Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 22:07
Филиппины покорены! Куда дальше?

Ла Фортуна — Коста-Рика Ноябрь 2022

В объезд, так к обеду, а прямо, так дай Бог к ночи, или как мы добирались до национального парка Ареналь

На дорогу от национального парка Тортугеро до национального парка Ареналь ушёл полный световой день, что можно было бы принять за непозволительную роскошь. Ведь всего на вояж по Центральной Америке таких дней отводилось у нас двадцать.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

И это приналичии вполнереальной альтернативы. Мы видели предложения туристических контор в Тортугеро по трансферу в Ареналь стоимостью $60 и длительностью поездки часа за четыре, ну, или немногим более. Однако, мы даже не рассматривали подобный вариант и не только из-за желания получить выгоду, хотя и не без этого, конечно.

Да, наши расходы на этот переезд общественным транспортом оказались существенно ниже и в итоге составили примерно $15. Но разница в $45 не была уж столь критической. Раз мы нашли возможность добраться до Центральной Америки в принципе, то смирились бы и с лишними тратами в размере вышеуказанной суммы. Тут дело исключительно в романтике путешествий, в максимальном погружении в местную жизнь, но, впрочем, об этих наших заморочках я уже не раз докладывал.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

А теперь о маршруте из одного парка в другойв нашем исполнении. Возможно, кто-то возжелает повторить этот опыт, да и в любом случае мне надо заботиться о практической значимости моих материалов.

Итак, транзитным хабом в очередной раз стала столица страны Сан-Хосе, тут уж как водится, «все дороги ведут в Рим». Путь из национального парка Тортугеро в Сан-Хосе, правда в обратном порядке, подробно мной освещён в предыдущих репортажах.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

А вот из столицы в национальный парк Ареналь мы добирались так.

В Сан-Хосе из национального парка Тортугеро транзитом через La Pavona и Cariari мы прибыли на Gran Terminal del Caribe, куда, очевидно, прибывают все рейсы со стороны Карибского моря.

Чтобы отправится в сторону национального парка Ареналь надо было сменить автобусный терминал, коих в Сан-Хосе несколько. По этому направлению нам был нужен Terminal 7–10, до которого от первого оказалось всего полтора километра. Нетрудно догадаться, что отправились мы туда пешком, ибо ребята мы активные и путешествуем налегке. Но, при необходимости, можно и на такси, оно там недорогое.

С Terminal 7–10 мы отправились в Ciudad Quesada, достаточно большой город и транзитный пункт в этом направлении, купив билеты у водителя автобуса при посадке.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Часа через полтора прибыли на автобусный терминал Ciudad Quesada, где, после небольшого ожидания, ну, может с полчаса, пересели на автобус до городка La Fortuna, до которого езды было ещё часа полтора.

Всё, La Fortuna это то, что было нам надо, ибо это неофициальная столица национального парка Ареналь

На дороге встретились, там же и расстались, или как мы смотрели фауну на Sloth Watching Trail

Про городок La Fortuna особо рассказывать нечего. Он достаточно мил, удобен и безопасен, но не более того.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Практически полностью этот населённый пункт состоит из отелей различной ценовой категории, ресторанчиков, магазинов, экскурсионных контор, ибо предназначен для обслуживания многочисленных туристов, приезжающих в эти места.

За пределами городка имеется немало туристических маршрутов, но один из них расположен фактически в пределах La Fortuna. Речь идёт о Sloth Watching Trail небольшом участке девственного леса, через который проложена тропа длиной километра два.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Это своеобразный частный зоопарк, когда владельцы берут деньги за вход и показывают желающим его обитателей. Только питомцы, слава Богу, в клетках не сидят, а находятся в естественной среде обитания.

Посетители, купившие билет, выходят на тропу, идут не спеша, стараясь кого-нибудь или что-нибудь увидеть.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Судя по названию, главным персонажем сего аттракциона являются ленивцы, ибо «sloth» это «ленивец» только на ненашемском языке.

Так себе развлечение, конечно, чересчур рафинированное. Ну, а с другой стороны, почему бы и нет. Среднестатистический турист в настоящие дебри дождевого леса не пойдёт, а если и пойдёт, не факт, что увидит ленивца или экзотическую птичку. А тут на небольшой территории они точно есть, вот говорят, что ленивцев имеется штук шесть, а птичек с лягушками и того больше.

Лично мы пошли, начав таким образом знакомство с флорой и фауной национального парка Ареналь.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Владельцы тропы склонности к филантропии не имеют, потому как цену за свою услугу берут немалую. Просто зайти на тропу стоит $10, а прогулка в сопровождении гида, если не ошибаюсь 35 $. Мягко говоря, не гуманно.

Мы, конечно, выбрали самый экономичный вариант и как оказалось поступили правильно. Да, без гида, вооруженного телескопом и наверняка знающего где сидит тот или иной ленивец, делать на тропе, наверное, нечего. Сам, вряд ли, увидишь, ведь ленивцы мало того, что неподвижные, так и прячутся в кронах деревьев высоко-высоко.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Но как говорится, «иногда не нужен учёный, а нужен смышлёный». Мы выкрутились так.

