Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 16:47
Филиппины покорены! Куда дальше?
Лучший материал
недели

Панама, Коста-Рика, Никарагуа, Гондурас, Белиз, Гватемала Ноябрь 2022

Задачка на логику

Дано: стоимость round trip авиакомпании Turkish Airlines по маршруту Тбилиси -Стамбул — 36000 рублей; стоимость round trip авиакомпании Turkish Airlines по маршруту Стамбул — Панама-сити — 102000 рублей.

Необходимо найти: стоимость round trip авиакомпании Turkish Airlines по маршруту Тбилиси -Стамбул — Панама-сити.

Очевидно, большинство из вас дадут ответ 138 000 рублей, сложив в общую сумму стоимости двух составных частей единого маршрута, что кажется вполне логичным, тем более что задание анонсировано именно как задача на логику. Тем не менее, ответ не верен. Правильный ответ: 42 000 рублей.

Где логика? Никакой логики в этом нет, но именно это обстоятельство явилось для меня определяющим как самого факта путешествия, таки выбора его направления.

Панама. Столица страны: Панама-сити
Коста-Рика. Национальный парк Тортугеро
Никарагуа. На улицах Гранады

Еще летом, уютно расположившись на топчане во внутреннем дворике отеля в Самарканде и обсуждая ближайшие планы на жизнь, мы, небольшая команда из четырёх человек, объединенных страстью периодического блуждания по миру, сговорились совершить в ноябре совместный вояж в Центральную Америку. Красивая идея, неправда ли?

Однако, ближе к осени наши планы уверенно стремились перейти в категорию «несбыточных», ибо стоимость авиабилетов, будучи абсолютно неподъёмной, вынуждала нас в буквальном и переносном смысле «спустится с небес на землю».

Тут надо пояснить, что в сложившейся политической ситуации практически единственным вариантом попадания россиян в Южную или Центральную Америку является Turkish Airlines. Теоретически можно добраться и европейской авиакомпанией, тем более что у каждого из нас открытая шенгенская виза была на руках. Но, во-первых, это ни разу не дешевле, но самое главное, были случаи, когда европейские авиакомпании отказывали россиянам в посадке на борт, следующего из Европы в Южную Америку, при этом не возвращая денег за билет.

Вот мы и мониторили перелёты из Стамбула в Панама-сити или в Канкун и обратно, каждый раз находя их крайне дорогими. С учётом дороги в Стамбул, на круг выходило 130–140 тысяч рублей, а такие траты на билеты нести мы были не готовы.

Однако, одному из нас пришла идея задать в параметрах поиска Тбилиси -Панама-сити, вот тут и выскочило неожиданно тот самое предложение от Turkish Airlines, транзитом, понятное дело, через Стамбул, стоимостью в 42 тысячи рублей. И это за четыре перелёта, два из которых были трансатлантическими, с полновесным багажом и одной из лучших авиакомпаний мира.

Я не знаю, как объяснить подобные сеансы неслыханной щедрости авиакомпаний, возможно даже, что это был некий сбой в системе. Такое периодически бывает, когда добавление некоего сегмента радикально сбивает общую стоимость перелёта, и я лично, бывало, пользовался этим. Предложение было актуально всего три дня. Трое из нас купили билеты моментально, четвёртый замешкался на несколько дней, а увидев стоимость уже в 80 тысяч рублей, пожадничал и ретировался.

Так сформировалась наша команда, готовых на очередную авантюру, которая и на этот раз удалась.

Бесценные советы будущим покорителям Центральной Америки

По странам Центральной Америки мы путешествовали ровно 20 дней, ведь именно столько дней составлял промежуток времени между прилётом в Панама-сити и вылетом из него же обратно.

Программу пребывания строили, понятное дело, самостоятельно, на свой страх и риск, потому как быть ведомыми кем-то за ручку воспринимали бы как личное оскорбление.

