Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 23:19
Филиппины покорены! Куда дальше?

Тортугеро — Коста-Рика Ноябрь 2022

Деревня большая: четыре двора, восемь улиц, или о том, где остановится на ночлег в национальном парке Тортугеро

В предыдущем своём рассказе я хвалился невероятно живописным участком пути по реке, который мы преодолели по дороге в национальный парк Тортугеро. А привела та дорога в небольшое селение, носящие с рекой и национальным парком одно и то же название -Тортугеро, во всяком случае, другого наименования я не знаю.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Производственная деятельность человека в тех местах запрещена после объявления их природоохранной зоной. Случилось это знаменательное событие в конце 50-х годов 20-го века, что не только остановило браконьерское истребление морских зелёных черепах, но и промышленную вырубку дождевого тропического леса. В результате под защиту попала значительная территория с уникальными климатическими характеристиками, являющаяся ареалом многочисленных видов птиц, зверей, рептилий и всяких прочих по списку.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Народ, который там обитает, очевидно, отчасти вовлечён в обеспечение жизнедеятельности национального парка, а также обслуживанием гостей, которых в этот парк приезжает немало, особенно в период гнездования морских черепах.

Поэтому селение Тортугеро фактически представляет собой некий анклав отелей, средней ценовой категории, кафешек, магазинов и туристических контор, расположенных на узком участке земли, окружённом с одной стороны рекой Тортугеро, а с другой Карибским морем.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

В одном из таких отелей разместились и мы, недорогом, но весьма комфортном.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Рядом с отелем, буквально в пяти минутах ходьбы, был обнаружен песчаный пляж Карибского моря. Однако, ни его внешний вид, ни дождливая погода, ни морское волнение, не располагали к баклажанному типу отдыха, поэтому в море мы ни разу не окунулись. Да и прочих купальщиков не видали.

Посёлок хоть и небольшой по размеру, а также лишённый каких-либо достопримечательностей, всё же заманивал прогулкой по своим незамысловатым улочкам, интригуя экзотикой, встречаемойна каждом шагу.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Ну вот, скажем дерево, подходим к нему и слышим откуда-то сверху дикий гвалт, переходящий в ругань и откровенные разборки. Это компания попугаев ара чего-то не поделила.

Найди попугая
Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

В результате застыли около этого дерева на полчаса, смотрели, раскрыв рты, фотографировали. Короче говоря, было чем заняться.

Однако, нашлись у нас там и дела поважнее, чем просто бродить по улочкам курортного посёлка.

Красна птица пером, а человек умом, или как мы смотрели водных птиц в национальном парке Тортугеро

Если вторую половину дня по приезду в национальный парк Тортугеро мы потратили на вкусный обед и бесцельное, но приятное блуждание по посёлку, то следующий уже полновесный день здесь запланировали посвятить научным исследованиям.

Дело в том, что местных представителей флоры и фауны в дикой природе видеть нам до этого не доводилось, это было открытие для нас. Ну, а если это открытие, то и наука. Вроде бы логично.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Планы были таковы. С утра, сразу с рассветом, принять участие в экспедиции по каналам и лагунам бассейна реки Тортугеро, а после обеда совершить полевой выход в дождевой лес. На самом деле, конечно, мы просто намеревались купить стандартные экскурсии у местных гидов, которые они предлагали неподалёку от поселкового причала.

Но раз для нас это была научная деятельность, то и терминология должна быть соответствующей.

В итоге наша программа состоялась ровно наполовину. Катание на каноэ под перманентно моросящим дождиком часа на три с половиной благополучно произошло. Рано утром, компанией четырёх человек под началом молодого парнишки — местного гида, мы отправились на водную экскурсию.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Парнишка со знанием дела подвозил нас к тем или иным заветным уголкам, а мы, переполненные восторгом, изображая из себя юных следопытов, свидетельствовали наличие очередного экзотического обитателя парка.

А вот прогулку по маркированной тропе дождевого леса пришлось отменить, дождь зарядил не на шутку. Не дождь, а самый что ни на есть ливень. Лило весь оставшийся день и всю ночь. Такое уж там мокрое место, вода была везде и всюду.