Видим кучка туристов, ведомые гидом с телескопом, останавливаются около определённого места, задирают голову вверх, куда указывает гид, посматривая для верности в гидовский телескоп или в объектив фотоаппарата, если он, конечно, у них имеется.

А что делаем мы в это время? Всё просто: подходим и смотрим туда же. Ленивец же не скачет как макака, висит себе, и висит на одном месте, несколько часов, а то и дней.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Правда хитро? Один гид даже в телескоп нам дал посмотреть, спасибо ему, добрый человек.

А с экзотическими птичками вообще интересная история. Недалеко от входа, владельцы тропы прикармливают их бананами, отчего птичек там собирается великое множество, разных и красивых.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Опять же, это не птичьи вольеры, окружённые сеткой. Птицы вольные, прилетают из леса, просто желают полакомиться на дармовщину. Так что, заплатив по минимуму, мы увидели по максимуму.

А теперь по традиции представляю некоторых местных обитателей. Но не ленивца, это я уже сделал в материале из национального парка Тортугеро. Кого? Сейчас узнаете.

Изучаем и любим природу Центральной Америки. Желтогорлый тукан.

Тукан! Эту птицу знают и узнают, без сомнения, все. Тут уж не надо быть великим орнитологом. Всё благодаря внушительному клюву размером сопоставимым с длиной всей птичьей тушки.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Этим тукан похож на дятла, дальним родственником которого, кстати, и является.

Говорят, тукан птица умная, хотя, у меня оценить его интеллектуальные способности возможности не было. Те экземпляры, что видел я, просто сидели в листве и рассматривали окружающих то одним, то другим глазом.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Кстати, про глаза. Ух, какие же они выразительные, большие такие и круглой формы.

По мне так эти глаза тукана не менее экзотичны, чем его огромный клюв.

Хотя, у этой птицы экзотическое, наверное, всё, да хоть и само тельце. Крупненькое такое, с полметра, а то и больше, овальной формы, но самое главное яркое и разноцветное.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Базовый фон тукана будет чёрный, ибо он присутствует сверху головы, а также около хвоста и туловища.

Но при этом чёрный окрас сочетает в себе многочисленные пятна разных оттенков, причём не только на туловище, но и на клюве.

Грудь и горло обычно имеют светлые тона. Вот у туканов, что попались нам наблюдался жёлтый, ну или лимонный окрас горла и верхней части груди, отсюда и название этого вида.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Смешно, но место над хвостом и под хвостом окрашивается наиболее ярко, часто в красный цвет.

И без того выразительные глаза могут выделяться контрастирующими обводками, как это имеют обыкновение делать женщины, предпочитающие агрессивный макияж.

Да у тукана даже нижние конечности яркого оттенка, вот уж замечательный образ. Каким я его запомнил, таким и описал.

Изучаем и любим природу Центральной Америки. Ошейниковый арасари

Собственно говоря, это птичка тоже тукан, из одного семейства, но род их называют именно так — арасари.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Внешность этих персонажей, на мой взгляд, более яркая.

Ну, вот взять клюв: снизу -чёрный, сверху-светлый, да не просто светлый, а с вычурными чёрными зигзагами. Оперенье преимущественно тоже чёрное, однако есть красные пятна на кончиках крыльев. Нижняя часть тельца желтоватая, но опять же для пущей важности с широкой чёрно-красной полосой.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Вот интересно, отчего у этих тукановых такой яркий и привлекательный окрас? Неужели они совсем никого не боятся? Оказывается, что врагов у этих птичек хватает: хищные птицы, удавы и даже дикие кошки. А окрас такой, как ни странно, наоборот маскирует их в кронах экзотических растений. Наверное, такая необычная маскировка работает, ведь популяции тукановых вроде бы исчезновение не угрожает.

Напомню, что собрались все тукановые, как и прочие пернатые возле бананов, что развесили для прикормки хозяева тропы. Так и есть, туканы большие любители всевозможных ягод и фруктов.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

И вот теперь догадайтесь зачем им такой огромный клюв. Ровно для того же, для чего жирафу длинная шея.

Конечно, в отличие от жирафов туканы умеют летать и смогли бы по воздуху добраться до самых лакомых угощений. Но, обычно, плоды созревают на тонких кончиках веток, которые не смогут выдержать массивное туканье тельце.

И что придумала эта птица? Всё очень просто. Кончиком клюва тукан срывает ягоду или плод, слегка подбрасывает в воздух, чтобы потом поймать на лету и проглотить. Вот для чего туканам клюв.

В этом плане, надо сказать, туканы принципиально отличаются от своих дальних родственников дятлов. Последние, как известно, долбят своим клювом древесину, отыскивая тем самым себе пропитание. У туканов же клюв слишком лёгкий и вообще какой-то нелепый, древесину им не подолбишь, толку не будет никакого.

Ну ладно, при всём уважении и даже любви к туканам, всё же хватит про них. Двигаемся дальше.

