также в придачу наглых чёрных птиц.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Потом ушли по мосту в Санта-Елену, абсолютно безликий и не интересный городок, где в итоге засели в KFC, чтобы тупо убить время, оставшееся до позднего выезда.

Так зачем мы вообще приехали в этот Флорес? Уверяю, на это была одна очень уважительная причина.

Дела организационные, будущим покорителям Центральной Америки на заметку

«Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади — слазь» — мудрые правила жизни индейцев майя

Минут за пятнадцать до того, как мы въехала в Флорес в наш автобус, заполненный исключительно туристическим людом, ибо это был туристический шаттл, запрыгнул бойкий дядька средних лет, как оказалось, представитель туристической фирмы.

Громким голосом, на понятном английском, дядька принялся рекламировать услуги своей фирмы, две из которых нам оказались очень нужны.

Мы приехали во Флорес, собственно говоря, как и все остальные, для того чтобы увидеть Тикаль, древний город-государство могущественной некогда цивилизации майя. Мы знали, что до руин Тикаля от Флореса, места нашего ночлега, километров 60, которые можно было бы преодолеть как на обычном рейсовом автобусе, так и на специальном туристическом шаттле. Последний, очевидно, дороже, но удобен тем, что отвозит клиентов туда, и через несколько часов возвращает обратно.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Рейсов предлагается немало, начиная с 4.30 утра, интервалом движения каждые полчаса. Вот такой туристический шаттл, рейсом отправления в 6.30 утра, и стал тем первым предложением шустрого дядьки, что нас заинтересовало.

А ещё мы знали, что завтра вечером нам обязательно надо уехать в Антигуа-Гватемала, чудный колониальный городок, выбранный нами последним пунктом центрально-американского вояжа перед очень долгой и длинной дорогой домой. В прейскуранте услуг всё-того же дядьки нашёлся и этот вариант.

Так неожиданно легко и просто, не выходя из автобуса, мы решили все логистические проблемы, что нас волновали. Что касается цен, то они у всех продавцов, вроде как, одинаковые, и, кстати вполне адекватные несмотря на то, что и Тикаль, и Антигуа-Гватемала самые раскрученные в Гватемале туристические места.

Ну вот и всё, в путь. Навстречу тайнам цивилизации майя.

Тайны цивилизации майя, или о том, как мы ездили в Тикаль

«Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора» — мудрые правила жизни индейцев майя

Как вы понимаете, после четырех с половиной часов блуждания по древним развалинам я не стал великим специалистом по исчезнувшей цивилизации майя.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Да, уже после поездки, готовя этот материал, посмотрел три научно-популярных фильма на эту тему, почитал несколько статей, выбирая заслуживающие внимания источники. Так что будем считать, что немного прикоснулся к вопросу и сейчас попробую сделать некий обзор того, что видел и того, что прочитал, а для иллюстрации оного предоставлю фотографии собственного производства.

Древний город в малопроходимых зарослях леса открыли в 1848 году.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

В тот период эта местность выглядела абсолютно безлюдной, причём на многие десятков километров вокруг.

Наверное, отряду исследователей, который возглавлял гватемальский полковник Модесто Мендес, нелегко было найти территорию, где когда-то, веков 9–10 назад, находился один из центров древней цивилизации майя.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Даже сейчас, находясь в этом месте сложно представить город с многотысячным населением, многие селения поменьше, что окружали город, а ещё и дороги, мощённые щебнем и каменными плитами, проложенные древними майя.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Как так случилось, что внезапно исчезло всё?

Нет не народ. Нынешнее поколение майя многочисленно, только в современной Гватемале их проживает около шести миллионов. Куда исчезла их развитая цивилизация, уникальные невероятные знания? Ведь до наших дней дошли лишь только следы, большинство из которых ещё предстоит найти.

Тогда первооткрывателям удалось обнаружить разбросанные на многие километры друг от друга отдельные группы зданий, соединённые широкими дорогами сохранившимися, конечно, фрагментарно.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Все найденные постройки, были возведены на искусственных фундаментах в форме пирамид.

Высота отдельных из них достигала 40 метров.