Так что персонажи, кои будут представлены мной далее, встречены во время прогулки по водным артериям бассейна реки Тортугеро.

Изучаем и любим природу Центральной Америки. Американская зелёная кваква

Загадка: живет в болотистых заводях, именуется кваква, но не жаба? Сдаётесь? Это птичка такая, маленькая, коренастая, на вид застенчивая, а на самом деле умная и дерзкая.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Главное достоинство зелёной кваквы, в том, что она умеет ждать. Сидит кваква, такой грустный пушистый комочек, обиженная на весь белый свет. Никому она не нужна, никто её не любит.

Но это всё образ. На самом деле грустный комочек хитрый и умный охотник. Засаду устраивает кваква именно в тех местах, где мимо проходит мелкая рыба или проплывают лягушки.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Сидит неподвижно, выжидает, и вдруг бац, резкий выпад вперед своим кинжалообразным клювом.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

И тут смотрите как преображается птица.

Её кряжистое пухловатое тельце неожиданно превращается в длинную упругую шею.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Собственно говоря, большая часть тельца это и есть шея. Короткие ножки — это не страшно, когда есть такая длинная шея.

А ещё зелёная кваква очень умна, ну, может, как ворон, а вот так сразу и не скажешь. Смотрите: подбирает кваква свои клювом веточку, перо, лист или насекомое, бросает в воду, используя как приманку. Глупая рыба или лягушка реагирует, подплывает к приманке поближе и… вот вам и вкусный сытный обед.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Вот! А вы говорите безобидный пушистый комочек.

Изучаем и любим природу Центральной Америки. Желтолобая якана

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Этого персонажа птичьего мира бассейна реки Тортугеро именуют желтолобая якана.

У яканы свой секрет. Если вышеописанная зелёная кваква имеют длинную телескопическую шею, то якана может похвастаться очень длинными пальцами — три вперёд, один назад, отороченными такими же длинными и прямыми ногтями.

Это фотография, к сожалению не моя. Спасибо добрым людям из интернета. Просто на этой очень наглядно длинные пальцы яканы видны. А на моих, нескольких десятков снимков, птичка свои пальцы прячет

Если тельце птицы составляет 17–25 см, то длина пальцев где-то 11 см, получается в среднем половина её размера. Для чего нужна этакая оригинальная конструктивная особенность тела яканы догадаться не трудно. Это позволяет птичке легко и просто перемещаться по листьям водных растений.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Именно благодаря этому данный вид обитает там, где речные поймы и топкие болота, на мелководных участках покрытых зелёным ковром водных растений с плавающими листьями.

Большую часть своей жизни яканы, широко расставив свои длиннющие пальцы, разгуливают по листьям водяных гиацинтов и прочих подобных растений склёвывая по ходу движения то, «что Бог послал». «… а Бог послал на стол икру, да спецпосола осетра, телячьи почки на пару, ну и грибочков с полведра…» , а если точнее, то мелких рачков, кольчатых червей, улиток, насекомых и их личинок, мелкую рыбёшку… Согласитесь рацион неплохой, тем более, что обязательным дополнением к мясным блюдам будет и растительная составляющая, как-то семена и зёрна водных растений.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Плотный зелёный ковёр из листьев является не только щедрым достарханом, но и надёжной защитой для якан. Если что, ныряет птичка под листик, выставив только кончик клюва, чтобы дышать.

Но если надо, могут и улететь от опасности, ну, хотя бы на другой берег.

Так и это ещё не всё. На этих самых листьях яканы высиживают свои яйца, а вот это вообще невероятная история. Главным участником в процессе воспроизводства своего потомства является отец, в смысле, самец. Нет, яйца откладывают, конечно, мамаши, через некоторое время после спаривания. Обычно 3–4, по одному в день.

Но, именно самец строит гнездо, ну, как строит: положит несколько прутиков на лист, что размером побольше, чтобы яйца не скатились в воду, вот тебе и гнездо.

А вот дальше происходит самое интересное: кладку высиживает только самец. А где же самка? Тут вот какое дело, сам я, конечно, не видел, но знающие люди говорят, что самки уходят в поисках красивой жизни и сексуальных утех. Ищут себе новых партнёров, спариваются с ними, откладывают яйца, оставляют мужиков на хозяйстве, новый поиск…

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

И так всю жизнь, ну, или, как минимум, молодые годы.

