Турист Наталия (natchen)
Лучший материал
недели

Сочи — Россия Август 2022

Свершилось. В августе 2022 года я провела целых десять дней на Черноморском побережье Сочи. В чем прикол, спросите вы, учитывая, что с некой периодичностью я выдаю рассказы о главном морском курорте нашей необъятной родины? Прикольна и где-то даже грустна эта ситуация прежде всего для меня самой, так как мои слова, вырванные из обзора об апрельской вылазке в Сочи полтора года назад «Майские праздники и лето я категорически отмела сразу, т. к. пока еще не дошла до той кондиции, чтобы бултыхаться в море, кишащем не рыбами, а туристами» претерпели существенную метаморфозу. Приезжая два года подряд с сыном в апреле в Адлер, в какой-то момент мы почувствовали себя мазохистами. Нам уже явно не хватало прогулок по набережной пусть и с фееричными видами на закате, хотелось залезть в соленую морскую воду и сидеть в ней до одурения. Вот так в наших планах и нарисовался Сочи в августе.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Конечно, приезжать куда-либо только из-за пляжного отдыха, это не моя история. В Сочи есть еще места мне неведомые и влекущие к себе своей первозданной красотой. Эти природные достопримечательности лучше всего осматривать в августе — октябре, когда уровень воды в реках опускается до минимума. И если вы не догадались, то речь моя пойдет о каньонах Сочинского национального парка. Пройдя тропами горных ущелий к живописным водопадам и смотровым площадкам Сочинского парка, увидеть его каньоны, которые по своей красоте лидируют среди других природных локаций Сочи, мне хотелось уже давно. В планах стояло посещение как минимум четырех каньонов, однако удалось увидеть только два из них. Сегодня я покажу и расскажу о каньоне Белые скалы, а каньону реки Псахо я посвящу отдельный обзор, которого он однозначно заслуживает.

Справедливости ради надо отметить, что количество людей на пляже и в море было умеренным. Вспоминая свою последнюю летнюю вылазку в Геленджик 20 лет назад, я ожидала, что будет гораздо хуже. Именно после той поездки у меня пропало всякое желание посещать в пик сезона российские морские курорты, так как от количества людей я тогда испытала настоящий шок. Сейчас же в Адлере обстановочка была размеренная и спокойная, что не могло не радовать.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Возможно, свою роль сыграла удаленность нашего пляжа от центральной части города. Да и купались мы всего два раза в день — утром и вечером, подолгу наблюдая за медленным погружением светила в морскую пучину.

Почему-то я раньше никогда этого не практиковала. Наблюдать за ускользающим под воду угасающим солнцем во время заплыва оказалось так занимательно, что каждый вечер мы спешили принять участие в этом светопреставлении, как будто без нашего присутствия закат и вовсе бы не состоялся.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Море в Адлере чистое. С погодой нам повезло, все смерчи и штормы отработали свою программу до нас еще в июле, так что стояла жара и морские ванны были нашей отдушиной после активных ежедневных прогулок. После поездки прошло уже четыре месяца, а я все оттягивала написание рассказа, потому что никак не могла понять в каком формате подать свои впечатления. Казалось бы, о Сочи мной написано уже много, но ведь есть новые фотографии из той же Красной Поляны, хочется их показать, может быть что-нибудь рассказать! В общем, решила я по-быстрому пробежаться по знакомым для многих местам, и потом уже неспешно перейти к описанию моих впечатлений о каньоне Белые скалы.

Итак первой, куда мы ринулись, стала Красная Поляна. Мы себе не изменяем: маршрут у нас отработан до мелочей. Как говорил Бенджамин Дизраэли: «Секрет успеха — постоянство цели." Вот и мы раз за разом открываем наш сочинский вояж канатками Поляны, в надежде увидеть что-нибудь новое. Тем более в нашем полку в этот раз прибыло, компанию нам составила бабушка, она же по совместительству моя мама. Искренне уверовав с Санькой в то, что мы везем бабушку смотреть Красную Поляну, нам то в сотый раз там уже ловить нечего, мы, как это ни странно, с радостью туда и отправились.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Порадовало, что курорт держит цены на канатки, ценник остался прошлогодний.