На некоторых строениях сохранилась белая штукатурка и даже местами яркая роспись.

Таинственный древний город назвали Тикаль. Это не было изначальным названием, то исчезло в веках безвозвратно. «Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Нам чтобы добраться от Флореса до Тикаля потребовалось немногим более часа. Неширокая, но асфальтированная трасса сейчас проложена там, где ещё недавно были болота и непроходимые леса. Многие годы руины древнего города, о существовании которых уже было известно, оставались без внимания археологических экспедиций.

И только с середины 20-го века начали проводиться первые исследовательские работы, однако, на данным момент удалось с разной степенью тщательности изучить не более 15%. Большая часть культурно-исторического наследия Тикаля до сих пор скрыто слоем земли и надежно замаскировано буйной растительностью.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

А сколько тайн связано с древними майя, многие из которых приобрели мистический оттенок.

Помните предсказанный ими на 21 декабря 2012 года конец Света?

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Признайтесь, только честно, как пережили тот день?

Кстати, учёные давно научились читать календарные тексты майя и привязывать их к тем или иным событиям многовековой истории их цивилизации. Вот только пока неизвестно соотношение календаря майя с привычным нам летоисчислением. Майя вели свой календарь с даты сотворения мира, так прочитали на их надписях.

Но вот когда произошло то изначальное событие среди учёных согласия нет. Поэтому, не исключено, что предсказанный майя Апокалипсис рано или поздно свершится. Вот только когда, это вопрос.

До наших дней сохранились сапоте — балки из некоего твёрдого дерева, покрытые витиеватой резьбой и иероглифическими надписями. Эти балки обрамляли дверные косяки храмов майя. Сохранились, конечно, не все, но многие. Вырезанные на сапоте календарные даты, учёные соотносили с возрастом балок, определяемые радиоуглеродным способом.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Получали некие взаимосвязи, но всё это только гипотезы и спорные теории. Наверняка никто ничего не знает. Да и погрешность датировки археологических находок иногда составляет до 500 лет.

Кроме сапоте- надёжным источником информации являются каменные монументы: стелы на площадях и храмовые алтари.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Стелы и алтари сооружались в честь какого-либо важного события, военной победы, например, или для возвеличивания того или иного правителя или жреца.

За время археологических исследований обнаружено не менее полусотни каменных монументов с изображениями и надписями. Как вы понимаете, это уникальные источники информации.

Вот, например, удалось обнаружить, что стелы и алтари, относящиеся к концу существования Тикаля, оказались повалены и разбиты, а изображённые на них правители и жрецы были специально повреждены. Что это? Явно последствия крупного социального потрясения, приведшие в итоге к свержению власти знати и жрецов.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Датировка последних каменных монументов майя определена как 9-й век.

После этого цивилизация майя приходит в упадок, а город Тикаль в итоге прекращает существовать. Версий произошедшего имеется много. Я, конечно, не буду их приводить, ибо получится целый научный труд, а вернее набор околонаучных гипотез.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Но вообще погружение в мир древних майя захватывает и будоражит ум.

Когда исчезла цивилизация майя известно более-менее точно, а вот когда она зародилась однозначно нет.

Тут сначала надо определиться с происхождением майя, откуда они пришли в эти места. Возможно, это представители цивилизации ольмеоков, что процветала на территориях нынешней центральной и южной Мексики с 1500 года до н. э. до 400 н. э. Есть мнения, что представители этой самой первой цивилизации Америки спустились с северо-запада и основали новую цивилизацию, продолжив традиции прежней. Вроде бы логично, не правда ли?

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Иные учёные предполагают, что цивилизация майя возникла на местной основе именно там, где располагается древний Тикаль.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Доказательств этих двух и прочих версий практически нет, потому как большинство найденных артефактов находились наверху культурного слоя и, соответственно, относились к последним этапам цивилизации майя. Они, конечно, и лучше сохранились.

Но, относительно точно определен расцвет столь внезапно исчезнувшей цивилизации, он пришёлся на период от 200 до 900 года нашей эры.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Свидетельств периода расцвета цивилизации майя обнаружено немало, при этом работы археологических экспедиций продолжаются.