Это, конечно, шутка. Я, например, периодически подписываюсь под авторские туры, если это технически или организационно целесообразно. Но в данном случае такой необходимости не было. Каждый из нас был опытным пилигримом, имеющим в активе 80–90 посещенных стран, у меня, кстати, таковых теперь 89.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Да и путешествовать мы предпочитаем максимально бюджетно, не по причине отсутствия средств, тут, какой-никакой достаток имеется, а потому что видим в разумности трат высшую степень туристического мастерства.

Соответственно, после данного вояжа накопили некий опыт, который, хоть и не был «сыном ошибок трудных», ибо прошло всё исключительно легко и гладко и шишек на лбу нам набить не пришлось, но всё же он имеется.

Хочется сказать, прежде всего россиянам, что путешествовать по миру несмотря на известные сложности и ограничения можно и нужно. Есть много стран, где нас ждут, уважают и даже любят. Страны Центральной Америки как раз из таких.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Так что, позволю себе, и в данном обзорном рассказе, и в последующих, посвящённых той или иной центрально-американской стране, периодически давать советы, чтобы развеять сомнения, если, конечно, они есть, и побудить вас на вояж в этот такой далёкий и экзотический регион.

Бесценный совет № 1. В гурте и каша лучше естся или в единении — сила

Этот совет про команду единомышленников. Я понимаю, что иные путешествуют только семьёй и другого варианта просто не приемлют. Иные убеждённые одиночки, им так удобнее и комфортно.

Я в этом плане всеяден. С удовольствием путешествую с родными и близкими, если выпадает такой случай. Могу отправиться в путь и в полном одиночестве, такие примеры в моей туристической биографии тоже есть.

Но, с точки зрения технологичности и эффективности путешествия, то вариант небольшой команды, человека 3–4, будет самым оптимальным. Прежде всего, я имею в виду, раздел общих расходов на транспорт, проживание, возможно, услуг гидов, хотя в этой поездке мы таковыми практически не пользовались. Выгоды такого раздела очевидны и понятны. Но тут возникает проблема психологической совместимости, которая при неудачном стечении обстоятельств может испортить всю поездку.

Нас в этом путешествии было трое, казалось бы, таких разных, но по духу и отношению к жизни, оказавшихся достаточно близкими.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Хрупкая на вид, но невероятно сильная духом, москвичка Ира, окончившая престижный московский вуз, главную кузницу дипломатических кадров нашей и не только, страны -неофициальный лидер нашей команды. Евгений, тоже москвич, отличный спортсмен, который без перерыва по пересечённой местности периодически пробегает по 100 км, бесконфликтный и вообще какой-то идеальный.

Ребята по возрасту ближе к моей дочери, чем ко мне, но всё же и я, вроде бы, в их компанию вписался. В любом случае, за один год нашего знакомства, мы совместно покорили, ни много, ни мало, а целых 16 стран. Уверен, что будут ещё совместные поездки.

Так что, собирайте команду и в путь, вот такой мой совет.

Бесценный совет № 2. Нет ничего невозможного или про границы, которые только у нас в голове

Чем хороши страны Центральной Америки, так это своей максимальной открытостью. Чтобы попасть на их территорию визы не нужны, во всяком случае, для россиян. Про граждан других стран не скажу, узнавайте.

Исключение составляет только Белиз, есть такое государство, граничащее с Мексикой и Гватемалой.

Белиз-сити, город в котором постоянно идут дожди

Но и туда мы попали легко, предъявив действующую шенгенскую визу, которую имели.

Безвизовый характер большинства стран региона максимально упрощает задачу путешествия на этапе подготовки и экономит энную сумму средств. Для контраста с ужасом вспоминаю недавнюю, той же компанией, поездку по странам Западной Африки. Я бы на месте правительств тех африканских стран доплачивал бы желающим погостить у них, а не устраивать запутанные и дорогостоящие преграды.