В это время, напоминаю, самцы высиживают яйца, а это целых 26 дней, но и это не всё. Далее отцы берут на себя заботы о потомстве: добывают для малышей корм, оберегают их от хищников. Опека продолжается ни много, ни мало, а целых 70 дней, пока птенцы не обретут полную самостоятельность.

Такая жизнь, что сложилась в сообществе якан, как я понимаю, ждёт и человеческое сообщество после победы феминизма. Мужикам всех биологических видов стоит знать об этом и не дать себя превратить в самое бесправное существо на этой планете.

Улита едет, когда-то будет, или о том, как мы смотрели, самое флегматичное и ленивое животное в мире

Можно было бы и дальше рассказывать о птицах, что обитают в национальном парке Тортугеро. Но разговор этот хоть и занимательный, но практически бесконечный, больно много пернатых там развелось, сытные и благодатные места.

Поэтому перейду к животному миру, опять же про всех его представителей поговорить не получится, но про самого знакового, да.

Ленивец! Вот уж удивительное животное, ибо ни на кого-другого не похоже.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Никогда не скажешь, но в ближайших родственникаху ленивца ходят муравьеды и броненосцы. Что у них общего, вообще не понятно: ни внешний вид, ни образ жизни. Эта троица из отряда неполнозубых вообще какая-то зоологическая аномалия.

По мне, так ленивец больше напоминает сильно лохматую и медлительную обезьяну, ну или медведя.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Но нет, ленивцы ни с обезьянами, ни с медведями никакие не родственники, даже не дальние.

Мы видели ленивцев только из далека, они висели высоко на деревьях.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Но даже на таком расстоянии было понятно, что более пофигистичного существа трудно представить.

Так называемый «закон джунглей» в случае с ленивцем совсем не работает. Он не борется с холодом, ибо живёт исключительно в тёплом климате. Он не умирает от голода, ведь на дереве, где он живёт еды всегда полно. Он никуда не мигрирует в поисках лучшей доли, а зачем, если и тут хорошо. Он даже не ходит на водопой. Он не устраивает боёв с другими животными или между собой, например, за обладание самкой. Зачем вся эта суета сует?

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Ленивец спит по 15 часов в день, а в остальное время уминает листья, что висят рядом и просто тупо смотрит вокруг.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Он даже в туалет ходит один раз в неделю. Ну, а зачем напрягаться лишний раз.

Рискуя прослыть богохульником, всё же скажу, что ленивец есть некое олицетворение буддизма, ибо вся жизнь этого существа есть беспрерывная медитация с целью понять величие пустоты.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Однако, если отбросить духовные практики и стать исключительно на рельсы материализма, хочется понять, отчего ленивцы столь медлительны.

Ведь они действительно очень медленно передвигаются, предпочитая просто висеть и переварить листья.

Есть мнение, что ленивцы потому никогда и никуда не торопятся, потому что их пища настолько низкокалорийная, что возникает потребность экономить энергию. По мне так это глупое объяснение. Достаточно вспомнить иных травоядных животных, тех же антилоп гну или газелей Томпсона, которые передвигаются с огромной скоростью, иначе им и не выжить.

Нет, тут другое. Ленивец на самом деле самый совершенный результат естественного отбора.

Коста-Рика. Обитатели национального парка Тортугеро

Не надо быть быстрым как гепард, сильным как тигр или орёл. Не надо иметь способность маскироваться под окружающую среду, как хамелеон, уметь притворятся мёртвым, как опоссум, или иметь ядовитые шипы, как утконос.

Просто повисни на дереве, жри листья и спи. Абстрагируйся от мира и всё будет хорошо.

На этом, наводящем на философские размышления моменте, я планирую попрощаться с национальным парком Тортугеро. Там мы провели два дня, третий и четвёртый из тех двадцати, что были отведены на центрально-американское турне. Однако, программа по Коста-Рике продолжалась. Следующий этап — городок La Fortuna и национальный парк вулкана Ареналь, оттуда и будет новый репортаж