Умные вулканы спят, или о том, как мы смотрели вулкан Ареналь

К вулкану Ареналь мы отправились на обычном городском такси, ведь до него от городка La Fortuna всего-то километров 15–17. Можно было бы и на обычном автобусе, только ближайший рейс оказалось слишком долго ждать.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

То, что точно не стоит делать, так это обращаться в местную турфирму, покупать экскурсию с гидом, ибо это pay for a dead horse, то бишь деньги на ветер.

Мы подъехали, конечно, не к самому вулкану, а к некой территории у его подножия, с оборудованными на ней трекинговыми тропами. Вход на территорию через шлагбаум, соответственно, платный, если не ошибаюсь $10, или что-то вроде того. Маршрутов предлагается несколько, подлиннее и покороче, с более крутым подъёмом или вообще без него.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

В любом случае, заблудиться не получится, так как тропы маркированные, на каждом повороте имеются указатели или схемы движения.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Ну и вот зачем здесь гид? Разве что про сам вулкан рассказать.

Так давайте я вам открою все секреты вулкана Ареналь, возьму недорого, гораздо меньше коста-риканских гидов.

Слушайте и знайте, что вулкан Ареналь активный, и до недавнего времени входил в десятку самых активных вулканов мира.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

А ещё этот вулкан эруптивный с 1968 года. Не знаете, что такое эруптивный? Ну как же. Это когда тужился, тужился, да как бабахнул.

Короче, дело было так. Понедельник. 29 июля 1968 года. Утро. Вулкан Ареналь внезапно и сильно извергнулся. Представьте, гигантские камни весом несколько тонн улетали из жерла на расстояние более километра со скоростью 600 метров в секунду. Происходило светопреставление несколько дней, камни, лава и пепел покрыли всё вокруг на площади 15 квадратных километров.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Полностью исчезли с лица Земли три поселения, с людьми, скотом, всем движимым и недвижимым имуществом.

Но…Да, есть одно «но». Все эти разрушения случились исключительно на западной стороне вулкана, а на восточной городок под названием Эль-Борио остался нетронутым и невредимым. После той истории городок переименовали, и ныне он зовется… абсолютно верно — La Fortuna.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Правда, некоторые утверждают, что это миф. Что название городу сменили ещё до 1968 года и совсем по другой причине. Ну, а мне нравится первая версия, она, как минимум, романтична.

Вулкан Ареналь позже извергался ещё не раз: в 1975, в 1984, в 1993, в 1994, в 1996. Последний раз это случилось в мае 1998 года, но вулкан по-прежнему активный. Подниматься на него категорически запрещено.

Можно только гулять по маркированным тропам у его подножия, рассматривая издалека сам вулкан, красивое одноимённое озеро, куски застывшей лавы.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Чем, собственно говоря, мы и занимались. Провели там, наверное, часа два с половиной. Перекусили с видом на некогда грозный вулкан заранее приготовленным тормозком и пошли купаться.

Насчёт купаться это тоже занимательно. Надо знать, что геотермальное тепло от лавы нагревает подземные воды, которые выходят на поверхность в виде натуральных источников, насыщенных полезными минералами.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Поэтому в последние годы в относительно безопасных районах поблизости от вулкана Ареналь появилось немало шикарных курортов с соответствующим ценником за услуги.

Говорят, что качество воды в тех местах просто идеальное, с уникальными лечебными свойствами. Потому как термальные воды Ареналя на 97% состоят из дождевой воды, которая, проходя через разломы в земле, нагревается магмой и насыщается полезными минералами.

Понятное дело, что помокнуть в такой полезной водичке захотелось и нам, правда не на территории дорогих курортов, куда уж «со свиным рылом да в калашный ряд». Нам бы что подешевле, а лучше бесплатно.

Такая возможность имеется. Дорогие курорты возведены вдоль термальной реки, в которой вода нагревается до 38–40 градусов. Территория реки, что отведена под курорты красиво обустроена, там уютно, хорошо и, достаточно дорого. Но река эта течёт и дальше, обыкновенная лесная речушка, но с температурой воды под 40 градусов.

Коста-Рика. Маршруты национального парка Ареналь

Вот и собирается на её берегах народ, по большей части местный, забирается в реку, лежит в лечебной воде, наслаждается. Может подходы к самой реке и не слишком удобны, нет оборудованных раздевалок, туалетов, баров или кафешек. Просто река, берега с кустами, девственная природа.

Но вода в реке точно такая же, как и на территории курортов. А естественные купели в реке, кстати, имеются. Их образовала в своё время стекающая вдоль русла реки лава, а затем поток воды округлил края и добавил очертаниям мягкости.

После прогулки по тропам у подножия вулкана Ареналь, мы пешком дошли до термальной реки, это было совсем рядом. Залезли в реку, поручив свои тела потоку горячей целебной воды, провели за этим занятиям, наверное, с час, а то и больше. Счастливые, знаете ли, часов не наблюдают.

Так завершился наш единственный день в национальном парке Ареналь. На следующий день, с утра пораньше, нас ждала новая дорога, на этот раз в страну с таким манящим названием — Никарагуа.