А вот в Центральной Америке такой проблемы нет, получать заранее, в том или ином виде, разрешения на въезд не нужно. Однако, раз я тут раздаю бесплатные и очень ценные советы, имейте в виду, что виза не нужна, но задавать вопросы на границе будут. Необходимо чётко ответить, какое количество дней вы проведёте в стране, показать бронь отеля на весь период и билеты на выезд из страны.

Для примера нас не пускали в Панаму, первую страну центрально-американского маршрута, ибо мы не смогли предъявить билеты на автобус в Сан-Хосе (Коста-Рика), куда мы действительно планировали ехать. Пришлось проявить смекалку, а именно, присоединиться к wi-fi местного аэропорта (большая удача, что он вообще там был), найти нужный сайт и купить -line билеты на требуемую нам дату, что было несколько нервно.

Граница Панама-Коста-Рика

Так было не везде. В Гватемале на границе не задали ни единого вопроса и вообще как-то обрадовались, узнав, что мы из России, в этой стране россиян явно любят.

Также любят российских подданных и в Никарагуа, но границу мы проходили очень долго. Местные погранцы внимательно изучали наши паспорта, зачем-то пытаясь разобраться какие страны мы посетили, прежде чем добраться до Никарагуа. Поэтому совет мой такой: безвизовый характер стран Центральной Америки это просто замечательно, но будьте готовы отвечать на вопросы пограничников и подтверждать ваши ответы документально.

И ещё, в некоторых странах этого региона принято брать деньги за въезд и/или выезд, но, к счастью, совсем небольшие. Точно платить придётся в Панаме, Коста-Рике, Никарагуа и Белизе. И ничего подобного нет в Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре, это максимально лояльные к путешественникам государства.

Бесценный совет № 3. Трусливому зайке и пенёк — волк или не так страшен чёрт, как его малюют

Страны Центральной Америки считаются опасными в криминальном плане, особенно Гондурас и Сальвадор. Последние входят в десятку самых криминогенных государств мира. Сразу скажу, что мы лично не сталкивались ни малейшим образом с посягательствами на нашу жизнь или имущество несмотря на то, что двадцать дней активно перемещались по региону, исключительно на общественном транспорте или такси, гуляли по городам, зачастую и в тёмное время суток.

Безусловно, соблюдать элементарные меры безопасности надо, и не провоцировать своим поведением потенциальных злодеев. Но это утверждение применимо к большинству городов мира, ибо, уверен, что в Тегусигальпе или в Сан-Сальвадоре не более опасно, чем, скажем, в Париже или в Сан-Франциско.

В тёмное время суток на улицах никарагуанского Леона
юные злодейки
юные "злодейки"
больше всего испугали вот эти бородачи

Я этот вопрос поднял потому, что в сети много информации о грабежах, ограблениях или убийствах, что поджидают иностранца на каждом шагу в странах Центральной Америки. Скажу, что данные страхи сильно преувеличены, а иногда попадается просто бред.

Ну вот, читаю я чей-то отчёт о милом колониальном городке Антигуа-Гватемала, в котором я провёл три полных дня. Пишут, что ни в коем случае не фотографируйте в Антигуа представителей этнических групп индейцев майя или киче. Что, мол, они могут выстрелить в ответ и убить наповал, и что прецедентов таких было не мало. Вот это реальный бред.

Я в этом городе был один, мои ребята уехали в соседний Сальвадор. Бродил по городу, ездил исключительно на chiken busses с местными по соседним деревням с фотоаппаратом на шее и фотографировал всё подряд. Любой встреченный из местных обязательно улыбался, поймав мой взгляд, говорил приветствие. А что касается именно индейцев майя, то этот низкорослый и коренастый народец единственно на что способен, так это немного поприставать с предложением купить их самодельные бусы или какие-то шарфики, да и то без особого нахрапа.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Какое там убийство человека, думаю, эти милые, хоть и не очень симпатичные люди, не готовы убить даже таракана.

Итак, совет такой: не бойтесь самостоятельно путешествовать по Центральной Америке, криминальные случаи там, конечно, возможны, но всё не так уж и страшно.