Поднявшись на Роза Пик и отсняв очередную серию «я здесь был», мы ломанулись к подъемнику «Эдельвейс». Навязчивая идея показать ребенку парк водопадов «Менделиха» не давала мне покоя. Усадив нашу бабушку с кроссвордами на одной из лавочек в начале пешей тропы, мы, распрощавшись с ней на два часа, устремились изучать водопады парка. Каково же было наше общее удивление, когда мы уже через час вернулись обратно. Мое знакомство с природными достопримечательностями Сочи началось четыре года назад, и первым объектом стал парк «Менделиха». На тот момент информации в интернете об этом парке было мало, и он стал для меня неожиданным открытием. Парк мне очень понравился тогда, гуляла я по нему долго и, вернувшись домой, посвятила ему целый рассказ.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Не могу сказать, что в этот раз мы с Санькой быстро передвигались по тропинкам парка. Не все водопады были фотогеничными по причине обмеления, и мы, наверное, немного меньше времени тратили на остановки у каждого из них. В общем, до смотровой площадки дошли мы быстро, и также быстро вернулись обратно.

Сказать, что я испытала разочарование? Нет, скорее больше удивление. Удивление тем, насколько разные впечатления от прогулки по парку я получила тогда, четыре года назад, и сейчас. Так что иногда очень даже полезно возвращаться в места, которые понравились, чтобы проверить, настолько ли они хороши, как нам кажется, при первом знакомстве с ними. В любом случае, прогулку по парку водопадов «Менделиха» я вам рекомендую, так как в совокупности с подъемником на Роза Пик, с кресельной канаткой «Эдельвейс» и прогулкой по набережной вдоль реки Мзымта день у вас получится ярким и эмоционально насыщенным.

И уж если мы заговорили о рецидиве былых впечатлений, то хочу поделиться еще одной нашей вылазкой в Красную Поляну, чтобы прокатиться на канатных дорогах Газпрома «Лаура» и «Альпика». Этот маршрут мы с сыном впервые обкатали полтора года назад в апреле месяце, когда на склонах курорта еще властвовала зима.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Тогда мы пищали от восторга, и если кому-то интересна эта история, то можно заглянуть сюда.

При покупке билетов в кассе, неожиданно обнаружила, что в нашем распоряжении находятся, абсолютно все, включая и кресельные, канатные дороги Газпрома. К сожалению, в прошлый раз мы по незнанию проехали только основной маршрут. Так что сейчас с радостью, устранив прорехи, мы обкатали все канатки Лауры.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Как говорится в песне Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». При том что окрестные виды были нам знакомы, предстали они нашему взору совсем в другом исполнении, и мы единодушно решили, что летние горные пейзажи нам нравятся гораздо больше их зимнего аналога.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Сделав остановку в горном приюте «Пихтовый» — верхняя точка канатной дороги на склоне Лаура (1660 м над уровнем моря), мы зашли в ресторан, расположенный непосредственно рядом с подъемником, где обнаружили очень вкусное авторское мороженное, так что загляните, не пожалеете.

На этой же площадке расположен родельбан длиной в 1 км, и именно от приюта берут свое начало летние туристические тропы в Кавказский биосферный заповедник — Медвежьи ворота, Бзерпинский карниз, Семиозерье и другие. Мы же, оккупировав очередную кабинку подъемника «Лаура», на целые 40 минут, пока спускались вниз, погрузились в созерцание завораживающих горных ландшафтов.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Этот участок канатной дороги произвел на меня тогда, полтора года назад, и вот теперь снова очень сильное впечатление. И несмотря на то, что большинство туристов стремятся подняться на Роза Пик, искренне считая, что увидят там самое красивое из того, что может предложить Красная Поляна, виды с канатки от вершины Лауры до нижней станции «Альпика» не хуже, поверьте.

В общей сложности провели мы на канатных дорогах Газпрома в этот день около четырех часов.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

По мнению нашей дружной компании эта прогулка стала лучшей, если не брать мои бродилки по каньонам, из тех вылазок, которые мы осуществили в Сочи.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

В одном из своих прошлых рассказов я не очень лицеприятно прошлась по Сочинскому дендрарию. Сразу хочу сказать, что дендрарий до этого момента я посещала два раза, и оба захода были снизу, так что до верхней площадки никогда не доходила. В этот раз мы решили подняться на самую высокую смотровую парка на фуникулере, и уже оттуда неспешно спуститься вниз, что оказалось абсолютно правильным решением.