Найдены древние погребения, большинство из которых примитивны — неглубокие ямы, расположенные, как правило, внутри жилищ под полом.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Это захоронения крестьян и ремесленников, самых многочисленных обитателей Тикаля. В их жилищах также находили глиняную посуду и прочие простые предметы домашнего обихода.

Более ценны с точки зрения науки гробницы знати Тикаля. Обычно это просторные помещения, вырубленные в скальном грунте, их стены были украшены уникальными росписями. Они-то и интересны учёным.

Можно, безусловно, долго рассказыватьоб удивительной древней цивилизации, например, об общении, весьма оживлённом жителей Тикаля с другими регионами, в том числе, со знаменитым Теотихуаканом, куда я надеюсь попасть рано или поздно.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Однако, это только обзор, а не подробное исследование, поэтому ограничусь тем, что уже написал. Хотя, есть ещё один занимательный аспект, попрошу ещё немного внимания, это интересно.

Невероятные параллели: Тикаль (Гватемала) — Ангкор (Камбоджа)

«Даже мёртвая рыба может плыть по течению» -мудрые правила жизни индейцев майя

Оказавшись на территории Тикаля меня не покидало странное ощущение, что я что-то подобное уже видел. Сразу, на месте, я не нашёл объяснение своим непонятным мыслям, однако, позже, при подготовке данного материала понял в чём дело.

Лет 10 назад мне посчастливилось побывать ещё в одном удивительном месте в храмовом комплексе Ангкор в Камбодже. Этот комплекс, также как и Тикаль, случайно обнаружили полностью поглощённым тропическим лесом.

Камбоджа. Храмы Ангкора, 2013 год

Кстати, нашли оба объекта примерно в одно и тоже время, Ангкор чуть позже, в 1861 году. Храмы Ангкора, грандиозные строения, свидетельства империи Кхмеров, могущественной цивилизации юго-восточной Азии, куда входили территории нынешних Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. Период её расцвета пришёлся на 9–13 века нашей эры.

Так вот, между двумя объектами — Тикалем и Ангкор, расположенным друг от друга на расстоянии в 16000 км оказывается есть много общего. Во всяком случае, внешне.

Вот посмотрите, индуистский храм Баксей Тьямгкронг, посвящённый богу Шиве. Он имеет форму пирамиды, длина основания 27 метров, высота 13 метров. В своё время этот храм был богато облицован, в том числе изображениями бога Индры.

В своём архиве фотографию индуистского храма Баксей Тьямгкронг я, увы, не нашёл. Всё таки 10 лет прошло. Но я его видел, помню. Это фото заимствовал, спасибо добрым людям

А то храм Великого Ягуара, майский пирамидальный храм, расположенный в Тикале.

Гватемала. Тикаль: секреты майя

Этот храм выше — 47 метров, но со своим кхмерским коллегой имеет много схожего.

Оба храма ступенчатые и каждый из них имеет необычайно крутой угол наклона. Также у обоих храмов имеется широкая лестница посередине и куполообразная вершина.

В наше время схожесть отдельных архитектурных объектов вполне объяснима. Та же Заха Хадид творила в Пекине, в Баку, Гонконге, Эр-Риаде и много, где ещё. И даже после её смерти проектированием объектов продолжает заниматься проектное бюро, основанное великим архитектором.

Так что в Тикале и в Ангкоре также использовали единый план общего архитектора?

Мистика, неправда ли?

Официальная наука никаких исследований в этом направлении не ведёт, а вот всяких разных толкователей превеликое множество. Самое популярное объяснение — внеземное происхождение древних архитекторов и строителей.

Конечно, это лженаука, но поднял я этот момент исключительно для того, что вызвать интерес в исчезнувшей цивилизации майя. А тем, кто ещё не был в Гватемале, найти возможность и посетить древний Тикаль.

Мы же, вдохновлённые увиденным, вернулись на туристическом шаттле в городок Флорес, вторую половину дня посвятили ему. После чего, ночным рейсом Tica Bus отправились в Антигуа-Гватемала, совершив тем самым переезд практически через всю страну. Следующий репортаж будет оттуда.