Ну что, советов из категории «бесценных» я мог бы преподать ещё немало: про лингвистические особенности региона, про деньги и расчёты, про особенности перемещения, про еду…

Но думаю, для этого обзорного рассказа хватит. На этом этапе у меня задача вызвать интерес к региону и к нашей поездке, а своими знаниями и впечатлениями готов делится в следующих материалах

Дорога — хоть кубарем ступай или кратко о нашем маршруте по Центральной Америке

Если посмотреть на карту региона, то видно, что на узком перешейке между Южной и Северной Америками расположилось ни много, ни мало, а целых 7 стран.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Нам хотелось увидеть их все. Сразу скажу, что ребятам это удалось, мне нет.

В моём списке шесть стран региона, Сальвадора там нет. Это было под окончание нашего безумного трипа, когда после ночного переезда по Гватемале, из Флореса в Антигуа-Гватемала, ребята опять под вечер, на перекладных, поехали в сторону сальвадорской границы, наверняка не зная, как будут туда добираться и удастся ли им поспать. Как говорится, «безумству храбрых поём мы песню», в итоге всё у них получилось шикарно, а я тогда устал.

В Сальвадор я не поехал, вместо этого снял хороший отель в Антигуа и реально красиво, с комфортом, поедая манго и папайю, провёл там время.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Однако, даже при данной потере эту поездку пустой для меня назвать никак нельзя. Столько стран зараз я не видел никогда, ведь в итоге таковых набралось целых восемь.

Помимо шести стран центрально-американского региона, я три ночи и два неполных дня провёл в Тбилиси и два дня, по дороге туда и обратно, в хорошо знакомом Стамбуле.

Что касается маршрута именно по Центральной Америке, то идеальным вариантом было бы прилетать в Панама-сити, а улетать из Канкуна, преодолев расстояние между этими двумя городами по земле. Но у нас такой возможности не было, иначе мы бы теряли столь чудную цену на авиабилеты.

Мы прилетали в Панама-сити и оттуда же улетали, а значит нужно было закладывать время на возврат. При этом времени катастрофически не хватало, и именно цейтнот предопределил наш бешенный темп.

«Кто по годам, а мы по часам», а что делать, надо было везде поспеть. Я понимаю, что имеющиеся у нас 20 дней можно было провести в той же Панаме, и уж тем более в Коста-Рике или Гватемале. Государства эти небольшие по размеру, но в каждой из них есть, что посмотреть, «… с чувством, с толком, с расстановкой…»

Но мы выбрали именно такой вариант, увидеть в каждой стране самое яркое, найти уникальную для каждой из них изюминку, чтобы понять страну и иметь возможность сравнить. Сложившимися образами я и представлю увиденные нами страны, чтобы в дальнейшем развить эти образы в более детальный сюжет.

Панама. Мы проехали по Панаме сотни километров по дороге в Коста-Рику и обратно, так уж сложилась наша логистика. Но, в памяти ярким пятном только столица -Панама-сити. Ожидая увидеть грязный бетонный мегаполис, где грабить начнут прямо на выходе из аэропорта (ох уж эти мрачные отчёты непонятных людей, вроде как, побывавших там), мы увидели невероятно комфортный симбиоз классического американского downtown с одетыми в сталь и стекло небоскребами, и милого старого города в колониальном стиле.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Да, первым делом мы отправились смотреть знаменитый канал, но он как раз особого впечатления не произвёл, а вот собственно огромный город неожиданно да.

А ещё там было очень вкусно: севиче, жаренный сибас…

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Будете в Панама-сити обязательно запланируйте обед на fish market, это ещё один мой бесценный совет.

Коста-Рика. В этой стране тратить время на Сан-Хосе, столицу, нет никакой необходимости, это исключительно транзитный город.

В Коста-Рике стоит смотреть исключительно национальные парки: вулканы, море, реки, животных и птиц. Мы успели побывать в двух из них.