Один минус — большая очередь на канатку, стояли минут 40, если не больше. Сразу вспомнился Китай. Однако, виды на город сверху перекрыли весь негатив, а очередная порция мороженного сделал спуск более приятным.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Разница между верхней и нижней частью дендрария существенная. Если в нижней части парка каждый кустик и травинка отлизаны и отполированы, то наверху властвует пусть и причесанный, но более дикий ландшафт, что лично мне гораздо ближе.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Территория парка огромная, и каждый при желании найдет здесь что-нибудь интересное для себя.

Одной из визитных карточек Сочинского дендрария являются его павлины, снующие под ногами посетителей.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

В целом дендрарий понравился: есть, где погулять, есть, что посмотреть как взрослым, так и детям.

Так что свои слова о том, что парк «Южные культуры» в Адлере мне понравился больше Сочинского дендрария, забираю обратно. Они очень разные. Отдав дань уважения вожделенным в туристических кругах сочинским достопримечательностям, могу теперь с чистой совестью приступить к описанию прогулки по каньону, который давно хотела увидеть. Каньон Белые скалы — известное место, входит в топ-5 самых красивых природных достопримечательностей Сочи. При всей своей раскрученности, не так много подробных рассказов можно найти о каньоне. Читая отзывы, сложилось мнение, что самая большая трудность при посещении каньона — это подъем на заключительном отрезке пути. Оставив свою группу поддержки дома, ранним солнечным утром я отправилась в Сочинский национальный парк, чтобы наконец-то увидеть это чудо. Главным ориентиром для посещения каньона является поселок Красная Воля. Народ пишет, что добраться до поселка просто: от Хосты ходит автобус 128, который вас туда доставит. Однако прочитав рассказ Светы, посетившей каньон в октябре 2022 года, слово «просто» обросло нюансами, так что, если вы планируете добираться до каньона своим ходом, загляните обязательно в ее рассказ и ознакомьтесь с расписанием автобуса. Я же, забив в навигатор название поселка, успешно переехав хостинский мост и оставив позади Тисо-самшитовую рощу, сразу за мостом повернула налево, где меня поджидал достаточно крутой серпантин. Дорога от Хосты до поселка Красная Воля может похвастаться не только своим качеством, но и видами, прокатилась я по ней с удовольствием. В поселке в очередной раз столкнулась с одной из закоренелых проблем сочинской туриндустрии — отсутствие указателей к туристическим объектам. Пришлось отлавливать местных жителей, чтобы понять в какую из улочек поселка необходимо свернуть. Перед входом на территорию парка имеется платная автостоянка — 100 руб.

Приехав к открытию, обнаружила уже несколько машин на стоянке. Около каршеринговой машины стояла девушка и обреченно пыталась ее закрыть. Несмотря на то, что стоянка находится не так уж и далеко от села, здесь отсутствует интернет, поэтому бедняжке пришлось вернуться в поселок. Живописная аллея, встречающая посетителей парка сомкнутыми кронами деревьев, предвещала изумительную по своей красоте прогулку.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Подойдя непосредственно к входной группе, где располагаются небольшое кафе, туалет и будка кассира, я с удивлением уставилась на огромный стенд с планом маршрута рекреационного объекта «Белые скалы». Дело в том, что в руках я держала распечатку с планом, разительно отличающимся от того маршрута, который увидела на стенде.

Выбрав в интернете самый подробный рассказ о прогулке по каньону, я естественно взяла его за основу, чтобы пройти теми же тропами. Протяженность маршрута в рассказе составляла 4 км, стенд же указывал только на 2,5 км. Пордоньте, а куда делись еще 1,5 км? Именно с этим вопросом я и подошла к охраннику на входе в парк, тыча ему в лицо свою распечатку. А оставшиеся 1,5 км сейчас пройти нельзя, так как весной размыло мосты — услышала я в ответ. Новость была для меня печальной, но не возвращаться же обратно, раз уж приехала сюда. Все-таки топовый каньон, и наверняка что-то топовое должно на этих 2,5 км осесть и остаться. Вот с такими мыслями я вступила в зону рекреационного объекта, где, не успев пройти несколько шагов, сразу уперлась в смотровую площадку.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Далее меня поджидал очень крутой спуск вниз. Его масштабы можно оценить, глядя на фотографию со смотровой. Вы же понимаете, что слово «каньон» предполагает, что он находится в самом внизу ущелья. Спускалась я минут 15, в голове рисуя страшные картины своего возращения по этой тропе обратно. Благо на тропе никого не было, так как основная масса искателей приключений еще не прибыла.

Внизу, как ни странно, уже тусил народ.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Вид на каньон непосредственно у спуска впечатлил.

Рассматривая фотографии в интернете, не совсем понятен был его масштаб. После знакомства с каньоном «Чертовы ворота» в Тисо-самшитовой роще, я очень осторожно стала относиться к понятию «каньон» в контексте сочинских природных локаций. Здесь же размах был достойный.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Как человек, строго следующий инструкциям, далее я пошла по маршруту к конечной цели «…тропа ведет вверх по течению реки к большому Каменному завалу». Каменный завал, честно говоря, меня совсем не тронул, поэтому не буду даже выкладывать здесь его фотографии. При желании в изобилии найдете фото завала в интернете. Вернувшись назад, я устремилась по маленькому отростку маршрута в противоположную сторону, где удалось по-настоящему прочувствовать красоту каньона.

Именно в этой части тропы понимаешь, почему каньону было дано такое название.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Через пять минут неспешной ходьбы упираешься в «заводь» или «купель», как многие ее называют.

Погода стояла шикарная, август радовал обилием жарких дней, так что Большая Хоста даже не манила, а настойчиво зазывала окунуться в своих прохладных водах.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Здесь заканчивается маршрут, и именно отсюда, отдохнув и вдоволь накупавшись, народ устремляется в обратный путь. Я же, сняв обувь и закатав повыше брюки, перебралась на другой берег реки. Знаете, какая черта отличает путешественника и толкает его совершать порой безумные, но всегда яркие и новые открытия? Любопытство. Страсть увидеть что-то новое не дает нам спокойно жить. Она пожирает изнутри, выгоняя из дома и зоны комфорта, настойчиво подталкивая нас заглянуть за горизонт. Движимая, видимо, тем самым любопытством, я, перейдя на другой берег реки, пошла к очередному завалу камней, как мне казалось издалека. Но чем дальше я отходила от купели, тем больше мне нравилась картинка впереди.

Конечно, я была не единственной, осмелившейся сюда добраться. Кто-то купался, кто-то релаксировал на берегу, к чему располагало окружающее великолепие.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Каньон затягивал меня как воронка, и сопротивляться силе его притяжения было нереально сложно.

Взобравшись на камни, желание идти дальше только усиливалось.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Хочу обратить внимание, что стены каньона крутые, каньон местами глубокий. Ходить по камням можно, но только в сухую погоду и желательно в обуви с хорошим протектором.

Хотя одна девица скакала босиком по камням как горная лань. Правда, она была единственной и неповторимой в своем роде. Я с замиранием сердца следила за ее кульбитами и, чего уж там скрывать, с завистью.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Пройдя немного вперед, насколько было возможно, мне все же удалось заглянуть за поворот. Ааа…началось сильное слюноотделение, но далее путь был просто непроходим.

Как вариант, можно было перебраться на другой берег каньона и попробовать пройти вперед по нему, но я не решилась. Страшно. Как раз в этот момент на дне каньона нарисовалась группа в касках.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Смотрела я на ребят с изумлением: а что, разве так можно? Бойцы были экипированы по всем правилам безопасности, что только остудило мой пыл продолжать путь далее. Пробыла я в этом восхитительном месте около часа, после чего с неким чувством досады отправилась в обратный путь.

Человек так устроен, что ему всегда чего-то не хватает. Увидев нечто прекрасное на горизонте, хочется это прекрасное познать в непосредственной близости. Вот и мне, увидев великолепную перспективу каньона, захотелось максимально постичь его, но увы.

Живительная прохлада сочинских гор и каньонов. Каньон Белые скалы

Для себя поняла, что следующий мой заход в каньон Белые скалы, если он будет, я скорее всего проведу в каске. Посмотреть на искусство Творца снизу вверх — заманчивая идея.

Весь обратный путь с подъемом к автостоянке занял у меня полчаса. Было около 12 часов дня, и на тропах рекреационного объекта становилось явно тесновато.