Первым был Тортугеро — национальный парк, расположенный на побережье Карибского моря и в бассейне одноименной реки. Одна дорога туда, целый час на лодке по реке, достойна отдельного рассказа, это было захватывающе невероятно.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Обилие живности, что обитает в дождевых лесах практически нетронутых человеком и увиденных нами, позволит мне вернуться к моему любимому жанру в стиле «Ребятам о зверятах».

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Их мы увидели, когда брали экскурсию на каноэ по водным артериям этого национального парка.

Продолжить рассказывать о животных и птицах Коста-Рики можно из другого национального парка этой страны, что расположился в окрестностях действующего вулкана Ареналь. Туда мы направились на перекладных прямиком из Тортугеро, проехав между делом сразу полстраны. Увидели, наверное, всех знаковых представителей фауны Коста-Рики, как то, ленивцев, туканов, колибри…

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Ну разве что красноглазую древесную лягушку не удалось, уж больно она мала и проворна.

Никарагуа. Программу пребывания в этой стране можно назвать «Nicaragua Colonial». Кстати, видели в Коста-Рике рекламное объявление о трёхдневной поездке в соседнюю страну именно с таким названием и бюджетом в $250. Мы сами через несколько дней проехались по предлагаемому маршруту потратив за те же три дня примерно $50–60.

Колониальные города Гранада и Леон, чур не путать их с европейскими тёзками, реально великолепны.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Побывать там надо обязательно, подарив каждому из них хотя бы по одному дню.

А вот Манагуа, столицу страны, минуйте смело, мы этот город видели транзитом. Так себе, дрянь, а не город.

Гондурас. Вы будете долго смеяться, но страна с таким названием реально существует. Серьёзно, я её видел своими глазами. На туристическом шаттле из никарагуанского Леона мы проехали через весь Гондурас вплоть до городка Ла Сейба, что расположен на побережье Карибского моря, чтобы, переночевав там, на пароме отправится на милый остров Роатан.

Боюсь у меня сформировалось несколько искажённое представление об этом государстве, ибо я видел только красоту.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Подозреваю, что прочий Гондурас не столь прекрасен как тропический остров Роатан. Там мы только отдыхали, купались в море и кушали манго. Правда, не долго. Увы, такой напряжённый график мы сами себе нарисовали.

Белиз. Маленький самолёт, размером с маршрутное такси, только с крыльями по бокам.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Впереди два пилота, салон рассчитан человек на 10, но из пассажиров только мы трое.

Взлетали в дождь, садились в дождь, летели низко над водами Карибского моря, периодически потряхивало, страшный сон аэрофоба.

Это был международный рейс Роатан (Гондурас) -Белиз-сити (Белиз), расстояние в 250 км преодолели за час лёта.

Белиз-сити, как, собственно, и вся страна, был транзитом. Вспоминаю город, похожий на нью-йоркский Гарлем: грязновато, потрёпанные дома и всюду только чёрные люди, разъевшиеся до бодипозитивных размеров.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

А ещё помню дождь, тёплый и не сильный, но моросил постоянно.

Гватемала. Вот это реально круто. Почему-то мне кажется, что я ещё раз там побываю. На данный момент с этой страной у меня две ассоциации.

Прежде всего это индейцы майя и всё, что с ними связано. Это навеяно посещением их древнего города Тикаль.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Обязательно хочу погрузитьсяв эту тему, посмотреть, почитать, что найду. Тем более, что в планах Мексика, в частности Юкатан, а значит, встреча с культурой майя будет ещё обязательно.

Вторая ассоциация — это такой душевный колониальный стиль, виденный в других странах региона и дополненный видами, отчасти, Флореса, но в большей степени Антигуа -Гватемала.

Центральная Америка! Очередная авантюра, которая удалась

Ну что, общее представление о нашей поездке я дал, где мы были и что видели примерно понятно. Но, в дальнейших материалах обязательно будут детали и всякие мелочи. Хорошо известно, что «мелочи тревожат нас больше всего, ведь легче увернуться от слона, чем от мухи».

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых